- Преподавателю
- Другое
- Программа элективного курса Психология туризма
Программа элективного курса Психология туризма
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гуменюк О.Ю. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Программа «Психология туризма» разработана как элективный курс для подготовки педагогов дополнительного образования туристско-краеведческой области деятельности.
Основная цель программы - вооружить педагога дополнительного образования, занимающихся руководством туристско-краеведческой деятельностью, знаниями об особенностях мотивации туризма и путешествий, проявлениях личностных качеств в экстремальных условиях, принципами составления программ социально- психологического тренинга.
В разделе I «Мотивация туризма и путешествий» освещены субъективные и объективные причины и мотивы, побуждающие к принятию решения о путешествии; определяется роль мотивационных аспектов в туризме; рассмотрены признаки, характеристики и факторы, оказывающие влияние на туристическую мотивацию.
Раздел II «Психологические состояния и их специфика в условиях подготовки и проведения туристических походов» призван знакомить студентов с широким спектром психических состояний, имеющих место при подготовке и проведении туристических мероприятий.
Раздел III «Личность и коллектив» направлен на формирование у студентов представлений об особенностях общения и руководства в туристическом объединении, способах и приемах совершенствования общения, урегулирования конфликтных ситуаций; о межличностной проблеме и социальной компетентности в поведении детей-туристов.
Раздел IV «Социально- психологический тренинг как форма практического обучения руководителей туристических объединений» рассматривает теоретические аспекты и значимость тренинговых занятий в совершенствовании умений руководства и общения в туристической группе. Практические занятия в данном разделе нацелены на формирование умений, составлять и проводить тренинговые занятия.
Задание для самостоятельной работы, предложенные программой способствуют наиболее глубокому изучению проблематики психологии туризма, расширяют знания в области психологических исследований экстремальных ситуаций и вариантах поведения людей в них, а также способствуют развитию навыков самоорганизации и работы с литературой. Возможны изменения и дополнения.
По окончании изучения курса «Психология туризма» студенты должны:
знать: основные факторы, влияющие на туристическую мотивацию; психические состояния и их проявления в условиях похода; особенностях личности в экстремальных ситуациях; способы и пути оптимизации процесса общения и руководства коллективом туристов; принципах составления программ социально- психологического тренинга.
уметь: анализировать внешние проявления психических состояний детей- туристов; прогнозировать модели поведения членов туристических групп в экстремальных ситуациях(частичной и полной изоляции), ситуациях конфликта; организовывать тренинговые занятия, применяя разнообразные методы и приемы, а также составлять программы социально- психологического тренинга.
Программа рассчитана на 56 часов, по окончании курса студенты сдают зачет
Примерный тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Макс, нагруз
Кол-во аудит, часов
Самос, работа
Всего
Лекц.
Прак.
Введение
2
2
2
I
Мотивация туризма и путешествий
8
8
8
1.1
Мотивация аспекты в туризме
2
2
2
1.2
Основные факторы
туристической
мотивации
2
2
2
1.3
Культура как фактор
туристической
мотивации
2
2
2
Социопсихологичес кие аспекты туризма
2
2
2
II
Психологические состояния и их специфика в условия
подготовки и проведения туристических походов
31
21
17
4
10
2.1
Состояние как
психическое
явление
2
2
2
2.2
Проблема
правильного
распознавания
индивидуальных
особенностей и
психологического
состояния в
экстремальных
условиях
9
5
3
2
4
2.3
Эмоциональные состояния и особенности проявления в условиях частичной и полной изоляции
3
3
3
2.4
Активационные состояния и особенности проявления в условиях полной и частичной изоляции
3
3
3
2.5
Тонические состояния и особенности проявления в условиях полной и частичной изоляции
3
3
3
2.6
Тензионные состояния и особенности проявления в условиях полной и частичной изоляции
3
3
3
III
Личность и коллектив
23
15
11
4
8
3.1
Структура и динамика
взаимоотношений в группе туристов-сверстников
7
3
3
4
3.2
Проведение членов туристической группы в конфликтной ситуации
3
3
3
3.3
Межличностная проблема и социальная компетентность в поведении детей-членов
туристический объединений
7
5
3
2
2
3.4
Специфика общения в условиях туристического похода
6
4
2
2
2
IV
Социально-психологический тренинг как форма практического обучения руководителей туристических объединений
20
10
4
6
10
4.1
Организационно-методические основы социально-психологического тренинга
8
4
2
2
4
4.2
Теоретические
основания
разработки
программы тренинга
для
совершенствования
взаимоотношений и
общения членов
туристической
группы
12
6
2
4
6
Всего:
84
56
40
16
28
Содержание программы
Введение
Роль психологии в индустрии туризма. Учет психологических особенностей людей, понимание мотивации желаний клиента. Изучение моделей поведения в различных ситуациях, мотивация принятия решений. Психография, методы психографии в маркетинге туризма. Связь с другими науками и отраслями психологии.
Раздел I Мотивация туризма и путешествий Тема 1.1. Мотивационные аспекты туризме
Понятие «туристическая мотивация», «туристические мотивы».
Актуальность и практическая значимость мотивационных аспектов Классификация аспектов. Цели путешествия, виды отдыха, специфические интересы различных туристских групп. Мотивационный исход. Классификация мотивационных исходов: отдых, познание, развлечение, паломничество. Этапы принятия решения о покупке туристического продукта.
Тема 1.2 Основные факторы туристической мотивации
Доминирующие и побочные факторы туристической мотивации. Возраст- один из значимых факторов мотиваций туриста: зависимость возрастного периода и процесса принятия решения о выборе турпродукта. Образование и его учет при комплектации туристических групп. Социальная принадлежность, влияние на мотивацию выбора отдыха; классификация основных социальных групп. Менталитет, конфессия доходов и их роль в туристической мотивации. Семейное положение как фактор мотивации, группы семейной принадлежности. Работа, отпуск, здоровье, численность туристской группы, географическое направление, сезонность, активность- особенности этих факторов, значимость при выборе турпродукта. Барьеры к путешествию, их характеристика и виды.
Тема 1.3 Культура как фактор туристической мотивации
Культурный или познавательный туризм. Туризм как способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма. Определение культуры. Набор ресурсов для познавательного туризма, классификация объектов культурного наследия. Методы оценки культурных комплексов для туристических целей. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса . Изобразительное искусство, музыка и танцы, народные промыслы, история, литература, религия, индустрия и бизнес, агрокультура, образование, наука, национальная кухня: особенности этих элементов культуры, их роль в формировании побудительного мотива к путешествию. Охрана и использование культурно- исторического и природного наследия в туризме. Категории культурного, исторического и природного наследия. Политика туристского развития, основные аспекты. Принципы адекватного туризма.
Тема 1.4 Социопсихологические аспекты туризма
Влияние туризма на жизнь общества: положительные и отрицательные аспекты. Конфликты интересов и социальный конфликт- основные отрицательные моменты туризма. Типология туристов. Туристические роли: организационный массовый турист, индивидуальный турист, турист- исследователь, турист-бродяга. Институциональные (устоявшиеся) и неинституциональные туристические формы. Способы создания иллюзии приключения.
Трансформация естественных достопримечательностей и ее последствия. Внешние факторы, определяющие туристскую активность. Виды экзогенных факторов и их роль в мотивации туристского путешествия. Категории мест туристского назначения. Элементы места туристского назначения. Общая стратегия действий в перераспределении туристских потоков. Формы, стратегии, варианты решения этой проблемы.
Контрольные вопросы
-
Модели поведения в различных ситуациях
-
Практическая значимость мотивации в туризме
-
Классификация мотивационных исходов
-
Факторы туристской мотивации
-
Социопсихологические аспекты туризма
-
Менталитет, конфессия, их роль в туристской мотивации
Студент должен знать: основные мотивационные аспекты туризма, влияние туризма на жизнь общества и личности человека; факторы влияющие на туристскую мотивацию, типы туристов и туристические роли. Студент должен уметь: выделять ведущие мотивы туриста, анализировать и прогнозировать мотивационные аспекты туристической деятельности.
Раздел II Психические состояния и их специфика в условиях подготовки и проведения туристских походов
Тема 2.1 Состояние как психическое явление
Сущность и функции психического состояния. Непрерывность состояний(С.Л. Рубинштейн). Структура состояния(В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко). Характеристики состояний: активация и тонус, напряжение, стресс. Временные характеристики психологического состояния. Осознанность состояния. Настроение и психическое состояние. Структура настроения. Эмоциональная составляющая, составляющая отношений, когнитивная составляющая физического самочувствия. Регуляция состояний. Роль и место психических состояний в системе психических явлений. Возрастной аспект психических состояний.
Тема 2.2 Проблема правильного распознавания индивидуальных особенностей и психического состояния человека в экстремальных условиях
Методы оценки функциональных состояний и работоспособности. Внешнеэмоциональные проявления физиологические, биохимические, неврологические показатели, психологические и психофизиологические
показатели. Диагностика функциональных состояний. Основные признаки телесной конституции и особенности речи людей с характерами разных типов. Основные телесные сигналы функционально-эмоционального состояния и особенностей личности человека по случайным непроизвольным рисункам.
Практическое занятие
-
Определение типа характера человека
-
Оценка эмоционального состояния человека
-
Анализ реальных примеров случайных рисунков Материал: фотографии, карточки- задания, схемы.
Тема 2.3 Эмоциональные состояния, особенности проявления в условиях частичной и полной изоляции
Диапазон положительных эмоций, источники положительных эмоций. Физиологическая основа: зависимость эмоционального состояния от эмоционального активации, субъективного ощущения физического состояния, культурных традиций. Влияние положительных эмоций на позитивное мышление, память, решение проблем, помощь и альтруизм, отношение к окружающим. Состояние меланхолии, состояние тревоги и страха, состояние паники. Паника как один из видов психосоциальных эпидемий.
Тема 2.4 Активационные состояния, особенности проявления в условиях частичной и полной изоляции.
Понятие «эмоциональное возбуждение». Состояние вдохновения. Характерные черты вдохновения. Духовные состояния (мотивационные состояния). Состояние подъема. Энтузиазм. Состояние сосредоточенности и рассеянности. Состояние скуки и апатии: определение и содержание понятий. Влияние активационных состояний на деятельность туристской группы.
Тема 2.5 Тонитические состояния, особенности проявления в условиях частичной и полной изоляции.
Состояние бодрствования. Механизм саморегуляции уровня бодрствования и особенности их проявления в поведенческих реакциях. Состояние монотонии и пресыщения. Профессиональные переутомления. Ступени переутомления. Состояние сонливости. Состояние «ночной психики», сна у членов туристической группы.
Тема 2.6 Тензионные состояния, особенности проявления в условиях частичной и полной изоляции
Состояние нервно- психического напряжения. Состояние эмоционального разрешения. Сенсорный голод: понятие, содержание, причины. Состояние в условиях индивидуальной изоляции. Особенности психических состояний в условиях групповой изоляции. Стрессовые состояния. Оптимальный уровень стресса. Развитие социально- психологического субсидрома стресса. Роль личностных особенностей туристов в развитии психологического стресса. Стресс как регуляция отношения организма туриста и временной средой обитания, причины и последствия. Управление стрессом.
Практическое занятие
-
Мимика, жесты, пантомимика как выражение психического состояния
-
Выражение глаз и типы взглядов в различных отношениях и позициях субъектах общения
-
Психологические основы взаимодействия
Материал: фотографии, ситуации общения, карточки- задания, листы бумаги, карандаши.
Самостоятельная работа студентов
Составление конспектов Дикая Л.Г. Становление нервной системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности.
Лебедев В.И. Групповая изоляция. Состояние в условиях «публичности». Литература: Психические состояния./Сост. Л.В. Куликов. - СПб., 2000
Контрольные вопросы
-
Сущность и функции психического состояния
-
Основные виды психических состояний
-
Влияние психических состояний на деятельность членов туристских групп
-
Индивидуальные особенности и проявления психических состояний
-
Пути выхода из критических психических состояний в условиях похода
Студенты должны знать: характерные особенности различного вида психических состояний, основные приемы регуляции психических состояний в условиях туристического похода
Студенты должны уметь: распознавать индивидуальные особенности и психические состояния членов туристического объединения, уметь анализировать эмоциональное состояние по первым признакам его проявления, владеть приемами регуляции психических состояний.
Раздел III Личность и коллектив
Тема 3.1 Структура и динамика взаимоотношений в группе туристов - сверстников
Понятие о статусной структуре личностных взаимоотношений.
Общие и возрастные особенности статусной структуры личных
взаимоотношений. Взаимность выбора и удовлетворенность во
взаимоотношениях. Показатель «удовлетворенности во взаимоотношениях». Динамика личных взаимоотношений в группе. Устойчивость личных взаимоотношений. Круги желаемого общения как структурная единица подсистемы личных взаимоотношений при подготовке и на протяжении похода. Понятие о психической совместимости в группе туристов.
Тема 3.2 Проведение членов туристской группы в конфликтной ситуации
Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии. Характеристика основных стратегий поведения. Типы конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный. Характеристика основных типов акцентуации характера. Технологии управления конфликтами. Технологии рационального поведения в конфликте. Внутриличностные конфликты: понятие и основные психологические концепции. Классификация внутриличностных конфликтов: формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов в условиях туризма.
Тема 3.3 Межличностная проблема и социальная - компетентность в поведении детей - членов туристических
объединений
Определения социальной компетентности через призму решения межличностной проблемы. Подходы к решению межличностных проблем, возникающих в процессе подготовки и проведения похода. Информационная концепция социальной компетентности Рубин Роуз- Крэснор. Выбор социальной цели. Исследование «среды действия». Разработка и выбор профессии.
Факторы, связанные с выбором и исполнением стратегий, а также с преследованием недостижимых целей. Концепция переработки информации Доджа Модель межличностных переговоров и коммуникативной компетентности Селмана. Оценка навыков решения детьми социальных проблем в условиях похода. Развитие навыков решения межличностных проблем: концептуальный и эмпирический анализ. Факторы и индивидуальные различия навыков решения межличностных проблем у детей-туристов.
Практическое занятие
-
Самодиагностика конфликтности личности
-
Тест «Тактика поведения в конфликте»
-
Тест «Оценка стратегий повеления в конфликте» по методике Дж Г. Скотта
-
Дидактическая игра «Оценка глубины конфликта»
-
Упражнение «Самооценка рационального поведения в конфликте»
6. Тест на определение комплекса неполноценности.
Материал: карандаши, листы бумаги, карточки-задания.
Тема 3.4 Специфика общения в условиях туристического похода.
Специфика восприятия друг друга в экстремальных условиях (частичной и полной изоляции). Стили руководства в условиях туристического похода. Особенности и специфика коммуникативных умений и навыков членов туристического объединения.
Практическое занятие
-
Определение стиля руководства. Тест
-
Анализ ситуаций общения
-
Тест «Ваш стиль общения»
-
Определения уровня коммуникативных умений и навыков
-
Упражнения на совершенствования общения
-
Приемы коррекции стиля общения
Материал: листы бумаги, карточки- задания, ситуации общения Самостоятельная работа студентов
Составление конспектов Харре Р. Дружба как достижении: энтогенический подход к социальному взаимодействию
Литература
Межличностное общение. /Сост. Н.В. Казаринова. -СПб.,2001
Контрольные вопросы
1. Понятие о статусной структуре личности
2. Динамика личных взаимоотношений в группе
3. Модели поведения членов туристской группы в конфликтных
ситуациях разных видов
-
Основные типы конфликтных личностей
-
Подходы к решению межличностных проблем в условиях туристического похода
-
Стили руководства туристической группы
Студенты должны знать: общие и возрастные особенности статусной структуры личных взаимоотношений, устойчивость личных взаимоотношений, основные концепции изучения межличностных проблем, специфику восприятия друг друга членами туристического объединения в условиях полной и частичной изоляции.
Студенты должны уметь: использовать в работе методы и приемы анализа и урегулирования конфликтных ситуаций, определять наиболее эффективный стиль руководства и взаимодействия в условиях туристического похода; применять навыки коррекции процесса общения.
Раздел IV Социально- психологический тренинг как форма практического обучения руководителей туристических объединений
Тема 4.1 Организационно- методические основы социально-психологического тренинга
Теоретико-методические основы социально- психологического тренинга. Цели, задачи и принципы социально- психологического тренинга. Этапы проведения тренинговых занятий. Базовые методы, применяемые социально- психологическом тренинге. Технологии проведения социально- психологического тренинга. Фазы развития группы.
Тема 4.2 Теоретические основания разработки программы тренинга для совершенствования взаимоотношений и общения членов туристической группы
Анализ программ Ю. М. Жукова, Л.А. Петровской, П.В. Растянникова, СВ. Кривцова, Н.А. Рождественский и др. Структура программы: схема интервью, методы диагностики, цель программы, задачи. Пример использования программы социально- психологического тренинга.
Семинар
Социально- психологический тренинг
-
Дискуссия в тренинге общения
-
Тренинги взаимовосприятия и понимания
-
Тренинг убеждающего воздействия
-
Самодиагностические процедуры тренинга
Литература
Марасанов Г.И. Социально- психологический тренинг. -
М., 1998г.
Практическое занятие
-
Составления программы социально- психологического тренинга
-
Самостоятельное проведение тренингового занятия студентами
Самостоятельная работа студентов
Составление конспектов Махшанов СИ., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге
Литература: Психология влияния. / Сост. А.В. Морозов. - СПб., 2001
Студенты должны знать: теоретические основы составления социально- психологического тренинга, его методологию; базовые методы, применяемые в социально- психологическом тренинге; различные подходы к составлению тренинговых программ; способы руководства тренинговым занятиям.
Студенты должны уметь: составлять программы социально-психологического тренинга разной направленности; использовать широкий, разнообразный набор упражнений в соответствии с выбранным направлением.
Контрольные вопросы
-
Понятие «социально- психологический тренинг»
-
Методы, используемые в социально- психологическом тренинге
-
Принципы составления программ социально- психологического - тренинга
-
Виды заданий и упражнений, используемых в социально-психологическом тренинге
-
Роль тренинговых занятий в коррекции стиля общения и взаимодействия членов туристического объединения.
Литература
-
Биржаков М.Б.Введение в туризм.-М.-СПб.,2002
-
Квартальнов В.А. Туризм. -М., 2002.
-
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 2000
-
Крысько В.Г. Социально- психологический словарь- справочник. -М.,2001.
-
Межличностное общение. /Сост. Н.В. Казаринова. -М.- СПб.,2001
-
Нарицын Н. Азбука психологической безопасности. -М.,2000
-
Психологические состояния. /Сост. Л.В. Куликов. -М. -СПб., 2000
-
Психология. /Под. ред. А.А. Крылова. -М., 1999
-
Психология влияния. /Сост. Н.В. Морозов. -М. -СПб.,2001
-
Психология социальных ситуаций. /Сост. Н.В. Гришина. -М. -Пб.,2001
-
Рамендик Д.М., О.В. Солонкина, С.П.Слаква. Психологический практикум. -М.,2002