Программа элективного курса Психология туризма

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Программа «Психология туризма» разработана как элективный курс для подготовки педагогов дополнительного образования туристско-краеведческой области деятельности.

Основная цель программы - вооружить педагога дополнительного образования, занимающихся руководством туристско-краеведческой деятельностью, знаниями об особенностях мотивации туризма и путешествий, проявлениях личностных качеств в экстремальных условиях, принципами составления программ социально- психологического тренинга.

В разделе I «Мотивация туризма и путешествий» освещены субъективные и объективные причины и мотивы, побуждающие к принятию решения о путешествии; определяется роль мотивационных аспектов в туризме; рассмотрены признаки, характеристики и факторы, оказывающие влияние на туристическую мотивацию.

Раздел II «Психологические состояния и их специфика в условиях подготовки и проведения туристических походов» призван знакомить студентов с широким спектром психических состояний, имеющих место при подготовке и проведении туристических мероприятий.

Раздел III «Личность и коллектив» направлен на формирование у студентов представлений об особенностях общения и руководства в туристическом объединении, способах и приемах совершенствования общения, урегулирования конфликтных ситуаций; о межличностной проблеме и социальной компетентности в поведении детей-туристов.

Раздел IV «Социально- психологический тренинг как форма практического обучения руководителей туристических объединений» рассматривает теоретические аспекты и значимость тренинговых занятий в совершенствовании умений руководства и общения в туристической группе. Практические занятия в данном разделе нацелены на формирование умений, составлять и проводить тренинговые занятия.

Задание для самостоятельной работы, предложенные программой способствуют наиболее глубокому изучению проблематики психологии туризма, расширяют знания в области психологических исследований экстремальных ситуаций и вариантах поведения людей в них, а также способствуют развитию навыков самоорганизации и работы с литературой. Возможны изменения и дополнения.

По окончании изучения курса «Психология туризма» студенты должны:

знать: основные факторы, влияющие на туристическую мотивацию; психические состояния и их проявления в условиях похода; особенностях личности в экстремальных ситуациях; способы и пути оптимизации процесса общения и руководства коллективом туристов; принципах составления программ социально- психологического тренинга.

уметь: анализировать внешние проявления психических состояний детей- туристов; прогнозировать модели поведения членов туристических групп в экстремальных ситуациях(частичной и полной изоляции), ситуациях конфликта; организовывать тренинговые занятия, применяя разнообразные методы и приемы, а также составлять программы социально- психологического тренинга.

Программа рассчитана на 56 часов, по окончании курса студенты сдают зачет

Примерный тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Макс, нагруз

Кол-во аудит, часов

Самос, работа

Всего

Лекц.

Прак.

Введение

2

2

2

I

Мотивация туризма и путешествий

8

8

8

1.1

Мотивация аспекты в туризме

2

2

2

1.2

Основные факторы

туристической

мотивации

2

2

2

1.3

Культура как фактор

туристической

мотивации

2

2

2

Социопсихологичес кие аспекты туризма

2

2

2

Программа элективного курса Психология туризмаII

Психологические состояния и их специфика в условия

подготовки и проведения туристических походов

31

21

17

4

10

2.1

Состояние как

психическое

явление

2

2

2

2.2

Проблема

правильного

распознавания

индивидуальных

особенностей и

психологического

состояния в

экстремальных

условиях

9

5

3

2

4

2.3

Эмоциональные состояния и особенности проявления в условиях частичной и полной изоляции

3

3

3

2.4

Активационные состояния и особенности проявления в условиях полной и частичной изоляции

3

3

3

2.5

Тонические состояния и особенности проявления в условиях полной и частичной изоляции

3

3

3



2.6

Тензионные состояния и особенности проявления в условиях полной и частичной изоляции

3

3

3

III

Личность и коллектив

23

15

11

4

8

3.1

Структура и динамика

взаимоотношений в группе туристов-сверстников

7

3

3

4

3.2

Проведение членов туристической группы в конфликтной ситуации

3

3

3

3.3

Межличностная проблема и социальная компетентность в поведении детей-членов

туристический объединений

7

5

3

2

2

3.4

Специфика общения в условиях туристического похода

6

4

2

2

2

IV

Социально-психологический тренинг как форма практического обучения руководителей туристических объединений

20

10

4

6

10

4.1

Организационно-методические основы социально-психологического тренинга

8

4

2

2

4

4.2

Теоретические

основания

разработки

программы тренинга

для

совершенствования

взаимоотношений и

общения членов

туристической

группы

12

6

2

4

6

Всего:

84

56

40

16

28

Содержание программы

Введение

Роль психологии в индустрии туризма. Учет психологических особенностей людей, понимание мотивации желаний клиента. Изучение моделей поведения в различных ситуациях, мотивация принятия решений. Психография, методы психографии в маркетинге туризма. Связь с другими науками и отраслями психологии.

Раздел I Мотивация туризма и путешествий Тема 1.1. Мотивационные аспекты туризме

Понятие «туристическая мотивация», «туристические мотивы».

Актуальность и практическая значимость мотивационных аспектов Классификация аспектов. Цели путешествия, виды отдыха, специфические интересы различных туристских групп. Мотивационный исход. Классификация мотивационных исходов: отдых, познание, развлечение, паломничество. Этапы принятия решения о покупке туристического продукта.

Тема 1.2 Основные факторы туристической мотивации

ДПрограмма элективного курса Психология туризмаоминирующие и побочные факторы туристической мотивации. Возраст- один из значимых факторов мотиваций туриста: зависимость возрастного периода и процесса принятия решения о выборе турпродукта. Образование и его учет при комплектации туристических групп. Социальная принадлежность, влияние на мотивацию выбора отдыха; классификация основных социальных групп. Менталитет, конфессия доходов и их роль в туристической мотивации. Семейное положение как фактор мотивации, группы семейной принадлежности. Работа, отпуск, здоровье, численность туристской группы, географическое направление, сезонность, активность- особенности этих факторов, значимость при выборе турпродукта. Барьеры к путешествию, их характеристика и виды.

Тема 1.3 Культура как фактор туристической мотивации

Культурный или познавательный туризм. Туризм как способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма. Определение культуры. Набор ресурсов для познавательного туризма, классификация объектов культурного наследия. Методы оценки культурных комплексов для туристических целей. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса . Изобразительное искусство, музыка и танцы, народные промыслы, история, литература, религия, индустрия и бизнес, агрокультура, образование, наука, национальная кухня: особенности этих элементов культуры, их роль в формировании побудительного мотива к путешествию. Охрана и использование культурно- исторического и природного наследия в туризме. Категории культурного, исторического и природного наследия. Политика туристского развития, основные аспекты. Принципы адекватного туризма.

Тема 1.4 Социопсихологические аспекты туризма

Влияние туризма на жизнь общества: положительные и отрицательные аспекты. Конфликты интересов и социальный конфликт- основные отрицательные моменты туризма. Типология туристов. Туристические роли: организационный массовый турист, индивидуальный турист, турист- исследователь, турист-бродяга. Институциональные (устоявшиеся) и неинституциональные туристические формы. Способы создания иллюзии приключения.

Трансформация естественных достопримечательностей и ее последствия. Внешние факторы, определяющие туристскую активность. Виды экзогенных факторов и их роль в мотивации туристского путешествия. Категории мест туристского назначения. Элементы места туристского назначения. Общая стратегия действий в перераспределении туристских потоков. Формы, стратегии, варианты решения этой проблемы.

Контрольные вопросы

  1. Модели поведения в различных ситуациях

  2. Практическая значимость мотивации в туризме

  3. Классификация мотивационных исходов

  4. Факторы туристской мотивации

  5. Социопсихологические аспекты туризма

  6. Менталитет, конфессия, их роль в туристской мотивации

Студент должен знать: основные мотивационные аспекты туризма, влияние туризма на жизнь общества и личности человека; факторы влияющие на туристскую мотивацию, типы туристов и туристические роли. Студент должен уметь: выделять ведущие мотивы туриста, анализировать и прогнозировать мотивационные аспекты туристической деятельности.

Раздел II Психические состояния и их специфика в условиях подготовки и проведения туристских походов

Тема 2.1 Состояние как психическое явление

Сущность и функции психического состояния. Непрерывность состояний(С.Л. Рубинштейн). Структура состояния(В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко). Характеристики состояний: активация и тонус, напряжение, стресс. Временные характеристики психологического состояния. Осознанность состояния. Настроение и психическое состояние. Структура настроения. Эмоциональная составляющая, составляющая отношений, когнитивная составляющая физического самочувствия. Регуляция состояний. Роль и место психических состояний в системе психических явлений. Возрастной аспект психических состояний.

Тема 2.2 Проблема правильного распознавания индивидуальных особенностей и психического состояния человека в экстремальных условиях

Методы оценки функциональных состояний и работоспособности. Внешнеэмоциональные проявления физиологические, биохимические, неврологические показатели, психологические и психофизиологические

показатели. Диагностика функциональных состояний. Основные признаки телесной конституции и особенности речи людей с характерами разных типов. Основные телесные сигналы функционально-эмоционального состояния и особенностей личности человека по случайным непроизвольным рисункам.

Практическое занятие

  1. Определение типа характера человека

  2. Оценка эмоционального состояния человека

  3. Анализ реальных примеров случайных рисунков Материал: фотографии, карточки- задания, схемы.

Тема 2.3 Эмоциональные состояния, особенности проявления в условиях частичной и полной изоляции

Диапазон положительных эмоций, источники положительных эмоций. Физиологическая основа: зависимость эмоционального состояния от эмоционального активации, субъективного ощущения физического состояния, культурных традиций. Влияние положительных эмоций на позитивное мышление, память, решение проблем, помощь и альтруизм, отношение к окружающим. Состояние меланхолии, состояние тревоги и страха, состояние паники. Паника как один из видов психосоциальных эпидемий.

Тема 2.4 Активационные состояния, особенности проявления в условиях частичной и полной изоляции.

Понятие «эмоциональное возбуждение». Состояние вдохновения. Характерные черты вдохновения. Духовные состояния (мотивационные состояния). Состояние подъема. Энтузиазм. Состояние сосредоточенности и рассеянности. Состояние скуки и апатии: определение и содержание понятий. Влияние активационных состояний на деятельность туристской группы.

Тема 2.5 Тонитические состояния, особенности проявления в условиях частичной и полной изоляции.

Состояние бодрствования. Механизм саморегуляции уровня бодрствования и особенности их проявления в поведенческих реакциях. Состояние монотонии и пресыщения. Профессиональные переутомления. Ступени переутомления. Состояние сонливости. Состояние «ночной психики», сна у членов туристической группы.

Тема 2.6 Тензионные состояния, особенности проявления в условиях частичной и полной изоляции

Состояние нервно- психического напряжения. Состояние эмоционального разрешения. Сенсорный голод: понятие, содержание, причины. Состояние в условиях индивидуальной изоляции. Особенности психических состояний в условиях групповой изоляции. Стрессовые состояния. Оптимальный уровень стресса. Развитие социально- психологического субсидрома стресса. Роль личностных особенностей туристов в развитии психологического стресса. Стресс как регуляция отношения организма туриста и временной средой обитания, причины и последствия. Управление стрессом.

Практическое занятие

  1. Мимика, жесты, пантомимика как выражение психического состояния

  2. Выражение глаз и типы взглядов в различных отношениях и позициях субъектах общения

  3. Психологические основы взаимодействия

Материал: фотографии, ситуации общения, карточки- задания, листы бумаги, карандаши.

Самостоятельная работа студентов

Составление конспектов Дикая Л.Г. Становление нервной системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности.

Лебедев В.И. Групповая изоляция. Состояние в условиях «публичности». Литература: Психические состояния./Сост. Л.В. Куликов. - СПб., 2000

Контрольные вопросы

  1. Сущность и функции психического состояния

  2. Основные виды психических состояний

  3. Влияние психических состояний на деятельность членов туристских групп

  4. Индивидуальные особенности и проявления психических состояний

  5. Пути выхода из критических психических состояний в условиях похода

Студенты должны знать: характерные особенности различного вида психических состояний, основные приемы регуляции психических состояний в условиях туристического похода

Студенты должны уметь: распознавать индивидуальные особенности и психические состояния членов туристического объединения, уметь анализировать эмоциональное состояние по первым признакам его проявления, владеть приемами регуляции психических состояний.

Раздел III Личность и коллектив


Тема 3.1 Структура и динамика взаимоотношений в группе туристов - сверстников

Понятие о статусной структуре личностных взаимоотношений.
Общие и возрастные особенности статусной структуры личных
взаимоотношений. Взаимность выбора и удовлетворенность во
взаимоотношениях. Показатель «удовлетворенности во взаимоотношениях». Динамика личных взаимоотношений в группе. Устойчивость личных взаимоотношений. Круги желаемого общения как структурная единица подсистемы личных взаимоотношений при подготовке и на протяжении похода. Понятие о психической совместимости в группе туристов.

Тема 3.2 Проведение членов туристской группы в конфликтной ситуации

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии. Характеристика основных стратегий поведения. Типы конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный. Характеристика основных типов акцентуации характера. Технологии управления конфликтами. Технологии рационального поведения в конфликте. Внутриличностные конфликты: понятие и основные психологические концепции. Классификация внутриличностных конфликтов: формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов в условиях туризма.

Тема 3.3 Межличностная проблема и социальная - компетентность в поведении детей - членов туристических

объединений

Определения социальной компетентности через призму решения межличностной проблемы. Подходы к решению межличностных проблем, возникающих в процессе подготовки и проведения похода. Информационная концепция социальной компетентности Рубин Роуз- Крэснор. Выбор социальной цели. Исследование «среды действия». Разработка и выбор профессии.

Факторы, связанные с выбором и исполнением стратегий, а также с преследованием недостижимых целей. Концепция переработки информации Доджа Модель межличностных переговоров и коммуникативной компетентности Селмана. Оценка навыков решения детьми социальных проблем в условиях похода. Развитие навыков решения межличностных проблем: концептуальный и эмпирический анализ. Факторы и индивидуальные различия навыков решения межличностных проблем у детей-туристов.


Практическое занятие


  1. Самодиагностика конфликтности личности

  2. Тест «Тактика поведения в конфликте»

  3. Тест «Оценка стратегий повеления в конфликте» по методике Дж Г. Скотта

  4. Дидактическая игра «Оценка глубины конфликта»

  5. Упражнение «Самооценка рационального поведения в конфликте»

6. Тест на определение комплекса неполноценности.
Материал: карандаши, листы бумаги, карточки-задания.

Тема 3.4 Специфика общения в условиях туристического похода.

Специфика восприятия друг друга в экстремальных условиях (частичной и полной изоляции). Стили руководства в условиях туристического похода. Особенности и специфика коммуникативных умений и навыков членов туристического объединения.

Практическое занятие


  1. Определение стиля руководства. Тест

  2. Анализ ситуаций общения

  3. Тест «Ваш стиль общения»

  4. Определения уровня коммуникативных умений и навыков

  5. Упражнения на совершенствования общения

  6. Приемы коррекции стиля общения

Материал: листы бумаги, карточки- задания, ситуации общения Самостоятельная работа студентов

Составление конспектов Харре Р. Дружба как достижении: энтогенический подход к социальному взаимодействию


Литература

Межличностное общение. /Сост. Н.В. Казаринова. -СПб.,2001

Контрольные вопросы


1. Понятие о статусной структуре личности

2. Динамика личных взаимоотношений в группе

3. Модели поведения членов туристской группы в конфликтных
ситуациях разных видов

  1. Основные типы конфликтных личностей

  2. Подходы к решению межличностных проблем в условиях туристического похода

  3. Стили руководства туристической группы

Студенты должны знать: общие и возрастные особенности статусной структуры личных взаимоотношений, устойчивость личных взаимоотношений, основные концепции изучения межличностных проблем, специфику восприятия друг друга членами туристического объединения в условиях полной и частичной изоляции.

Студенты должны уметь: использовать в работе методы и приемы анализа и урегулирования конфликтных ситуаций, определять наиболее эффективный стиль руководства и взаимодействия в условиях туристического похода; применять навыки коррекции процесса общения.

Раздел IV Социально- психологический тренинг как форма практического обучения руководителей туристических объединений

Тема 4.1 Организационно- методические основы социально-психологического тренинга

Теоретико-методические основы социально- психологического тренинга. Цели, задачи и принципы социально- психологического тренинга. Этапы проведения тренинговых занятий. Базовые методы, применяемые социально- психологическом тренинге. Технологии проведения социально- психологического тренинга. Фазы развития группы.

Тема 4.2 Теоретические основания разработки программы тренинга для совершенствования взаимоотношений и общения членов туристической группы

Анализ программ Ю. М. Жукова, Л.А. Петровской, П.В. Растянникова, СВ. Кривцова, Н.А. Рождественский и др. Структура программы: схема интервью, методы диагностики, цель программы, задачи. Пример использования программы социально- психологического тренинга.

Семинар

Социально- психологический тренинг

  1. Дискуссия в тренинге общения

  2. Тренинги взаимовосприятия и понимания

  3. Тренинг убеждающего воздействия

  4. Самодиагностические процедуры тренинга

Литература

Марасанов Г.И. Социально- психологический тренинг. -

М., 1998г.

Практическое занятие


  1. Составления программы социально- психологического тренинга

  2. Самостоятельное проведение тренингового занятия студентами

Самостоятельная работа студентов

Составление конспектов Махшанов СИ., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге

Литература: Психология влияния. / Сост. А.В. Морозов. - СПб., 2001

Студенты должны знать: теоретические основы составления социально- психологического тренинга, его методологию; базовые методы, применяемые в социально- психологическом тренинге; различные подходы к составлению тренинговых программ; способы руководства тренинговым занятиям.

Студенты должны уметь: составлять программы социально-психологического тренинга разной направленности; использовать широкий, разнообразный набор упражнений в соответствии с выбранным направлением.

Контрольные вопросы

  1. Понятие «социально- психологический тренинг»

  2. Методы, используемые в социально- психологическом тренинге

  3. Принципы составления программ социально- психологического - тренинга


  1. Виды заданий и упражнений, используемых в социально-психологическом тренинге

  2. Роль тренинговых занятий в коррекции стиля общения и взаимодействия членов туристического объединения.

Литература

  1. Биржаков М.Б.Введение в туризм.-М.-СПб.,2002

  2. Квартальнов В.А. Туризм. -М., 2002.

  3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 2000

  4. Крысько В.Г. Социально- психологический словарь- справочник. -М.,2001.

  5. Межличностное общение. /Сост. Н.В. Казаринова. -М.- СПб.,2001

  6. Нарицын Н. Азбука психологической безопасности. -М.,2000

  7. Психологические состояния. /Сост. Л.В. Куликов. -М. -СПб., 2000

  8. Психология. /Под. ред. А.А. Крылова. -М., 1999

  9. Психология влияния. /Сост. Н.В. Морозов. -М. -СПб.,2001

  10. Психология социальных ситуаций. /Сост. Н.В. Гришина. -М. -Пб.,2001

  11. Рамендик Д.М., О.В. Солонкина, С.П.Слаква. Психологический практикум. -М.,2002

© 2010-2022