Методика анализа маржинального дохода

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика определения анализ маржинального дохода

Произведем анализ маржинального дохода за 2013 год. Исходные данные для анализа в таблице 1

Таблица 1 - Показатели работы ОАО «Мечта» за 2013 год

Показатели

Обозна-чение

Дверь металл.

Реклам.

щит

Металл.

гараж

Всего

Объем реализации, ед.

Q

8

6

3


Доля в общем объеме реализации

W

0,47

0,35

0,18


Цена, р./ед.

P

3166,67

17490,32

25424


Удельные переменные затраты

Z

2781,39

14457,45

22365


Материалы


1912,00

6863,85

15986,38


Труд


869,39

7593,60

6378,62


Маржинальный доход на 1 ед., р.

M=P-Z

385,28

3032,87

3059


Выручка от реализации, р.

R

25333,36

104941,92

76272

206547,28

Переменные затраты, р.

VC=Z*Q

22251,12

86744,70

67095

176090,82

Маржинальный доход, р.

M=R-Z*Q

3082,24

18197,22

9177

30456,46

Маржинальный доход в % к выручке


12,2

17,3

12,0

14,75

Постоянные затраты

FC

1871,12

13200

5544

20615,12

Величина среднего маржинального дохода (М) в 2013 году составит:

Ср.М=385,28*25333,36+3032,87*104941,92+3059*76272:25333,36+

104941,92+76272 = 561351685,8:206547,28 = 2717,8 р.

Объемы производства, позволяющие покрыть все затраты и выйти на нулевой уровень прибыли, будут равны:

  1. Дверь металлическая Q =FC*Wд.м./ср. М = 20615,12*0,47 / 2717,8 = 3,6;

  2. Рекламный щит Q=20615,12*0,35 / 2717,8 = 2,7;

  3. Металлический гараж Q = 20615,12*0,18 / 2717,8 = 1,4.

Из расчетов видно, что уровень точек безубыточности для всех трех видов продукции лежит гораздо ниже сложившихся объемов производства, что является, безусловно, положительным для предприятия фактором. Таким образом, предприятие имеет достаточно широкие возможности варьировать общий объем выпуска продукции, а также долю отдельных ее видов в суммарном выпуске.

По сравнению с 2011 годом уровень точек безубыточности возрос. Если в 2011 году для достижения безубыточного объема производства необходимо было изготовить: 1,22 металлические двери; 0,6 рекламных щита; 0,4 металлических гаража, то в 2013 году для достижения того же результата уже надо изготовить: 3,6 металлических дверей; 2,7 рекламных щита; 1,4 металлических гаражей.

  1. Оценка влияния ценовой политики на финансовое состояние

предприятия

Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия - стабильность его деятельности с позиции долгосрочной перспективы. Она связана, прежде всего, с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.

Основным показателем безубыточности работы коммерческой организации является прибыль. Планируемая прибыль на единицу продукции заложена в цене товара.

Одним и основных факторов ценообразования является учет издержек производства, так как цена на товар зависит как от спроса, так и от предложения, объема и состава ассортимента выпускаемой продукции, издержек производства и обращения.

Цена зависит не только от издержек и прибыли производителя, но и от издержек обращения и прибыли, количества посредников.

Для каждого участника процесса движения товара от производителя до потребления цена будет определяться затратами по изготовлению товара и его продвижению на рынок, т.е. к конечному потребителю, а также долей прибыли каждого участника.

Прибыль предприятия-изготовителя будет равна выручке от реализации без акцизного налога и налога на добавленную стоимость минус полная себестоимость реализованной продукции.

Прибыль посредников будет равна валовому доходу минус издержки обращения, а в торговом предприятии еще минус налог на добавленную стоимость. Между уровнем цен, себестоимостью и прибылью имеется определенная связь. Прибыль от реализации товарной продукции рассчитывают по формуле:

Прп = РП - ПСрп, (3.4)

где Прп - прибыль от реализованной продукции; РП - выручка от реализации товарной продукции без налога на добавленную стоимость; ПСрп -полная себестоимость реализованной продукции.

Эту формулу можно раскрыть, показав состав реализованной продукции:

Прп = Сумм qz - Сумм qp, (3.5)

где q - количество проданных изделий; z - цена изделия; Сумм qz - объем реализованной продукции, выручка; p - полная себестоимость одного изделия; Сумм qp - полная себестоимость реализованной продукции.

Преобразуемая формула Ппр Сумм q(z-p) подтверждает зависимость прибыли от трех факторов (количества реализованных изделий, цены и себестоимости единицы товара) или от двух факторов (количества реализованной продукции и уровня рентабельности изделия).

Повышение уровня прибыльности может быть достигнуто не только за счет повышения рентабельности отдельных видов продукции, но и за счет ускорения оборачиваемости средств, а также повышения эффективности всех активов, используемых фирмой:

Рпред = По/А, (3.6)

где Рпред - рентабельность предприятия; По - прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия; А - активы предприятия (сумма активов баланса предприятия).

Эту формулу можно преобразовать:

Рпред = По: РП / А: РП = Ррп / ОФ: РП + ТА: РП = Ррп / Фе+Кз (3.7)

где РП - выручка от реализации продукции; Ррп - рентабельность реализованной продукции; ОФ - основные средства и вложения (1 раздел баланса); ТА - текущие активы (2 раздел актива баланса); Фе - фондоемкость, включая емкость вложений долгосрочного характера; Кз - коэффициент закрепления текущих активов (один из показателей оборачиваемости оборотных средств).

Таким образом, рентабельность предприятия прямо пропорциональна рентабельности реализованной продукции и обратно пропорциональна фондоемкости и оборачиваемости текущих активов.

Оценка эффективности деятельности предприятия в конечном итоге зависит от цены на изделие, его средней себестоимости, объема реализации, фондоемкости и оборачиваемости текущих активов.

Средняя величина себестоимости единицы продукции, как и цена, устанавливаемая на ее основе, предопределяет общим уровнем издержек на производство и принятыми методами распределение затрат.

Рентабельность предприятия, рассчитанная по формуле 3.7 по годам составляет:

2011 год Рпред = 0,98 / 0,12+0,76*100 = 0,98 / 0,88*100 = 111,4%

2012 год Рпред = 0,599 / 0,32+0,25* 100 = 0,599 / 0,57*100 = 105,1%

2013 год Рпред = 0,096 / 0,24+0,32*100 = 0,096 / 0,56*100 = 17,1%

Данные расчетов показывают, что рентабельность предприятия имеет устойчивую тенденцию к снижению и руководству ОАО «Мечта» необходимо пересмотреть свою позицию к формированию цен на свою продукцию с тем, чтобы улучшить данные показатели работы.

Для проведения аналитических расчетов с позиции собственников предприятия и его лендлеров, т.е. физических и юридических лиц, предоставляющих капитал, как правило, используют данные об источниках средств, приводимые в пассиве баланса. Для этой категории пользователей аналитической информации инвестициями как раз и будет задолженность предприятия перед своими инвесторами. В аналитической практике для характеристики результата использования финансовых результатов, вложенных в коммерческую организацию, наибольшее распространение получили показатели чистой прибыли и прибыли до вычета процентов и налогов. При этом рассчитываются четыре показателя: рентабельность (доходность) совокупного капитала (ROA), рентабельность (доходность) собственного капитала (ROE), рентабельность (доходность) собственного обыкновенного капитала (ROCE) и рентабельность инвестиций (ROI).

Коэффициент ROA рассчитывается по следующему алгоритму:

ROA = Pп / Сt, (3.8)

где Pп - чистая прибыль; Ct - совокупный капитал (итог баланса по пассиву).

Этот показатель по годам на (конец года) составляет:

2011 год ROA = 564371 : 1289545 = 0,438

2012 год ROA = 361467 :2799249 = 0,129

2013 год ROA = 637117 : 4114607 = 0,155

Значения данного показателя нестабильны, наибольшее значение этого показателя было в 2011 году, затем снизилось на 70,5% (0,129 - 0,435/0,129*100) в 2012 году, а в 2013 году вырос по сравнению с 2012 годом на 20,2% (0,155 - 0,129/0,129*100).

Коэффициент ROE рассчитывается по следующему алгоритму:

ROE = Рп / Е, (3.9)

где Е - собственный капитал.

Значения данного коэффициента по годам следующие:

2011 год ROE = 564371:1056210 = 0,534

2012 год ROE = 361467:1361873 = 0,265

2013 год ROE = 637117: 1578750 = 0,404

Таким образом, рентабельность собственного капитала имела наименьшее значение в 2012 году. По сравнению с 2011 годом спад этого показателя составил 50,4% (0,265 - 0,534 / 0,265*100). В 2013 году значения показателя ниже, чем в 2011 году на 24,3% (0,404 - 0,534 / 0,534*100), но выше уровня 2012 года на 52,5% (0,404 - 0,265 / 0,265 *100).

Рентабельность собственного обыкновенного капитала ROCE рассчитываем исходя из следующего алгоритма:

ROCE = Рп - РД / Е - РS, (3.10)

где РД - дивиденды по привилигированнным акциям;

РS - привилигированнные акции.

На ОАО «Мечта» данный коэффициент не рассчитывается, т.к. общество не выплачивает дивиденды.

Рассчитанные коэффициенты рентабельности занесены в таблицу 3.9.

Таблица 3.9 - Показатели рентабельности ОАО «Мечта»

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонения (+ / -)

2012г. к 201г.

2013г. к 2011г.

2013г. к 2012г.

Рентабельность совокупного капитала (ROA)

0,438

0,129

0,155

-0,309

-0,283

0,026

Рентабельность собственного капитала (ROE)

0,534

0,265

0,404

-0,269

-0,130

0,139

Рентабельность собственного обыкновенного капитала (ROCE)

Не рассчитывается, так как ОАО «Мечта» не выплачивает дивиденды по акциям

Конечный финансовый результат деятельности предприятия - прибыль, чувствительна к изменениям цены и структуры затрат. В основе анализа чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат лежит расчет объема реализации, который должен обеспечивать требуемую величину прибыли при изменении цены или структуры затрат (постоянные и переменные затраты).

Если изменяются постоянные затраты, то объем реализации, обеспечивающий желаемую величину прибыли, определяется по формуле:

Мо = Мвн*100 / а: Ц (3.11)

Если изменяются переменные затраты, то расчет производится по следующей формуле:

Мо = Мвн *100 / ан: Ц (3.12)

Если изменяется цена, то расчет осуществляется по такой формуле:

Мо = Мвн *100 / ап: Цп, (3.13)

где Мвн - новая валовая маржа (маржинальный доход, р.); Мо - желаемая прибыль, р.; ап - исходный процент валовой маржи к выручке от реализации; Мвн - исходная валовая маржа, р.; ап - новый процент валовой маржи к выручке от реализации.

Рассмотрим характер этих изменений на примере выпуска рекламных щитов.

В 2013 году производство годового выпуска рекламных щитов составил 6 штук по цене 17490,32 р. и средних удельных переменных расходов 3032,87 р. При данном объеме реализации, цене и переменных затратах ОАО «Мечта» имеет следующие показатели:

- выручка от реализации 6*17490,32 = 104941,92 р.;

- переменные расходы 6*3032,87 = 86744, 70 р.;

- валовая маржа (маржинальный доход) = 18197,22 р.;

- постоянные расходы = 13200 р.

- прибыль = 4997,22 р.

Допустим, цена увеличилась на 10%. В этом случае руководству предприятия важно знать, как изменится величина прибыли и каков должен быть объем реализации, чтобы сохранить прежний уровень прибыли. Таким образом, предполагаемая цена составит: 17490,32+1749,03 = 19239,35 р., новая выручка от реализации: 6*19239,35 = 1154326,11 р., переменные и постоянные расходы находятся на прежнем уровне, и валовая маржа составит 28691,41 р. (115436,11 - 86744,70). Прибыль составит 15491,41 р. (28691,41 - 13200) или 13% в объеме реализации. Как видно из расчетов прибыль увеличилась с 4997,22 р. до 15491,41 р. или на 210%.

Объем реализации необходимый для достижения прежней величины прибыли при повышении цены согласно формулы составит:

Мо = 18197,22 *100 / 25: 19239,35 = 3,78 = 4 (шт.)

Данные расчетов представлены в таблице 3.10

Таблица 3.10 - Анализ чувствительности показателей ОАО «Мечта» при увеличении цены на 10%


Показатели

Первоначальный объем

(6 ед.)

Объем обеспечивающий неизменную прибыль

Сумма, р.

Уд. Вес, %

Сумма, р.

Уд. Вес, %

Выручка от реализации

115436,11

100

76957,40

100

Переменные расходы

86744,70

75

58760,20

76

Валовая маржа

28691,41

25

18197,20

24

Постоянные расходы

13200,00

12

13200,00

17

Прибыль

15491,41

13

4997,20

7

Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема реализации на 33,3% и увеличивает прибыль на 210%.

Далее рассмотрим, какие изменения произойдут с показателями при снижении постоянных расходов на 10%. Расчет данных изменений произведем в таблице 3.11.

Таблица 3.11 - Анализ чувствительности для ОАО «Мечта» при сокращении постоянных расходов на 10 %


Показатели

Первоначальный объем


Объем обеспечивающий неизменную прибыль

Сумма, р.

Уд. Вес, %

Сумма, р.

Уд. Вес, %

Выручка от реализации

104941,20

100

69961,28

100

Переменные расходы

86744,70

83

5308,04

76

Валовая маржа

18197,20

17

16877,22

24

Постоянные расходы

11880,00

11

11880,00

17

Прибыль

6317,20

6

4997,22

7


Объем реализации, на который может пойти ОАО «Мечта» при сохранении прежней прибыли составит:

Мвн 100 / ан = 16877,2*100 /24:17490,32 = 4 (шт.)

Как видно из таблицы 3.10 прибыль от реализации увеличилась на 1319,98 р. (6317,20 - 4997,22) или на 26,4% при снижении постоянных затрат на 10%.

Предприятие может сократить в этом случае производство рекламных щитов на 2 штуки в год.

Анализ чувствительности прибыли при сокращении переменных затрат на 10% представлен в таблице 3.12.

Таблица 3.12 - Анализ чувствительности прибыли при сокращении

переменных расходов на 10 %


Показатели

Первоначальный объем


Объем обеспечивающий неизменную прибыль

Сумма, р.

Уд. Вес, %

Сумма, р.

Уд. Вес, %

Выручка от реализации

104941,92

100

104941,92

100

Переменные расходы

78070,23

74

86744,70

82

Валовая маржа

26871,69

26

18197,22

18

Постоянные расходы

13200,00

13

13200,00

13

Прибыль

13671,69

13

4997,22

5

Из данной таблицы 3.12 видно, что прибыль ОАО «Мечта» может возрасти на 8674,47 р. (4997,22 - 13671,69) или на 173,6%, при сокращении переменных затрат на 10%. На изменении объема реализации это не отражается, т.к. переменные затраты растут пропорционально объему реализации.

Руководителя предприятия всегда интересует вопрос, как будет изменяться масса прибыли в зависимости от изменения выручки. Установлено, что процент роста прибыли выше, чем выручки. Это явление в теории получило название операционного (производственного) рычага, который объясняется пропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на результаты финансово-экономической деятельности (на прибыль).

Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле:

F = Мв / М, (3.14)

где F -сила воздействия операционного рычага; Мв - валовая маржа, руб.; М - прибыль, р.

F = 18197,22: 4997,22 = 3,64

Это означает, что если ОАО «Мечта» увеличивает объем реализации на 10%, то выручка также возрастет на 10%, а прибыль с учетом действия операционного рычага будет равна (М = 10*3,64 = 36,4%).

Проверяем полученный результат. При увеличении объема производства новая выручка от реализации составит: 104941,92 +10494,19 = 115436,11 р.; переменные расходы: 86744,70 +8674,47 = 95419,17 р.; валовая маржа: 115436,11 - 95419,17 = 20016,94 р.; постоянные расходы: 13200 р.; прибыль: 6816,94 р.

Как видно прибыль возросла на 1819,72 р. (6816,94 - 4997,22) или на 36,4%.

Итак, повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 210%, увеличение объема реализации рекламных щитов на 10% вызывает рост прибыли на 36,4%, уменьшение постоянных расходов на 10% приводит к росту прибыли на 26,4%, 10%-ное изменение переменных расходов увеличивает рост прибыли на 173,6%. Из приведенных данных видно, что наиболее выгодным для ОАО «Мечта» является повышение цены, которое дает рост прибыли 210%. Однако, в условиях рыночных отношений рост цен обычно приводит к снижению спроса на продукцию. Поэтому руководство ОАО «Мечта» должно сосредоточить свое внимание на ценовой политике и снижении переменных расходов, которые более всего оказывают влияние на получаемую массу прибыли.


© 2010-2022