Конспект урока экологии на тему Природные ресурсы

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

тема урока:

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. ПОНЯТИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ.



Цели урока:

Деятельностная: создание условий для формирования у обучающихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом, иллюстрациями, поиска решений проблемных вопросов через сотрудничество при обсуждении.

Образовательная: формирование представлений о природных ресурсах, понятии и классификации.

Задачи:

Образовательная: учить обучающихся составлять план к тексту, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

Развивающая: развивать общеучебные компетенции:

Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).

Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).

Информационные: (умение извлекать информацию из текста, применять).

Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).

Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: обучающиеся получают представление о природных ресурсах, их классификации.

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения, фиксировать и оформлять результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками информации.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока: Природные ресурсы, Классификация природных ресурсов.

Методы:

Основной: наглядные (работа с текстами, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические (поиск информации, работа с рисунками)

Дополнительные: частично - поисковый.

Основные вопросы: Природные ресурсы, Классификация природных ресурсов.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Тема и цель.

  3. Мотивация.

  4. Актуализация.

  5. Основная часть.

  6. Вывод.

  7. Закрепление.

  8. Рефлексия.

  9. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока



I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, создание положительной мотивации на предстоящий урок.

II. Учитель объявляет Тему и цель урока.


III. Мотивация.

Лишь в конце XX произошло осознание того, что деятельность человека часто не только наносит вред окружающей среде, но и угрожает самому существованию человечества. При этом в изменении структуры и динамики экосистем резко возросла роль случайных факторов, нередко приводящих к катастрофам с многочисленными человеческими жертвами. Человечество лишь в последние десятилетия начало всерьез осознавать важность для себя экологических проблем. Ведь вопрос стоит однозначно - быть или не быть на Земле технократической цивилизации.
Этим и объясняется становление экологии, как самой науки, так и других направлений человеческой деятельности, экологизация всевозможных производств, связанных с потреблением природных ресурсов.


  1. Актуализация.

  1. Сформулируйте понятия «Экология», « Среда обитания», « Биосфера», «Всеобщая экология».

  2. Раскройте структуру общей экологии.

  3. Сформулируйте задачи экологи.

  4. Поясните возрастание роли экологии в современном мире.



  1. Основная часть. Изложение новой темы

Природные ресурсы - это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины и медикаменты.

Природные ресурсы являются важной частью национального богатства страны и источником создания материальных благ и услуг.

Природные ресурсы являются объектом исследования в двух аспектах:

  • как важнейшая часть социально-экономического потенциала, реализуемого в процессе создания валового внутреннего продукта, часть национального богатства страны;

  • как основа природной окружающей среды, подлежащей охране, восстановлению и воспроизводству.

Классификация природных ресурсов это разделение совокупности предметов, объектов и явлений природной среды на группы по функционально значимым признакам. Учитывая природное происхождение ресурсов, а также их огромное экономическое значение, разработаны следующие классификации природных ресурсов.

1. Природная (генетическая) классификация - классификация природных ресурсов по природным группам: минеральные (полезные ископаемые), водные, земельные (в т.ч. почвенные), растительные, (в т.ч. лесные), животного мира, климатические, ресурсы энергии природных процессов (солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, энергия ветра и т.п.). Часто ресурсы растительного и животного мира объединяют в понятие биологические ресурсы.

2. Экологическая классификация природных ресурсов основана на признаках исчерпаемости и возобновимости запасов ресурсов. Понятием исчерпаемости пользуются при учете запасов природных ресурсов и объемов их возможного хозяйственного изъятия. Выделяют по данному признаку ресурсы:

*неисчерпаемые - использование которых человеком не приводит к видимому истощению их запасов ныне или в обозримом будущем (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия воды, воздуха);

*исчерпаемые невозобновимые - непрерывное использование которых может уменьшить их до уровня, при котором дальнейшая эксплуатация становится экономически нецелесообразной, при этом они неспособны к самовосстановлению за сроки, соизмеримые со сроками потребления (например, минеральные ресурсы);

*исчерпаемые возобновимые - ресурсы, которым свойственна способность к восстановлению (через размножение или другие природные циклы), например, флора, фауна, водные ресурсы, В этой подгруппе выделяют ресурсы с крайне медленными темпами возобновления (плодородные земли, лесные ресурсы с высоким качеством древесины).

Главные виды природных ресурсов - солнечная энергия, внутриземное тепло, водные ресурсы, земельные, минеральные, лесные, рыбные, растительные, ресурсы животного мира и др.

Минеральные ресурсы.

В отличие от возобновимых ресурсов, которые при их правильном использовании оказываются практически неистощимыми, полезные ископаемые можно использовать лишь один раз, после чего они исчезают. Эти ресурсы невозобновимы. Темпы их образования неизмеримо медленнее, чем темпы добычи. Поэтому на протяжении будущей истории человечества потребуются, по всей вероятности, поиски средств и методов более эффективного использования невозобновимых ресурсов, в том числе и методов переработки вторичного сырья.

Некоторые минералы столь же важны для жизни и здоровья людей, как воздух и вода. Поваренная соль, например, без которой не может обходиться человек, была объектом обмена на всем протяжении человеческой истории. Иначе обстоит дело с топливом и металлами. Многие из них не являются ни изобильными, ни дешевыми и потому должны находиться под охраной как исчезающий вид ресурсов.

Таким образом, основными требованиями к охране недр и их рациональному использованию является наиболее полное извлечение из недр и рациональное использование запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов; недопущение вредного влияния работ, связанных с использованием недр, на сохранность запасов полезных ископаемых; охрана полезных ископаемых от затопления, пожаров и других факторов, снижающих их качество и ценность месторождения; предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и иных материалов.

Земельные ресурсы.

Почва - поверхностный плодородный слой земной коры, созданный под совокупным влиянием внешних условий: тепла, воды, воздуха, растительных и животных организмов, особенно микроорганизмов. Почвенные ресурсы являются одной из самых необходимых предпосылок обеспечения жизни на Земле. Почва как элемент биосферы призвана обеспечить биохимическую среду для человека, животных и растений. Только почвой могут быть обеспечены полноценные условия для производства продуктов питания, корма для животных. Неотъемлемыми функциями почвы как природного тела является накопление атмосферных осадков и регулирование водного баланса, концентрация элементов питания растений, образование и обеспечение чистоты подземных вод.

Водные ресурсы.

Вода - основа жизни на Земле. К сожалению, обилие воды только кажущееся, в действительности гидросфера - самая тонкая оболочка Земли, потому что на воду во всех ее состояниях и во всех сферах приходится менее 0,001 массы планеты. Природа устроена так, что вода постоянно обновляется в едином гидрологическом круговороте и охрана водных ресурсов должна осуществляться в самом процессе использования вод путем влияния на отдельные звенья круговорота воды. Потребности в воде возрастают из года в год. Основными потребителями воды являются промышленность и сельское хозяйство. Промышленное значение воды очень велико, так как практически все производственные процессы требуют большого ее количества. Основная масса воды в промышленности используется для получения энергии и охлаждения.

Лесные ресурсы.

Леса - национальное богатство народа, источник получения древесины и других видов ценного сырья, а также стабилизирующий компонент биосферы. Рациональное использование и сохранение лесов в настоящее время приобретает большое значение.

С развитием урбанизации огромное значение приобретают зеленые насаждения в городах. Зеленые насаждения - древесно-кустарниковая, цветочная и травянистая растительность, элементы благоустройства озелененных территорий - являются эффективным средством экологической защиты города, они повышают комфортность, эстетичность городской среды, могут на 20% и более уменьшить силу городского шума, так как служат преградой для распространения звуковых волн.

Задачи государственной стратегии природопользования:

* эффективное обеспечение функций государства как собственника природных ресурсов России по их использованию, воспроизводству и охране на базе совершенствования законодательных, экономико-нормативных, научно-методических и организационно-хозяйственных подходов и мероприятий;

* уменьшение ресурсоемкости экономики, сокращение затрат природных ресурсов в расчете на единицу конечной продукции;

* использование возможностей природно-ресурсного потенциала с целью получения максимальной прибыли, в том числе для преодоления текущего кризиса и вывода России в число передовых постиндустриальных стран;

* совершенствование системы государственного регулирования в природно-ресурсной сфере (контроль, лицензирование, ресурсный аудит);

* создание эффективных экономических механизмов ресурсопользования с учетом российской специфики и повышение доли платежей за использование природных ресурсов в бюджеты всех уровней;

* решение вопроса собственности на природные ресурсы и права из этого вытекающие;

* учет региональных особенностей и приоритетов в отношении регионов со специфическими условиями хозяйствования.


  1. ВЫВОД ПО УРОКУ.

Природные ресурсы - это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины и медикаменты.

Природные ресурсы являются важной частью национального богатства страны и источником создания материальных благ и услуг.

  1. Закрепление



  1. Раскройте понятие «природные ресурсы».

  2. Охарактеризуйте природную (генетическую) классификацию природных ресурсов.

  3. Охарактеризуйте экологическую классификацию природных ресурсов.

  4. Назовите основные группы природных ресурсов по их возобновляемости и исчерпаемости.

  5. Охарактеризуйте главные виды природных ресурсов.

  6. Сформулируйте задачи государственной стратегии природопользования.

  7. С какой целью ведется учет природных ресурсов?


  1. Рефлексия

  • Узнали много нового.

  • Было интересно.

  • Было над чем подумать.

  • Поработали добросовестно.

  • Урок понравился.

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.



Литература:

1.Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001.
2.Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003.
3.Радкевич В.А. Экология. Минск: Высшая школа, 2003.


© 2010-2022