Статья на тему: Проблемы и трудности в работе молодого учителя

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Мигунова А.С., учитель родного (эрзянского) языка и литературы МБОУ «Кочкуровская СОШ» Кочкуровского муниципального района


Проблемы и трудности в работе молодого учителя.

Молодой учитель пришел в школу. Подготовлен ли он к работе с учащимися? Совершенно ясно, как бы хорошо ни готовил ВУЗ, решающее становление мастерства происходит в школе, в живой работе с детьми, на практике. Именно в первые годы работы, с первых дней начинается наиболее интенсивное формирование тех качеств, которые и определяют степень мастерства будущего учителя.

Говорят, хорошо, если учитель попал в сильный городской педагогический коллектив. Под рукой и пособия, и методические разработки, опытные учителя, рядом институты, библиотеки. Но здесь свои трудности: в таких школах - высокий уровень требований, развитые ученики, подготовленные родители. Многие сельские школы ни в чем не уступают городским, но существуют и такие, где ниже уровень требований, учитель преподает нередко два-три предмета, с пособиями плохо... Разные условия диктуют и разные формы помощи, но есть и нечто общее, с чем нужно считаться.

Какие трудности и проблемы встречаются в работе начинающего учителя?

Проблема профессионализма молодого педагога: неумение точно рассчитать время урока, логично выстроить последовательность его этапов, затруднения при объяснении нового материала, сложности при постановке вопросов ученикам и.т.д. Молодой учитель часто испытывает значительные трудности в подборе материала, при разработке урока, внедрении новых технологий в преподавании своего предмета.

Как правило, молодой учитель не владеет методами работы. Объяснение материала - любимая часть урока для молодого педагога. Он тщательно и, как правило, хорошо рассказывает. В классе тишина, слушают заинтересованно. Но урок - это не только пассивное восприятие, это еще и формирование знаний, навыков, умений и тут наибольшая опасность ждет новичка: он теряет управление, класс шумит, урок срывается. Не обладая арсеналом методов обучения, молодой учитель терпит чаще неудачи при проведении уроков.

Часто молодые педагоги испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Однако молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой педагогический опыт, а они при этом готовы были бы его принять.

Часто у молодого педагога возникают сложности с осуществлением дифференцированного подхода к учащимся. Молодой учитель еще не в состоянии разобраться в характере способностей своих учеников, установить степень отставания, запущенности, своеобразие памяти, внимания отдельных учащихся, а поэтому он лишен возможности эффективно влиять на качество формирования знаний. Молодой учитель избегает вызвать слабых учеников, он боится их, пытается иметь дело с сильными, не знает как помочь отдельным учащимся. В результате отставание у некоторых учащихся возрастает, их развитие в процессе обучения осуществляется стихийно.

Не меньше трудностей и в воспитательной работе. Молодой учитель, как правило, неплохо проводит с учащимися досуг: играет с ними, ходит в походы, на экскурсии, но как трудно для него провести собрание, сбор, организовать дежурство, трудовые дела. Готовя сбор, учитель старается все сделать сам. «Они у меня ничего не умеют и, главное, не хотят», - нередко грустно констатирует он. Трудно налаживать отношения с учениками, много эмоциональных решений, нередко возникает психологический барьер, взаимная неприязнь. И на уроке, и после уроков произносится много ненужных слов, прямолинейных установок, назиданий.

Слабым звеном в профессиональной подготовке учителя чаще всего становятся практические умения. Например, в последнее время увеличивается число детей, требующих специального медико-социального и психолого-педагогического сопровождения в образовании. Сегодня выпускники педагогических вузов не всегда оказываются профессионально подготовленными к работе с данной категорией детей. Среди психолого-педагогических проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодой учитель на практике, следует выделить как наиболее часто встречающиеся трудности в общении с подростками среднего и старшего подросткового возраста (13-16 лет); межличностные взаимодействия с учениками класса, с их родителями (зачастую родитель, оказавшись по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам); с коллегами по работе (со сложившимися стереотипами взаимоотношений внутри коллектива, по отношению к детям, родителям, другим учителям); с администрацией (зачастую администрация предпочитает сохранить опытного, хотя и работающего без полноценной продуктивной отдачи учителя, чем «тратить время» на потенциально интересного, но не сложившегося еще в профессиональном плане молодого учителя: слишком много ответственности и трудоемко).

Иногда у молодых специалистов возникают проблемы, связанные с распределением учебной нагрузки: либо она недостаточная, либо большая для начинающего учителя (преподавание предмета сразу в трех параллелях, классах коррекции и.т.д). К сожалению, некоторые директора школ в первый год работы молодого учителя назначают его классным руководителем в так называемом трудном классе, объясняя это производственной необходимостью. Это приводит к тому, что молодой специалист, не справляясь с возложенными на него должностными обязанностями, уходит из школы. Уходит не потому, что профессионально непригоден, а потому, что напряжение его внутренней жизни не может быть постоянным. Помощь же со стороны администрации школы или опытных учителей не всегда эффективна. К тому же возможности трудоустройства за пределами школы возрастают, а полученная профессиональная подготовка расширяет возможности выбора на современном рынке труда.

Между тем в современной школе остро востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Конечно, молодому учителю нелегко в начале профессиональной деятельности, но мудрая пословица гласит: «Дорогу осилит идущий». Чтобы процесс адаптации начинающего педагога прошел успешно, многое зависит от администрации школы, которая должна помнить: плохой хозяин выращивает сорняки, хороший - рис, умный возделывает почву, дальновидный растит помощников. Хороший руководитель всегда готовит и воспитывает смену.




Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 1999. - 375 с.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.

3. Богуславский М. В. О развитие общего среднего образования: проблемы и решения / М. В. Богуславский // Из истории отечественной педагогики 20-х годов XX века. - М. : ИТПМИО, 1994. - 182 с.

4. Климов Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. - М. : Институт практической психологии, 1996. - 400 с.

5. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 203 с.

5


© 2010-2022