• Преподавателю
  • Другое
  • Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся на уроках татарского языка

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся на уроках татарского языка

       Респу́блика Татарста́н — субъект Российской Федерации, согласно Конституции России — республика. Согласно Конституции Республики Татарстан, русский и татарский языки признаются равноправными на всей территории Республики Татарстан. Татарский    язык в школе преподается как  государственный язык народов Республики Татарстан.          В современных условиях, когда ставится задача практического овладения двумя государственными языками, русско-татарское двуязычие опирается на способствованию ... 5.Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.  
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Московского района г. Казани

« Гимназия № 94»





Тема:

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся на уроках татарского языка.







Учитель татарского языка и литературы I квалификационной категории

Зарипова Айгюль Мидхатовна






















февраль, 2013 год.

Респу́блика Татарста́н - субъект Российской Федерации, согласно Конституции России - республика. Согласно Конституции Республики Татарстан, русский и татарский языки признаются равноправными на всей территории Республики Татарстан. Татарский язык в школе преподается как государственный язык народов Республики Татарстан.

В современных условиях, когда ставится задача практического овладения двумя государственными языками, русско-татарское двуязычие опирается на способствованию создания речевой среды, обеспечивающей естественную потребность в овладении татарским языком русскоязычными населением республики.

Основным принципом современной методики преподавания татарского языка является коммуникативная направленность обучения. Работа в парах и малых группах необходима на всех стадиях изучения языка, в совершенствовании всех языковых навыков: чтения, письма, аудирования и особенно в устной речи.

Увеличение умственной нагрузки на уроках татарского языка заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм.

Игра имеет большое значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Процесс игры позволяет развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся условиях, заданных игрой. Учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствия от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Более 10 лет я работаю учителем татарского языка и литературы в русскоязычных группах. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяю особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами. Широко используя, особенно в младшем и среднем звене, учебно-дидактические игры, ставлю перед собой следующие психолого-педагогические задачи:

1. Закрепление нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний.

2. Раскрытие творческих возможностей учащихся.

3. Воспитание коллективизма и взаимовыручки

4.Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.

5.Воспитание чувства сопереживания друг другу.

6.Формирование практических навыков.

При планировании на уроке игровых элементов, строго придерживаюсь следующих правил:

1.Игра не должна быть сложной для понимания их правил.

2.Игра не должна морально устаревать.

3.Игра должна быть массовой, охватывающей всех учеников.

4.Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.

5.Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.

Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.

Ставлю следующие требования к проведению дидактических игр.

1.Соответствие темы игры теме и цели урока

2.Четкость и определенность цели и направленности игры.

3.Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.

4.Стимулирующий характер игры.

5.Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.

6.Простор для личной активности и творчества.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.
Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей

Я работала во 2-3 классах, сейчас работаю в 4А. Учитывая возрастные особенности, детям не только разрешалось приносить на урок свои любимые игрушки, более того, игрушки становились героями нашего урока. Используя изученные ранее слова, дети рассказывали о них.


II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

Сюжетная (ролевая) игра. Отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями.

Дети очень любят играть в сюжетные игры. И в 4А и в 5 классах, в которых я работаю, мы практикуем игру «телеведущих». Правила игры простые. Ученик в роле телекорреспондента, с микрофоном в руках, ведёт репортаж из 99 школы, или берёт у учеников интервью, потом делает вывод. Тему самые разные: весна, 8 марта, как делают дом. задание..

Детям также нравится игра «Йолдыз белән сөйләшү»("Диалог со звездой") Ученица («Звезда») дает пресс-конференцию, а класс (журналисты) задают вопросы. В основном такие пресс-конференции у нас бывают после праздников и каникул.

Ролевая игра «Кибеттә»(продавец-покупатель). Игра способствует не только прочному усвоению учебного материала и практическому применению умений и навыков, но и воспитанию правил поведения в общественных местах(этикету).

Многим ученикам нравится такая игра, как «Тәрҗемәче»(«Переводчик»).Данная игра способствует не только знанию материала, но и воспитанию взаимовыручки. Ученик должен построить свои предложения на русском языке, учитывая знание татарского языка своего переводчика

На уроках мы оживляем предметы. Мы представляем, чтобы рассказал нам неодушевлённый предмет, если бы вдруг заговорил. В основном они у нас совершенно неожиданно оживают в конце урока и начинают рассказывать, кто чем занимался на уроке.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.
Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Отгадывать кроссворды, шарады, ребусы очень нравится всем классам без исключения. Ученики сами тоже составляют кроссворды по мере своих возможностей.

На уроках татарской литературы часто провожу викторины, как итоговой урок по произведению. Это выявляет насколько внимательно прочитано произведение учеником, и насколько слаженно он умеет работать в команде. Главное, при применении игровых форм обучения, - уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Как педагог, который в своей учебной деятельности применяет учебно-дидактические игры, я сделала несколько выводов:

1. При выборе игровых форм обучения нельзя спешить и действовать в одиночку,

2.. Никогда не надо принимать чужие игры на веру без надлежащей проверки.

3. Необходимо самому убедиться в эффективности и привлекательности игры, поиграв с коллегами и хорошо играющими детьми.

4.Разработанные игры не стоит сразу нести в класс. Часто бывает, что игра останавливается на самом интересном месте и никакое восстановление не может вернуть прежний ход игры. Чтобы этого не произошло, необходимо поработать с коллегами еще раз, посмотреть какие были трудности, особенно в коллективных играх, еще раз проверить - кто из учащихся может быть главным помощником в игре.

5.Нигде, никогда и никого нельзя заставлять играть. Все люди равны перед арбитром и все должно быть построено на добровольном сотрудничестве.

6.Нельзя себе позволять играть с детьми свысока или идти у них на поводу. При этом, как бы ни было смешно и весело в игре, необходимо соблюдать все признаки строгости и

безотказной требовательности

Литература

  1. Бердычева И.В. Учебно - дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся. nsportal.ru/

  2. Валиева Сюмбел Миннулловна. Элементы игры на уроках татарского языка и литературы. belem.ru/

  3. Мугайнетдинова Р.Т.учитель первой квалификационной категории .Методика преподавания татарского языка по учебнику Р.З.Хайдаровой. nurlat-school1.ucoz.ru/

  4. Фаткулова К., Степанова Н. Творчество в изучении языка (на татарском языке) // Мэгариф (Просвещение).- 2012. -№3. - С. 20




© 2010-2022