Презентация на тему Традиционное лесопользование

Леса когда-то занимали огромные площади на территории современной России. Вся жизнь наших предков была связана с лесом. Множество преданий о лесе, о заповедных деревьях существует и по сей день. Бытовало поверье, что ни в коем случае нельзя рубить мёртывые, сухие деревья и еще целый ряд запретных деревьев. В презентации говорится о традициях предков, о современном лесопользовании, основных лесных породах Волгоградской области. В нашей области байрачные и нагорные дубравы, сосновые насаждения зан...
Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ТРАДИЦИОННОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ»

Подготовила Тушканова Н.М., методист МБОУ ДОД «ДЭЦ» городского округа г. Урюпинск

1 слайд:

У многонационального населения России существует определенный традиционный уклад и понятия, связанные с лесом и лесопользованием. Именно этот уклад, помноженный на идею одухотворенности всего, которая бытовала тысячелетиями, и определяет понимание и восприятие людьми лесных отношений.

2 слайд:

Леса занимают всего 4% территории Волгоградской области и распространены в основном по речным долинам. Землями лесного фонда занято 708,4 тыс. га.
Видовой состав лесных насаждений представлен сосной, дубом, ясенем, вязом, клёном, берёзой, осиной, ольхой, липой, тополем, ивой.


3 слайд

Основная площадь лесов находится на Волжской правобережной стороне. Наш хопёрский лес- это многочисленные байрачные и нагорные дубравы

Лесная растительность нашей области, кроме того, представлена широколиственными лесами, искусственными сосняками по Доно-Арчединскому песчаному массиву. В естественных насаждениях преобладает дуб, в искусственных - сосна обыкновенная, 23 процента лесопокрытий - культурные насаждения. Леса области выполняют важные природоохранные функции- почвозащитные противоэрозионные; по берегам рек защищают нерестилища ценных пород промысловых рыб.

За оградой двора древнего славянина начинался лес. Воспетого поэтами «русского пейзажа» с полями и берёзовыми перелесками тогда ещё попросту не было. Он образовался намного позже, на месте сведенной под корень дремучей тайги; такая теперь сохранилась только в глухих углах Севера и Сибири. Этот лес, особенно в северных областях, определял весь уклад жизни. Мы привыкли рассуждать о каменном, бронзовом и железном веках человечества, а в мифологии иногда ещё о золотом. Однако традиционное хозяйство многих славянских народов даёт исследователям полное право говорить и о «деревянном веке», причём продолжался он в иных местах чуть ли не до сего дня.

4 слайд

Все виды такого лесопользования, как сбор грибов, ягод, охота, рыбалка, бортничество продолжают то общение человека с лесом, которое происходило на протяжении сотен поколений, опыт взаимодействия с окружающей средой.

5 слайд

Благодаря этому сохраняется, хотя бы отчасти, почти что на подсознательном уровне, те понятия и представления о лесе и взаимоотношениях с ним, которые были у наших предков.

6 слайд

Мы можем столкнуться с разными проявлениями лесной культуры - от стройной мифологической и культурной системы, с божествами, обрядами и святилищами, до простого бытования поверий, неписаных полузабытых правил, которые не связаны в систему и скорее могут расцениваться как остатки лесной культуры народа. Однако и эти остатки хотя бы отчасти все еще регламентируют поведение человека в лесу. Например, практически повсеместно бытует мнение, что леший, если человек не понравится, например, неправильно ведет себя в лесу, может "водить", не отпускать или просто "не пускать" в определенную часть леса.

7 слайд

Учёные не сомневаются: в эпоху, когда складывались мифы, люди умели думать нисколько не хуже, чем теперь. Просто они думали и выражали свои познания на другом языке - на языке мифа. Вот один пример. Много столетий живёт на севере Европы, в тундрах Кольского полуострова, такой народ - саамы.

«Земля - живое существо, - говорили саамы. - Деревья и травы - её волосы. Зелёный дёрн, тундровые мхи - её кожа. Нельзя делать больно Земле, нельзя её ранить…» «Дикое суеверие», - отмахнулись наши современники, учившие высшую математику в институтах. И приехали в тундру на вездеходах и тракторах. А теперь мы хватаемся за голову: оказывается, северная природа очень ранима. Там, где один раз прошёл вездеход, вскоре возникает страшный овраг - незаживающая рана Земли… Между тем саамы знали это всегда. И в просторах северной тундры от века уживались друг с другом Земля, олени и человек. И что с того, если закон этой жизни был записан не на языке формул, а на языке мифа?

8 слайд

Миф о Мировом Дереве - общий практически для всех народов Земли. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. Отзвуки этого мифа дошли до нас, например, в сказках о чудесном горохе, выросшем до самой Луны. По мысли древних славян, Мировое Древо всего больше похоже на громадный раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют не одни жёлуди, но также семена всех других деревьев и трав.

Не случайно возникла загадка: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по четыре гнезда, в каждом гнезде по семь птенцов». Таково было мифическое изображение года: двенадцать месяцев, каждый из них содержит четыре недели, а в неделе по семь дней.

9 слайд

В древние языческие времена в славянском доме из дерева делали буквально всё, от самого жилища до ложек и пуговиц, и каждый предмет мастерили из той породы дерева, которая для этого лучше всего подходила. Кроме того, лес давал дичь, ягоды и грибы - в таком количестве и разнообразии, какое нам, нынешним, и не снилось. Ведь ещё при Иване Грозном армия иногда отправлялась в поход вовсе без продовольственного обоза: зачем, если путь лежит через лес?

10 слайд

В лесу выделялись особые, «почитаемые» деревья, обычно непомерной высоты или толщины, овеянные местными легендами. Предания могли, например, говорить, что на самом деле это вовсе не дуб или вековая сосна, а праведный человек, живший когда-то давно и за беспорочную жизнь удостоенный посмертной награды - превращения в благородное дерево. Подобное дерево считали хранителем и помощником человеческого селения, оно «не пропускало» к нему врагов - проходя мимо, те неминуемо должны были ослепнуть или по крайней мере сбиться с дороги. Такие деревья и по сей день украшают наши леса, только теперь их называют памятниками природы. Они подчас имеют признаки долго сохранявшихся языческих верований и культовых обрядов. Так, оградки, которыми обнесены деревья, нередко находятся точно на месте оградок, установленных ещё при языческих поклонениях.

11 слайд

Дерево-памятник природы - 400-летний дуб растёт в городе Дубовка на берегу реки Волга

В некоторых местах России очень долго держался строгий запрет на рубку вообще всех старых деревьев. По мнению крестьян, грешно было отнимать у лесных патриархов право на естественную, «стихийную» смерть от ветровала или просто от старости. Покусившийся на подобное дерево неминуемо должен был сойти с ума, покалечиться или умереть. Грехом почиталась и рубка «молодика» - молодого, недозрелого леса. В этом случае мифологическое воззрение основывалось на вполне естественном стремлении сберечь молодые деревья, не достигшие наилучших кондиций. По отношению же к «лесным старцам» действовал закон мифологического мышления: старший - значит, главный, значит, почитаемый, значит, священный.

Как тут не вспомнить, что в «цивилизованной» Америке порою валили древние величественные секвойи… на дрова!..

12 слайд

Наши предки твёрдо знали, что НЕЛЬЗЯ рубить:

  1. Заповедное дерево

  2. Дерево, выросшее на могиле

  3. Старое дерево - «лесной патриарх»

  4. «Молодик» - молодой, незрелый лес

  5. Дерево с дуплом

  6. Дерево с вросшим в ствол камнем (или другим предметом)

  7. Дерево с необычной формой ствола

  8. Дерево с удивительным переплетением корней

  9. Дерево с витым стволом, закрученным против солнца

  10. «Проклятое» дерево - осину

  11. «Проклятое» дерево - ель

  12. Мёртвое, сухое дерево

  13. Дерево, упавшее при рубке макушками в северную сторону, «на полночь»

  14. «Буйные» деревья, которые, согласно поверьям, чаще всего вырастали на заброшенных лесных дорогах, в особенности - на перекрёстках таких дорог

  15. Дерево, посаженное человеком. В первую очередь это касалось садовых деревьев, притом находящихся внутри ограды усадьбы

13слайд

С давних времен дуб был у славян священным деревом - царем лесов. Одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. Славяне называли его Царь Дуб, и, согласно поверьям, на нем обитал царь птиц орел. Бог-отец выступал под именем или в форме именно дуба. В народных преданиях дуб выступает как символ мужского начала, главенства, силы, мощи, твердости.

14 слайд

В народе дуб считался связанным незримыми нитями с верховным божеством Перуном, в древних грамотах об этом упоминается местность Перунов Дуб.

Ведь это дерево словно притягивало к себе молнии. И сегодня в грозу не стоит укрываться под дубом - опасно. Это отголоски сказочных мифов славян о поединке Перуна с Кощеем, который прятался под дубом. У славян существовал запрет выращивать дуб около дома, так как, по поверьям, молния в первую очередь бьет в дуб.

Существовала вера в его целительную силу, и от веток исходит благословение. Раненый, ослабевший воин, чтобы вновь обрести силы, шел к дубу.

Считалось, что священные дубы оберегают окрестные поля от града, бурь и других бедствий. Дуб почитался как божество. Из дубового дерева тесали идолов. И огонь на капище можно было «подкармливать» лишь дубовыми дровами.

В старинных преданиях говорится, что дуб был посажен в начале сотворения мира, стоит «на силе Божией» и держит на своих ветвях весь мир.

15 слайд

Если суммировать то общее, что существует по отношению к лесу в традиционной культуре народов, населяющих Россию, то получится примерно следующее:

- Лес - это особое пространство, не принадлежащее человеку

- В лесу есть особые места, принадлежащие Богу или иным сверхъестественным силам

- У леса есть сверхъестесвенный хозяин, который может пустить или не пустить в лес, одарить или погубить

- Отношение леса и его хозяина к человеку во многом зависят от соблюдения правил и норм поведения

- Лес - пространство волшебное, преобразующее, связанное с предками

- Поскольку лес связан с предками и нормами поведения, то люди для леса делятся на своих и чужих. Местные имеют больше прав на благосклонность леса и его дары.

16 слайд

Спасибо за внимание!


© 2010-2022