• Преподавателю
  • Другое
  • Всероссийский конкурс детского и юношеского литературно-художественного творчества Номинация «Литературоведение» ЭССЕ «Мои любимые страницы русской классики»

Всероссийский конкурс детского и юношеского литературно-художественного творчества Номинация «Литературоведение» ЭССЕ «Мои любимые страницы русской классики»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «ОБОРОНИНСКАЯ СОШ»

Тамбовская область,

р.п. Мордово,

ул. Школьная, 8


Всероссийский конкурс детского и юношеского литературно-художественного творчества


Номинация «Литературоведение»

ЭССЕ

«Мои любимые страницы русской классики»

Автор:

Шабанова

Анастасия Александровна

10 января 1997 года рождения

Тел. 8 (475-42) 3 - 20 - 68

ул. 2-я Революционная, 97

объединение:

«Сценическое искусство»

Руководитель:

Уколова Светлана Николаевна -

педагог дополнительного образования

МБОУ «Оборонинская сош»,

руководитель студии сценического искусства.



Мордово, 2014 год.

«Мои любимые страницы русской классики»


Я вижу только грозное и правдивое

потомство, преследующее меня

неотразимым вопросом:

«Где же то дело, по которому бы

можно было судить о тебе?»

И чтобы приготовить ответ ему,

я готов осудить себя на все:

на нищенскую и скитающуюся жизнь,

на глубокое, непрерываемое

уединение, которое отныне

я ношу с собой везде…

Н.В. Гоголь


О русской классической литературе М.Горький сказал: «Наша литература - наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией». Добро, Правду, Милосердие и Справедливость проповедовали в своих произведениях русские писатели.

У каждого из нас всегда есть удивительные собеседники - умнейшие люди России. Но только не все это знают. А ведь только стоит протянуть руку к книжной полке, и с тобою будут говорить Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Герцен, Достоевский и Толстой. Писатели всегда готовы щедро поделиться тем, что ими передумано и пережито. Любимые писатели со страниц своих книг разговаривают с нами. И это неправда, что классика стареет, что у людей другого века свои проблемы, свои радости и трагедии. Именно тем и жива классика, что ее темы, проблемы общечеловечны.

Мой любимый писатель-классик - Николай Васильевич Гоголь, двухсотпятилетний юбилей которого отмечается в этом году под эгидой ЮНЕСКО. Значение творчества писателя для русской и мировой литературы огромно. Я думаю, что с появлением его творчества литература наша исключительно обратилась к русской жизни, к русской действительности. Н.В. Гоголь писал: «У писателя только и есть один учитель: сами читатели».

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи? Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Земля вся в серебряном свете, чудный воздух прохладно душен и полон неги, и движется океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!

Кто же не знает эти дивные строки?! Где они родились?

В двадцати пяти километрах от Васильевки - поместья отца Гоголя, где провел свое детство Николай Васильевич, располагалась Диканька - родовое поместье Кочубея, овеянное народными легендами, преданиями. В Диканьке был старый дубовый лес, в котором любил гулять молодой Гоголь. С юности дорогой уголок Украины послужил писателю и местом развития сюжета повестей, и оригинальным заголовком для них.

Весь свой талант, все свое время, весь свой опыт Гоголь отдал Родине. Он был не просто писателем, он был русским национальным героем, и это больше всего ценил в себе сам. «Глаза мои всего чаще смотрят только в Россию и нет меры любви моей к ней…» - писал Гоголь.

Ранний писатель - романтик. А романтиков увлекали фантастические сюжеты, экзотическая природа, сильные, яркие характеры людей. В ранних произведениях Гоголя наблюдается грустное и смешное.

Герои «Вечеров на хуторе близ Диканьки» - веселые, сильные и бесстрашные парубки, красивые и гордые крестьянские девушки и грубоватые, но добрые их родители. В их мире добро торжествует над злом, любовь - над ненавистью.

Мужественно, упорно борется за свою любовь кузнец Вакула. Много трудностей на его пути. Ему препятствуют и мать Солоха, и упрямый казак Чуб, и ничтожный черт. Но, пожалуй, самым трудным препятствием на пути к счастью оказывается своенравное, гордое сердце его возлюбленной Оксаны. И все же кузнец победил всех: мать, Чуба, черта - ловкостью да мужеством, а Оксану - своей преданной любовью. В целом «Вечера…» - жизнерадостная, светлая книга. Похождения чертей, ведьм, колдунов вызывает не страх, а веселый смех. Но в ней звучат и грустные нотки. Гоголь-романтик хорошо знает, что светлый мир, нарисованный им, - это только сказка, красивая мечта народа. В действительности талантливый народ угнетён, лишён самого дорогого - свободы.

В каждой повести писатель дает почувствовать, что над народом стоит темная и страшная сила власти. Он то и дело напоминает, что на свете существуют и сельский голова, и грозный заседатель. Каждый из чиновников может простого человека «заковать в кандалы и наказать примерно». Таковы реальные условия жизни народа.

По-настоящему смех Гоголя наполнится горечью в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Герои предстают перед нами в самом жалком и отвратительном виде. «Прекрасный» человек Иван Иванович говорит нищей старухе, протягивающей руку за милостыней: «Ну, ступай же с богом… Чего ж ты стоишь? Ведь я тебя не бью!» Он ничтожный обыватель, а слова «прекрасный человек» Гоголь употребляет в сатирическом плане. «Очень хороший также человек Иван Никифорович", - пишет автор. Слово «также» не оставляет сомнения в том, что Иван Никифорович так же низок, как его друг. Неудивительно, что «два почтенных мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой! И за что! За вздор, за гусака!» Долголетняя тяжба, мелочная и бессмысленная, стала целью существования двух Иванов. «Скучно на этом свете, господа!» - так горестно завершает Гоголь свою повесть.

Правдивостью повестей писателя, я считаю, является то, что сначала нам смешно, потом грустно. У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни, произведение, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, все свое сердце.

Моим любимым произведением Гоголя является повесть «Тарас Бульба». Содержание произведения переносит нас в далёкое прошлое, в эпоху шестнадцатого - семнадцатого веков, когда украинский народ, полный гнева и ненависти к своим угнетателям, взялся за оружие в защиту своих человеческих прав и национальной свободы. Эта повесть - свидетельство поразительного многообразия гоголевского гения. В своем произведении писатель воссоздал широкую картину национально-освободительной борьбы украинского народа против польской шляхты.

Занимая выгодное положение на торговых путях между Балтийским и Черным морями, между Западом и Востоком, Украина с давних времен привлекала к себе внимание соседей. На протяжении многих столетий богатые украинские земли подвергались нападению татарских ханов и турецких янычар, литовских и польских завоевателей. Огнем и мечом пытались они покорить вольнолюбивый украинский народ.

Но тысячи крестьян отказались мириться с панщиной и спасались бегством в менее заселенные районы юго-восточной Украины. Особенно много беглых крестьян оседало в низовьях Днепра, куда стекались, по свидетельству летописи, все, кто «не привыкли к невольничьей службе».

Так возникло казачество. Презрение к богатству, смелость, воля, неукротимая энергия, свободолюбие, патриотизм - вот черты характера этих людей. Бедняк, вчерашний раб становился здесь не только хозяином своей судьбы, но и человеком, несущим на себе ответственность за судьбу всего народа. В середине шестнадцатого века казаками был воздвигнут Хортицкий замок и сооружена целая система укреплений. Было положено начало Запорожской Сечи. Она стала центром борьбы казачества против многочисленных иноземных врагов украинского народа. Это был вооруженный лагерь. Жили в нем люди молодые и старые, но без семей.

На широких степных просторах находили себе применение отвага и удаль казаков, их мужество и жажда бранных подвигов. Слава об этих подвигах быстро распространилась далеко за пределами Украины. Присмирели татары и турки. Могучая Запорожская Сечь стала сторожевой заставой Украины.

Национально-освободительская борьба украинского народа привлекала к себе внимание Гоголя давно.

Запорожская Сечь в изображении писателя - это царство свободы и равенства.

Повесть «Тарас Бульба» превосходно раскрывает атмосферу могучего народного движения. Основная идея повести, я считаю, заключается в единстве двух братских народов - украинского и русского. Гоголь называет казачество «широкой разгульной замашкой русской природы». В этой «русской природе» отразилась душа и русского, и украинца.

Отстаивая свою свободу, казаки гордо называют себя русскими. Я восхищаюсь речью «о товариществе», сказанной Тарасом Бульба, где он подчеркивает эту мысль: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». «Русскую землю» славят и Мосий Шило: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!», и Бовдюг: «Пусть же славится до конца века Русская земля!», и Балабан, и Степан Гуско, и многие другие «добрые казаки». Все они себя причисляют к воинству русскому и считают защитниками русской земли.

Судьбы героев повести «Тарас Бульба» раскрываются в единстве с народным движением. Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху; Бовдюг, страстно призывающий к «товариществу»; Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы». Я думаю, что каждый из них мог бы стать главным героем вдохновенной поэмы. Этим людям свойственна одна черта: беззаветная преданность идеалам Сечи и русской земли.

Читая повесть, я восхищаюсь главным героем - Тарасом Бульба. Его образ напоминает мне знакомые образы богатырей былинного эпоса. Как Илья Муромец, как и многие другие богатыри, Тарас живёт одной думой, одним желанием - постоять за свою родину, не дать врагу на поругание родной ему украинский народ. Суровый и непреклонный он ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его «нежба» - чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, Тарас назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его отличали умение двигать войском и сильнейшая ненависть к врагам.

Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, страстей, мысли. Его душа проникнута лишь одним стремлением - к свободе и независимости своего народа.

Вся жизнь Бульбы была неразрывно связана с Сечью. Моральная сила Тараса в его нерушимой вере в силу товарищества. Служению «товариществу», отчизне он отдавал всего себя безраздельно. Ещё большую крепость и стойкость придаёт Тарасу его непоколебимая вера в силы своего народа.

Я, прежде всего, ценю в этом человеке его мужество и преданность идеалам Сечи, беспощадность к изменникам и трусам.

Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Затерявшись в толпе чужих людей, Бульба смотрит, как выводят его сына. Что почувствовал отец, когда увидел своего сына? Что было тогда в его сердце? Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: «Добре, сынку, добре!» И только один раз не стерпело сердце старого казака - когда в предсмертных страданиях Остап, напрягши все свои силы, воскликнул: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» Среди всеобщей тишины раздался голос Тараса: «Слышу!» - голос, заставивший вздрогнуть «весь миллион народа».

Младший сын Тараса - человек легких, хотя и страстных порывов. Пылко и бездумно увлекся он красивой полячкой и, нарушив священный долг, перешел на сторону врагов. «А что мне отец, товарищи и отчизна?» - говорит он. Суровая и бурная героика Сечи не захватила Андрия. Его душа больше всего хотела радости, любви. Стремление к личному счастью подавило в нем все, к чему стремились его товарищи, и сделало его изменником родины.

Андрий горячо любит прекрасную полячку. Но любовь не принесла ему счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от отчизны.

Писатель рисует огромное превосходство Тараса и его соратников над Андрием. До чего же мерзок человек, предавший свою родину! И жизнь его бесславна, и смерть позорна. Вспомним последнюю встречу Андрия с отцом. «Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом». И вот стоят они друг против друга: Андрий, свершивший самый тяжкий грех, какой только может в жизни совершить человек, и его отец. Человек суровый и вместе с тем нежной души, Тарас не чувствует никакой жалости к сыну - изменнику. Без колебаний он свершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына.

Гоголь почти не уделяет внимания частной жизни своих героев. В центре повести - героический образ народа, борющегося за свою свободу и независимость. Никогда еще в русской литературе так полно и ярко не изображались размах и раздолье народной жизни. Каждый из героев повести чувствует себя составной частью народной жизни. Лишь один образ Андрия резко обособлен в повести. Он противостоит народному характеру и как бы выпадает из главной ее темы. Вместе с тем позорная смерть Андрия, я думаю, является необходимым возмездием за его измену общенародному делу, еще более подчеркивает величие центральной темы повести.

«Тарас Бульба» - это страстный гимн родине, гениальная песнь о любви к родному народу и ненависти к иноземным захватчикам. Я считаю, что это произведение одно из самых совершенных творений Гоголя.

Нельзя без волнения и гордости за свой народ читать последние строки повести. В прощальной речи, обращённой к товарищам, когда огонь костра захватывал уже его ноги и разостлался по дереву, Тарас говорит: «Не будет силы, которая не покорилась бы ему!» Так пламенная любовь к отчизне в сочетании с ненавистью к врагу-угнетателю и веру в великие силы своего народа выковали из Тараса Бульбы подлинного национального героя, своей воинской доблестью и высшими моральными качествами восхищающего и людей нашего времени. В своём выразительном заключении автор говорит: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Огромное значение при написании повести играла народная украинская песня. Гоголь был знатоком и ценителем народной песни. Он высказывал замечательную мысль о том, что далеко не всякий народ способен создать такую поэзию, по которой можно было бы изучать его историю. Такую поэзию создал украинский народ. «Моя радость, жизнь моя, песни! Как я вас люблю!» - писал Гоголь.

Характерные черты гоголевского мастерства прекрасно выражены в пейзаже. Писатель был великим живописцем природы. Его пейзаж всегда лиричен, проникнут глубоким чувством и отличается богатством ярких красок, картинностью. Вот так, например, описана украинская степь: «Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»

Описание природы помогает писателю полнее и резче оттенить внутренний мир героев повести. Когда Андрий и Остап вместе с Тарасом покидают родной хутор, Гоголь дает в описании одну фразу: «День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад», в которой раскрывается душевное состояние персонажей. Люди расстроены, и все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии. И тогда даже птицы щебечут «как-то вразлад». Природа живет у Гоголя напряженной и многогранной жизнью - почти такою же, как и его герои.

Еще одним важным элементом стиля повести, я считаю, является гоголевский юмор. Вся повесть искрится лукавым, умным юмором. Он содействовал утверждению положительного идеала. Юмор «Тараса Бульбы» носит светлый, жизнеутверждающий характер. Он придает обаяние и человечность героям повести. Смешное содействует у него с печальным, мелочное переплетается с великим и героическим. Прославляя бессмертные подвиги запорожцев, писатель не приукрашивает их, не скрывает, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги - с жестокостью.

Создавая героический образ Тараса Бульбы, Гоголь нисколько не пытается идеализировать его. В нем перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое, трагическое и комическое.

Писатель мечтал о сильном, героическом характере. В многовековой истории борьбы украинского народа за свое освобождение от гнета польской шляхты он находит такие характеры. «Тарас Бульба» - свидетельство поразительного многообразия гоголевского гения. Ни в одном писателе мира не совмещались возможности столь разнообразного отражения жизни. В этой повести, я считаю, запечатлены лучшие черты русского национального характера. Недаром бессмертная повесть Гоголя является одной из любимейших книг русских людей.

Все надежды на обновление жизни писатель связывает с молодым поколением. «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» - писал Гоголь.

Наша эпоха дала сотни и тысячи героев, подобных Тарасу в неугасимой любви и преданности родине. Титаническая борьба против фашизма, которую наш народ не только с честью выдержал, но и завершил разгромом вражеских полчищ - яркий и убедительный показ того, как верно и нерушимо преданы русские люди своему отечеству: они умеют ненавидеть и бить врага, жертвуя во имя счастья родины всем, вплоть до жизни.

Легендарная повесть «Тарас Бульба» - это завещание потомкам, наказ любить свою страну. Это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.


© 2010-2022