- Преподавателю
- Другое
- Тренинг «Как повысить свою самооценку» (для слабоуспевающих учеников (и не только))
Тренинг «Как повысить свою самооценку» (для слабоуспевающих учеников (и не только))
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зубкова Т.Ю. |
Дата | 11.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тренинг «Как повысить свою самооценку»
(для слабоуспевающих учеников (и не только)).
До сих пор одним из самых "больных" мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Неуспеваемость - это результат нашего невнимания, родительского "авось само пройдёт". В большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися - дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. Однако, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет.
Все это и обусловило актуальность тренинга «Как повысить свою самооценку» и преодолеть трудности в учебе.
Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье.
Важнейшей составляющей занятий является та атмосфера, в которой они будут проходить. Учитель должен создать обстановку психологической поддержки и безопасности, это необходимое условие для оптимального развития учащихся.
1. Упражнение «Позитивные мысли».
Цель: осознать сильные стороны своей личности.
Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Не следует удивляться, если некоторым подросткам будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую ребят к такому разговору. Данное упражнение направлено на поддержку в учениках следующих проявлений:
-
позитивных мыслей о себе;
-
симпатии к себе;
-
способности относится к себе с юмором;
-
Выражение гордости собой как человеком;
-
Описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.
После того как каждый участник выступит, проводится групповая дискуссия. Вопросы для дискуссии могут быть следующими:
-
Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь?
-
Где безопасно говорить о таких вещах?
-
Надо ли преуспевать во всем?
-
Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию? Какими способами ты можешь сделать это сам?
-
Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается?
Такие дискуссии дают учащимся хороший повод для того, чтобы оценить свои способности и скрытые возможности. Они начинают понимать, что даже у самых «сильных» учеников есть свои слабости. А свои достоинства есть и у наиболее «слабых». Такая установка приводит к развитию более благоприятного самоощущения.
Продолжительность упражнения 50 минут.
2. Упражнение «Школьные дела».
Цель: развить позитивное отношение к школьной жизни.
Учеников просят по очереди высказываться по поводу, каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: «Я доволен тем, что…»»
Те, кто не уверен в собственных силах, слыша ответы ребят, начинают осознавать, что они слишком строги к себе, не признавая те или иные свои успехи.
Продолжительность упражнения 30-40 минут.
3. Упражнение «Я в своих глазах, я в глазах окружающих».
Цель: развитие позитивного отношения к себе путем получения обратной связи.
В этом упражнении участники группы составляют два кратких личностных описания, каждое на отдельном листе бумаги. На первом листе - описание того, каким видит себя сам подросток. Описание должно быть как можно более точным. На втором - описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие. Листки не подписываются. Описания «Каким я вижу себя сам» кладутся в отдельную коробку. Каждое самоописание зачитывается вслух, и участники пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Затем автор заявляет о себе, читает второе свое описание (описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие) и получает после этого обратную связь от участников группы. Ценность этого упражнения заключается в том, что подросток обнаруживает, что другие относятся к нему лучше, чем он сам. Продолжительность упражнения 50 минут.
4. Упражнение «Воображение успеха».
Цель: развитие воображения для улучшения самовосприятия.
Участников просят представить себе, как бы они хотели заново проявить себя в тех ситуациях, которые в прошлом оказались для них неудачными. На этой стадии акцентируется внимание на понятии «позитивное мышление». Контролируя возникающие у нас мысли, мы способны убедить себя в том, что мы можем, если захотим, стать лучше, чем мы есть сейчас. То, как мы себя воспринимаем, имеет большое значение, и мы можем стать именно такими, какими, по нашему убеждению, в состоянии стать.
Продолжительность упражнения 30 минут.
5. Упражнение «Поделись успехом».
Цель: повысить самооценку подростка.
Предложите участникам поделиться своими успехами за день. Для некоторых это может быть сложно. Но, послушав более активных участников, они поймут, что все не так плохо, и им есть чем гордиться.
Продолжительность упражнения 20 минут.
6. Упражнение «Афоризмы».
Цель: научиться мыслить позитивно и использовать механизм «самоподдержки».
Упражнение проводится в форме групповой дискуссии, основой которой являются высказывания великих людей. Анализируя такого рода высказывания, участники игры могут прийти к осознанию огромных возможностей, которыми они обладают, чтобы направить свои мысли в нужное для саморазвития русло. Ниже приводится список возможных афоризмов, который по усмотрению психолога может быть дополнен или изменен.
-
Единственное искусство быть счастливым - сознавать, что счастье твое в твоих руках (Ж.-Ж. Руссо).
-
Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным (Сенека).
-
Кто не стремится, тот и не достигает; кто не дерзает, тот и не получает (В. Г. Белинский).
-
Уверовав в то, чем мы можем стать, мы определяем то, чем мы станем (М. де Монтень).
-
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки (Т. Рузвельт).
-
И после плохого урожая нужно сеять (Сенека).
-
Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает (Ф. Рабле).
-
Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды (Неизвестный автор).
-
Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть (Э.Хаббарт).
-
Когда человек перестает верить в себя, он начинает верить в счастливый случай (Э Хови).
-
Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха (Д. Карнеги).
-
Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог (Ч. Диккенс).
-
Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет тебе попутным (Сенека).
Продолжительность упражнения 50 минут.
7. Упражнение «Еженедельный отчет».
Цель: научиться анализировать и регулировать свою повседневную жизнь.
Каждому участнику выдается листок бумаги со следующими вопросами:
-
Какое главное событие этой недели?
-
Кого тебе удалось лучше узнать на этой неделе?
-
Что важного ты узнал о себе на этой неделе?
-
Внес ли ты какие-либо серьезные изменения в свою жизнь за эту неделю?
-
Чем эта неделя могла бы быть лучше для тебя?
-
Выдели три важных решения, сделанные тобой на этой неделе. Каковы результаты этих решений?
-
Строил ли ты на этой неделе планы по поводу каких-то будущих событий?
-
Какие незаконченные дела остались у тебя на прошлой неделе?
Затем происходит коллективное обсуждение. Ребята делятся своими успехами, анализируют свои неудачи и коллективно ищут пути улучшения ситуации в будущем. В итоге, проводя такие еженедельные наблюдения, подросток начинает лучше понимать самого себя, анализировать свои поступки.
Продолжительность упражнения 40 минут.
Библиография
-
Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. - С.326.
-
ГлассерУ. Школы без неудачников.Пер.с англ.-М., 1991.
-
Использованы материалы с сайта издательского дома "Первое сентября"