Рабочая программа юные друзья природы

Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

В условиях возрастающей социальной роли личности как носителя экологической культуры перед педагогами ставится задача максимально эффективной организации учебно-воспитательного процесса для обеспечения знакомства ребенка с окружающей средой. Представленная программа «Юные друзья природы» позволяет углубить работу по воспитанию экологической культуры личности.

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки обучающихся.

Дополнительное образование является составной частью в системе общего образовательного процесса.

Задачами дополнительного образования является: удовлетворение познавательных потребностей учащихся и создание благоприятных условий для творческой реализации способностей детей.

Через кружковые занятия педагоги передают детям знания об окружающем мире, формируют умения и навыки, столь необходимые для их самостоятельного активного общения с природой, воспитывают у детей чувство ответственности за сохранение естественной природной среды, чувство бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на Земле.

Программа может быть использована в учреждениях дополнительного образования, развивающих эколого-биологическое направление в школьных кружках.

Представленная программа рассчитана на удовлетворение любознательности тех обучающихся, которые стремятся к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, необыкновенных явлениях в растительном и животном мире.

Тип программы - (модифицированная) адаптированная.

Актуальность программы.

«Юные друзья природы» как образовательная программа МОУ ДОД ДЭБЦ УКМО несет в себе большой развивающий потенциал: у учащихся создаются условия для саморазвития; формируются их познавательные, исследовательские интересы и способности.

Особенностью программы - является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены углубление и расширение знаний по изучению природы, привитие навыков исследовательской работы, убеждённость в необходимости сохранности природы, потребность общения с природой.

Новизна заключается в объединении биологического, психологического, творческого подхода к изучению природных объектов и использование игровых элементов, способствующих поддержанию неослабевающего интереса в изучении, охране природы и исследовательской деятельности.

Цель программы:

Формирование у обучающих системы ценностных отношений к природе и к окружающему миру на основе изучения ими природных объектов, углубление познавательных интересов детей, развитие у них потребности участвовать в деятельности по изучению и охране природы.

Для реализации этой цели предполагается решение следующих образовательных, развивающих и воспитательных задач:

1 год обучения:

Образовательные:

- дать начальные знания и понятия о многообразии животного и растительного мира; об основных средах обитания животных и растений, о зимующих и перелетных птицах своей местности;

- выявлять и последующее развивать творческие способности обучающихся в кружке эколого-биологической направленности;

- формировать систему норм и правил отношения к природе.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, стремление к пониманию содержательной стороны и ценностей природы;

- развивать и уметь выражать своё собственное отношение к природе и деятельности по её сбережению.

Воспитательные:

- воспитывать организованность, любознательность, ответственность;

- воспитывать позитивное отношение к природным ценностям.

Ориентировать детей на практическое применение полученных знаний и умений в дальнейшей жизни.

Организация натуралистической работы с учащимися позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, помогает школе в решении задач воспитания и способствует лучшему усвоению программного материала.

Структура программы разработана с учётом возрастной психологии детей и их интересов.

Каждое занятие должно быть интересным для юннатов. Использование наглядных пособий, технических средств (кино, радио, телевидение, диапозитивы, звуковые записи) способствуют лучшему усвоению материала.

Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повысят интерес к занятиям и позволяют создать необходимый эмоциональный настрой и побудить детей к разносторонней работе. Игровые приемы развивают активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия учебного материала, развивают самостоятельность и активность личности, способной реализовать себя в социуме.

В зависимости от цели и содержания учебного материала занятия могут проводиться в форме беседы, рассказа, лекции, дискуссии, экскурсии, практикума.

Программа включает теоретические занятия, практическую работу, экскурсии и наблюдения в природе, природоохранную деятельность.

Одна из более распространенных форм кружковых занятий - экскурсии в природу, где кружковцы накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных.

В процессе занятий уделяется внимание выращиванию растений, содержанию животных и проведению наблюдений и опытов; предусматривается активное и пассивное участие кружковцев в охране птиц, зелёных насаждений, помощь животным, попавшим в беду. Работы, связанные с уходом за животными и растениями проводятся систематически, независимо от тематической темы. Кружковцев необходимо научить собирать и правильно засушивать растения, составлять тематические гербарии, различные коллекции, обрабатывать зоологический материал. Но необходимо помнить о бережном отношении к природе.

Занятия в кружках помогают лучшему изучению родного края, развивают любовь к природе, углубляют знания, помогают осознать вопросы охраны природы.

Общение с природой способствует развитию эмоциональной культуры, созданию богатого запаса непосредственных впечатлений, что является предпосылкой для понимания природы как ценности.

Значение занятий:

- вооружает школьников умениями и навыками по изучению и охране природы;

- расширяет общий кругозор детей, их знания о взаимодействии природы и общества;

- будят интеллектуальную и творческую активность школьников в процессе кружковых занятий;

- дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя.

Ожидаемый результат

1 год обучения.

К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:

• многообразие животного и растительного мира

• основные среды обитания животных и растений

• зимующих птиц своей местности

• перелетных птиц своей местности

• выполнять правила техники безопасности во время экскурсий и наблюдений

• знать правила поведения в природе.

Система контроля

С целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения знаний, умений и навыков, полученные на занятиях подвергаются педагогическому контролю.

Формы контроля:

- тестирование по материалам программы;

- занимательные упражнения (интеллектуальные игры, викторины, кроссворды, ребусы);

- решение проблемных ситуаций об экологическом состоянии окружающей среды;

- подготовка и защита проектов, рефератов, стенгазет.

Нормативно-правовая база

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приложение к приказу Министерство образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам и СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей».

Учебно-тематический план

(76 часов, занятия 2 раза в неделю по 2 часа, группа 12 человек)

Тема занятия

Часы

Всего

Теория

Практика

Экскурсии

1.

Введение. Юные друзья природы.

12

6

6


2.

Осенние явления в природе.

18

6

8

4

3.

Зеленый мир.

18

6

10

2

4.

Мир животных.

22

10

12


5.

Организм человека.

10

4

6


6.

Здоровый образ жизни.

16

8

6


7.

Человек и биосфера.

18

8

10


8.

Природа - вечный источник красоты.

12

6

6


9.

Природа под охраной.

10

4

6


10.

Итоговое занятие.

2


2


11.

Свободные темы.

8


8


11.

Итого:

144

58

46

6


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Блок №1. Введение. Юные друзья природы. (12 часов, из них 6 часов практики).

Знакомство с работой объединения. Правила поведения в живом уголке. День Байкала. Викторина «Байкал». Удивительные явления природы. Загадки природы.

Практические занятия: Лепка животных зооуголка. Рисование «Природа глазами ребенка». Составление правил поведения на природе.

Блок №2. Осенние явления в природе. (18 часов, из них 8 часов практики и 4 часа экскурсии).

Сезонность в природе. Осень в жизни растений и животных. Грибное царство. Что мы знаем о грибах. Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.

Практическая работа. Собираем осенний гербарий. Викторина «Принадлежность листа дереву». Кроссворд «Разновидность грибов». Работа по карточкам «Угадай гриб». Викторина «Правила сбора и переработки грибов». Игра «Первая помощь при отравлении».

Экскурсии: на территорию ДЭБЦ отделение «Росинка», на берег реки Лена.

Блок №3. Зеленый мир. (18 часов, из них 10 часов практики и 2 часа экскурсии).

Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Правила взаимодействия с растениями. Растения красной книги и меры по их охране.

Практическая работа: Рисование структуры растения. Сочинения про свои комнатные растения дома. Составление рассказов и презентаций про лекарственные растения, съедобные и ядовитые. Составление правила взаимодействия с растениями. Составление рассказов про растения Красной книги. Тестирование «Зеленый мир».

Экскурсии: в объединение «Зеленая академия», с целью ознакомления с работой объединения, умение обучающихся объединения ухаживать за растениями и правильно пользоваться, как они размножаются.

Блок №4. Мир животных. (22 часа, из них 12 часов практики).

Особенности и многообразие животных. Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки. Животные в жизни человека. Животные Красной книги и меры по их охране.

Практическая работа. Оформление стенда «Многообразие животных». Рисование инфузорий-туфелек. Кроссворд «Тайны жизни одноклеточных животных. Рассказ о разнообразии животных в Красной книге. Составление презентаций и рассказов о своих любимцах. Уборка в зооуголке. Лепка из пластилина животных. Викторина о Новом годе.

Блок №5. Организм человека (10 часов, из них 6 часов практики).

Строение человеческого организма. Факторы здоровья человека. Влияние вредных привычек на здоровье. Просмотр фильма «Последствия приема наркотиков».

Практические занятия: Составление ребусов, загадок об организме человека. Составление рассказов о факторах здоровья человека. Сочинение о вредных привычках.

Блок №6. Здоровый образ жизни (16 часов, из них 6 часов практики и 2 часа экскурсии).

Человек должен быть здоровым. Болезни человека. Как сохранить здоровье. Человек и спорт. Физкультура. Правильное закаливание организма человека.

Практические занятия: Составление докладов «Здоровый образ жизни». Викторина «Болезни человека». Оформление панно о здоровом образе жизни.

Блок №7. Человек и биосфера (18 часов, из них 10 часов практики).

Взаимодействие природы и человека. Перестройка сознания и отношения к природе. Жизнь человека на земле. Бережное отношение к природе, её богатствам. Отрицательные результаты жизнедеятельности человеческого общества. Избежание катастрофы на Земле. Подготовка и проведение 8 марта.

Практические занятия: Викторина «Человек и биосфера». Сочинение «Жизнь человека на Земле». Составление правил бережного отношения к природе. Рисование «Человек и природа глазами детей». Лепка из пластилина человека. День Земли.

Блок №8. Природа - вечный источник красоты (12 часов, из них 6 часов практики).

Природа - вечный источник красоты. Красота окружающей нас природы. Красота окружающей нас природы. «Жить с природой в мире».

Практические занятия: Сочинение «Жить с природой в мире». Рисование «Природа как источник красоты глазами детей». Составление презентаций «Природа - вечный источник красоты».

Блок №9. Природа под охраной (10 часов, из них 6 часов практики).

Экологические проблемы. Исследования состояния природы. Методы охраны природы. Природоохранные территории.

Практические занятие: Составление методов охраны природы. Составление докладов исследования состояния природы. Викторина «Природа под охраной». День Воды.

Блок № 10. Итоговое занятие (2 часа).

Викторина «Природа - вечный источник красоты».

Блок №11. Свободные темы (4 часа, из них 4 часа практики).

Зарядка на природе. Лепка из пластилина. Полив растений. Уборка в зооуголке. Кормление животных. Круглый стол. Обсуждение всего произошедшего за учебный год. Чаепитие.

К концу первого года обучения дети должны знать:

1. Тайны жизни растений, съедобные и ядовитые.

2. Особенности и многообразие животных.

3.Здоровый образ жизни, его основы.

4. Животные и растения Красной книги.

5. Вредные привычки и их пагубное влияние на организм человека.

6. Природа - вечный источник красоты.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

1. Уметь правильно закаляться.

2. Взаимодействовать с растениями.

3. Беречь природу, охранять ее.

4. Сохранять и беречь свое здоровье.

5. Беречь и помогать животным.

6.Работать с дополнительной литературой.








Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Кол. Час.

Тип занятия

Календ.

сроки

Факт.

сроки

Примечание

(причины корректировки дат)

1

2

3

4

5

6

7

Блок №1. Введение. Юные друзья природы.

1.

Введение. Знакомство с работой объединения. Правила поведения в живом уголке.

2



Комбинированный



11.09.-12.09.


2.

День Байкала. Викторина «Байкал».

2

Формирование новых знаний

14.09.-18.09.


3.

Удивительные явления природы. Загадки природы.

2

Комбинированный

14.09.-18.09.


4.

Лепка животных зооуголка.

2

Повторение, систематизация и обобщение знаний

21.09.-25.09.


5.

Рисование «Природа глазами ребенка».

2

Повторение, систематизация, обобщение знаний

21.09.-25.09.

6.

Составление правил поведения на природе.

2

Повторение, систематизация, обобщение знаний

28.09.-02.10.

Блок №2. Осенние явления в природе.

7.

Сезонность в природе.

Осень в жизни растений и животных.

2

Получение новых знаний.

28.09.-02.10.


8.

Грибное царство. Что мы знаем о грибах.

2

Получение новых знаний.

05.10.-09.10.


9.

Первая помощь при отравлении.

2

Получение новых знаний.

05.10.-09.10.


10.

Правила сбора и переработки грибов.

2

Формирование новых знаний.

12.10.-16.10.


11.

Собираем осенний гербарий. Викторина « Принадлежность листа дереву».

2

Комбинированный

12.10.-16.10.

12.

Кроссворд «Разновидность грибов». Работа по карточкам «Угадай гриб».

2

Обобщение знаний и закрепление умений.

19.10.-23.10.


13.

Викторина «Правила сбора и переработки грибов».

2

Получение новых знаний.

19.10.-23.10.


14.

Игра «Первая помощь при отравлении".

2

Повторение и обобщение знаний.

26.10.-30.10.


15.

Экскурсия на территорию ДЭБЦ отделения «Росинка».

2

Повторение и обобщение знаний

26.10.-30.10.


16.

Экскурсия на территории Водного вокзала, возле берега.

2

Повторение и обобщение знаний

02.11.-06.11.


Блок №3. Зеленый мир.

17.

Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции.

2

Получение новых знаний.

02.11.-06.11.


18.

Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения.

2

Получение новых знаний.

09.11.-13.11.


19.

Правила взаимодействия с растениями. Растения Красной книги и меры по их охране.

2

Получение новых знаний.

09.11.-13.11.


20.

Рисование структуры растения.

2

Применение знаний на практике

16.11.-20.11.


21.

Составление рассказов и презентаций про лекарственные растения, съедобные и ядовитые.

2

Комбинированный.

16.11.-20.11.


22.

Составление правил взаимодействия с растениями.

2

Повторение, обобщение знаний.

23.11.-27.11.


23.

Тестирование «Зеленый мир».

2

Повторение, обобщение знаний.

23.11.-27.11.


24.

Сочинения про свои комнатные растения дома.

2

Повторение, обобщение знаний.

30.11.-04.12.


25.

Сочинения про свои комнатные растения дома. Экскурсия в объединение «Зеленая академия», с целью ознакомления с работой объединения, умение учащихся объединения ухаживать и правильно взаимодействовать с растениями, как они размножаются.

2

Комбинированный

30.11.-04.12.


Блок №4. Мир животных.

26.

Особенности и многообразие животных

2

Получение новых знаний.

07.12.-11.12.


27.

Тайны жизни одноклеточных животных.

2

Получение новых знаний.

07.12.-11.12.


28.

Выращивание культуры инфузории - туфельки.

2

Получение новых знаний.

14.12.-18.12.


29.

Животные в жизни человека.

2

Урок формирования новых знаний.

14.12.-18.12.


30.

Животные Красной книги и меры по их охране.

2

Получение новых знаний.

21.12.-25.12.


31.

Оформление стенда «Многообразие животных».

2

Повторение и закрепление знаний.

21.12.-25.12.


32.

Рисование инфузорий-туфелек. Кроссворд «Тайны жизни одноклеточных животных».

2

Повторение и закрепление знаний.

28.12.-31.12.


33.

Рассказ о разнообразии животных в Красной книге. Викторина о Новом годе.

2

Повторение, обобщение знаний.

28.12.-31.12.


34.

Составление презентаций и рассказов о своих любимцах.

2

Повторение и закрепление знаний.

11.01.-15.01.


35.

Уборка в зооуголке.

2

Комбинированный.

11.01.-15.01.


36.

Лепка из пластилина животных.

2

Комбинированный.

18.01.-22.01.


Блок №5. Организм человека.

37.

Строение человеческого организма. Факторы здоровья человека.

2

Получение новых знаний

18.01.-22.01.


38.

Влияние вредных привычек на здоровье. Просмотр фильма « Последствия приема наркотиков».

2

Комбинированный

25.01.-29.01.


39.

Составление ребусов, загадок об организме человека.

2

Повторение, обобщение знаний.

25.01.-29.01.

40.

Составление рассказов о факторах здоровья человека.

2

Комбинированный.

01.02.-05.02.

41.

Сочинение о вредных привычках.

2

Комбинированный.

01.02.-05.02.

Блок №6. Здоровый образ жизни.

42.

Человек должен быть здоровым.

2

Получение новых знаний

08.02.-12.02.

43.

Болезни человека. Как сохранить здоровье.

2

Комбинированный.

08.02.-12.02.

44.

Человек и спорт. Физкультура.

2

Комбинированный.

15.02.-19.02.


45.

Правильное закаливание организма человека.

2

Комбинированный

15.02.-19.02.


46.

Составление докладов «Здоровый образ жизни».

2

Применение знаний на практике.

22.02.-26.02.

47.

Викторина «Болезни человека».

2

Повторение, систематизация и обобщение знаний

22.02.-26.02.

48.

Оформление панно о здоровом образе жизни.

2

Повторение, систематизация и обобщение знаний

29.02.-04.03.


Блок №7. Человек и биосфера.

49.

Взаимодействие природы и человека. Перестройка сознания и отношения к природе.

2

Получение новых знаний.

29.02.-04.03.


50.

Жизнь человека на земле. Бережное отношение к природе и ее богатствам.

2

Комбинированный.

07.03.-11.03.

51.

Отрицательные результаты жизнедеятельности человеческого общества. Избежание катастрофы на земле. Подготовка и проведение 8 марта.

2

Формирование новых знаний.

07.03.-11.03.


52.

Викторина «Человек и биосфера».

2

Применение знаний на практике.

14.03.-18.03.


53.

Сочинение «Жизнь человека на Земле».

2

Повторение, систематизация и обобщение знаний

14.03.-18.03.


54.

Составление правил бережного отношения к природе. День Воды.

2

Повторение, обобщение знаний

21.03.-25.03.


55.

Рисование «Человек и природа глазами детей».


Повторение, систематизация и обобщение знаний

21.03.-25.03.


56.

Лепка из пластилина человека.

2

Комбинированный.

28.03.-01.04.


Блок №8. Природа - вечный источник красоты.

57.

Природа - вечный источник красоты.

2

Получение новых знаний

28.03.-01.04.

58.

Красота окружающей нас природы.

2

Комбинированный.

04.04.-08.04.


59.

«Жить с природой в мире».

2

Комбинированный.

04.04.-08.04.


60.

Сочинение «Жить с природой в мире».

2

Комбинированный.

11.04.-15.04.


61.

Рисование «Природа как источник красоты глазами детей».

2

Повторение, систематизация и обобщение знаний

11.04.-15.04.


62.

Составление презентаций «Природа - вечный источник красоты».

2

Комбинированный.

18.04.-22.04.


Блок №9. Природа под охраной.

63.

Экологические проблемы. Исследования состояния природы.

2

Получение новых знаний.

18.04.-22.04.


64.

Методы охраны природы. Природоохранные территории. День Земли.

2

Получение новых знаний.

25.04.-29.04.


65.

Составление методов охраны природы.

2

Комбинированный.

25.04.-29.04.


66.

Составление докладов исследования состояния природы.

2

Повторение и обобщение знаний.

02.05.-06.05.


67.

Викторина «Природа под охраной».

2

Повторение и обобщение знаний.

02.05.-06.05.


Блок №9. Итоговая аттестация.

68.

Викторина «Природа - вечный источник красоты».

2

Повторение, систематизация, обобщение знаний.

16.05.-20.05.


Блок №10. Свободные темы.

69.

Зарядка на природе. Лепка из пластилина.

2

Комбинированный.

10.05.-13.05.


70.

Полив растений.

2

Комбинированный.

10.05.-13.05.


71.

Уборка в зооуголке. Кормление животных.

2

Комбинированный.

16.05.-20.05.


72.

Круглый стол. Обсуждение всего произошедшего за учебный год. Чаепитие.

2

Комбинированный.

23.05.-25.05.


Методическое обеспечение образовательного процесса

Таблицы:

- «Морские обитатели».

- «Многообразие животных».

- «Пресмыкающиеся».

- «Земноводные».

- «Правила техники безопасности при работе с живыми объектами».

Настольные игры:

- В мире животных.

Папки:

Методический материал:

- Технологические карты.

- Викторины.

- Байкал.

- Животные.

- Экологические праздники.

- Всё о здоровом образе жизни.

Дидактический раздаточный материал:

- Технологические карты.

Оборудование, инструменты и материалы, необходимые

для реализации программы

- Кабинет с живыми объектами.

- Ноутбук.

- Проектор.

- Экран.

Информационно-техническое оснащение образовательного процесса

Оргметодтехника:

- «Пагубное влияние наркотиков».

- «Загадочные явления природы».

- «Многообразие животных».

- « Тайны природы».

- «Здоровый образ жизни».

- «Правила закаливания».

Аудиотека:

- Голоса птиц и животных.

- Музыка к телепередачам.

- Детские песенки-караоке.





Литература для педагога:

1.Бабенко В.Г.,Зайцева Е.Ю.,Пахневич А.В.,Савинов И.А.Биология: Материалы к урокам-экскурсиям - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2011.

2.Буркова Т.М.,Гаврилкина Н.И.,Обухова Л.А. Поурочные разработки технологии: М.: Вако, 2010.

4.Н.Н.Гара, З.Д.Назарова, А.А.Плешаков. Окружающий мир. Тесты. Издательство «Просвящение»,2012.

5.А.Ю.Кремень. Биология 5-11 классы: внеклассные мероприятия - Волгоград: Учитель, 2007.

6.О.Н.Крылова. Л.Ю.Самсонова. Поурочные разработки по трудовому обучению 3 класс-М.: Издательство «Экзамен»,2009.

Литература для учащихся.

1. Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия: М.:ООО «Издательство «Росмэн - ПРЕСС», 2012.

2. Жизнь животных. Т. 1. Пер. с нем. М.: ООО «Мир книги»,2010.

4.В.В.Плешева. 100 вопросов и ответов. Животные. ООО «Издательство «РОСМЭН - ПРЕСС», 2010.

5.Эккарт Потт. Жизнь животных. М.: «Мир книги», 2009.

6. Интернет - ресурсы.

13


© 2010-2022