ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА (ОБУЧАЮЩЕГОСЯ)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современной наукой выявлено более трех сотен определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Наследственность (или генетические факторы), экология (или состояние окружающей среды), а так же медицинское обеспечение - это объективные факторы риска, не зависящие от самого человека, а условия, образ жизни, образование - субъективные факторы, которые напрямую зависят от человека и на которые можно и нужно влиять. Именно к субъективным факторам мы относим и нравственное, физическое, психологическое и социальное здоровье, которые неразрывно связаны между собой. Понятие «здоровье» следует рассматривать как многоаспектную категорию, состоящую из комплекса четырех компонентов: − здоровья физического; − здоровья социального; − здоровья психического; − здоровья духовно-нравственного.

Если понятие физического здоровья всегда было более-менее понятным, и у каждого есть свое представление о здоровье (или нездоровье) своего организма, то формулировка здоровья духовного вызывает у многих затруднения. Так что же такое духовное здоровье, и как оно связано с физическим?

Духовное здоровье человека в первую очередь связано с теми знаниями, которыми он владеет и с помощью которых занимает в жизни определенное место. Наличие или отсутствие этого аспекта жизни человека не так заметно внешне, как явное физическое уродство или умственная отсталость. Может быть поэтому далеко немногие задаются вопросом своей духовности, ее связью с физическим здоровьем.

Духовно - нравственное здоровье - наиболее трудная для определения составляющая. Вместе с тем духовно - нравственное здоровье является главной предпосылкой, позволяющей человеку справиться с социальными, психологическими и физическими трудностями. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. В качестве показателей духовно - нравственного здоровья рассматриваются наличие цели и смысла жизни, надежды человека, его желание жить, его убеждения. Оно характеризуется способностью человека (учащегося) к творчеству, начиная от идей до их реализации, воплощения в материальной форме. Также, характерна сформированность в структуре личности внутренней картины здоровья человека, где сформулирована определенная целевая установка, доминирующие представления о будущем, в процессе образования и воспитания. Итак: формирование духовно - нравственного здоровья, как правило, отождествляется с воспитанием нравственных качеств личности, приобщением к общечеловеческим ценностям.

Какие же основные аспекты влияют на развитие нравственного здоровья человека (учащегося).

  • Считается, что главным гарантом духовно - нравственного здоровья человека является семья. Живой пример родителей - это специфическая форма передачи нравственного опыта старшего поколения младшему. Ориентация детей на поведение родителей как на пример и прообраз собственных действий - это одновременно и реализация воспитательного потенциала семьи. Нравственный эмоциональный климат семьи в значительной мере формируется отношениями между отцом и матерью, а также между родителями и детьми. Влияние на детей уклада семейной жизни, традиций семьи, религиозных убеждений, духовно - нравственных ценностей дает преимущество семейного воспитания перед любым другим воспитанием.

  • Одним из важных аспектов, влияющих на нравственное здоровье, являются взаимоотношения в школьном коллективе. Администрация и педагогический коллектив обязаны обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе. Осуществление данной задачи зависит от следующих приоритетов учебно - образовательного процесса: организация учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация деятельности учащихся и создание комфортных условий для них; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Взаимоотношения с классным коллективом способствует лучшему осознанию учащимся самого себя, своих достоинств, недостатков, возможностей; обучает контролю над негативными проявлениями (агрессией, гневом, тревогой); создает предпосылки для личностного роста; развивает ощущение принадлежности к коллективу, развивает чувство ответственности за других людей, альтруистические тенденции, эмпатию, искренность и уважение к товарищам; дает возможность развить навыки социально приемлемого поведения.

  • Большое внимание необходимо уделить отношению учащихся со сверстниками во внеурочное время. Это могут быть занятия в секциях, кружках, в учреждениях дополнительного образования; пребывание в различных группах по интересам, молодежных движениях и т.д. Данный вид отношений способствует самораскрытию, повышению уверенности в себе; снижает барьеры деструктивной психологической защиты; облегчает выражение эмоций, обучат навыкам преодоления депрессий, уменьшения стресса. И главное - научить себя любить таким, какой он есть; любя исправлять в себе все негативные качества, которые мешают жить и быть счастливыми, не делая при этом несчастными окружающих.

  • Важным аспектом в нравственном здоровье - является понятие здорового образа жизни. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого. Понятие здорового образа жизни в большей мере связано с физическим здоровьем (малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нерациональный режим жизни, психо - эмоциональное напряжение и т. д.). Мы коснемся одного фактора этого понятия «Вредные привычки». Под воздействием вредных привычек полностью разрушаются нравственные понятия и устои. Человек уничтожает себя как личность, активно укорачивает свою жизнь, а порой становится на путь преступления. В настоящее время проблема «вредных привычек» в нашей стране стала поистине глобальной. Детский и подростковый возраст, с его неустойчивой самооценкой и эмоциональной уязвимостью - наиболее удобное время приобщения к вредным привычкам. Негативные последствия, которые несут эти пороки, оказывают, прежде всего, вред здоровью, как нравственному, так и физическому.

  • И еще, один из самых важных на сегодняшний день, аспектов, влияющих на формирования нравственного здоровья - это СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Влияние СМИ на формирование духовно - нравственных ценностей на учащихся трудно переоценить. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет невозможно. Ведь именно средства массовой информации являются мощным средством коммуникации по охвату населения и возможности воздействовать на сознание людей. Проблема этого влияния занимает одно из важнейших мест при формировании и развитии нравственного здоровья учащихся. Поэтому возникает необходимость развивать традиции культурного наследия наших народов (литература, живопись, архитектура, религия и т.д.). Моральные нормы не случайно квалифицируются в обществе как культурные ценности. Посредством моральных норм мы понимаем, оцениваем и организуем нашу жизнь. Абсолютная мера их ценности задана тем, что они необходимое условие для сохранения здоровья человека, а значит и его жизни.

На фоне всё расширяющихся и углубляющихся исследований всех составляющих здоровья человека (обучающихся), проблема духовно-нравственного здоровья педагога как основы его профессиональной культуры остаётся актуальной вот уже не одно тысячелетие. Как и чему учить в наше непростое время? Какие нравственно - духовные ценности воспитывать в детях? Чтобы учить не только словом, но и делом, необходимо учителю и самому следовать духовно - нравственным принципам, быть примером для подражания ученикам. Безусловно, это тяжело.

В течение последних лет проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. Установлено, что профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний В образовании большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит педагог в класс, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Важно учитывать в полной мере это обстоятельство, поскольку именно педагог в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает (на практике) эту среду благоприятной для обучения школьников. «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский, - не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности… Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников» [Ушинский К.Д. Об учебно-воспитательной работе. М., 1939, с.15-16].

Личностная позиция педагога, его отношение к происходящим в обществе и государстве изменениям, его отношение к своей профессии, детям, которых он учит, к своему внутреннему состоянию - все эти параметры отражаются не только на качестве учебного процесса, но и, в конечном итоге, на развитии личности учащихся. Завтрашний день развития общества во многом определяет мировоззрение педагогов, которые сегодня воспитывают подрастающее поколение. Большинство учителей в современной школе не могут психологически себе позволить выйти из - за учительского стола и стать соавтором педагогического процесса, не могут осознать себя созидателями другого человека.

Профессия педагога это еще и профессия управленческого труда. Учитель вынужден в течение всего дня непрерывно воздействовать на учащихся. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает стресс руководства. Чтобы уменьшить вероятность его развития, анализ педагогической ситуации должен осуществляться педагогом с некоторым отстранением, с холодным разумом. Проводя анализ стоящих перед детьми проблем, необходимо уметь игнорировать чувственную, эмоциональную составляющую, а использовать только мыслительный, рассудочный. Эмоциональное сопереживание должно распространятся до определенного предела - иначе это чревато, в случае полного растворения в эмоциях другого, нарушением здоровья. В результате в сознании остается генерализованное чувство тревоги.

На практике для учителя характерен низкий уровень психологической культуры, недостаток коммуникативных способностей и навыков саморегуляции. Педагог находится под гнетом двойного стресса - социального и профессионального. Отсюда излишняя нервозность, озлобленность, отсутствие оптимизма, апатия и депрессия, ухудшение профессиональной позиции - формируется консерватизм, неприятие новой педагогики. Отсюда педагогические кризисы, истощение, сгорание.

Страдают, конечно, дети, ибо попадают в невротизирующую среду обитания. Но страдает и сам педагог, расплачивающийся за все соматическими и нервно-психическими болезнями.

Важнейшими показателями здоровья и долголетия учителя являются такие интегральные характеристики как педагогическая направленность, педагогическая компетентность эмоциональная (поведенческая) гибкость и физическая адаптированность.

Важнейшая задача - воспитание и поддержание педагогической направленности: профессиональных целей, идеалов, представлений о результате педагогического труда, мотивации на педагогическую деятельность. Необходимо преодолеть сегодняшний низкий уровень самоотношения, самоуважения, самопринятия, повысить профессиональное самосознание учителя, осознание себя личностью, хозяином жизни, способным проектировать свое будущее. Это предусматривает решение проблемы гармонизации и гуманизации личности, осознание цели своего труда: сотрудничество с ребенком, позволяющее вдохновить и направить сердца и мысли учеников к восприятию знаний в атмосфере доверия, уважения и сформировать у них потребность в здоровом образе жизни как высшей радости бытия.

Педагогическая компетентность включает в себя, прежде всего, коммуникативность и конфликтоустойчивость, интеллектуальную эмоциональную, поведенческую гибкость. Учителя должны владеть психологическими знаниями, уметь управлять своим разумом, психоэмоциональным состоянием, механизмами психологической защиты. Нужно развивать психологическую готовность к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации (конфликт, фрустрация и т.п.), способность ценить, правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся и уметь экспрессивно выражать свои собственные. Эти качества позволяют педагогу учитывать многообразие индивидуальных характеров, мнений, позиций.

Для повышения адаптационного потенциала важно формировать здоровый образ жизни самого учителя. Ключевая проблема в этом - низкая престижность здоровья, резко заниженное осознание учителями его ценности. Необходимо повысить осведомленность учителей об истинном состоянии своего здоровья, возможных причинах его снижения, путях и средствах укрепления. Сейчас возникает не только новая, но и принципиально отличная от прежних времен ситуация, поэтому важнейшая задача - сформировать социально-психологическую установку на возрастающую роль взаимной ответственности за здоровье как со стороны директоров школ и других руководителей образования, так и со стороны учителей, учеников, родителей.

Известно, что образцы поведения, отношений, переживаний, способы действий, используемые учителем во взаимодействии с учеником усваиваются, присваиваются и проявляются в поведении ребенка. Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни, всем своим поведением убеждает их в том, что именно в этом заключено благополучие каждого, семьи, коллектива и общества в целом.

Таким образом, здоровое и благополучное общество состоит и здоровых и благополучных граждан. Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути - понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Необходимо дать толчок личностному саморазвитию (лучше, если это побуждение будет внутренним, а не внешним). Развиваясь духовно, педагог «вочеловечивает» всю сферу своих отношений с реальностью, одухотворяет ее, воспринимает любой объект действительности как часть своего внутреннего мира, оценивает действительность сквозь призму духовных ценностей, развивает «родственное внимание» к миру.

Роль учителя велика: он занимается духовно - нравственным развитием и воспитанием юных граждан России, что является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя учителя, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции педагога, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Духовно-нравственное здоровье педагога определяет основу его профессиональной культуры. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Список литературы

1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и

состояние здоровья учащихся.//Здравоохранение Российской Федерации. -

1997. - № 3. - С. 29-33.

2. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке

влияния образовательных технологий на здоровье детей и

подростков./Здоровье населения и среда обитания. - 2002. - № 2. - С. 1-4.

3. Личностно-ориентированное обучение детей и подростков: проблемы и пути

решения/Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. и др. - М.: Пробел-

2000, 2006. - 436 с.

4. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к

сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного

процесса.//Российский педиатрический журнал. - 2000. - № 3. - С. 60-62.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе

учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. - С. 272.

6. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как

условие повышения качества образования/Юсупова Н.П., Плетнева

Е.Ю.//Сибирский учитель - научно-методический журнал. - 2005. -№ 4.

7. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового

населения России/Здоровые дети России в XXI веке. - М. - 2000. - С. 44-53.

8. Янсон Ю.А. Оздоровительные модели физического воспитания

школьников/Валеология. - 1997. - № 2.

8


© 2010-2022