- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Полезные ископаемые, минералогия и петрография для студентов СПО
Рабочая программа по дисциплине Полезные ископаемые, минералогия и петрография для студентов СПО
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Прибышеня О.Е. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
министерство образования и науки рт
государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«лениногорский нефтяной техникум»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
ОП.05. Полезные ископаемые, минералогия и петрография
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
21.02.11. (130103) Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 21.02.11. (130103) Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых
О
Организация-разработчик: ГАОУ СПО «ЛНТ»
Разработчик: Прибышеня О.Е., преподаватель специальных дисциплин
Рецензенты: Журавлева Л.Х. преподаватель специальных дисциплин
Набиуллин Р.Р. - ведущий геофизик ООО «ТНГЛенГИС»
Рекомендована цикловой комиссией нефтепромысловых дисциплин
Одобрено ЦК нефтепромысловых дисциплин
№_____ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
1.3. Цели и задачи дисциплины
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
4
4
4
4
2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Полезные ископаемые, минералогия и петрография»
5
5
6
3.условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.2. Информационное обеспечение обучения
10
10
10
4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Полезные ископаемые, минералогия и петрография
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью профессиональной программы подготовки специалиста среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.11 (130103) «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке машиниста каротажной станции
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОП.05.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины ОП.05.«Полезные ископаемые, минералогия и петрография» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональные компетенции и общие компетенции:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- распознавать горные породы по условиям образования;
- определять по диагностическим признакам вещественный состав, структуру и текстуру главных породообразующих минералов и горных пород;
- определять горючие полезные ископаемые;
- определять и описывать вещественный состав полезных ископаемых;
- определять форму рудных тел и условия их образования;
- определять физические свойства и морфологию минералов;
-определять простые формы кристаллов;
-описывать горные породы и давать им полевое определение;
-описывать документацию результатов горных выработок;
- составлять и анализировать карты;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- свойства кристаллического вещества, основы его строения и методы исследования;
- диагностические признаки основных минералов и горных пород;
- классификацию минералов и горных пород;
- условия образования и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых различных генетических типов;
- химический состав, физические свойства, происхождение и методы исследования минералов;
- особенности минерально-сырьевой базы России;
- область применения рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых;
-современные проблемы минералогии и петрографии;
-*симметрию кристаллов.
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1.
Выбирать методы, оборудование и установки геофизических исследований
ПК 1.2.
Регулировать и настраивать геофизическую аппаратуру и контрольно-измерительные приборы.
ПК 2.1.
Выполнять регистрацию различных геофизических параметров
ПК 2.2.
Обеспечивать качество принимаемых сигналов
исследований.
ПК 2.3.
Оформлять технологическую документацию геофизических исследований
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 132 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 88 часов;
самостоятельной работы обучающегося 44 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
132
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
88
в том числе:
лабораторные и практические занятия
44
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
44
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05. «Полезные ископаемые, минералогия и петрография»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уро-вень освое-ния
1
2
3
4
Содержание учебного материала
Раздел 1.
Введение.
Свойства кристаллического вещества, основы его строения и методы исследования
6
1
Практические занятия
2
Практическая работа №1. «Определение простых формы кристаллов»
2
Самостоятельная работа
2
Зарисовка кристаллов простых форм низших, средних и высших сингонии
2
Раздел 2.
Минералогия.
14
Диагностические признаки основных минералов.
2
2
Химический состав, физические свойства, происхождение и методы исследования минералов
3
2
Классификация минералов
1
1
Самородные минералы
1
1
Сернистые соединения и их аналоги
1
2
Галоиды.
1
2
Окислы, гидроокислы, оксигидраты.
1
2
Карбонаты и нитраты
1
2
Сульфаты и фольфраматы.
1
2
Фосфаты и бораты
1
1
Силикаты и алюмосиликаты.
1
2
Практические занятия
16
Практическая работа №2. «Определение по диагностическим признакам главных породообразующих минералов »
2
Практическая работа №3. «Просмотр коллекций и зарисовка форм минералов»
2
Практическая работа №4. «Определение физических свойств породообразующих минералов»
2
Практическая работа №5. «Определение физических и морфологических особенностей минералов класса сульфидов»
2
Практическая работа №6. «Определение физических свойств, морфологических особенностей минералов класса галоидов»
2
Практическая работа №7. «Определение физических свойств, морфологических особенностей минералов класса окислов и гидроокислов»
2
Практическая работа №8. «Определение физических свойств, морфологических особенностей минералов классов карбонатов и нитратов»
2
Практическая работа №9. «Определение физических свойств и морфологических особенностей минералов класса силикатов»
2
Самостоятельная работа
14
Методы минералогических исследований
2
Описать свойства и применение минералов: висмутит, ковеллин, аурипигмент,
2
Описать разновидности кварца, их свойства и практическое применение - мориона, цитрина, авантюрина, аметиста, сердолика, хризопраза, агата
2
Описать свойства и практическое применение минералов: смитсонит, родохрозит, церуссит
2
Описать фосфориты, их свойства, условия образования и использование в народном хозяйстве
2
Описание свойства и практическое применение минералов: глауберит, астраханит, англезит, брошантит
2
Описать свойства и практическое применение разновидностей минерала берилл: изумруд, ростерит, аквамарин, гелиодор
2
Раздел 3.
Петрография.
8
1,2
Диагностические признаки горных пород
2
2
Классификация горных пород
6
2
Практические занятия
10
Практическая работа №10. «Распознавание горных пород по условиям их образования»
2
Практическая работа№11. «Определение по диагностическим признакам структуры и текстуры магматических горных пород»
2
Практическая работа№12. «Определение по диагностическим признакам структуры и текстуры осадочных горных пород»
2
Практическая работа№13. «Определение по диагностическим признакам структуры и текстуры метаморфических горных пород»
2
Практическая работа №14. «Описание представленных горных пород и их полевое определение»
2
Самостоятельная работа
12
Описать граниты, их применение в народном хозяйстве,
2
Описать лабрадорит, его свойства, состав, применение
2
Кимберлит, как он образуется, полезные ископаемые связанные с ним
2
Описать ископаемые соли. Условия образования и применение в народном хозяйстве
2
Описать фосфориты, их свойства, условия образования и использование в народном хозяйстве,
2
Виды метаморфизма.
2
Раздел 4.
Полезные ископаемые
16
1,2
Условия образования и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых различных генетических типов.
4
2
Особенности минерально-сырьевой базы России
4
2
Область применения рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых
6
2
Современные проблемы минералогии и петрографии
2
1
Практические работы
16
Практическая работа №15. «Определение форм рудных тел на геологических картах и установление условий их образования»
2
Практическая работа № 16. «Определение и описание структур и текстур руд».
2
Практическая работа №17. «Определение и описание рудных полезных ископаемых»
2
Практическая работа №18. «Определение и описание нерудных полезных ископаемых»
2
Практическая работа №19 «Определение горючих полезных ископаемых»
2
Практическая работа №20. «Описание документации результатов горных выработок»
2
Практическая работа №21. «Составление и анализ карты прогноза полезных ископаемых»
4
Самостоятельная работа
16
Применение геофизических методов при поисках рудных месторождений.
2
Ромашкинское месторождение нефти.
4
Технические средства отбора проб
2
Выбор видов разведочной сети и её плотности
2
Месторождения железных руд Курской Магнитной Аномалии.
2
Норильская группа месторождений медно - никелевых руд.
2
Верхнекамское месторождение калийно - магниевых солей
2
Всего (часов):
132
из них самостоятельных работ:
44
практических работ:
44
аудиторных занятий:
44
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по Геологии, минералогии и петрографии.
Оборудование учебного кабинета: натуральные образцы минералов и горных пород, рудных и нерудных полезных ископаемых, геологические, тектонические карты, карты прогноза полезных ископаемых.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, электронный обучающий курс по геологии, минералогии и петрографии.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
№№
п-п
Автор
Наименование
Издательство
год издания
1
Миловский А.В.
Минералогия и петрография. Уч.пособие для техникумов.
М.: Недра. 1973.
2
Романович И.Ф. и др.
Полезные ископаемые.
М.: Недра. 1982.
3
Лазарев В.В.
Учебное пособие для средних специальных учебных заведений «Геология»
Издательский Дом «ИнФолио»,2010г
Дополнительные источники:
-
Сапфиров Г.Н. Структурная геология и геологическое картирование. М.: Недра, 1974г
-
Сиротин К.М. Определитель минералов. М.: Высшая школа, 1970г.
-
Смольянинов Н.А. Практическое руководство по минералогии. М.:Недра, 1972г
-
Мстиславская Л.,Филипов В. Геология, поиски и разведка нефти и газа.М.:ООО «ЦентрЛитНефтеГаз», 2005г
-
Милютин А.Г., Андросова Н.К. Основы формационного анализа при прогнозировании полезных ископаемых.М.: Издательтво МГУ, 1995г
-
Милютин А.Г. Геология и промышленные типы МПИ. Часть 1. Общая. М.: Издательтво МГУ, 1995г
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения
-распознавать горные породы по условиям образования;
практическая работа, оценочный лист
- определять по диагностическим признакам вещественный состав, структуру и текстуру главных породообразующих минералов и горных пород;
практическая работа, оценочный лист
определять горючие полезные ископаемые;
практическая работа, оценочный лист
- определять и описывать вещественный состав полезных ископаемых;
практическая работа, оценочный лист
-определять форму рудных тел и условия их образования;
практическая работа, оценочный лист
- определять физические свойства и морфологию минералов;
практическая работа, оценочный лист
- определять простые формы кристаллов
практическая работа, оценочный лист
- описывать горные породы и давать им полевое определение;
практическая работа, оценочный лист
- описывать документацию результатов горных выработок
практическая работа, оценочный лист
- составлять и анализировать карты;
практическая работа, оценочный лист
Усвоенные знания
-свойства кристаллического вещества, основы его строения и методы исследования
опрос, тестирование
- диагностические признаки основных минералов и горных пород;
опрос, тестирование
- классификацию минералов и горных пород;
опрос, тестирование
-условия образования и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых различных генетических типов;
опрос, тестирование
- химический состав, физические свойства, происхождение и методы исследования минералов
опрос, тестирование
- особенности минерально-сырьевой базы России
опрос, тестирование
- область применения рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых;
опрос, тестирование
-современные проблемы минералогии и петрографии
опрос, тестирование
5