• Преподавателю
  • Другое
  • Краткосрочное планирование по естествознанию Строение вещества и диффузия. Чистые вещества и смеси

Краткосрочное планирование по естествознанию Строение вещества и диффузия. Чистые вещества и смеси

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткосрочное планирование по естествознанию 5 класс

Классы

Дата

Тема: Строение вещества и диффузия. Чистые вещества и смеси.

Наглядность, ресурсы

Учебник по естествознанию 5 класс Атамура; презентация, использование ИКТ, демонстрация диффузии

Цели и задачи урока

Ознакомить учащихся с атомным и молекулярным строением вещества и процессом диффузии в газах, жидкостях и твердых телах.

Задачи: Раскрыть особенности строения различных веществ; ввести понятия: «молекулы», «атомы», «элементы».

продолжать формирование практических навыков, умений устанавливать причинно - следственные связи, формировать умение делать выводы и обобщения, продолжить работу по формированию умений обнаруживать в быту изучаемые явления.


Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать о строениии веществ, о существовани атомов и молекул, уметь объяснять сущность процесса диффузии.

Используемые модули

ОДО, КМ, ДО, работа с талантливыми и одаренными

Этап урока, редполагаемое время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

  1. Орг. момент 2 мин.

Приветсвует класс, отмечает отсутствующих, настраивает учащихся на позитную работу

Готовятся к уроку, приветствуют учителя

Учащиеся готовы к уроку

  1. Проверка домашнего задания 10 мин.

Что такое тело?

Что такое вещество?

Игра «Тела или вещества?» Вы выбираете слово и определяете, это тело или вещество. Белок, песок, уголь, мотоцикл, нефть, пластмасса, обложка, классная доска, асфальт, парафин, бокал, кислород.

Назовите состояния, в которых могут находиться вещества.

Как можно измерить массу тела?

Какие вы знаете весы?

Назовите вещество, которое может находиться в природе в 3 агрегатных состояниях.


Учащиеся отвечают на вопросы учителя, повторяют ранее изученную тему, обобщают знания

Учащиеся знают состав, строение физических тел и веществах

  1. Методы активизации мыслительной деятельности 3 мин.


Сегодня мы познакомимся со строением вещества и диффузией, чистыми веществами и смесями. Эта тема имеет большое значение, так как включает систему понятий, являющихся опорными для изучения таких учебных дисциплин, как химия, физика, биология, физическая география. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова великого русского ученого М.В.Ломоносова. "Один опыт я ценю выше тысячи мнений, рождённых воображением"

Учащиеся внимательо слушают учителя

Учащиеся готовы к получению новых знаний

  1. Изучение новой темы

20 мин

Проведите по кусочку мела пальцем. Что вы увидели? (на пальце остались частички мела). Мел крошится, значит, мел состоит из мелких частичек?

Давайте попробуем всыпать в стакан с водой ложку сахара. Что произойдет? (сахар растворится) Он исчез? (Нет, мы почувствуем вкус). Молекулы сахара заняли промежутки между молекулами воды. Значит, частички так малы, что мы их даже не видим?

Древнегреческий философ Демокрит ещё две с половиной тысячи лет назад догадался, что все тела состоят из мельчайших частиц. Он впервые высказал гениальное предположение - все вещества состоят из мельчайших и неделимых частиц - атомов.

Молекулы и атомы так малы, что представить себе их размеры можно только путем сравнений. Сравниваем

Человек во столько раз больше атома, во сколько раз он сам меньше звезды.

Вот еще пример: одна капля воды содержит столько же молекул, сколько таких капель в Черном море. Такие малые частицы как молекулы нельзя увидеть в простой микроскоп.

Молекулы одного и того же вещества одинаковы, даже если находятся в разных состояниях. Молекулы разных веществ выглядят по - разному.

Запись в тетрадях: атом - мельчайшая неделимая частица вещества. Молекула - группа атомов.

Явление диффузии . Четырехлетняя Даша пробралась в мамину комнату и вылила на себя 3 флакона духов. «Даша, что ты наделала? - закричала из кухни мама.» Как же мама догадалась о том, что сделала Маша?

Явление распространения молекул в жидкостях и газах называется диффузией.

Диффузия происходит благодаря тому, что между частицами есть расстояния и они движутся. Скорость диффузии зависит от расстояния между молекулами. Чем больше расстояние между частицами, тем быстрее протекает диффузия.

1) Частицы газа далеко удалены друг от друга. Между ними существуют большие промежутки. Сквозь эти промежутки легко перемещаются частицы другого газа. Поэтому диффузия в газах протекает быстро.

2) В жидкостях промежутки между частицами невелики. Сквозь них частицы другой жидкости проникают, но перемешивание жидкостей происходит медленно.

3) В твердых телах расстояния между частицами совсем маленькие. Они такие же, как размеры самих частиц, и даже меньше. Поэтому проникновение через такие малые промежутки крайне затруднено и происходит очень медленно.

Явление диффузии имеет важные проявления в природе, используется в науке и на производстве.

• Состав атмосферы вблизи поверхности Земли достаточно однородный, хотя воздух представляет собой смесь газов.

• Диффузия играет важную роль в питании растений, переносе питательных веществ, кислорода в организме человека и животных.

• Широко используется в пищевой промышленности при консервировании овощей и фруктов.

• При выплавке стали. Для придания стальным деталям значительной прочности их помещают в специальные печи, где они насыщаются углеродом. Атомы углерода проникают в поверхностный слой металла и повышают его прочность.

Изучение чистых веществ и смесей.

В мире вокруг нас огромное множество различных веществ. Назовите, пожалуйста, физические тела, которые находятся в кабинете. Назовите вещества, из которых они состоят. Назовите 2 вещества, находящиеся в кабинете, без которых никто из нас не сможет жить. (вода и воздух) А как вы думаете, вода и воздух - это чистые вещества или смеси? Докажите.

Абсолютно чистых веществ в окружающем нас мире нет. Большая часть из них - это смеси. Записываем схему: (на доске и в тетрадях)

Вещества

чистые смеси

Из атомов одного вещества из атомов разных веществ

Найдите в параграфе 33 названия смесей.

ЗАПОМНИТЕ! Любую смесь всегда можно разделить.

Проведение опыта. (групповая работа)

Соединить мел и металлические опилки. Что у нас получилось? (смесь)

Можно ли разделить эту смесь? (предположения детей) разделите эту смесь

Если в воде растворить соль, можно ли будет разделить эту смесь? Как?


1.Записывают в тетрадь тему урока

2. Записывают определение атома о молекулы







3.Смотрят опыты: распространение пахучего вещества, растворение перманганата калия - склдывается менние о диффузии

4.Записывают определение диффузии в тетрадь, сравнивают, как происходит диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.









5.Изучают примеры простых и сложных веществ, записывают определения в тетрадь

6.Изучают способы разделения смесей

Знают определения атомов и молекул

Знают определение диффузии



Могут объяснить, почему диффузия в газах, жидкостях и твердых телах происходит с различной скоростью















Знают определение чистых веществ и смесей

Могут предложить различные методы разделения смесей


5. Текущий контроль, закрепление материала(проверка понимания)

5 мин.

1. Я предлагаю вам поиграть в игру «Да-нетка»

1.Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства - атом (да)

2. Молекула состоит из веществ (нет)

3. Молекулы одного и того же вещества одинаковые (да)

4. Все вещества являются чистыми (нет)

5. В жидкостях диффузия происходит очень медленно (нет)

2. Разгадывание кроссворда (парная работа, кроссворд каждому)

1.Единица массы (килограмм)

2.Группа атомов (молекула)

3.Прибор для измерения массы тела (весы)

4.Процесс распространения молекул в жидкостях и газах (диффузия )

5.Неделимая частица вещества (атом)

Отвечают на вопросы учителя


Глубокое понимание учащимися изучаемой темы

  1. Подведение итогов урока 2 мин.

Учитель называет и комментирует выставленные отметки

Учащиеся выставляют полученные отметки в дневник


  1. Рефлексия 2мин.

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам было интересно узнать? Все ли понятно?

Что еще вы бы хотели узнать по изучаемой теме?

Учащиеся заполняют листы самооценивания

Объективная оценка учеником своей работы на уроке


  1. Домашнее задание 1 мин.

§ 19

Записывают задание в дневник




© 2010-2022