Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










1

Цель. Выявление способности ребенка дей­ствовать в соответствии с инструкцией; закрепле­ние понятия «величина предметов» (большой - ма­ленький, больше - меньше).

• Назови геометрические фигуры, нарисованные в квадратах слева. «Перенеси» их в квадраты справа по указанию стрелочки. Фигуры большего размера уменьшай, а меньшего - увеличивай.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

• Нарисуй в пустых клеточках точно такие же фигуры. Из каких фигур они состоят?

2

Цель. Выявление уровня сформированности вос­приятия формы, его способ­ности производить анализ расположения фигур в пространстве. Развитие устойчивости внима­ния, целенаправленности деятельности. Активи­зация словаря.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

  • Рассмотри и назови геометрические фигуры, помещенные на стра­нице слева. Сначала называй меньшую по величине фигуру, за­тем - большую. Например, круг в квадрате, круг в овале, овал в круге.

  • Тебе нужно перенести каждую меньшую по величине фигуру на но­вое место - на соответствующие фигуры большего размера.

3

Цель. Выявление способности детей устанав­ливать тождество, сходство и различие в рисунках. Развитие зрительного анализа, наблюдательности.

Рассмотри коврики. Чем они похожи? Чем отличаются? Нарисуй в рам­ках справа такие же коврики.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

4.

Цель. Выявление уровня сформированности мыс­лительных процессов анализа, синтеза, сравнения. Развитие наглядно-образных представлений, спо­собности к воссозданию целого на основе зритель­ного соотнесения.

«Почини» наволочку на подушку. Подбери из разных кусочков ткани такой, который подходит по размеру, цвету и рисунку.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

5

Цель. Выявление умения устанавливать законо­мерности, способности удерживать инструкцию и контролировать свои действия в ходе работы. Развитие внимания и зрительной памяти.

• Найди закономерность в изображении предметов. Что должно быть изображено в пустой клеточке?

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

• Назови грибы. Какой из них ядовитый? Какой гриб нужно нарисо­вать в пустой клеточке? Запомни последовательность рисунков в каждом ряду. Закрой таблицу листом бумаги. Заполни по памяти таблицу справа.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

6

Цель. Выявление способности зрительно воспри­нимать и дифференцировать цвета, правильно называть цвета и оттенки, узнавать и называть геометрические фигуры, указывать их цвет и ве­личину; пересчитывать геометрические фигуры, указывать их количество; составлять рассказ-описание.

  • Рассмотри клоуна. Какой формы заплатки на его костюме?

  • Сравни заплатки одинакового цвета. Чем они отличаются?

  • Сравни одинаковые по форме заплатки. Чем они отличаются?

Составь рассказ про клоуна.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

Цель. Определение целенаправленности восприятия, характера эмоциональных реакций. Формирование умения устанавливать идентичность предметов на основе зрительного соотнесения. Развитие внимания, самоконтроля, речи.

'ассмотри рисунок. Найди в нем предметы, нарисованные в клетках, юставь рассказ по сюжетной картинке.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу





8

Цель. Выявление способности к поиску закономер­ности в расположении хорошо знакомых букв и цифр. Развитие устойчивости и концентрации внимания.

  • Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

    Найди последовательность букв, указанную на образце, в двух строчках букв. Рассмо­три, как раскрашены буквы в первом ряду.

  • Рассмотри второй и третий ряды. Найди закономерность в расположении букв. От­меть, как изменилась их рас­краска. Определи, какая бук­ва должна находиться в пус­той клеточке. Как ее нужно раскрасить?

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

• Определи закономерность так же, как ты это сделал в первом задании с буквами. Нарисуй нужную цифру в пу­стой клеточке.

9

Цель. Выявление сформированности процессов анализа, синтеза, сопоставления. Развитие спо­собности к воссозданию целого на основе зритель­ного соотнесения.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

Рассмотри образец одея­ла для куклы. Ира собира­ет из лоскутков такое же одеяло. Какие кусочки ткани ей нужно на него нашить?

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

Выбери фломастеры нуж­ного цвета и заполни пус­тые клетки рисунками с образца.

10

Цель. Выявление особенностей зрительного вос­приятия, устойчивости, концентрации, объема внимания.

Друзья пошли гулять со своими собаками, но поводки запутались. Оп­редели, где чья собака. Скажи, как зовут собаку каждого мальчика.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

//

Цель. Выявление умений устанавливать законо­мерности в расположении рисунков, удерживать инструкцию и контролировать свои действия в ходе работы. Наблюдение за деятельностью ре­бенка (ее темпом, а также ловкостью и коорди-нированностью движений рук).

Перед ребенком выкладывают вряд карточки, об­ращают его внимание на чередование рисунков, предлагают продолжить ряд.

Найди закономерность в расположении фигур и предметов и про­должи ряд.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

12.

Цель. Выявление сформированности объемно-про­странственного мышления, наблюдательности, особенностей речевого развития.

Двери замка закрыты на три замка. Помоги Коту в сапогах подо­брать к ним ключи. Вспомни сказку. Расскажи, чем закончилась ис­тория для Кота и его хозяина.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

13

Цель. Выявление умения устанавливать законо­мерности в расположении фигур, определение спо­собности удерживать инструкцию, особенностей самоконтроля. (Задание выполняется в опреде­ленном темпе, отмечается наличие ошибок.)

• Найди закономерность в расположении фигур и продолжи ряд.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

14.

Цель. Определение уровня развития образного мышления, понимания нелепости ситуации.

Внимательно рассмотри картинку. Она смешная? Так бывает или нет? Все ли правильно нарисовал художник?

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

15

Цель. Формирование приемов соотносительного и пространственного анализа (приема выделения элементов объекта с последующим соотнесением их пространственного расположения), умения работать в соответствии с образцом.

• Нарисуй справа лису, как показано на образце, и раскрась героев сказки. Из какой сказки эти персонажи? Вспомни и расскажи тот фрагмент сказки, который изображен на рисунке.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

16.

Цель. Формирование приема совмещения двух и более признаков, развитие зрительно-моторных навыков.

• Найди в нижней части страницы и нарисуй в пустом квадрате подходящую по цвету, форме и рисунку бабочку.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

17

Цель. Формирование приемов анализирующего наблюдения и пространственного анализа, развитие тонкости анализа.

• Ученик, складывая геометрический рисунок из отдельных квадратов по образцу, допустил ошибки. Рассмотри работу ученика. Какие квадраты выложены неправильно?

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

• Выбери из предложенных квадратов такие, которые позволят исправить ошибки ученика.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

Помощь: 1 вид помощи - раздели образец и работу ученика на четыре квадрата. Для этого соедини точки сверху вниз и слева направо.

2 вид помощи - вырежь нужные квадраты и наложи их на рисунок в том месте, где допущена ошибка.

18

Цель. Формирование приемов выделения признаков объекта и определения изменяющихся признаков, формирование умения располагать предметы (объекты) в ряд по какому-либо признаку.

• Рассмотри рисунки. Назови, что изменяется от одного рисунка к другому. Не нарушая данного условия, дорисуй ряд.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

* Те признаки, которые не чередуются, а изменяются, дети изменяют произвольно, по своему усмотрению.

19

Цель. Формирование приема соотносительного анализа, умения руководствоваться в работе образцом.

• Найди ошибки в работе ученика. Обведи их красным карандашом.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

• Рассмотри рисунки. Дорисуй недостающие части в каждом рисунке так, чтобы они стали одинаковыми. Что у тебя получилось?*

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

* Задание рекомендуется для выполнения в III четверти.

20

Цель. Формирование приема выделения смысловых опор в условии задачи, умения работать по многозвеньевой инструкции.

• Раскрась цветы в вазе разными карандашами так, чтобы в середине букета был желтый цветок, а красный находился между желтым и голубым.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

• Нарисуй ниже такие же фигуры так, чтобы квадрат был между ромбом и треугольником, а круг - справа от ромба.

21

Цель. Формирование приемов выделения и совмещения признаков.

• Рассмотри ряды фигур. В каждом ряду от фигуры к фигуре изменяется какой-либо признак. Назови и напиши над стрелкой признак или признаки, которые изменяются.

Признаки следует обозначать так: ЦВЕТ - Ц; ФОРМА - Ф; РАЗМЕР - Р; ТОЛЩИНА - Т.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

22

Цель. Формирование приема восприятия объекта как целого, умения устанавливать причинно-следственные отношения, понимать эмоциональные состояния людей.

• Определи эмоциональное состояние людей на каждом рисунке. Подбери подходящее по смыслу слово и закончи предложение.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

• Измени каждое предложение по образцу:

«Из-за того, что Миша ...., он ....».

Слова для справок: 1) рада, расстроен, сердита, зол;

  1. обрадовалась, расстроился, разозлился, рассердилась;

  2. радостная, сердитая, злой, расстроенный.

23

Цель. Формирование приемов синтезирования объекта (восполнение недостающих звеньев целого), восприятия объекта как целого.

• Рассмотри внимательно картинку. Догадайся, что на рисунке закрыто листом бумаги. Объясни свой ответ.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

• Составь рассказ по картинке.

24

Цель. Формирование приема обобщения на основе выделения признаков предъявленного объекта (конкретного или абстрактного), различения существенных и несущественных признаков, объединения понятий по существенному признаку.

• Из шести картинок выбери две такие, которые можно объединить в группу и дать ей одно общее название. Объясни свой ответ.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

• Из шести слов выбери два таких, которые можно объединить в одну группу по существенному признаку.

  • мороз снег лед осень дождь коньки

  • корень слово подлежащее окончание прилагательное правило

  • остановка автобус колесо трамвай билет шофер

  • сладкий хитрый яркий красный красивый добрый

25

Цель. Формирование приема синтезирования, восприятия объекта как целого.

• Рассмотри картинки. На них изображены начало и конец истории, которая произошла с мальчиками. Придумай, что случилось с мальчиками на реке. Нарисуй две недостающие картинки.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

• Прочти начало и конец рассказа. Дополни очень коротко его содержание так, чтобы получился рассказ. Запиши рассказ в тетрадь.

Саша и Коля договорились в выходные пойти в кино.

Поэтому Коля остался у Саши и помог другу.

26

Цель. Формирование приемов выделения и совмещения признаков, формирование умения располагать предметы в ряд по какому-либо признаку.

• Рассмотри ряды объемных фигур. В каждом ряду от фигуры к фигуре изменяется какой-либо признак. Назови, какой признак изменяется от фигуры к фигуре, а что остается неизменным в каждом из рядов.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу





Ребенку для изображения толщины фигуры можно предложить использовать ее схематическое обозначение; *JKs* - толстая фигура; А> - тонкая фигура,

например:

27

Цель. Формирование приема выделения смысловых опор в условии задачи, формирование умения устанавливать причинно-следственные зависи­мости.

• Прочитай задачу. Подчеркни красным карандашом только те
данные в условии, которые потребуются, чтобы ответить на
вопрос задачи. Зачеркни синим карандашом лишние данные
из условия.

Андрей, Игорь, Сережа и Вова участвуют в соревнованиях по бегу-Андрей бежит за Игорем. Игорь бежит медленнее Вовы. Сережа бежит быстро. Кто из мальчиков бежит впереди всех?

• Используя рисунок, реши задачу. Проведи на файле отрезки,
показывающие, как бежал каждый из мальчиков. Убери из
файла лист бумаги, которым были закрыты правильные
ответы, и проверь свою работу.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

r-WIlJ|SlVrw

28

Цель. Формирование приема рассмотрения объекта с разных точек зрения, умения выделять скрытый смысл выражения, понимать пере­носный смысл пословиц.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

  • Прочти пословицы. В каждой тройке пословиц две связаны общим смыслом, а третья к ним не подходит. Найди лишнюю пословицу.

  • Рассмотри рисунки. Соедини стрелками рисунок и подходящие ему по смыслу пословицы.


  • Наряд соколий, а походка воронья.

  • Очи орлиные, а крылья комариные.

  • И воробей не живет без людей.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

  • Пчела жалит жалом, а человек-словом

  • Одна пчелка не много меду натаскает.

  • Одним конем всего поля не объедешь.


  • За двумя зайцами погонишься -одного не поймаешь.

  • Трусливому зайке и пенек - волк.

  • Двух зайцев гонять - ни одного не поймать.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу





29

Цель. Формирование приемов анализирующего наблюдения и пространственного анализа (приема выделения элементов объекта с последующим со­отнесением их пространственного расположе­ния), развитие тонкости анализа.

• Какие детали в рисунке справа расположены не так как на рисунке слева?

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

• Какими квадратами нужно заменить детали в узоре справа, чтобы рисунки стали одинаковыми?

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

• Помощь: раздели рисунки на квадраты размером 1,5 см на 1,5 см. Сравни каждый элемент узоров в отдельности и найди несоответствующие части.

30

Цель. Формирование умения правильно использовать (упот­реблять) предлоги, обозначающие пространственные отно­шения.

Покажи котенка внутри шкафа, собаку за коробкой и перед коробкой, абажур над столом, котенка под креслом, за шкафом, в шкафу, на стуле, в ящике стола.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:

  • Куда спрятался котенок? (В шкаф, за шкаф, под кресло.)

  • Где сидит котенок? (На стуле, в ящике.)

  • Где находится собака? (За коробкой, перед коробкой.)

Составь словосочетания, отвечая на вопрос «Где находится...?». Напри­мер: Котенок в шкафу.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

31

Цель. Формирование с помощью схемы навыков выделе­ния предлогов как самостоятельных отдельных слов.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

Я буду читать предлоги, а ты показывай, где находится человечек-предлог (в коробке, под коробкой, на коробке, за коробкой, вылезает из коробки).

Запомни слова-предлоги «на», «за», «под» и др. Составь предложение с любым предлогом.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

32

Цель. Развитие читательского интереса у детей ше-сти-семилетнего возраста в процессе глобального чтения слов, формирование интереса к буквам, разви­тие памяти, внимания, подготовка к аналитико-синтетическому чтению. Закрепление употребления предлогов.

Помоги зайчатам спрятаться от лисы. Проведи линию от каждого зайчи­ка к месту, куда он хочет спрятаться, согласно оставленной им записке.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

Предварительная работа. Взрослый читает слова на отдельных карточках, предвари­тельно сделав их ксерокопии с данного рисунка. Прочитав вслух карточку, взрослый размещает ее на рисунке, предлагая ребенку запомнить, что на ней написано. Так отра­батывается каждая карточка.

33 Цель. Профилактика биографии и дислексии. Вы­бор правильного изображения печатной буквы сре­ди пар или рядов букв, напечатанных зеркально. Активизация лексикона.

Покажи правильно напечатанные буквы, закрыв зеркальные изобра­жения пальчиком в каждой паре или ряду. Придумай 2-3 слова с каж­дой из этих букв в начале слова.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

34

Цель. Обучение детей глобальному чтению слогов и слов. Развитие памяти, внимания, интереса к буквам и слогам.

Прочти написанное на карточках (с помощью учителя). Рассмотри картинки. Соедини линиями карточки так, чтобы получились слова. Прочитай слова.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

35

Цель. Обучение детей глобальному чтению слогов и слов.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологуПрочти написанное на карточках под картинками. Составь слова, со единив слоги на карточках линиями.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

36

Цель. Профилактика дисграфии и дислексии. Раз­витие логического мышления, зрительного и слу­хового внимания, пространственного восприятия. Работа с изографами. Чтение слов, написанных разным шрифтом. Узнавание предметов, изобра­женных буквами.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологуВ каждом рисунке спряталось слово. Рассмотри внимательно пер­вый рисунок. Догадайся, какое слово в нем спряталось. Прочитай его, обводя указкой буквы. Такие слова-картинки называются изо­графами. Разгадай остальные изографы, помогая себе указкой. На­зови предметы, изображенные при помощи букв.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу 37

Разгадай изографы. Прочитай слова, обводя буквы указкой. Назови предметы, изображенные при помощи букв.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

38

Цель. Составление целого из семи асимметричных частей. Запоминание слов, прочитанных взрос­лым. Глобальное чтение доступных ребенку слов. Соотнесение слова и картинки.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологуРассмотри рисунок. Прочитай слова на карточках. Соедини каждую часть картинки с подходящей карточкой. Сложи из частей целую кар­тинку.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

39

Цель. Определение в тексте порядка следования предложений, расположенных в нарушенной по­следовательности.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологуРассмотри картинки по порядку. Прочитай выделенные слова. Под­бери к каждой картинке соответствующее предложение.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

40

Цель. Обучение составлению рассказа по серии последовательных картинок.

Рассмотри картинки. По ним можно составить рассказ. Картинки пере­путаны. Подумай и определи последовательность событий. В малень­ких квадратах поставь нужные цифры. Прочитай карточки с предложе­ниями и подумай, к каким картинкам они относятся. Для какой картин­ки карточки не хватает? Составь предложение по этой картинке.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

41

Цель. Упражнения в выделении и четком произне­сении первого звука слов разной слоговой структу­ры. Расширение запаса видовых понятий по теме «Птицы и насекомые», дифференциация указан­ных родовых понятий. Упражнения в исключении 4-го лишнего предмета, самостоятельная группи­ровка изображений по категориальному принципу (птицы - насекомые).

Рассмотри картинки, помещенные в верхнем ряду. Три из них можно

объединить в одну группу и назвать обобщающим (общим) словом, а

четвертая - лишняя. Назови обобщающее слово. Какой предмет

лишний? Почему?

Назови каждую картинку. Постарайся произносить слово так, чтобы

первый звук в нем был ясно слышен. Чем похожи эти слова? Напиши

в маленьком квадрате букву С.

Рассмотри картинки во втором ряду. Распредели все картинки на две

группы: насекомые и птицы.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

42

Цель. Обучение построению высказываний. За­крепление знания названий трудовых обязаннос­тей, соответствующих различным строитель­ным специальностям.

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологуПрочитай каждую карточку и соедини ее с соответствующей картинкой. Расскажи о работе штукатура, плиточницы, монтера, стекольщика, маляра, которых ты видишь на рисунках. Как назвать общим словом все эти профессии?

Составь предложения, соединив карточки с названиями строитель­ных специальностей и карточки с описанием трудовых действий. Кто какую работу должен выполнять?

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

43

Цель. Обучение построению высказываний о на­значении отдельных предметов (из 2-3 предложе­ний). Формирование обобщающего понятия «меди­цинские принадлежности», введение в активный словарь точных наименований предметов.

Рассмотри рисунки. Расскажи, какие медицинские принадлежности нужны врачу, а какие - медицинской сестре.

ДОПОЛНИ РАССКАЗЫ.

Врач послушал сердце и легкие больного. Измерил давление тономе­тром. Потом измерил больному температуру тела. (Что было дальше?)

Медицинская сестра взяла вату, пипетку и глазные капли. (Что было дальше?)

Врач посмотрел горло больного, узнал, какая у него температура, и ве­лел медицинской сестре срочно принести шприц. (Что было дальше?)

Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

44

Цель. Исследование импрессивной речи (понима­ние значений слов, обозначающих предметы и дей­ствия). Упражнения в опознании позиции звука в слове.


Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю - дефектологу

Найди картинки к следующим словам (предметам и действиям).

Ледоход, берлога, листопад, осень, скворцы, зима, ветер, озимые, поле, стога сена, всходы, льдины, грибы, скворечник, весна, гроздья рябины,новоселы.

Дует, всходят, прилетели, спит, плывут, срывает, висят, тает, зеленеют,

щебечут, кружатся, зимует, осыпаются.

Назови слова со звуком [л] ([л']). Определи его место в слове.

© 2010-2022