Учебная программа Театрально-игровая деятельность

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное бюджетное учреждение

Амурской области среднего профессионального образования

Амурский педагогический колледж













Рабочая программа учебной дисциплины




Театрально-игровая деятельность




















2011

Рабочая программа учебной дисциплины «Театрально-игровая деятельность» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования

050144 Дошкольное образование,

050710 Специальное дошкольное образование

Составитель: Падалко О.А., Рахимова Н.В. преподаватель психолого-педагогических дисциплин

Рекомендована предметно-цикловой комиссией психолого-педагогических дисциплин ГОБУ СПО «Амурский педагогический колледж»

Протокол № 1 от « 16 » сентября 2011 года

Заключение Научно-методического совета ГОБУ СПО «Амурский педагогический колледж»:

Утверждена рабочая программа учебной дисциплины «Театрально-игровая деятельность» по специальностям

050144 Дошкольное образование,

050710 Специальное дошкольное образование,

Протокол № 2 от « 19 » сентября 2011 года

Председатель Научно-методического совета: Л.Е. Дмитриева, доцент,

кандидат педагогических наук



СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины


10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


12


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Театрально-игровая деятельность

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Театрально-игровая деятельность» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 050144 Дошкольное образование, 050710 Специальное дошкольное образование.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке по специальностям 050144 Дошкольное образование, 050710 Специальное дошкольное образование.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: рабочая программа по учебной дисциплине «Театрально-игровая деятельность» является частью вариативной части общепрофессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Цель: сформировать у студентов устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности как важнейшему средству в развитии личности ребенка, его творческого потенциала, способностей и интересов.

Задачи:

  1. Показать значимость данной дисциплины в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

  2. Дать общие сведения о театральном искусстве и его назначении в жизни общества.

  3. Раскрыть особенности работы воспитателя по организации театрально-игровой деятельности.

  4. Побуждать студентов к саморазвитию в области актерского искусства.

  5. Познакомить студентов с опытом работы дошкольных учреждений по данному направлению.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • применять знания о театральном искусстве в разных видах педагогической деятельности;

  • изготавливать кукол, игрушки, атрибуты, подбирать костюмы, реквизит;

  • планировать, организовывать театрально-игровую деятельность;

  • моделировать интегрированные занятия с элементами театрально-игровой деятельности;

  • приобщать детей к театральной культуре;

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрально-игровой деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • основные виды театра;

  • театральную терминологию;

  • формы театрально-игровой деятельности;

  • принципы планирования и содержание театрально-игровой деятельности;

  • принципы построения предметно - развивающей среды;

  • методы и приемы руководства театрально-игровой деятельностью;

  • средства художественной выразительности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58 часа;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

24

контрольные работы


курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)


Конспектирование

Словарь основных терминов

Реферат

Сообщение к уроку

Составление диагностического пакета

Составление картотеки театральных игр, изготовление атрибутов к играм

Разработка конспектов проведения театральных игр, занятий с детьми

Изготовление атрибутов для драматизации и разные виды театров



Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Театрально-игровая деятельность

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Общие основы театрального искусства.



Тема 1.1. История театра, его виды и назначение в жизни общества.


Содержание учебного материала


2









2





2

История становления театрального искусства: народные обряды, искусство скоморохов, школьный театр, крепостной театр, театр Петрушки, русские публичные театры, система Станиславского, современный театр.

Виды театра: драматический, музыкальный, сатирический, кукольный и т.д., театральные профессии.

Назначение театрального искусства в жизни общества.

1

Практическое занятие

Роль театрально-игровой деятельности в формировании личности ребенка.

Анализ статьи «Как воспитывает кукольный театр» (приложение к газете Дошкольное образование. - № 21. - 2003.)


Самостоятельная работа обучающихся

Составить словарь театральной терминологии и театральных профессий.


Раздел 2.

Место театрально-игровой деятельности в системе воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения.


Тема 2.1. Виды и формы театрально-игровой деятельности.


Содержание учебного материала



2

Формы театрально-игровой деятельности: упражнения по формированию выразительности исполнения; упражнения в целях социально-эмоционального развития; театрально-зрелищные празднества; организация студии по театрализованной деятельности. Комплексные занятия как форма организации театрально-игровой деятельности.


2

Практическое занятие Две основные группы театрализованных игр: режиссерские игры и игры-драматизации

2

3

Практическое занятие Сравнительный анализ театрально-игровой деятельности с сюжетно-ролевыми и играми с правилами. Составить таблицу. Ответить на вопрос: Что объединяет и в чем состоят различия этих видов игр?

2

3

Самостоятельная работа обучающихся Написание рефератов по темам:

  1. Театрализованная игра как вид творческой игры.

  2. Театрально-игровая деятельность как условие приобщения детей к искусству.

  3. Театрально-игровая деятельность как средство развития детского творчества.

3








2






3









2








2








3





3













2





3






2





3





3





3






3

Тема2.2. Планирование театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.


Содержание учебного материала


Многоплановость задач обучения и воспитания в театрально-игровой деятельности. Принципы планирования. Содержание театрально-игровой деятельности в разновозрастных группах дошкольного образовательного учреждения. Особенности планирования театрально-игровой деятельности в разные временные отрезки. Планирование совместной творческой деятельности детей и взрослых.

2

Практическое занятие

Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» раздел образовательная область «Социализация» - театрализованные игры

2

Практическое занятие

Разработка проекта программы театральной студии для детей дошкольного возраста (работа в микрогруппах).

2

Самостоятельная работа обучающихся

Изготовить кукольный театр из подручного материала.

4

Раздел 3.

Организация и методы руководства театрально-игровой деятельности.


Тема 3.1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности.

Содержание учебного материала


Театрально-игровая деятельность как важнейшее средство интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Театрально-игровая деятельность как условие развития коммуникативных качеств личности (вербальных и невербальных видов общения).

2


Самостоятельная работа обучающихся

Разработка конспекта интегрированного занятия с элементами театрально-игровой деятельности.

2

Тема3.2. Методика организации театрально-игровой деятельности.






Содержание учебного материала


Требования к созданию условий организации театрально-игровой деятельности детей. Принципы построения предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрально-игровую деятельность.

Содержание, формы, методы и приемы руководства театрально-игровой деятельностью в разновозрастных группах. Нетрадиционные пути взаимодействия с семьей.

2

Практическое занятие

Организация и проведение театрально-игровой деятельности в разновозрастных группах: разыгрывание стихов, песенок, потешек, минисценок, сказок, басен, все виды театра (по желанию студента).

2

Практическое занятие

Анализ педагогического руководства: содержание предварительной работы, тематика литературных произведений, характеристика приемов и методов руководства театрально-игровой деятельности.

2

Практическое занятие

моделирование предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрально-игровую деятельность.

2

Практическое занятие

Разработка постановочного плана работы над кукольным спектаклем.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Разработать показатели уровня творчества в ходе постановки литературного произведения детьми и проанализировать творческие возможности детей в базовом дошкольном образовательном учреждении.

2

Раздел 4.

Основы актерского мастерства.


Особенности системы К.С. Станиславского как науки о сценическом творчестве. Комплексные упражнения на овладение элементами системы Станиславского. Значение роли воспитателя в организации театрально-игровой деятельности.

2

Практические занятия

Тренинг творческой психотехники.

Цель: развитие навыков рабочего самочувствия, развитие творческого восприятия, развитие творческих навыков физического самочувствия, развитие артистической смелости и элементов характерности.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Моделирование упражнения или игры на развитие сценического воображения с использованием воображаемых предметов.

2

Практические занятия

Этюд как основное средство воспитания актера.

Упражнения на коллективную согласованность действий.

Упражнения на действия с воображаемым предметом.

Этюды - зарисовки на различные явления природы.

Наблюдения.

Имитация песен

2

Самостоятельная работа обучающихся

Написание сценария или инсценировки по литературному произведению(возраст детей по желанию студентов).

2

Практические занятия

Презентация сценария к спектаклю (возраст детей по желанию студентов)

2

Всего:

54


3. условия реализации программы дисциплины

Театрально-игровая деятельность

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин: педагогики и психологии, актовый зал.

Оборудование учебного кабинета:

  • Рабочие места по количеству обучающихся;

  • Рабочее место преподавателя;

  • Доска;

  • Программное обеспечение профессионального назначения;

  • Учебно-методический комплекс по предмету;

  • Разные виды театров и необходимые декорации, ширма;

  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

Технические средства обучения: мультимедийная установка.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду : игры, упражнения, сценарии / А. Е. Антипина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  2. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников - М., Изд. центр «Академия», 2007.

  3. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

  4. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду - Великий Новгород, 2006.

Дополнительные источники:

  1. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. - СПб., 2006.

  2. Урунтаева Т.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум - М.: Изд. центр «Академия», 2005.

  3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. М., 2005.

  4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2007.

  5. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  6. Шурочкина И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя. - 2008. №3.

Интернет-ресурсы

doshped.ru/

arkty.ru/journal/index.html

gnpbu.ru/web_resyrs/Doshkoln_ped_1.htm

festival.1september.ru

malyshok.by/

window.edu.ru/

vospitatel.resobr.ru

detskiysad.ru

doshvozrast.ru/

moi-detsad.ru/


  1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

применять знания о театральном искусстве в разных видах педагогической деятельности;

изготавливать кукол, игрушки, атрибуты, подбирать костюмы, реквизит;

планировать, организовывать театрально-игровую деятельность;

моделировать интегрированные занятия с элементами театрально-игровой деятельности;

приобщать детей к театральной культуре;

создавать условия для развития творческой активности детей в театрально-игровой деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

основные виды театра;

театральную терминологию;

формы театрально-игровой деятельности;

принципы планирования и содержание театрально-игровой деятельности;

принципы построения предметно - развивающей среды;

методы и приемы руководства театрально-игровой деятельностью;

средства художественной выразительности.


Практическое занятие, составление конспектов театрализованных игр-занятий, просмотр и анализ творческой деятельности дошкольников.

Практическое занятие, изготовление атрибутов к театрализованным играм, разные виды театра;

Практическое занятие, моделирование и разыгрывание ситуаций, составление картотеки театрализованных игр.

Практическое занятие, составление конспектов театрализованных игр, занятий, создание презентации

Практическое занятие, моделирование и разыгрывание ситуаций.

Практические занятия, моделирование развивающей среды


Реферат, сообщение к уроку, конспект, тестирование

Понятийный словарь.

Практические занятия, моделирование и разыгрывание психолого-педагогических ситуаций

Практические занятия, анализ программ, составление конспектов театрально-игровой деятельности детей

Подбор литературы по курсу, моделирование развивающей среды

Проведение на практике диагностики и анализ ее результатов, моделирование и разыгрывание ситуаций, моделирование программы, разработка памятки

Подбор литературы по курсу, реферат, сообщение к уроку, конспект, тестирование, составление консультаций


© 2010-2022