Рабочая программа по искусству в 8 классе

блочно –модульной системе «Искусство (ИЗО)» - первое полугодие и «Искусство (Музыка)» - второе полугодие. Этот учебный год посвящен содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Основной, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок,...
Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Старосуркинская средняя общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы

________(Сергиванова Л.В.) _________( Алендукова Э.М.) ________(Васильева И.В.)

Протокол №____от «____»__________2014г. Приказ №_____от

«___»_________2014г.

«____»_________2014г.


Рабочая программа

по искусству в 8 классе

учителя

Шаниязовой Юлии Ахметовны



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_____от

«____»__________ 2014г.


2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Государственный стандарт (основного) общего образования 2004 года по предмету «Искусство (ИЗО)» и «Искусство (Музыка)».

  2. .Примерная программа для общеобразовательных учреждений по курсу «Искусство (ИЗО)» и «Искусство (Музыка)

  3. Положение о рабочей программе МБОУ «Старосуркинская СОШ».

  4. Учебный план МБОУ «Старосуркинская СОШ» на 2014-2015 учебный год

  5. Учебно-календарный график МБОУ «Старосуркинская СОШ» на 2014-2015 учебный год.

  6. Расписание уроков МБОУ «Старосуркинская СОШ» на 2014-2015 учебный год.

  7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программу общего образования.

Общая характеристика учебного предмета.

Данный предмет представлен двумя образовательными компонентами: «Искусство (ИЗО)» и «Искусство (Музыка)». Обучение производится по блочно -модульной системе «Искусство (ИЗО)» - первое полугодие и «Искусство (Музыка)» - второе полугодие.

Этот учебный год посвящен содержанию и языку двух видов конструктивных искусств - дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций.

Основной, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объемно-пространственной.

Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Рабочая программа по искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Задачи реализации данной программы:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством; -культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

-формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

-углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков; - воспитание художественного вкуса;

-приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.

Цели художественного образования:

• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

Место учебного предмета

На изучение данного предмета в 8 классе учебным планом предусматривается 35 часов из расчета 1 час в неделю.

Данный предмет представлен двумя образовательными компонентами: «Искусство (ИЗО)» и «Искусство (Музыка)». Обучение производится по блочно -модульной системе «Искусство (ИЗО)» - первое полугодие и «Искусство (Музыка)» - второе полугодие.

Содержание раздела «Изобразительное искусство»

«Дизайн и архитектура в жизни человека»

Синтез искусств

Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

Синтез искусств в архитектуре

Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Статика и динамика. Симметрия и асимметрия. Формат и композиция. Виды дизайна и архитектуры. Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм). Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости). Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов. Создание художественной фотографии, фотоколлажа. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений. Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

Синтез искусств в театре Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография как искусство и производство. Художники театра (В. М. Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. Ф. Рындин, Ф. Ф. Федоровский и др.). Разновидности театральных кукол и способы работы с ними. Черный театр. Художник куклы-создатель образа куклы-актера

Изображение в полиграфии Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ - символ - знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г. Доре, И. Я. Билибин, В. В. Лебедев, В. А. Фаворский, Т. А. Маврина и др.).

Изображение в фотографии Изображение в фотографии в изобразительном искусстве. Изобразительная природа экранных искусств.Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории и зримая информация. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественный образ в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.)..

Синтетическая природа экранных искусств Фильм как динамическое сочетание изобразительной, звукомузыкальной и словесно-драматургических действий .Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С. М. Эйзенштейн, А. П. Довженко, Г. М. Козинцев, А. А. Тарковский и др.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности

Контроль знаний, умений и навыков учащихся 8 класса (текущий, тематический, итоговый) на уроках искусства осуществляется в следующих видах: текущий, тематический, итоговый. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся 8 классов являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, устный опрос, тестирование, защита проектов, его особенности и возможности.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

- наиболее крупные художественные музеи России и мира;

- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;

уметь:

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определить средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- восприятия и оценки произведений искусства;

- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Общая характеристика учебного предмета искусство (музыка)

Музыка как вид искусства Отражение эмоционально-духовного опыта общения человека с миром, творческого осмысления действительности в народной и профессиональной музыке. Воздействие музыки на эмоциональное состояние человека, его взгляды, вкусы, устремления. Музыка в жизни выдающихся людей. Музыкальные жанры: вокальные (песня, романс), танцевальные (вальс, мазурка, полонез, полька, менуэт, марш), вокально-инструментальные (кантата, оратория), инструментальные (миниатюра, пьеса-фантазия, сюита, соната,), симфонические (симфония, поэма, программная увертюра), музыкально-театральные (опера, балет, оперетта, мюзикл). Музыкальные стили, творческие направления. Классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм в музыке русских и зарубежных композиторов. Религиозная тематика как отражение общечеловеческих проблем в церковной и светской культуре. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Влияние народной, духовной и эстрадно-джазовой музыки на профессиональное музыкальное творчество.

Особенности музыкального искусства в творчестве русских и зарубежных композиторов Современная музыкальная культура. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Развитие основных музыкальных жанров. Основные направления музыкального эстрадно-джазового искусства. Песенное творчество России XX века. Молодежная музыкальная культура: жанры, стили, направления. Вкус и мода. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки в различные исторические эпохи и на современном этапе развития общества. Джаз: истоки, особенности языка, развитие, формы бытования. Блюз, спиричуэл. Симфоджаз. Русская музыка. Музыкальная культура XIX-XX веков. Образ Родины, ее история и современность в творчестве русских композиторов-классиков. Народные истоки их музыки. Жизненный и творческий путь. Знакомство с основными произведениями выдающихся композиторов (М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, И.Ф.Стравинский, С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, Г.В.Свиридов). Зарубежная музыка. Музыкальная культура XVIII-XX веков. Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежной музыки. Народные истоки и своеобразие их творчества (И.-С.Бах, В.-А.Моцарт, Л.Бетховен, Дж.Верди, Ж.Бизе, Ф.Шопен, И.Штраус, М.Равель, К.Дебюсси, Дж.Гершвин и др.).

Народное музыкальное творчество Фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к человеку, природе, родному краю. Защитники Отечества в русском народном эпосе (былина, сказание и др.). Песня как память народа, хранительница традиций, обычаев, обрядов. Народное музыкальное творчество России в сопоставлении с народным искусством других стран. Основные жанры народной музыки: сфера бытования, практическое назначение, содержание и характер. Музыкальные инструменты разных народов и оркестр русских народных инструментов. Народные истоки творчества композиторов-классиков.

Музыка в синтетических видах искусства Общность жизненных истоков, художественных идей и направлений, образного строя произведений различных видов искусства. Значение музыки в различных видах театрального искусства. Музыка в спектакле драматического театра, балете, опере (по выбору учителя), в мюзикле (например, рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда», «Кошки» Э.Л. Уэббера, «Юнона и Авось» А. Рыбникова), в кино (музыка Г.В. Свиридова к кинофильму «Метель», Е. Доги к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь»), на телевиден Роль музыки в искусстве хореографии. Профессиональное и народное танцевальное творчество. Виды танца в балетном театре (классический, народно-сценический, историко-бытовой танец). Современные направления эстрадного танца. Поиски нового видения мира и эксперименты с цветом, формой, словом и звуком в XX веке: импрессионизм, экспрессионизм, авангардные течения в музыке, живописи, литературе, театре (по выбору учителя).Отдельные образцы электронной, конкретной музыки в сопоставлении с другими ее направлениями.

Опыт музыкально-творческой деятельности Восприятие и эмоциональная оценка лучших произведений классического наследия и современности. Вокализация знакомых мелодий произведений инструментальных, вокальных и театрально-музыкальных жанров. Сольное, ансамблевое и хоровое пение. Исполнение и театрализация народных и современных песен. Исполнение пластических и танцевальных движений в соответствии с ритмом и мелодикой звучащей музыки, с ее эмоционально-образным содержанием, жанровой спецификой. Опыт содержательного анализа музыки и оценочных суждений учащимися творчества выдающихся композиторов прошлого и настоящего, а также образцов народного музыкального творчества. Участие в театрализованных формах школьной музыкально-творческой деятельности. Выбор сценических средств выразительности для воплощения образного и эмоционального содержания музыки. Сценическое движение и сценическая импровизация под музыку. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: участие в организации и проведении фестивалей, праздников, музыкальных конкурсах, лектория, написание рефератов и др.

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Развитие основных музыкальных жанров. Основные направления музыкального эстрадно-джазового искусства. Песенное творчество России XX века. Молодежная музыкальная культура: жанры, стили, направления. Вкус и мода. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.

Музыкальная культура XIX-XX веков. Образ Родины, ее история и современность в творчестве русских композиторов-классиков. Музыкальная культура XVIII-XX веков. Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежной музыки. Народные истоки и своеобразие их творчества Общее и различное в народной и профессиональной музыке, в том числе духовной и светской. Основные направления современной музыкальной культуры. «Вечные темы» в искусстве.

Духовная музыка в отечественной музыкальной культуре и ее характерные особенности. Древние песнопения и композиторские сочинения. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки в различные исторические эпохи и на современном этапе развития общества.

Джаз: истоки, особенности языка, развитие, формы бытования. Блюз, спиричуэл. Симфоджаз.

Молодежная музыкальная культура: жанры, стили, направления. Поп-музыка, рок-музыка. Вкус и мода.

Национально-региональный компонент реализуется при изучении тем музыки :Фольклор в музыке татарских композиторов.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала


Содержание

Кол-во часов

Дизайн и архитектура в жизни человека.

8

Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)

8

Современность в музыке

3

Музыкальный стиль - камертон эпохи

4

Образ человека в мировой музыкальной культуре

7

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее

5

Всего

35

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

- наиболее крупные художественные музеи России и мира;

- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;

уметь:

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определить средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- восприятия и оценки произведений искусства;

- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать:

- специфику музыки как вида искусства;

- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- многообразие музыкальных образов и способов их развития;

- основные формы музыки;

- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь:

- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

- выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов











Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Планируемые результаты

Виды контроля

Характеристика учебной деятельности

Дата проведения

По

плану

По

факту

Дизайн и архитектура в жизни человека -8 часов

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет -элемент композиционного творчества. Буква -строка-цвет.

Изучение нового материала, практикум

Объёмно - пространственная и плоскостная композиция, основные типы: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость в композиции.

Знать о композиции в конструктивных искусствах

Уметь гармонично сбалансировать композиции из трёх- пяти прямоугольников, добиться простоты и выразительности. Знать о ритме, движении, разрежённости и сгущённости в композиции. Знать о локальном цвете, сближенность цвета, контраст, цветовой акцент, доминанта.

Уметь создавать композиции в тёплой или холодной цветовой гамме по принципу цветовой сближенности или контраста Знать о искусстве шрифта, «архитектуре» шрифта, шрифтовых гарнитурах.

Уметь создавать композиции из букв (текст).

Вводный

Индивидуальная

Расположить на формате один чёрный прямоугольник и обрезая его, добиться баланса массы и поля;

Гармонично сбалансировать композицию из трёх- пяти прямоугольников

05.09

2

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст в изображении как элементы композиции.

Макет плаката.

Макет открытки

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля

Изучение нового материала, практикум,

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, стилистика изображения и способы композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытке.

Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох.

Знать о плакате, многообразии форм полиграфического дизайна

Уметь выполнять макеты плаката, поздравительной открытки. Знать о детали и целом в архитектуре

Уметь соединять объёмы примыканием (пассивное соединение) и взаимным проникновением (агрессивное соединение).

Текущий

Индивидуальная

Работать над творческой задачей

Макет плаката, поздравительной открытки

12.09

3

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне.

Изучение нового материала, практикум,

Различные типы зданий, горизонтальные, вертикальные и наклонные элементы здания, возникновение и их историческое развитие

. Эмоциональное и формообразующее значении цвета в дизайне и

архитектуре, отличие цвета

в живописи от его назначения в конструктивных

искусствах

Знать важнейшие архитектурные элементы здания

Уметь выполнять зарисовки архитектурных элементов здания

Знать о значении цвета в конструктивных искусствах

Уметь макетировать цветную коробку.

Текущий

Индивидуальная

Создание зарисовки (с натуры, с репродукции, по воображению) архитектурных элементов здания по отдельности или всего здания целиком

19.09

4

Город сквозь времена и страны. Образно- стилевой язык архитектуры прошлого

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

Эскиз витрины.

Комбинированный урок

Образ и стиль. Художественно- аналитический обзор развития образно- стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох

Знать о смене стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей; архитектуре народного жилища, храмовой архитектуре, частном доме.

Уметь выполнять силуэтные зарисовки самых знаменитых построек любого города.

Текущий

Индивидуальная

Силуэтная зарисовка самых знаменитых построек любого города, создание визитной карточки этого города

26.09

5

Интерьер и вещь в доме. Дизайн- средство создания пространственно- вещной среды интерьера. Чертёж -проект отдельного предмета мебели. Ты - архитектор проектирование города: архитектурный замысел и его существование.

Архитектурный «остов» интерьера, историчность и социальность интерьера

Знать о унификации и индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера, зонировании интерьера, интерьере общественных мест

Уметь выполнять эскиз- проект гарнитура или отдельного предмета мебели.

Текущий

Индивидуальная

Выполнение эскиза- проекта мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели

03.10

6

Мой дом - мой образ жизни. Функционально- архитектурная планировка своего дома. Интерьер комнаты - поэтажный план.

Комбинированный урок

Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны, учёт в проекте инженерно- бытовых и санитарно- технических задач.

Знать об архитектурно- дизайнерских проектах

Уметь выполнять поэтажный план воображаемого дома, технический рисунок частного дома.

Текущий

Индивидуальная

Создание поэтажного плана воображаемого дома (чертёж), учитывая удобство, роскошь или аскетизм

10.10

7

Дизайн и архитектура моего сада. Мода культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Комбинированный урок

Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы; планировка, зонирование, малые архитектурные формы сада, водоёмы, пруды, сочетание растений сада, альпийские горки, садовая мебель

Знать о разновидностях сада, планировке, зонировании

Уметь создавать план земельного участка с обозначением элементов.

Текущий

Индивидуальная

Создание плана земельного участка с обозначением элементов, организующих мини- пейзаж сада

17.10

8

Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Моделируя себя - моделируешь мир.

Человек- мера вещного мира

Знать о роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, понимание места этих искусств в ряду пластических искусств.

Итоговый

Фронтальная

Демонстрация выполненных работ

24.10

Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)-8 часов

9

Синтетические искусства и изображение.

Роль и место изображения в синтетических искусствах.

Театр и экран- две грани изобразительной образности.

Изучение нового материала, использование

Синтез в искусстве.

Синтетические искусства как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов худ.творчества (театр, книга, эстрадное шоу, интервью, игровой или документальный фильм)

Знать о синтетических искусствах и выразительные средства различных видов художественного творчества; пространственно- временном характере произведений с.и.

Уметь просматривать и исследовать произведения различных видов с.и. с целью определения в них роли и места изображения

Входной

Фронтальная

Просмотр и исследование произведений различных видов синт.искусств.

определить роль и место изображения

31.10

10

Сценография или театрально-декорацион-ное искусство - особый вид художественного творчества.

Условности языка сценографии. Театр кукол

Два направления художественной деятельности сценографа, выразительные средства сценографии, условности языка сценографии

Знать направления художественной деятельности сценографа, выразительные средства сценографии, условности художественно- образного языка сценографии, виды сценического оформления.

Уметь обсуждать и анализировать фотографии театральных макетов и эскизов сценографов с целью определения типа сценического декорационного оформления.

Текущий

Фронтальная

1)обсуждение и анализ фотографий театральных макетов и эскизов, определение типа сценического декорационного оформления;

14.11

11

Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Фотография- расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования и операторского мастерства.

Изучение нового материала, использование

Фотоизображение не реальность, а новая художественная условность

Знать о фотографии как передаче видимого мира в изображении, дублирующей действительность, этапы развития фотографии, становлении фотографии как искусства, специфике фотоизображения и технологии процесса его получения.

Уметь осваивать элементарные азы съёмочного процесса, выбирать режим съёмки.

Текущий

Фронтальная

1)информационные сообщения учеников по теме

«Современная съёмочная техника и значение работы оператора для общества 21 века»;

2)освоение элементарных азов съёмочного процесса.

21.11

12

Всеобщность законов композиции. Выбор

места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора.

Фотография - искусство светотени. Натюрморт и пейзаж-жанровые темы фотографии. Событие в кадре.

Композиция в живописи и фотографии

Знать о композиции в живописи и фотографии: общее и специфическое; точке съёмки и ракурсе как художественно- выразительном средстве в фотографии.

Уметь работать с фотокамерой, выбирать точку съёмки, ракурс и освещение.

Текущий

Фронтальная

1)анализ общего и различного в работе художника и оператора;

Индивидуальная

2)расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; осмотр объекта, выбор точки съёмки, ракурса и освещения.

28.11

13

Кино- запечатленное движение .Изобрази-

тельный язык кино и монтаж.

Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка.

Роль сценария. Из истории кино.

Новый вид изображения- движущееся экранное изображение, понятие кадра и плана, искусство кино и монтажа, чередование крупных и общих планов, условность передачи времени в кино, параллельность и последовательность действий на экране.

Знать о изобразительном языке кино и монтажа.

Уметь анализировать искусство монтажа по фильмам, исследовать фрагменты фильмов. Знать грамоту записи сценарного плана, технологию создания раскадровки

Уметь работать над созданием раскадровки.

Текущий

Фронтальная

1)анализ искусства монтажа по фильмам С.Энштейна; изучение монтажного построения кино-фразы в процессе просмотра фрагментов фильма;

2)составление кинофразы.

05.12

14

Мир и человек на телеэкране. Репортаж и

интервью- основные телевизионные жанры. Игровой (художественный) фильм. Роль звука и музыки в фильме.

Компьютер на службе художника

Социокультурное многообразие телевидения

Знать о многообразии телевидения, специфике тв изображения (сиюминутность), событийном репортаже, интервью.

Уметь снимать короткий видеорепортаж о событиях в школе. Знать о главенстве играемого актёрами сюжета в игровом фильме

Уметь выполнять раскадровку Знать о новых способах получения изображения, компьютерной графике (дизайн, реклама, создание книги).

Уметь использовать кино возможности компьютера и его музыкального клипа.

Текущий

Групповая

1)анализ «телекартинки» и её экранной специфики в различных ТВ жанрах;

2)съёмка видеоинтервью или короткого видеорепортажа о событиях в школе.

12.12

15

О природе художественного творчества. Связи искусства с жизнью каждого человека. Искусство среди нас. Каждый народ Земли - художник. Язык и содержание трех групп пластических искусств.

Социокультурное многообразие телевидения. Игровой (художественный) фильм как динамическое сочетание изобразительной, звукомузыкальной и словесно- игровой драматургических линий

Знать о многообразии телевидения, специфике тв изображения (сиюминутность), событийном репортаже, интервью.

Уметь снимать короткий видеорепортаж о событиях в школе.

Текущий

Индивидуальная

Создание учениками пейзажно- видового кинонаблюдения на заданную тему

«Выпал снег».

19.12

16

Синтетические искусства. Их виды и язык. Современные проблемы пластических искусств. Вечные истины искусства.

Новые способы получения изображения

Компьютерная графика

Знать о главенстве играемого актёрами сюжета в игровом фильме

Уметь выполнять раскадровку своего музыкального клипа.

Текущий

Групповая

1)анализ «телекартинки» и её экранной специфики в различных ТВ жанрах;

2)съёмка видеоинтервью или короткого видеорепортажа о событиях в школе.

26.12

Современность в музыке -3 часа

17

Жанры в музыке. Песня самый демократичный жанр музыкального искусства.

Фуга - высшая форма полифонии. Музыка Баха как выражение огромной жизненной силы и энергии. Характерные черты эпохи барокко и творчества И.С. Баха

Автобиографичность «Сонаты №14» Л. Бетховена. Постиж-ение жизненного содержания музыки через моделирование проблемной ситуации. Характерные черты творчества Л. Бетховена. Особенности сонаты как жанра камерной музыки. Сонатная форма.

Уметь размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения

Входной

1. И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор

2. Б. Окуджава «Музыкант»

3. М. Дунаевский «Карусель-земля» или «Песенка о непогоде

16.01

18

Многообразие жанров народного песенного искусства. Духовное и светское песенное искусство.

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И. Чайковского. Взаимопроникновение образов серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского.

Воплощение баховского стиля в музыке бразильского композитора XX века Э. Вила-Лобоса. Взаимопроникновение музыкальных культур. В чем современность музыки И.С. Баха? Песенное творчество отечественных композиторов

Знать стили классической и современной музыки, особенности музыкального языка

Уметь использовать различные формы коллективного музицирования

Текущий

1.информационнын сообщения учеников о произведениях П.И.Чайковского

23.01

19

Танец сквозь века. Развитие танцевальной музыки. Особенность маршевой музыки.

Развитие жанра марша.

Проблема взаимодействия личности и общества, власти и совести в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Психологизм образа Бориса Годунова в опере. Ос Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П. Роль и место русской народной песни в опере. Воплощение образа народа средствами музыки. Особенности оперного жанра.

Текущий

1. проработать материал урока; подготовить проект по предложенным темам ( по выбору)

30.01

Музыкальный стиль - камертон эпохи - 4 часа

20

Музыкальный стиль.

Барокко

Классицизм.

Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. Определение характерных черт разных направлений и жанров вокальной музыки: светской и духовной, фольклора, бардовской песни, творчество отечественных композиторов-песенников в русской и татарской музыке

Защита проектов по темам: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века - миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?»

Знать жанры классической и современной музыки

Уметь давать личностную характеристику музыке, звучащей на уроке, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям

подготовить сообщение о музыкальных жанрах

( идивидуально)

Музыкальные произведения по выбору учащихся

06.02

21

Музыкальный стиль

Романтизм.

Реализм

Возможность сосуществования легкой и серьезной музыки. Вальс как жанр камерной музыки. Музыкальное оформление спектакля как способ передачи художественной идеи автора.

Знать жанры классической и современной музыки

Уметь давать личностную характеристику музыке, звучащей на уроке, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям

Текущий

подготовить сообщение об истории возникновения оперы, вальса

13.02

22

Музыкальный стиль

Импрессионизм.

Неоклассицизм и классический авангард.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки Джазовые обработки

Знать жанры классической и современной музыки

Уметь давать личностную характеристику музыке, звучащей на уроке, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям

подготовить аудиозаписи джазовой музыки для прослушивания

20.02

23

Стилизация и полистилистика.

Симфоджаз как стиль музыки, вобравший в себя черты негритянской народной музыки и приемы европейского симфонизма. Характерные черты творчества Д. Гершвина

Интерпретация музыки. Современное прочтение драматургии оперы Ж.Бизе через усиление танцевальности и трагических контрастов. Сравнительный анализ фрагментов из «Кармен-сюиты» и оперы Бизе на основе жанрового и стилевого подходов

Знать жанры классической и современной музыки

Уметь давать личностную характеристику музыке, звучащей на уроке

Текущий

Групповой

Прослушать Ж. Бизе «Хабанера», «Сцена гадания», «Увертюра» из оперы «Кармен»

27.02

Образ человека в мировой музыкальной культуре-7 часов

24

Традиции и новаторство в музыке.

Музыкальный стиль. Жанровые, интонационно-образные особенности стилей, их языка, манеры исполнения. Жанровое многообразие музыки. традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее преимущества достоинств различных музыка-льных стилей классической и современной музыки

Знать - особенности и характерные признаки

различных музыкальных стилей.

-понятия, полученные за курс обучения музыке.

Уметь называть представителей - музыкантов этих направлений

Текущий

06.03

25

Искусство как осмысление жизни. Человек в музыке: персонаж, лирический герой.

Знакомство с музыкальным творчеством русских и зарубежных композиторов
Закрепление понятий
Философия. Сознание. Миропонимание.

Знать/понимать: основные принципы развития музыки; роль музыки в жизни человека.

Уметь: выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств;

входной

13.03

27

. Драматические образы в музыке.

Слушание и анализ симфонии «Эгмонт» и

Показать способность музыки воздействовать на чувства, мысли, поступки людей Сообщения учащихся о творчестве Бетховена

Сюита.

Знать/понимать: понятие симфония, сюита

Уметь: эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров;

УО

слушание музыки. интонационно-образный анализ.

20.03

28

Человек - главный герой искусства. Тема страдания в музыке «Нет повести печальнее на свете..»

Показать, что любовь, даже трагическая, неразделённая, всё равно поднимает человека, делает его чище, лучше.
Увертюра. Контраст.

Знать понятия: увертюра, контраст.

УО

слушание музыки. интонационно-образный анализ.

03.04

29

«В поисках счастья»

Повесть о русском человеке.

Симфоническая сюита.

Доказать, что симфония, с присущей ей способностью обобщать, видеть единое в разном, даже противоположном, может сыграть важную объединяющую роль в современном мире музыки

Симфония-действо.

Показать способность музыки воздействовать на чувства, мысли, поступки людей.

Знать понятие симфоническая сюита. .

Уметь пользоваться информационными источниками, донести материал до слушателя

УО слушание музыки. интонационно-образный анализ.

10.04

30

Человек - главный герой искусства.

На краю вечности.

Реквием. Месса. Показать на примере биографичес-ких сведений из жизни на «радость испытания, радость труда и борьбы, преодолённого страдания, победы над самим собой…»; укрепляет доброту человека.

Уметь рассказывать о прослушанной музыке, определять изученную музыку на слух

устный опрос. слушание музыки. интонационно-образный анализ.

17.04

31

Образ человека в мировой музыкальной культуре. Философия музыки.

Показать взаимосвязь традиций и новаторства, приведших к появлению гениальных образцов современной музыки

Уметь рассказывать о прослушанной музыке, определять изученную музыку на слух

УО слушание музыки. интонационно-образный анализ.

24.04

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее.- 5 часов.

32

Композиторы - новаторы своего времени:

С. Рахманинов.

М. Мусоргский.

Познакомить с творчеством Сергея Рахманинова.

Композиторы - новаторы своего времени. Модест Мусоргский . Познакомить

Уметь определять характерные черты стиля композитора

-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

устный опрос. слушание музыки. интонационно-образный анализ.

08.05

33

Композиторы - новаторы:

И. Стравинский

Д. Шостакович.

Познакомить с творчеством Стравинского

Познакомить с творчеством Д.Шостаковича.

Уметь определять характерные черты стиля композитора

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

устный опрос. слушание музыки.

15.05

34

Композиторы- новаторы своего времени:

А. Шнитке

А. Караманов.

В.Гаврилин


Познакомить с творчеством А.Шнитке.

Познакомить с творчеством А.Караманова

В.Гаврилина

Знать/понимать: жизнь и творчество А.Шнитке; .

Уметь: выполнять творческие задания; проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

устный опрос. слушание музыки.

22.05

35

Композиторы Татарстана. Фольклор в музыке татарских композиторов.

«Обобщение.

Познакомить с творчеством татарских композиторов.

Уметь пользоваться информационными источниками, донести материал до слушателя

УО слушание музыки.

29.05

Учебно-методический комплект «Искусство 8 класс»

• Программа «Музыка 1-8 классы. Искусство », М., Просвещение, 2006г.

Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2008.

• Учебник «Дизайн и архитектура в жизни человека 7-8 класс» А.С. Питерских, Г.Е. Гуров

• Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, .

• Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., ,

• Учебно-методическое пособие

• Шедевры русской живописи

  • История искусства

  • Эрмитаж искусство западной Европы

  • Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства

  • История искусств









© 2010-2022