Учебный проект Тезаурус - наш помощник

Образовательный (учебный) проект на тему «Тезаурус – наш помощник» может быть использован для работы с обучающимися 4х классов по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур»). Цель проекта: создание в помощь обучающимся 4х классов словари терминов, встречающихся им при знакомстве с религиями мира. Задачи проекта: систематизировать понятия, которые используются при изучении данного предмета; побудить у четвероклассников желание и потребнос...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области


Управление образования Администрации

Североуральского городского округа


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11









Тезаурус - наш помощник






Автор работы:

Бочкарева Анна Ивановна

МАОУ СОШ №11, 4В класс


Руководитель:

Кудашева Наталья Евгеньевна,

учитель музыки, ОРКСЭ

высшая к/к


Директор МАОУ СОШ № 11

Ширяева Марина Федоровна,

8(34380) 2 56 80, [email protected]







Североуральск

2015


Содержание


с

Введение

4

Глава 1. Древние верования и культы

6

1.1 Анимизм, магия, фетишизм, тотемизм

6

1.2 Ритуалы, обряды и культы

7

Глава 2. Религии мира

8

2.1. Мировая религия Буддизм

8

2.2. Иудаизм - национальная религия евреев

8

2.3. Мировая религия Христианство

9

2.4. Монотеистическая мировая религия Ислам

10

Глава 3. Реализация проекта

12

3.1. Религии Североуральска

12

3.2. Выбор и создание словаря - тезауруса

12

Заключение

14

Список используемых источников и литературы

15

Приложения

Приложение 1. Социологический опрос «Особенности предмета «Основы мировых религиозных культур»

Приложение 2. Древнейшие верования и культы

Приложение 3. Сокровищница Буддизма

Приложение 4. Национальная религия Иудаизм

Приложение 5. Основы Христианства

Приложение 6. Ислам - «Предание себя Аллаху»

Приложение 7. Священные сооружения Североуральска

Приложение 8. Характеристика Местной Мусульманской Религиозной Организации «Махалля». Архивный документ

Приложение 9. История словаря

Приложение 10. Буклет - это современно!

Приложение 11. Тезаурус терминов религий мира. Буклеты

Приложение 12. Представление результатов работы сверстникам. Работа со словарями.





ВВЕДЕНИЕ

Небеса не помогают людям,

которые бездействуют.

Софокл.

Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы - это материальный мир. Но есть и другой мир - духовный. Важнейшей частью его является религия. В разные периоды своей жизни люди задумываются над вопросами: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Что будет после меня?». Ответы на эти вечные вопросы люди нередко находят в религии.

В этом учебном году я и некоторые мои одноклассники начали изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

В ходе изучения этого курса я выбрала модуль «Основы мировых религиозных культур». На уроках мы получаем представления об основах, нравственных нормах, ценностях четырёх религий: Буддизма, Иудаизма, Христианства и Ислама.

Меня поразило большое количество новых слов и понятий при изучении различных тем уроков. Не всегда получалось быстро их запомнить и соотнести их с той или иной религией. Мне пришла мысль о том, что если бы у нас были специальные словари, включающие эти понятия, то нам было бы намного легче запомнить новый материал. Я решила выяснить, что думают по этому поводу мои сверстники, и провела социологический опрос на тему «Особенности предмета «Основы мировых религиозных культур» (Приложение 1).

Было опрошено 18 учащихся нашей группы.

Опрос показал, что большинство из ребят тоже испытывают затруднения при запоминании новых слов.

И я пришла к выводу, что я могла бы помочь нашим последователям, создав словари терминов религиозных культур.

Поэтому для своего проекта я выбрала тему:

«Тезаурус - наш помощник».

Цель проекта:

Создание в помощь учащимся 4х классов, изучающим курс «Основы мировых религиозных культур», словари терминов, которые встретятся им при изучении нового материала.

Задачи:

  1. Выяснить, нужна ли данная работа моим сверстникам.

  2. Систематизировать понятия, которые встретились при изучении нового материала.

  1. Составить тезаурус (мини-словарь) терминов иудейской, христианской, буддийской и исламской культур для своих сверстников.

  2. Побудить у моих сверстников желание и потребность в познании основ разных религий, выступив перед учащимися четвёртых классов.

Гипотеза:

Я предположила, если использовать на уроках и при подготовке домашних заданий созданные мной словари, то запоминание нового материала будет более успешным.

Объект исследования: религии мира.

Предмет исследования: тезаурус терминов религиозных культур.

Методы исследования: наблюдение, социологический опрос, сравнительный, графический и статистический анализы, интервью, эмпирический, работа с документальными и фото - архивными материалами по данной теме.

Этапы работы над проектом. В соответствии с поставленными целью и задачами проекта можно выделить следующие этапы работы: сбор информации, исследование, сравнение, работа над продуктом проекта (создание мини-словарей, выступление перед сверстниками).

Краткий обзор литературы: при работе над проектом использовались учебные пособия и интернет-источники.

Практическая значимость работы:

1. Выступить перед учениками 4-х классов на уроках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и побудить их к знакомству с историей возникновения и основами различных религий.

2. Создать тезаурус (мини-словарь) терминов буддийской, иудейской, христианской и исламской культур для работы на уроках «Основы мировых религиозных культур».

Структура работы: работа написана на 15 листах, состоит из введения, основной части, представленной тремя главами: теоретическими и практической, заключения, списка использованной литературы и источников, 12 приложений.









  1. ДРЕВНИЕ ВЕРОВАНИЯ И КУЛЬТЫ

Чтобы пополнить свои знания, полученные с урока «Основы мировых религиозных культур», я обратилась в школьную библиотеку.

К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: анимизм, магия, фетишизм, тотемизм, различные ритуалы, обряды и культы.


  1. Анимизм, магия, фетишизм, тотемизм

Анимизм. В истории религии многих древних народов важную роль играли представления об одушевленности мира в целом. Анимизм (с лат. дух, душа) - наделение природных явлений человеческими качествами, представление о присутствии «души», «духа» в каждой вещи и явлении окружающего мира (например, одушевление грома, деревьев, животных, молнии, камней и т.д.). Анимистические представления о природе души, состоящей в ее способности отделяться от тела, предопределили отношение первобытного человека к смерти, погребению, умершим.

В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.

Магия. Магическая имитация жизни фокусировала в себе лучи восходящего сознания (в способности предугадать, управлять ситуацией) и послужила культурной праформой, в которой до определенного времени только и могли существовать более молодые способы отражения мира: религия, искусство, наука.

Магия (с греч. - волшебство) - это наиболее древняя форма религии, представляющая собой отражение окружающего мира через ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.

Многие виды магии используются и в настоящее время в виде любовных снадобий, суеверий, примет, поверий и т.д. В глубокой архаичной первобытности, когда магия и религия совпадали, главной фигурой первобытного племени был ни маг или жрец, а шаман, воплощающий в себе все сакральные знания и функции. Со временем религия отделилась от магии и стала занимать главенствующее положение в духовной жизни первобытной общины.

Фетишизм. Разновидность магии - фетишизм (с франц. - идол, талисман, амулет) - поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Ими могут быть камни, деревья, палки, любые предметы, как естественного происхождения, так и созданные человеком. Вера в амулеты (с араб. - носить) восходит к первобытному фетишизму и магии. Она была связана с конкретным предметом, которому приписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий, болезней.

Фетишизм широко распространен и в современных религиях (черный камень в Мекке у мусульман или многочисленные «чудотворные» иконы и мощи святых у христиан).

Тотемизм. В истории первобытных племен особую роль играет поклонение животным и растениям - прародителям рода или племени. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «отцом» или «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (с сев. -индей. «то тем» - его род).

Тотемизм - это вера в кровнородственные связи между родом и определенным животным, реже растением. В настоящее время тотемизм сохраняется в Восточном животном гороскопе или в запретах на поедание священного животного в религии индуизма (Приложение 2)


  1. Ритуалы, обряды и культы

Необыкновенно важной характеристикой первобытного общества является существование этого общества в ритуале. Для первобытности ритуал универсален и всеобъемлющ. Он в первобытности поднимал человека над собой и очеловечивал его. Он нес в себе ритм, мерность, упорядоченность.

Говоря о ритуале, можно его сравнить с театром. Отличие его от театра в том, что в нем нет зрителя и исполнителя, они совпадают; далее, ритуал - это не понарошку, а бытие на самом деле, в нем есть жизненная серьезность и гораздо слабее выражено разделение на героев, главных действующих лиц и статистов.

Ритуал изначален. Он предшествовал речи. Как смысловое действие он состоит из сочетания строго определенных и фиксированных движений. Это действие как речь. В ритуале многое понятно, объяснено мифами, но не все. Обязательно есть слой, по поводу которого никто, даже самые посвященные, не могут ответить, «что это значит». Эта часть исполняется не для людей, а для божества. Поэтому каждый из ритуалов несет в себе нечто от мистерии или ею является.

Из ритуала постепенно выделятся музыка, театр, танец, а в первобытность они были обращены к нему, ритуал был их смысловым стержнем. Ритуал - это праздник. В пределах праздника люди встречались и отождествлялись с богами.

Вторая исторически существующая форма преемственности культуры - обряд. Обряд - это ритуал, который включает в себя традиционные действия, сопровождает важные моменты жизни и деятельности человека и человеческой общности (обряды, связанные с рождением, со смертью, с переходом члена общности в какое-либо другое качество, например, семейные, календарные обряды), посредством чего утверждает социальную значимость жизненных состояний членов общности (этноса). Религиозная суть ритуала, лежащего в основе обряда, чаще всего утеряна, но он продолжает жить по принципу "так было от века" и тем самым демонстрирует отличие данного этноса от всех остальных.

Обряд - это то, что из культа перешло в быт, потеряло магически-религиозный или государственно-установленный смысл. В обрядах и ритуалах передается опыт религиозных, социальных и родовых отношений. Наряду с языком они сохраняют единство некоей человеческой общности - племени, этноса, нации.

Обязательной частью любой веры является культовая совокупность предусмотренных традиций, регулярно повторяющихся действий, имеющих целью взаимосвязь между сверхъестественными силами и человеком (народом). Таким образом, человек (народ) выбирает покровителя из числа могущественных сил, культ становится его жизнью и сила проявляет свою волю через посвящённого человека называемого жрецом. Развитый культ нуждается в целом наборе самых разнообразных предметов, называемых культовыми, поскольку они применяются в культе как его непосредственные объекты (культовые изображения, разнообразные чаши и т.д.), орудия или средства оформления. Культ, равно как культовые предметы и культовые сооружения, был чрезвычайно важной составной частью жизни древних народов.

Итак, религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Древние люди верили, что окружающий мир населен духами. Постепенно на смену вере в духов пришла вера в богов. Их было много. Все вместе они назывались пантеоном. Религия, в которой почиталось много богов, называлась многобожием.

На смену архаичным верованиям и пантеону пришли монотеистические религии. Первый народ, который поверил в единого бога, был народ иудейский.

2. РЕЛИГИИ МИРА

Самыми распространенными религиями мира являются 4 религии: Буддизм, Иудаизм, Христианство и Ислам.


  1. Мировая религия Буддизм

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Буддизм зародился в Индии. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе.

В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, С-Петербурге и во всех крупных городах России.

Основатель - царевич Сиддхартха Гаутама - Будда - Просветленный. Ему были открыты 4 благородные истины о том, что в мире существует страдание, причина страдания - желание, избавиться от страданий можно, отказавшись от желания. Это состояние абсолютного покоя - нирвана. Священные сооружения - ступа и пагода. Священное писание - трипитака (три корзины мудрости). Мантра - ежедневная молитва буддиста. Сагаалган - буддийский Новый Год (Приложение 3).

Две с половиной тысячи лет назад у Будды были уникальные возможности учить: он жил во времена расцвета цивилизации северной Индии и был окружен очень одаренными учениками. Это дало ему возможность на протяжении 45 лет показывать существам пути к полному раскрытию ума, что проявилось в многообразии данных им средств. Кангъюр - собрание собственных слов Будды, записанных после его смерти, - это 108 томов, содержащих 84 тысячи полезных наставлений.

Появившиеся позднее комментарии учеников составляют еще 254 тома, каждый толщиной не менее двух сантиметров, они называются Тенгьюр. Именно из богатства методов и следует понимать последние слова Будды, которые он сказал в возрасте 80 лет, перед тем как покинуть тело: "Я могу умереть счастливо: я не оставил ни одного поучения в закрытой ладони. Все, что вам полезно, я уже дал".

Поскольку буддийское учение многогранно и основывается на опыте, а не на вере, недостаточно ограничиться описанием его содержания. Его особенности становятся видны только в сравнении с другими мировоззрениями. В то же время приближаться к учению Будды стоит освободившись от слишком жестких представлений, так как полноту его мудрости невозможно описать как "то, а не это".


  1. Иудаизм - национальная религия евреев

Иудаизм - это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями. На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают: в Палестине.

Богословы считают, что иудаизм исповедовали уже первые люди: Адам и Ева. Следовательно, время сотворения мира и человека было одновременно и временем возникновения иудаизма.

В международном справочнике "Религии мира" указано, что в 1993 году в мире было 20 млн. иудеев. Однако эта цифра, видимо, недостоверна. Естественно, не все евреи были иудеями. 70 процентов всех иудеев проживает в двух странах мира: в США 40 процентов, в Израиле 30. Третье и четвёртое место по количеству иудеев занимают Франция и Россия - по 4,5 процента, пятое и шестое Англия и Канада - по 2 процента. Всего в этих шести странах мира проживает 83 процента иудеев.

Тора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. Тору хранят в синагогах (так сегодня называют молитвенные дома иудеев) в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору. Тора написана на иврите.

Танах - это одна книга-том, которая состоит из двадцати четырех книг-произведений. Талмуд - это некоторое количество книг-томов. В оригинале (написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, - это 19 томов. Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки это люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни ( как надо жить).

Сторонники иудаизма считают, что одна из великих заслуг пророка Моисея перед евреями и перед всем человечеством состоит в том, что через него Бог дал людям Тору. Но у Моисея перед еврейским народом есть и вторая великая заслуга. Считается, что Бог через Моисея вывел еврейский народ из египетского плена. Бог давал указания Моисею, а Моисей, следуя этим указаниям, привёл евреев в Палестину. Именно в память об этом событии и празднуется иудейская Пасха.

Иудейская пасха празднуется 8 дней. И каждый год самый старший член семьи рассказывает присутствующим о том, как Бог через Моисея вывел евреев из Египта.

Иудаизм - это религия небольшого, но талантливого народа, внесшего весомый вклад в исторический прогресс. И уже за это национальная религия этого народа заслуживает уважения.

Иудаизм был важным идейным источником для двух самых больших религий мира - для христианства и ислама. Две главные священные книги иудаизма - Тора и Танах - стали священными также и для христиан.

Многие идеи этих книг были повторены в священной книге мусульман - Коране. Тора и Танах дали толчок развитию мировой художественной культуры, поэтому культурный человек должен знать, что из себя представляет иудаизм (Приложение 4)


  1. Мировая религия Христианство

Христианство - самая многочисленная религия в мире. По данным энциклопедии "Народы и религии мира" (М..1998, с.860), в мире в 1996 году было около 2 миллиардов христиан. Христианство возникло в Палестине в середине I в. н.э. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеями. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией.

С точки зрения служителей культа, главной и единственной причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком. Иисус Христос, говорят служители культа, в образе человека пришёл на землю и принёс людям истину. О его пришествии на землю рассказывается в четырёх священных книгах, которые называются Евангелиями.

Евангелия рассказывают, что во времена, когда Иудеей правил царь Ирод женщина по имени Мария в городе Вифлееме родила мальчика, которого она и её муж назвали Иисусом. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать новое религиозное учение.

После пасхального ужина Иисус Христос и его ученики пришли сначала на гору Елеонскую, а затем в Гефсиманский сад. Там в саду в ночь с четверга на пятницу римские солдаты при помощи Иуды Искариота арестовали Иисуса Христа. Арестованного отвели в дом первосвященника. Церковный суд обвинил его в богохульстве, и в посягательстве на царский престол (это посягательство видели в том, что он называл себя "царём иудейским"). Иисуса Христа приговорили к смерти. В пятницу римские солдаты, которые по законам того времени исполняли смертные приговоры церковного суда, распяли его на кресте, и он умер. Рано утром в первый день недели Иисус Христос воскрес, а через некоторое время вознёсся на небо. Произошло это на 40-й день после его воскресения. Таково основное содержание евангельских повествований об Иисусе Христе.

Христианство возникло как ответвление от иудаизма. Священную книгу иудеев Танах христиане считают и своей священной книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом. Ветхий Завет христиане дополнили Новым Заветом, а вместе они составили Библию.

Главным автором Библии является Бог. Ему помогали люди: около 40 человек. Бог создавал Библию через людей: он внушал им, что именно надо писать. Библия - книга боговдохновенная. Её называют также Священным Писанием и Словом Божиим. Все книги Библии делятся на две части. Книги первой части, вместе взятые называются Ветхим Заветом, второй части - Новым Заветом.

Античное христианство было колыбелью главной мировой религии нашего времени. В дальнейшем своем развитии христианство разделилось на множество конфессий, но каждая из них опирается на наследство, полученное от античного христианства (Приложение 5).

  1. Монотеистическая мировая религия ислам

Ислам (араб. الإسلام‎‎ англ. Islam) - монотеистическая (авраамическая) мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «мир». Другое значение этого слова - «предание себя Аллаху» («покорность Богу»).

Людей, которые покорились Аллаху, в исламе называют мусульманами.

С точки зрения Корана, ислам - единственная верная религия человечества, её последователями были все пророки. В окончательном виде Ислам был представлен в проповедях пророка Мухаммада, получившего сведения о новой религии в виде Корана.

Ислам вторая, по распространенности в нашей стране, мировая религия. Самая "молодая" из них. Создание его относится к 7-му веку, к деятельности Мухаммеда, первоначально - караванного торговца из рода Хашим племенной группы курайш, родом из Мекки, затем - основателя новой религии и первой мусульманской общины.

В 5-6 вв. рождался новый мир Аравии. Складывались государства нового типа, построенные на динамическом соотношении оседлых и кочевников - возникали новые союзы кочевников и жителей городов. В это же время распространялись и находили себе новых приверженцев учения иудеев и христиан. Появились люди (ханифы), отрицавшие многобожие и поклонение идолам, но не причислявшие себя ни к иудеям, ни к христианам.

Мухаммед был знаком с учением ханифов (а также с основами иудаизма и христианства). Любивший одиночество, склонный к благочестивым размышлениям, к поэзии, он часто удалялся в соседние с Меккой горы. Когда Мухаммеду было около 40 лет, во время одного из периода уединения ему стали являться видения, а затем речения извне, позднее записанные с его слов (сам он в то время был неграмотным) и составившие священную книгу мусульман - Коран. Первоначально он испугался происходящего с ним, но затем уверовал, что избран посланником, пророком, дабы нести людям слово Бога. Город Пророка - Медина.

Мусульманская община быстро росла. Ислам находил сторонников среди торговцев-кочевников различных племен. В 630 году Мухаммед во главе большого войска вошел в Мекку и совершил поклонение Каабе.

Кааба - древний храм, построенный на месте падения метеорита. По представлениям мусульман, он был дарован Аллахом Адаму; первоначально белый, он почернел от людских грехов.

Священное писание ислама - Коран. За многие годы собралось большое количество записей (хадисов) о поступках и высказываниях Пророка Мухаммеда. Хадисы - это жизнеописание Пророка Мухаммеда, его деяний и высказываний. На сегодняшний день нам доступно огромное количество хадисов.

"Наиболее тяжкими грехами являются многобожие и непочтительность по отношению к родителям". // хадис от Абу Бакра // Сахих аль-Бухари.

Хиджра - лунный календарь, и год в ней - это продолжительность 12 оборотов Луны вокруг Земли. Месяцев в мусульманском календаре, как и в европейском, 12. По новолуниям определяются и даты мусульманских праздников и памятных событий на каждый год.

Раджаб- Священный месяц. В память вознесения пророка Мухаммеда на "седьмое небо" на чудесном существе "Бурак". Рамадан (по-персидски и по-тюркски "рамазан")- Священный месяц, девятый месяц мусульманского лунного календаря - месяц поста.

Мечеть - молитвенный дом мусульман, первоначально арабское название для монотеистических храмов. Первая мечеть была построена Мухаммадом в Медине (Приложение 6).

Итак, изучив историю четырех религий, я сделала вывод, что они имеют свою историю, традиции, обычаи, направленные на процветание всех людей, способствуют формированию толерантного отношения к представителям разных религий, учат добру.







  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

3.1. Религии Североуральска

Пополнив знания об истории религий, мне захотелось узнать, какие из них представлены в нашем городе.

С уроков «Основы мировых религиозных культур» я знаю о том, что в нашем небольшом городе, живут люди разных национальностей. Есть представители двух религиозных культур: православия и ислама. Построены священные сооружения (Приложение 7).

Из архивных документов я узнала о времени появления местной мусульманской религиозной организации, открытии мечети и о традициях североуральских мусульман. (Приложение8).

Особенное чувство испытываю, читая материалы о памятнике истории и архитектуры VIII века Храме Петра и Павла, ведь с ним связана не только история религии христианства, но и история нашего города, а значит и моя история!

Мы будем изучать особенности священных сооружений религий мира и с большим интересом по традиции побываем с экскурсией в храме и мечети вместе с моими одноклассниками.

Я познакомилась с историей религий мира. При работе с изучаемым материалом мне встретилось много новых терминов. Эти понятия я выписывала в отдельную тетрадь. Предстояло систематизировать их, чтобы составить словарь - тезаурус. Каким он будет?

3.2. Выбор и создание словаря - тезауруса

Из источников сети Интернет я узнала, что первый печатный словарь, появился в 1596 году как приложение к грамматике известного филолога того времени священника Лаврентия Зизания. В нем содержится 1061 слово, расположенное по алфавиту.

Следующий по времени печатный словарь был составлен в 1627 году украинским филологом Памвой Берындой. Как показывает название книги ("Лексикон славеноросский"), автор поставил своей целью объяснить книжные старославянские слова. И по количеству слов (6982), и по точности их объяснений на материале живой разговорной лексики, и по критическому отношению к источникам этот словарь выделялся своим высоким филологическим уровнем. Составлению словаря Берында посвятил 30 лет, использовав всю доступную ему литературу.

В 1704 году появился "Лексикон треязычный..." Ф. П. Поликарпова-Орлова - первый трехъязычный переводческий словарь, напечатанный кириллицей в России.

Первым собственно толковым словарем явился изданный в 1789-1794 гг. шеститомный "Словарь Академии Российской", содержавший 43257 слов, взятых составителями из современных им светских и духовных книг, а также из памятников древнерусской письменности.

Значительным событием в истории русской лексикографии явилось создание в 1863-1866 гг. четырехтомного "Толкового словаря живого великорусского языка" В. И. Даля, периодически переиздававшегося вплоть до настоящего времени (Приложение 9).

Тезаурус (от греческого thesauros «сокровище») - специальный словарь, стремящийся дать описание лексики данного языка во всём его объёме. Наиболее конкретное определение используется в филологии, там под тезаурусом понимается компонент словарного типа, где все значения слов связаны семантическими отношениями между собой и отражают ключевые соотношения понятий в определенной предметной области.

Отцом-основателем тезаурусов считается английский физик Роже, именно он в 1852 году систематизировал лексику английского языка, распределив ее по группам.

В современных словарях очень много слов. Работать с ними не всегда удобно. У нас должен быть особенный словарь, включающий только те понятия, которые встречаются нам при изучении предмета «Основы мировых религиозных культур». Я решила, что создам четыре красочных тезауруса - буклета, где каждый будет соответствовать отдельной религии. Количество терминов одного словаря не будет превышать 25 слов. Думаю, что они удобно расположатся в учебнике, и при необходимости ими можно будет воспользоваться, быстро найдя нужное слово и его значение.

О том, как создают буклеты, мне рассказала руководитель моего проекта Кудашева Наталья Евгеньевна (Приложение 10).

После недолгих тренировок я научилась работать в программе Microsoft Office Publisher и результат моих трудов представила своим одноклассникам (Приложение 12).

С помощью созданных мной словарей ребята смогли легче освоить незнакомый материал, быстрее запомнить и применять новые понятия, связанные с той или иной религией.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С собранным материалом я выступила на уроке «Основы мировых религиозных культур» перед учащимися четвёртых классов. Мои сверстники заинтересовались моей работой, задавали вопросы. Я думаю, что смогла вызвать у них интерес.

Я систематизировала новые понятия, которые встретились мне при знакомстве с историей религий, и разработала специальные словари - тезаурусы, которые окажут большую помощь не только мне, но и всем учащимся 4-х классов при знакомстве с предметом «Основы мировых религиозных культур».

Созданные мной словари мы использовали при изучении нового материала. Мои одноклассники сказали, что это большая помощь в изучении нового предмета. Моя гипотеза подтвердилась.

Считаю, что не зря в школе появился такой предмет, и что другие ребята тоже смогут приобщиться к мировой культуре и её части - религии разных народов. Они узнают много нового и интересного.

А помощниками в преодолении трудностей при запоминании новых слов будут созданные мной словари - тезаурусы.









СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. учреждений /. - М.:Просвещение, 2010. - 80с.

  2. История религий: Духовные традиции народов Урала: Учебное пособие/Под ред. А.Н.Сахарова. - М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС»; Екатеринбург: «Форум-книга», 2007.-360с.

  3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: «А ТЕМП», 2004.-944с.

Интернет-источники:

1. tvoyhram.ru/drevverov.html

2.vmistike.ru/index.php/idoly/450-drevnejshie-mirovye-verovaniya.html

3. relig.info/

4. fb.ru/article/147602/tezaurus-chto-eto-takoe-slovar-tezaurus- kotoryiy-bolshe-chem-slovar





















Приложения



















Приложение 1


Результаты социологического опроса

«Особенности предмета «Основы мировых религиозных культур»»

(В опросе принимало участие 18 учащихся 4х классов)


  1. Сложно ли вам изучать предмет

«Основы мировых религиозных культур?»

Да - 37,1% Нет - 62,9%

2. Вызывает ли у вас затруднение

запоминание большого количества новых слов?

Да - 78,3% Нет - 21,7%

3. Что бы могло вам помочь в этом вопросе?

- Каждый урок проводить словарный диктант

- Справочник

- Учебник

- Словарь

- Зубрежка

- Повторение

- Памятка

Учебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощник





Приложение 2

Древнейшие верования и культы


Учебный проект Тезаурус - наш помощник

Рис.1

Анимизм - вера в души умерших предков

Рис.2

Маги и шаманы - особо почитаемые люди-проводники между двумя мирамиУчебный проект Тезаурус - наш помощник

Учебный проект Тезаурус - наш помощник

Рис.3

Тотемизм - вера в

кровную связь с природным объектом


Приложение 3

Сокровищница Буддизма


Учебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощник

Учебный проект Тезаурус - наш помощник

Учебный проект Тезаурус - наш помощник

Рис.2

Будда - Просветленный

Учебный проект Тезаурус - наш помощник

Учебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощник

Рис.3

Учение Будды в Оленьем Парке

Рис.4

Цветок лотоса - символ БуддизмаУчебный проект Тезаурус - наш помощник




Учебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощник

Приложение 4

Национальная религия Иудаизм


Учебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощник

Рис.1

Тора - священное писание иудеев

Рис.2

Синагога - дом собранийУчебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощник

Учебный проект Тезаурус - наш помощник









Рис.3

Моисей - основатель религии Иудаизм

Рис.4

Иерусалим.

Стена Плача, место паломничества иудеевУчебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощник

Учебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощник


Приложение 5

Основы Христианства


Учебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощник

Рис.1

Православный Храм

Рис.2

Иисус Христос - основатель религии ХристианстваУчебный проект Тезаурус - наш помощник



Учебный проект Тезаурус - наш помощник

Рис.3

Библия - священное писание христиан

Рис.4

Дева Мария - мать Иисуса ХристаУчебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощник

Учебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощник


Приложение 6

Ислам - «Предание себя Аллаху»

Учебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощник

Рис.1

Мечеть - молитвенный дом мусульман

Рис.2

Мухаммад - основатель религии исламУчебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощник



Учебный проект Тезаурус - наш помощник

Рис.4

Кааба. Саудовская Аравия. Место паломничества мусульман

Рис.3

Коран - священное писание религии исламУчебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощник


Учебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощник


Приложение 7

Священные сооружения Североуральска

Учебный проект Тезаурус - наш помощник


Рис.1

Памятник истории и архитектуры VIII века, священное сооружение христианства

Храм Петра и Павла







Рис.2

Мечеть города Североуральска. Открытие 8 ноября 1997г.



Учебный проект Тезаурус - наш помощник

Учебный проект Тезаурус - наш помощник

Приложение 8

Характеристика Местной Мусульманской Религиозной Организации «Махалля», данная Имамом - Хатыбом города Североуральска от 20.10.2010 (рукопись)


Учебный проект Тезаурус - наш помощник

Учебный проект Тезаурус - наш помощник

Характеристика Местной Мусульманской Религиозной организации «Махалля», данная Имамом-Хатыбом

г. Североуральска Свердловской области.

Справка от 20 октября 2010 г. (печатный вариант)


Местная мусульманская религиозная организация (ММРО) г. Североуральска была организована в начале 90х годов прошлого столетия по инициативе верующих мусульман. Они обратились в Горсовет г. Североуральска с заявлением о регистрации и выделении помещения для совершения мусульманских обрядов и законов религии Ислам.

Руководство города выделило мусульманам 2х комнатную квартиру в многоэтажном жилом доме. Верующие нашли дом в посёлке Южном по улице Островского 143 и произвели обмен квартиры на этот дом. Трест «Бокситстрой» переоборудовал данный дом по проекту под мечеть. Председателем ММРО г. Североуральска был избран Абдульминов Фатых Бадыгович, а первым имамом (муллой) - Хисматуллин Курбангали (самоучка).

Благодаря помощи Городского Совета, физической и материальной помощи населения города и посёлков переоборудование частного жилого дома завершилось и открытие мечети состоялось8 ноября 1997 года. Это был настоящий праздник. На нём присутствовали руководители города, СУБРа и других организаций. ММРО дали имя «Махалля» в переводе с арабского языка означает микрорайон.

Первый имам служил в мечети до 2004 года, а с 2004 с весны до марта 2006 года был имамом Зарипов Назин Гарифович так же не имеющий духовного образования. С марта 2006 года и по настоящее время мечетью и ММРО «Махалля» руководит Фарит Гамирович Кашефразов, окончивший в 2001 году Казанское Высшее мусульманское Медресе «Мухаммадия».

В мечети города Североуральска ежегодно проводят все мусульманские праздники, окончание великого поста - Ураза-байрам, праздник жертвоприношения - Курбан-байрам и все другие праздники. Производятся по мусульманским обычаям: венчание-бракосочетание, младенцам - имянаречение. Приходят горожане просят читать выдержки из священной книги мусульман - Корана за упокой души усопших.

С 2006 года ежегодно при мечети работает мусульманская воскресная школа по изучению основ религии Ислам, обучение старо-татарской письменности на основе арабской графики, курсы по изучению татарского языка. Ежедневно по пятницам производится пятничная молитва (намаз), которую посещают от 5 до 10 человек, а в праздники бывает более 100 человек.

При мечети ММРО «Махалля» избран Совет из 6 человек, который координирует работу «Махали», ревизионная комиссия из 3х человек, которая контролирует финансовую деятельность (подаяния и пожертвования от прихожан).

Наша мечеть входит в канонический состав Екатеринбургский Муфтият (Епархия), который в свою очередь входит в Центральное Духовное Управление Мусульман России (г. Уфа, во главе с Верховным Муфтием (Патриархом)).
























Приложение 9

История словаря

Учебный проект Тезаурус - наш помощникервый печатный словарь 1596 г.

Учебный проект Тезаурус - наш помощник

Учебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощник

Учебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощник


Приложение 10

Буклет - это современно!

Создание тезауруса - словаря терминов


Учебный проект Тезаурус - наш помощник

Рис.1

Изучение дополнительной литературы в школьной библиотеке

Учебный проект Тезаурус - наш помощник

Рис.2

Создание буклета - тезауруса в программе

Microsoft Office Publisher


Приложение 11

Тезаурус терминов религий мира. Буклеты

Учебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощникУчебный проект Тезаурус - наш помощник

Приложение 12

Представление результатов работы сверстникам. Работа со словарями.


Учебный проект Тезаурус - наш помощник

Рисунок 1

Представление проекта моим одноклассникам

Учебный проект Тезаурус - наш помощник

Рисунок 2

Работа со словарями на уроке «Основы мировых религиозных культур»


© 2010-2022