• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад к презентации Применение информациоонных технологий в работе социального педагога с трудными подростками

Доклад к презентации Применение информациоонных технологий в работе социального педагога с трудными подростками

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на учебно - практическую конференцию

Тема: «Применение информационных технологий в работе социального педагога с трудными подростками».

Введение.

В течение последних десяти лет огромная ответственность за воспитание подрастающего поколения ложится именно на плечи образовательных и воспитательных учреждений. И любое государственное учреждение, в стенах которого кипит студенческая жизнь, сталкивается с множеством неразрешённых проблем, касающихся подростков, которые оказались в трудной жизненной ситуации (дети с ограниченными возможностями в здоровье, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой, подростки, требующие индивидуального внимания). При работе с ними особая роль отводится социально - психологической службе учебного заведения.

Социальный педагог выступает в роли наставника, посредника между подростком и взрослым, подростком и его окружением, помогает в решении проблем, связанных с обустройством его личной жизни.

В связи с этим возникает необходимость создания условий для реализации социально - психологической деятельности посредством ИКТ.

Работа социального педагога многоплановая, поэтому я в своей работе использую различные ИК - технологии. При ведении делопроизводства использую следующие программы:

  1. Документооборот в работе социального педагога.

А) Это - прежде всего выход в интернет. Происходит поиск нужной информации: статей, законов, перечитываю мнения различных специалистов по вопросам жизнеобеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также читаю статьи психологов, социальных педагогов, врачей - консультантов по работе с трудными подростками.

В будущем, конечно же хочется общаться со специалистами в режиме он- лайн на каком - либо форуме, семинаре, конференции, чтобы не нужно было ехать в какой - либо город или страну, а выбирать нужную тему и наблюдать происходящее у себя на мониторе.

Б) На обучающихся, которые требуют особого психолого - педагогического внимания, а также на обучающихся, находящихся на полном государственном обеспечении составлена База данных (БД), где собрана информация о составе семьи, о её статусе, жилищно- бытовых условиях, из какой школы - интернат прибыл подросток, полностью раскрываются сведения о родителях (лишение родительских прав одного из родителей, смерть родителей или просто мать является одинокой, сведения о пенсионных выплатах и т.д.) База данных составлена в программе Microsoft Office Access.

В) Использую программу Microsoft Office Excel для составления ведомостей учёта обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также и подростков, находящихся под опекой. В ходе работы с обучающимися, особенно в адаптационный период провожу различные диагностики, экспресс - методики, направленные на развитие личности обучающегося, на становление учебной группы. Результаты оформляю в виде диаграмм, на основе которых проводится последующий мониторинг, отслеживаются результатов работы, делаются выводы.

Г) Для составления документов (приказ, информационное письмо, запрос, ходатайство и т.д.) активно использую программу Microsoft Office Word, т.к. рукописный вариант текста просто непрезентабелен в наше время.

Таким образом, Рабочий стол социального педагога полностью компьютеризирован и это не модная тенденция, а обоснованная необходимость.

  1. Методическая работа.

Для проведения методических объединений, внеклассных мероприятий по профилактике злоупотребления психоактивных веществ, тренингов, как для педагогического коллектива, так и для обучающихся активно использую видео и аудио материалы, презентации, слайд - шоу и т.д.

В связи с ростом агрессии и насилия среди подрастающего поколения для педагогов были проведены методические посиделки «Агрессивный подросток, как с ним быть?». Так педагогический коллектив пополнил свою копилку материалами по теме «Агрессивность подростков» ( были раскрыты теоретические основы поставленной проблемы, педагоги познакомились с методикой по выявлению уровня агрессивности обучающегося) работа шла с опорой на стендовую презентацию, выполненную в программе Microsoft Office Power Point. Также вниманию педагогов был представлен видеоролик «Словесный бунт», после чего была разработана стратегия поведения в конфликтной ситуации «ученик - учитель». По данной стратегии поведения была составлена карта - памяти « Как вести себя, если ребёнок агрессивен?» Метод составления карты памяти позволяет представить всю проблему целиком на одном листе, что является несомненным преимуществом, облегчает запоминание, развивает творческие способности, и как следствие, успеваемость. Этот метод конспектирования педагоги могут широко применять на своих занятиях, как при изучении нового, так и при закреплении учебных умений и навыков (заполнены только промежуточные линии раскрываемого вопроса, нужно сформулировать основные моменты темы и наоборот). Проводимые упражнения сопровождались аудио файлами, что способствовало благоприятному психологическому климату. В ходе данных посиделок выявлена группа обучающихся с девиантным поведением. В перспективе спланировать серию коррекционно - развивающих занятий с этими обучающимися и научить их строить хорошие отношения со сверстниками и чётко определять границы своей агрессии.

  1. Учебная деятельность.

Свою основную должность - социальный педагог я совмещаю с преподаванием гуманитарных предметов (Провожу учебную дисциплину - история). Данные уроки проводятся с обучающимися, которые поступили в наше учебное заведение после окончания специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и обучаются по профессиям «Кружевница», «Резчик по дереву» без получения среднего (полного) образования, поэтому при планировании очень важно учитывать их психологические особенности. С целью повышения мотивации к работе на уроке применяю мультимедийные эффекты, т.к. внимание обучающихся неустойчивое, речь слабо развита.

Так, для изучения темы «Культура Древней Руси» мною разработана и проведена серия мультимедийных уроков. Как пример я представляю урок «Письменность и грамотность Руси 9 -11 веков». Каждый из нас понимает, что современные педагогические технологии невозможно реализовать в полной мере без применения информационно - коммуникационных технологий. В основе новых стандартов лежит организационно - деятельностный подход и соответственно требуются новые формы обучения. Одна из ведущих технологий для предметов социально - гуманитарного цикла - это кейс технология, которую активно применяла при проведении данного урока.

Кейс - технология - технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций.

Работая над кейсом, обучающиеся пытаются найти выход из предложенной им ситуации. Кейс - задания были представлены в форме презентации и с их содержанием обучающиеся знакомились, работая с компьютерной техникой.

Рассмотрим кейс - задание № 1:

- Создание проблемной ситуации: Кто они? Здесь также при постановке проблемы можно использовать фрагмент фильма (Сказание о Крещении Руси ) или видеоролика (Славянская азбука). Давайте поближе познакомимся с этими славянскими просветителями.

- Даётся чёткая инструкция к выполнению кейс - задания;

- Обучающиеся выполняют задание. Время работы строго ограничено.

- Заслушивание итогов индивидуальной творческой работы от лица героя, представителем от каждой рабочей группы.

Данное кейс - задание относится к типу вербальных, где обучающиеся учатся отбирать нужную информацию, самостоятельно работать с литературой и Интернет- ресурсами.

Рассмотрим кейс - задание № 2:

Данное кейс - задание относится к типу иллюстративных, где также ставится проблема (т.е. рассмотрев икону святых, мы не знаем, кто справа, кто слева), даётся инструкция к выполнению (работают группами, но уже совместно, идёт развитие навыков совместной деятельности). Выполнение данного кейс - задания вызвало больше положительных эмоций, т.к. выполнялось на скорость и результаты своей работы участники групп фиксировали на компьютере и выводили на печать. Таким образом, и определялся победитель.

Конечно, эффективность урока повышается, если он проводится в компьютерном классе. Если же урок проходит в учебном кабинете, где только компьютеризировано рабочее место педагога, то данные кейс - задания выводятся через мультимедийный проектор на доску - экран. При отсутствии компьютерной техники в учебном кабинете, кейс - задания предлагаются на бумажном носителе.

Таким образом, уроки, проведённые с использованием мультимедийных технологий у данной категории обучающихся с развитой в большей мере наглядно - образной памятью повышают и качество обучения, т.к. имеют высокую степень наглядности. Данные технологии способствуют созданию атмосферы поиска, в процессе работы обучающиеся чувствуют себя первооткрывателями.

Научный прогресс не стоит на месте, поэтому мы надеемся, что учебный процесс будет более компьютеризирован, выход в Интернет будет в каждом учебном кабинете, будет установлена локальная сеть. Поэтому в перспективе своей работы планирую использовать интернет - технологию «Веб- квест» при работе с обучающимися, которые имеют более высокую степень учебной мотивации. Веб - квест - это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Результатом работы с веб - квестом является публикация работ учащихся в виде веб - страниц и веб - сайтов.

  1. Воспитательная деятельность.

Для более полного изучения личности обучающего необходимо постоянное общение с ним, нужно постоянного быть в кругу событий, которые происходят в молодёжной среде. Поэтому я ещё являюсь и куратором группы № 26, профессия «Автомеханик». Только через взаимоотношения с подрастающим поколением можно изучить их внутренний мир, сохранить их неповторимость и создать благоприятные психолого - педагогические условия для развития подростков.

При работе с группой также активно применяем различные информационные технологии. На протяжении двух лет обучения несколько обучающихся (Терентьев Олег, Коркин Артём, Пупышев Константин) занимались проектно- исследовательской деятельность по благоустройству территории учебного заведения:

- Социальный проект «Цветущая планета» (программе Microsoft Office Power Point) - 2011 -2012 учебный год

- Информационный буклет «Наш двор - мы хозяева в нём» (программа Microsoft Office Publisher)- 2012 - 2013 учебный год. Данная работа была представлена на межрегиональном конкурсе детских творческих проектов «Мой дом - планета Земля» и заняла 1 место.


  1. Обмен опытом.

С целью обобщения, повышения своих профессиональных знаний, опыта также активно использую Интернет - ресурсы. Участвую в различных электронных конкурсах, фестивалях. Так, методическая разработка «Агрессивный подросток, как с ним быть?» была отправлена на Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства «Педсовет XXI века», где получила Диплом призёра (сайт [email protected]).

Разработанный урок с применение мультимедийных технологий «Письменность и грамотность Руси 9 -11 веков» был отправлен на II Межрегиональный конкурс методических разработок «Мультимедийный урок - новые образовательные возможности», где также занял призовое место (сайт с[email protected]).

Приняла участие в IX межрегиональном смотр - конкурсе методических работ педагогов образовательных учреждений, где заняла 3 место в номинации «Лучшие методические рекомендации».(сайт)

Если Вас заинтересовали данные разработки, то их можно посмотреть на указанных сайтах.

Также являюсь участником Всероссийской экспериментально - творческой группы педагогов ИПП им. К.Д.Ушинского. Тема экспериментального исследования очень актуальна при работе с подрастающим поколением «Социальная работа по профилактике и преодолению агрессии в подростковой среде».(сайт)

В перспективе планирую разработать свой сайт социального педагога с целью обобщения опыта и общения с коллегами.

Таким образом, использование ИКТ в работе СПС позволяет применять большее количество методов диагностических исследований, создать качественно новые формы коррекционной работы, улучшить работу по интеграции в образовательную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска», требующих коррекции.

«…Недостаточно только получить знания; надо найти им применение. Недостаточно только желать; надо делать!» И.В. Гёте

Желаю всем успеха! Спасибо за внимание!

6


© 2010-2022