Рабочая программа по бухгалтерскому учету

Программа учебной дисциплины «Бухгалтерский учет» разработана на основе Федерального государственного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100114 «Организация обслуживания в общественном питании».Программа учебной дисциплины может быть использованна в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки). Дисциплина входит в общий профессиональный цикл.Максимальная учебная нагрузка студента 154 часа. Аудиторная нагрузка 12...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа учебной дисциплины «Бухгалтерский учет» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 100114 «Организация обслуживания в общественном питании».

Организация-разработчик:

ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»

Разработчик:

Паршина З.А.. - преподаватель специальных дисциплин

Рассмотрена на заседании предметно цикловой комиссии специальных дисциплин, одобрена Научно - методическим советом

Протокол №____________ от «____»__________20__ г.

©

©

©

©

©


Содержание


стр.

1.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.

5

2.

Структура и содержание учебной дисциплины.

6

3.


Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины.

11

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

13


  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

«Бухгалтерский учет»


  1. 1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Бухгалтерский учет» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100114 «Организация обслуживания в общественном питании».

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).


  1. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.


  1. 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- использовать данные бухгалтерского учета и отчетности в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- основы бухгалтерского учета;

- структуру и виды бухгалтерского баланса;

- документы хозяйственных операций;

- бухгалтерскую отчетность;

- особенности ценообразования в общественном питании;

- нормативно-правовую базу бухгалтерского учета.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента____154___часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 120 часов;

самостоятельной работы студента 34 часа.

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

154

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

120

в том числе:


практические занятия

42

лабораторные занятия

-

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа студента (всего)

34

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

--

Доклады

Рефераты

Семинары


Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Бухгалтерский учет»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа, студента , курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.. Общая характеристика бухгалтерского учета, его предмет и метод

Содержание учебного материала

8


1

История развития БУ. Хозяйственный учет и его значение Требования, предъявляемые к учету: своевременность, достоверность, плановость, сопоставимость, доступность, рациональная организованность. Измерители, применяемые в учете: натуральные, трудовые, денежные. Финансовый, управленческий и налоговый учет. Задачи бухгалтерского учета: формирование полной и достоверной информации, обеспечение информацией, предотвращение отрицательных результатов. Предмет и метод бухгалтерского учета: предмет- хозяйственная операция, метод, приемы и способы отражения движения ХО.

3

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента:

составления планов и тезисов ответов

1. Изучение, ознакомление с нормативными документами, составление конспекта главы №3,№4 Федерального закона № 129 -ФЗ «О бухгалтерском учете»

2 Ответить на вопросы ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»:

-Общие положения УП. Формирование УП.

-Формирование УП (какие документы утверждаются, что должна обеспечивать УП организации).

-Изменение УП (в каких случаях могут производиться изменения УП, документальное оформление изменений УП).

-Раскрытие УП (какую информацию должно раскрыть предприятие при изменении УП).

12

Тема 2 Бухгалтерский баланс

Содержание учебного материала

12

1

Понятие о ББ- таблица, состоящая из 2 частей (актив, пассив).Классификация хозяйственных средств (имущества) по видам, составу и функциональным ролям в процессе производства (размещения): в необоротные активы, оборудование к установке, вложения в необоротные активы; оборотные средства: производственные запасы, затраты на производство, денежные средства, расчеты, дебиторская задолженность. Назначение бухгалтерского баланса. Валюта баланса. Изменение валюты баланса. Составляющие баланса (актив, пассив). А: в необоротные активы (ОС, нематериальные активы), оборотные активы (производственные запасы товары, касса, расчетные счета); П: источники собственных средств (уставной, добавочный, резервный капитал, нераспределенная прибыль), источники заемных средств (расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты по налогам и сборам. Валюта баланса. Четыре типа изменений баланса под влиянием хозяйственных операций. Сальдовый и оборотный балансы. Признаки балансов по времени составления: вступительный, текущие, заключительные, ликвидационные, предварительные, соединительные. Признаки балансов по объему составления: единичные, сводные. По способу очистки: баланс- брутто, баланс-нетто, определение реальной стоимости организации. По характеру деятельности: по основной деятельности, по не основной деятельности. По формам собственности: государственные, муниципальные, кооперативные, частные, совместные, общественные.

3

Лабораторные работы:

-


Практические занятия:

1. Группировка имущества по составу, размещению и источникам формирования средств.

2. Составление бухгалтерского баланса. Изменение ББ под влиянием хозяйственных операций.

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента

1. Подготовка рефератов по темам:

- Виды бухгалтерских балансов

- Классификация имущества организации

2. Составление схемы «Классификация имущества организации» в форме презентации

10

Тема 3. Система счетов бухгалтерского учета

Содержание учебного материала


1

Определение счетов БУ- контроль за движением ХС и их источников. Строение счетов бухгалтерского учета. Счета активные, пассивные, активно-пассивные. Двойная запись на счетах бухгалтерского учета: ее сущность и значение. Корреспонденция счетов. Бухгалтерские проводки: простые и сложные. Счета синтетические (учет, осуществляемый на синтетических счетах) ведется только в денежном выражении, аналитические (детальное отражение по каждому виду хозяйственных средств), субсчета- промежуточное звено между синтетическими и аналитическими счетами. Их характеристика и взаимосвязь. Синтетический и аналитический учет. Оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета. Контрольное значение оборотных ведомостей. План счетов бухгалтерского учета.

20

2


Лабораторные работы:

-

Практические занятия:

1. Составление корреспонденции счетов по хозяйственным операциям, открытие счетов бухгалтерского учета.

2. Разноска хозяйственных операций по счетам синтетического и аналитического учета.

3. Составление оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета.

12

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа студента:

Решение задач на запись хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета и на составление оборотных ведомостей.

6

Тема 4 Техника и формы бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

10

1

Общие понятия о документах (средства, при помощи которых осуществляется сама финансово-хозяйственная деятельность) и документации (способ бухгалтерского наблюдения за хозяйственной деятельностью организации, ее первичного контроля). Реквизиты документов (наименование, содержание измерители, должностные лица, исправления) Правовое значение документов. Контрольное значение документов. Классификация документов: по назначению (распорядительные, исполнительные, бухгалтерские), по порядку составления (первичные, сводные), по месту составления (внутренние, внешние), по порядку заполнения (ручные, с помощью компьютера). Документооборот и его организация: график составления документов, контроль за правильностью оформления. Требования, предъявляемые к заполнению документов. Учетные регистры-таблицы специальной формы, для регистрации хозяйственных операций и их классификация: по внешнему виду (бухгалтерские книги, карточки, сводные листы), по характеру бухгалтерских записей (хронологические, систематические, комбинированные), по содержанию (синтетические, аналитические), по форме графления (односторонние, двусторонние, многографные, линейные, шахматные), по способам заполнения (вручную, на компьютере). Выявление ошибок (локальные, транзитные) и способы исправления ошибочных записей в учетных регистрах (корректурный, дополнительная проводка, сторнировочные записи- ошибки в записи корреспондирующих счетах). Формы (журнал-главная, мемориально-ордерная форма, простая форма БУ, упрощенная форма БУ, журнально- ордерная форма, автоматизированная форма) бухгалтерского учета- бухгалтерская запись данных из первичных документов в учетные регистры, их виды и особенности.

3

Лабораторные работы

-


Практические занятия

1. Выявление и исправления ошибочных записей в учете.

2. Решение ситуаций на выявление и исправление ошибочных записей в учетных регистрах.

6

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа студента:

Подготовка докладов по теме:

Формы бухгалтерского учета

2

Тема 5. Учет товарных операций.

Содержание учебного материала

2

1

Основные задачи и принципы организации учета товарных операций на предприятиях общественного питания. Учет товаров. Источники поступления товаров на предприятие. Документальное оформление и особенности приемки продовольственных товаров. Сопроводительные документы их состав и предъявляемые требования. Внутреннее перемещение товаров (между магазинами, отделами, секциями), необходимость такого перемещения и документальное оформление. Документальное оформление товарных потерь: боя, лома, порчи товаров. Учет естественной убыли. Оформление переоценки товаров. Учет возврата товаров от покупателей. Учет товаров, проданных в кредит. Отчетность материально-ответственных лиц. Понятие материальной ответственности. Основные признаки материальной ответственности. Системы материальной ответственности работников и условия наступления материальной ответственности. Договор о материальной ответственности. Определение размера ущерба и порядок его возмещения. Порядок составления товарного отчета, его предоставление и проверка.

12

2


Лабораторные работы:.


Практические занятия:

1. Документальное оформление товарных операций.

2. Составление акта о приемки товаров по качеству и количеству.

3. Составление и оформление товарно-денежного отчета

6

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа студента

-

Тема 6 Учет движения денежных средств.

Содержание учебного материала

12


1

Продажа товаров за наличные деньги. Документальное оформление реализации товаров за наличный расчет. Порядок отпуска товаров покупателям за наличный расчет. Порядок получения денег от покупателей продавцами. Документальное оформление реализации товаров за наличный расчет. Расчеты платежными поручениями. Расчеты платежными требованиями-поручениями. Расчеты по чекам. Учет кассовых операций. Приходные и расходные кассовые операции.

3

Лабораторные работы:

-


Практические занятия:

1. Оформление приходных и расходных кассовых ордеров.

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента

-

Тема 7 Инвентаризация товарно-материальных ценностей.

Содержание учебного материала

6


1

Цели инвентаризации: проверка правильности данных текущего учета и выявление допущенных ошибок, контроль сохранности имущества, контроль за своевременностью расчетов по хоз. договорам, проверка условий и порядка хранения товаров, выявление залежавшихся, неходовых, устаревших товаров, проверка соблюдения принципа материальной ответственности, проверка состояния учета и организация движения товарных запасов, проверка хоз.операций и виды инвентаризации : обязательные инвентаризации ( ОС раз в три года). По объему (полная, частичная), по методу проведения (выборочная, сплошная), по назначению ( плановая, внеплановая, повторная, контрольная). Основные положения инструкции по проведению инвентаризации. Порядок и сроки проведения инвентаризации. Ревизионная комиссия. Порядок проведения инвентаризации. Документальное оформление инвентаризации. инвентаризационная опись, расписка, акт контрольной проверки правильности проведения инвентаризационных ценностей. Выявление результатов инвентаризации и отражение их в учете.

3

Лабораторные работы

-


Практические занятия

1. Оформление инвентаризационных описей и актов результатов проверки ценностей.

2. Решение производственных ситуаций по отражению результатов инвентаризации в учете.

4

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа студента:

1. Подготовка докладов по теме:

Виды инвентаризации

4

Тема 8. Бухгалтерская отчетность предприятия.

Содержание учебного материала



1

БО-завершающий этап учетного процесса, совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение организации за отчетный период. БО включает: ББ, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, аудиторское заключение, пояснительную записку. Сущность и значение бухгалтерской отчетности. Виды отчетности: бухгалтерская, статистическая, оперативная. Требования, предъявляемые к отчетности. Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности. Публичность бухгалтерской отчетности.

6

2


Лабораторные работы:.


Практические занятия:

1. Составления актов результатов проверки

2. Составление отчета о прибылях и убытках

6

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа студента:

-

Всего:

154


3. Условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству студентов;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедиапроектор, интерактивная доска.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, Части I и II.- М.; СПС «Консультант Плюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации, Части I и II.- М.; СПС «Консультант Плюс».

3 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г., № 129 - ФЗ (с последующими изменениями).

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина РФ от 24 ноября 2008 г. №106н.

5 Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н.

8 Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007г. № 153н.

9 Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 107н.

10 Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/2002), утвержденное Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н.

11 План счетов бухгалтерского учета, утвержденный показом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от13 июня 2001 г.

12. Власова, В.М. Бухгалтерский учет в торговле. - М.: Финансы и статистика, 2010.

13. Каморджанова, Н.А., Карташова, И.В. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие - 2-е изд. СПб.: Питер, 2007.

14. Климова, М.А. Бухгалтерский учет. Самоучитель: Учеб. Пособие. - 3-е изд. - М.: РИОР, 2009.

15.Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие - 5-е изд., перераб. и доп. - М.; ИНФРА - М, 2008.

16.Лукин, Е.Е., Сперанский, А.А. Оптовая и розничная торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2008.

17. Мизиковский, Е.А. Теория бухгалтерского учета - М., ЭКОНОМИСТЪ, 2008.

18. Николаева, Г.А., Сергеева, Т.С. Бухгалтерский учет в розничной торговле. - М.: А-Приор, 2008.

19. Швецкая, В.М., Головко Н.А. Самоучитель по бухгалтерскому учету. - 2-е изд., доп и перераб. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2009.

20..Качкова О.Е, Писаренко А.С. «Бухгалтерский учет в торговле» Москва , 2006г.

Дополнительные источники:

1. Богаченко, В.М., Кириллова, Н.А. Бухгалтерский учет для ссузов : учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.

2. Васькин, Ф.И., Дятлова, А.Ф. Бухгалтерский финансовый учет. -М.: КолосС, 2008.

3. Гусева, Т.М. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: учебное пособие. М.: «Финансы и статистика», 2006.

4. Касьянова, Г.Ю. Бухгалтерский учет: просто о сложном. - 6-е изд., перераб. И допол. - М.: АБАК, 2008.

5. Проданова, Н.А. Теория бухгалтерского учета: Конспект лекций/ -Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- (Зачет и экзамен).

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать данные бухгалтерского учета и отчетности в профессиональной деятельности

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основы бухгалтерского учета,

- структуру и виды бухгалтерского баланса,

- документы хозяйственных операций,

- бухгалтерскую отчетность;

- особенности ценообразования в общественном питании;

- нормативно-правовую базу бухгалтерского учета

Экспертная оценка выполнения практического задания


Экспертная оценка выполнения практического задания, устный опрос

Экспертная оценка выполнения практического задания, устный опрос

Экспертная оценка выполнения практического задания, устный опрос,

Экспертная оценка выполнения практического задания, устный опрос

Экспертная оценка выполнения практического задания, экспертная оценка защиты реферата, устный опрос

Экспертная оценка выполнения самостоятельной работы, проверка тезисов, устный опрос

5

© 2010-2022