- Преподавателю
- Другое
- АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Борисова С.Д. |
Дата | 24.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Казенное общеобразовательное учреждение ХМАО - Югры «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Утверждено:
Педагогическим советом КУ «Леушинская коррекционная общеобразовательная школа - интерната VIII вида»
Протокол № _____ от «____»________ 2014г.
Утверждаю:
Директор КУ «Леушинская коррекционная общеобразовательная школа - интерната VIII вида»
__________________Д.Ш.Шидиева
«______»________________ 2014г.
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СОЦИАЛЬНО БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
(название предмета)
для 7«б» класса со сложной структурой дефекта
на 20134-2015 учебный год
(II ступень)
образовательная ступень
Леуши 2014г.
Составитель: учитель Социально бытовой ориентировки Борисова С.Д
Рабочая программа составлена на основании образовательной программы для специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида.
В программе представлено развернутое тематическое планирование курса "Социально бытовая ориентировка" для 7 класса со сложной структурой дефекта.
Предлагаемая программа и календарно - урочное планирование поможет педагогам целенаправленно, комплексно и компетентно организовать учебный процесс по овладению учащимися опытом социального поведения для наиболее полной их реализации и интеграции в социуме и всесторонне формировать личность. Важность программы заключается в том, что содержание учебного материала по домоводству разнообразно, многопрофильно, специфично. Адресовано учителям социально бытовой ориентировки, рекомендовано воспитателям. Предназначено для проведения эффективных занятий в классах со сложной структурой дефекта. Программа учитывает все федеральные образовательные требования и стандарты.
Рабочая программа утверждена на заседании методического совета,
протокол № ____ от «____» ____________ 2014 г.
Председатель методического совета_______________ М.В.Бабушкина
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрена методическим объединением учителей
протокол № ____ от «____» __________ 2014г.
Руководитель ________________ Е.С.Боровая
(подпись) (Ф.И.О.)
Пояснительная записка.
Необходимость разработки данной программы обусловлена отсутствием программы 7 класса для детей со сложной структурой дефекта, рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа рассчитана на 1 год обучения: в 7 «б» классе (ССД) - 68 часов (2 часа в неделю), в соответствии с количеством учебных часов, отведённым учебным планом.
Специальные коррекционные занятия по социально бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся и включают в себя разделы:
«Культура поведения», «Жилище», «Питание», «Одежда. Обувь», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Личная гигиена», «Медицина», «Семья», «Бюджет семьи. Экономика домашнего хозяйства», «Учреждения. Организации», «Трудоустройство».
Настоящая программа по домоводству составлена для учащихся 7 «б» класса с учетом их возрастных и психофизических особенностей, уровнем их знаний и умений, полученных в начальной школе. Все дети характеризуются усложненным комплексным нарушением физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств.
Программа предполагает, что у обучающихсясо сложной структурой дефекта должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми.
Цель данной программы: специальное обучение учащихся со сложной структурой дефекта навыкам общения, формирование у каждого ребёнка максимального возможного уровня самостоятельности.
Основные задачи:
-Программа предполагает развитие эмоционального отношения к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми;
- Формирование уверенности в себе, способности познавать себя;
- Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне;
- Формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.
- Обеспечение максимально возможной для данного ребёнка самостоятельности в бытовом и санитарно гигиеническом обслуживании себя;
-
Выработка положительного отношения к посильным видам труда,готовность к помощи в хозяйственно - бытовом труде в школе (семье) и умение выполнять несложные виды этоготруда (уборка помещения, мытьё посуды, подготовительные и несложные работы по приготовлению пищи - мытьё и чистка овощей и пр.);
-
Формирование привычек и положительных установок к определённому виду труда в течение определенного времени в специальном помещении или мастерской под руководством педагога;
-
Выработка твёрдых навыков выполнения ряда операций в том виде труда, которому «особый ребенок» обучался;
-
По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчёт и складывание готовой продукции в определённом порядке;
-
Умение работать совместно с товарищами, соблюдая принятые нормы и правила поведения.
Ожидаемый результат:
Обучающиеся должны иметь представление:
-о расписании движения поездов
-о том, как отваривать рыбу
Обучающиеся должны знать:
-правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий
-о вреде наркотиков
-правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.
-правила безопасной работы с электронагревательными приборами
-фрукты и овощи, используемые для приготовления компотов
-место работы членов семьи и близких родственников;
обязанности членов семьи
-виды междугороднего транспорта;
-порядок приобретения билетов и талонов;
-соблюдать правила ПДД
-правила поведения в магазине
-правила покупки товаров;
виды почтовых отправлений
функции почтового отделения
Обучающиеся должны уметь:
-соблюдать правила личной гигиены дома, в школе
-производить уход за глазами.
-пришивать пуговицы,
-зашивать одежду
-стирать изделия
-гладить простые изделия утюгом
-сварить картошку, заварить чай
-нарезать капусту для тушения
-приготовить овсяную кашу
-приготовить гречневую кашу
-отварить макароны
-вымыть посуду
- рассказать о месте работы родителей,
-культурно вести себя в театре, клубе
-тактично вести себя во время разговора со старшими, сверстниками
-производить сухую и влажную уборку помещения
-поддерживать чистоту и порядок
-бережно относиться к мебели
-чистить зеркала
-утеплять окна
-выбрать нужный товар;
-оплатить покупку
-записать адрес на конверте
-составить текст телеграммы
-пользоваться телефоном
-приобрести лекарство в аптеке
-обращаться за помощью к медработнику
-описать симптомы болезни
-соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах.
Тематическое планирование
7«б» класс
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Краткое содержание темы
Обязательный минимум
ЗУН
Примечание
1
«Личная гигиена»
6
1.Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных, физических упражнений; сезонная одежда, обувь, головной убор.
2.Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения - контактные линзы, линзовые и коррекционные очки, хирургическое вмешательство. Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач, работы с конструктором: освещенность, расстояние между глазом и объектом, упражнения и время отдыха глаз.
3.Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, как детей, так и взрослых.
Обучающиеся должны знать:
-правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий
Обучающиеся должны уметь:
-соблюдать правила личной гигиены дома, в школе
2
«Одежда и обувь»
6
1.Значение опрятного вида человека.
2.Поддержание одежды в порядке: правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, зашивание распоровшегося шва.
3.Правила и приемы ручной стирки изделий из х/б тканей.
4.Глажение фартуков, косынок, носовых платков и салфеток.
Обучающиеся должны знать:
-правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.
Обучающиеся должны уметь:
-пришивать пуговицы,
-зашивать одежду
-стирать изделия
3
«Питание»
16
1.Гигиена приготовления пищи.
2.Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи.
3.Способы выбора доброкачественных продуктов.
4.Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите.
5.Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением моющих средств.
Обучающиеся должны уметь:
сварить картошку, заварить чай
-вымыть посуду
4
«Семья»
4
1.Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность
2.Права и обязанности каждого члена семьи.
Обучающиеся должны знать:
-место работычленов семьи и близких родственников;
Обучающиеся должны уметь:
- рассказать о месте работы родителей,
5
«Культура поведения»
4
1.Правила поведения в общественных местах(театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке).
2.Способы ведения разговора со сверстниками и старшими.
Обучающиеся должны уметь:
-культурно вести себя в театре, клубе,
6
«Жилище»
6
1.Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.
2.Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса
3.Уход за мебелью в зависимости от её покрытия.
Обучающиеся должны уметь:
-производить сухую и влажную уборку помещения
7
«Транспорт»
6
1.Городской транспорт.
2.Оплата поезда на всех видах транспорта. 3.Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы в разные точки города, района.
4.Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.
Обучающиеся должны знать:
-виды междугороднего транспорта;
-порядок приобретения билетов и талонов;
8
«Торговля»
4
1.Магазины промышленных товаров и их отделы.
2.Специализированные магазины промышленных товаров и их отделы.
3. Порядок приобретения товара. Хранение чека для возможности обмена, предусмотренного правилами торговли.
Обучающиеся должны знать:
-правила поведения в магазине
-правила покупки товаров;
Обучающиеся должны уметь:
-выбрать нужный товар;
9
«Средства связи»
10
1.Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер) их назначение. 2.Почта. Виды почтовых отправлений (бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма).
3.Виды писем (открытое, закрытое, простое, с уведомлением). Международные и на территории своего государства. Порядок отправления.
4.Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.
Обучающиеся должны уметь:
-записать адрес на конверте;
10
«Медицинская помощь»
4
1.Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
2.Виды медицинский учреждений. Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы.
3.Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация.
4.Меры предупреждения глистных заболеваний.
Обучающиеся должны уметь:
-приобрести лекарство в аптеке.
11
«Учреждения, организации и предприятия»
2
1.Дошкольные учреждения - детские сады с ясельной группой и без нее, школа, УВК (детский сад-школа) - учебно - воспитательный комплекс, дома детского творчества (ДДТ), гимназия, лицей, колледж и их назначения, работники.
-соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах.
Календарно - урочное планирование 7 «б» класс
№
Тема урока
Содержание деятельности
Кол-во часов
Дата
Цель
Обязательный минимум ЗУН
Тип урока
Методы урока
Личная гигиена - 6 часов.
1. 1.
Закаливание организма.
1. Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека.
2. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур для общего состояния здоровья человека.
3. Дидактическая игра «Одевайся по сезону».
Словарная работа: закаливание.
2
Учить способам, правилам и приемам закаливания организма.
1. Знать:
-правила соблюдения личной гигиены.
2. Уметь:
-соблюдать правила личной гигиены.
Вводное занятие
Словесно-практический
1.2.
Гигиена зрения.
1.Правила и приемы ухода за органами зрения.
2.Способы сохранения зрения.
3.Гигиена чтения, письма, просмотра передач.
4.Дать практические навыки ухаживания за глазами
2
Систематизация знаний учащихся о гигиене чтения, письма и просмотра телепередач.
2.Уметь:
-производить уход за глазами.
Комбинированный
Словесно-практический
1.3.
О вреде наркотиков.
1.Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, на детей и взрослых.
2.Просмотр учебного фильма о вреде наркотиков и токсических веществ.
4.Зарисовка в тетради: «Это опасно! Скажи наркотикам - нет!»
2
Формирование знаний учащихся о вреде наркотиков и токсических веществ.
Учить приемам отказа от соблазна попробовать токсическое вещество или наркотик.
1.Знать:
-о вреде наркотиков
Комбинированный
Словесно-практический
Одежда и обувь - 6 часов.
2.1.
Пришивание пуговиц, вешалок.
1.Значение опрятного вида человека.
2.Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».
3.Правила внешнего вида.
4.Приспособления для ремонта одежды и их хранение в определенном месте.
5.Объяснение правил пришивания пуговиц, вешалок, крючков.
6. Практическая работа: Пришивание пуговиц, вешалок.
Словарная работа: рукоделие, шов, пуговица.
2
Формирование умения учащихся по пришиванию вешалок, пуговиц, петель, крючков, зашиванию распоровшегося шва.
2.Уметь:
-пришивать пуговицы, петли, крючки, кнопки, вешалки.
Комбинированный
Словесно-практический
2.2.
Стирка изделий.
1. Практическая работа по теме: стирка изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей. Объяснение правил и приемов ручной стирки.
2.Подбор моющих средств.
Словарная работа: сортировать, полоскать, хлопчатобумажные.
2
Формирование умения учащихся правильно стирать изделия из цветных х/б и шелковых тканей.
Уметь:
-стирать изделие.
Комбинированный
Словесно-практический
2.3.
Глажение изделий.
1.Утюг. Символы обозначения температуры нагрева на утюге.
2.Правила безопасной работы с электронагревательными приборами.
3.Порядок глажения вещей.
4.Глажение фартуков, косынок, платков, салфеток.
2
Формирование умения учащихся утюжить фартуки, косынки, салфетки и правил безопасной работы.
Знать:
- правила безопасной работы с электронагревательными приборами.
Уметь:
-гладить простые изделия с помощью утюга.
Комбинированный
Словесно-практический
Культура поведения 4 часа.
3.1.
Поведение в кино, в театре.
1.Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях(в кино, театре, клубе, музее, библиотеке, на дискотеке).
2.Правила и безопасное поведение при посещении массовых мероприятий.
3.Сюжетная игра.
Словарная работа: экспонат, стеллаж, аплодисменты, антракт.
2
Знакомство учащихся с правилами поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях, при посещении массовых мероприятий.
Уметь:
-соблюдать правила поведения в общественных местах
Комбинированный
Сюжетно-ролевая игра
3.2.
Способы ведения разговора.
1.Волшебные слова, слова помощники.
2.Объяснение способов ведения разговора в различных ситуациях: дружеская беседа, официальный разговор, обсуждение, спор.
3.Дидактичкская игра «Культура поведения».
2
Выработка умения тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.
Уметь:
-Тактично вести себя во время разговора со старшими, сверстниками.
Комбинированный
Словесно-практический
Семья - 4 часа.
4.1.
Место работы членов семьи.
1. Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность.
2.Составление таблицы «Место работы членов семьи».
Словарная работа: должность.
2
Уточнение знаний учащихся о месте работы и должности членов семьи. Выявление знаний о семье.
Уметь:
-рассказать о месте работы членов семьи
Комбинированный
Словесно-практический
4.2
Права и обязанности членов семьи.
1.Права и обязанности, которые необходимо соблюдать в обществе, семье.
2.Основные права и обязанности в семье.
3.Обсуждение проблемных ситуаций по иллюстрациям.
Словарная работа: обязанность.
2
Формирование представлений учащихся о правах и обязанностях каждого члена семьи.
Знать:
-обязанностичленов семьи.
Комбинированный
Словесно-практический
Жилище - 6 часов.
5.1.
Требования к жилому помещению.
1.Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.
2.Основа гигиены быта - соблюдение и поддержание порядка и чистоты.
3.Меры по обеспечению гигиенических требований.
Словарная работа: сквозняк, комфорт, проветривание.
1
Закрепление знаний учащихся о гигиенических требованиях к жилому помещению.
Уметь:
-поддерживать порядок и чистоту
Комбинированный
Словесно-практический
Повседневная уборка квартиры.
1. Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная).
2.Пылесос, его устройство. Приемы работы. Насадки. Основные правила ТБ и пользовании пылесосом.
3.Цель, правила уборки.
1
Формирование навыков и правил и последовательности проведения сухой и влажной уборки, умению производить сухую и влажную уборку
Знать:
- последовательность уборки.
Уметь:
-производить влажную и сухую уборку.
Комбинированный
Словесно-практический
5.2.
Уход за мебелью.
1.Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (лак, полировка).
2. Чистка мягкой мебели в зависимости от ее покрытия.
3.Инструкция по пользованию и сбережению мебели.
4.Правла чистки без пылесоса.
5.Выведение отдельных пятен.
Словарная работа: мебель, пятновыводитель.
1
Формирование навыков чистить мебель, выбирать необходимый инвентарь, смачивать и отжимать тряпочку.
Уметь:
-бережно относиться к мебели.
Практический
Словесно-практический
5.3.
Мытье зеркал, окон.
1.Регулярная чистка оконных стекол, зеркал.
2.Средства для чистки стекол, зеркал.
3.Последовательность чистки. Запись в тетрадь.
4.Подготовка помещений к зимнему сезону.
5.Утепление окон, последовательность утепления.
Словарная работа: стеклоочиститель, утеплитель.
1
Формирование навыков мытья зеркала, утепления окон.
Уметь:
-чистить зеркала.
-утеплять окна.
Комбинированный
Словесно-практический
5.4.
Практическая работа по теме.
1.Практическое знакомство с уборкой помещений (сухая и влажная уборка помещения), чисткой мягкой мебели, мытьем зеркал, утеплением окон. Пользование пылесосом и уход за ним. Мытье полов.
2
Закрепление видов бытового труда по уходу за помещением: наведение порядка, вытирание пыли.
Уметь:
-выполнять уборку помещений
Практический
Практическая работа
Транспорт - 6 часов.
6.1.
Городской транспорт.
1. Знакомство с видами городского транспорта.
2. Правила пользования городским транспортом.
3. Работа с таблицей, дидактическим материалом.
1
Формирование умения учащихся определять основные виды транспорта.
Уметь:
-соблюдать правила дорожного движения
Вводный
Словесно-практический
Оплата проезда.
1.Знакомство с формой оплаты проезда на всех видах городского транспорта.
2.Практическая работа: рассчитать стоимость проезда от дома до школы - интерната и обратно. Словарная работа: контролер.
1
Систематизация знаний учащихся о стоимости проезда во всех видах городского транспорта.
Уметь:
- приобретать билет в автобусе
Комбинированный
Словесно-практический
6.2.
Пригородные поезда.
1. Значение пригородных поездов для города, области.
2. Расписание движения поездов по железной дороге.
3. Работа с расписанием. Словарная работа: расписание.
2
Знакомство с видами пригородных поездов, формирование умения учащихся ориентироваться в расписании движения поездов.
Иметь представление:
о расписании движения поездов.
Комбинированный
Словесно-практический
6.3.
Экскурсия на вокзал.
1.Экскурсия на вокзал (станцию).
2.Расписание движения поездов.
Словарная работа: платформа, зал ожидания, билетные кассы.
2
Формировать умение учащихся ориентироваться в расписании пригородных автобусах. Определять направления и зоны.
Экскурсия
Экскурссия
Питание - 16 часов.
7.1.
Отваривание картофеля.
1.Знакомство с понятием «гигиена приготовления пищи», соблюдение правил приготовления пищи. Роль и место ужина в дневном рационе питания
2.Инструктаж по ТБ при работе с электроплитой, горячими предметами и жидкостями, кухонными инструментами.
3.Из истории картофеля.
4. Практическая работа по теме. Приготовление блюда из картофеля, время приготовления.
5.Название блюд.
2
Уточнение знаний учащихся о гигиене приготовления пищи.
Уметь:
-отваривать картофель
Комбинированный
Словесно-практический
7.2.
Приготовление тушеной капусты.
1. Формы нарезки овощей. Нарезка, сырых и вареных овощей (соломка, дольки, кружочки, кубики).
2. Запись рецептов приготовления тушеной капусты.
3. Практическая работа по теме. Приготовление капусты по записанному рецепту.
4.Проба приготовленного, обсуждение.
Словарная работа: безопасность
2
Формирование умения учащихся нарезать сырые овощи, тушить капусту.
Уметь:
-нарезать капусту для тушения.
Практическая работа
Словесно-практический
7.3.
Первичная обработка рыбы.
1. Знакомство с видами рыб. 2. Определение свежести рыбы. Хранение.
3.Первичная обработка рыбы - чистка, потрошение, оттаивание, шинковка, нарезка на филе.
4.Правила и приемы отваривания рыбы.
2
Формирование умения учащихся отваривать рыбу.
Иметь представление о том,
как отваривать рыбу.
Практическая работа
Словесно-практический
7.4.
Приготовление овсяной каши.
1.Знакомство с видами круп. Подготовка круп к варке.
2.Виды каш: вязкая, рассыпчатая.
3.Замачивание круп, переборка, подсушка, обжаривание, замачивание. 4.Соединение с кипящей жидкостью. Соблюдение закладки.
Словарная работа: вязкая, рассыпчатая.
2
Привитие навыков приготовления блюд из круп и ухода за посудой.
Уметь:
-приготавливать овсяную кашу.
Практическая работа
Словесно-практический
7.5.
Приготовление рассыпчатой гречневой каши.
1.Знакомство с видами круп.
2. Первичная обработка(переборка, обжаривание, просеивание круп, замачивание).
3.Количество воды и соли для варки каш.
4.Виды каш: вязкая, рассыпчатая.
2
Привитие навыков приготовления гречневой рассыпчатой каши.
Уметь:
-приготавливать гречневую кашу.
Практическая работа
Словесно-практический
7.6
Отваривание макарон.
1.Знакомство с разнообразием видов макаронных изделий. Блюда из макаронных изделий.
2.Первичная подготовка.
3.Время варки.
4.Хранение. Требование к готовому блюду.
2
Формирование умения учащихся отваривать макаронные изделия.
Уметь:
-отваривать макароны.
Практическая работа
Словесно-практический
7.7.
Приготовление компота.
1.Сырье для сладких блюд. Приготовление напитков.
2.Первичная обработка ягод (мытье, замачивание, промывание, протирание через сито, переборка). 3.Приготовление компота.
Словарная работа: сухофрукты.
2
Формирование умения учащихся готовить компот.
Знать:
-фрукты, овощи, используемые для приготовления компота.
Практическая работа
Словесно-практический
7.8.
Меню ужина. Сервировка стола.
1.Составление меню на ужин.
2.Оформление готовых блюд и правила их подачи к столу. 3.Правила подачи горячих напитков.
4.Бытовая техника и столовые приборы, правила пользования ими.
5. Практическая работа по теме. Способы складывания салфеток. Эстетическое оформление стола.
6.Правила поведения за столом.
Словарная работа: сервировка, салфетка.
2
Формирование умения учащихся составлять меню ужина, сервировать стол.
Уметь:
-использовать предметы для сервировки стола к ужину.
Практическая работа
Словесно-практический
Торговля - 4 часа.
8.1.
Магазины промышленных товаров.
1.Знакомство с магазинами промышленных товаров и их отделами: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, школьно - письменные принадлежности. Виды товаров, стоимость, порядок приобретения.
2
Формирование представления у учащихся о магазинах промышленных товаров, отделах, их назначении.
Уметь:
-выбирать нужный товар в промтоварном магазине.
Комбинированный
Словесно-практический
8.2.
Экскурсия в магазин.
1. Знакомство с отделами магазина и видами товаров, количеством и ценой продаваемой продукции.
2. Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли.
3. Практическая работа. Приобретение доступного по цене товара (например, книгу, шариковую ручку т т.п.), проверка чека и сдачи.
2
Формирование представлений учащихся о правилах поведения в магазине и правилах общения с работниками магазина. Учить выбрать товар и выяснять срок гарантии на его использование, проверять чек и сдачу.
Уметь:
-оплатить покупку
Экскурсия
Экскурсия
Средства связи - 10 часов.
9.1.
Основные средства связи.
1. Рассказ учителя из истории средств связи (голуби, колокола, сигналы).
2. Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение.
Словарная работа: почта, телефон, телеграф.
2
Знакомство учащихся с основными средствами связи и их назначением. Формирование представлений о работе почты-телеграфа.
-пользоваться телефоном
Комбинированный
Словесно-практический
9.2.
Виды почтовых отправлений.
1.Знакомство с основными видами почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка.
2.Отправка почтовых отправлений.
Словарная работа: письмо, бандероль, телеграф.
2
Знакомство учащихся с видами почтовых отправлений.
Знать:
-виды почтовых отправлений.
Вводный
Словесно-практический
9.3.
Виды писем.
1.Виды писем (закрытые, открытые, простые, заказные, ценные, с уведомлением). Порядок отправления писем различных видов. Стоимость пересылки, написание адреса на конверте.
2.Практическая работа: заполнение адреса на конверте.
3.Правила написания индекса.
4.Сюжетная игра «Почтальон».
Словарная работа: почтальон, извещение, индекс.
2
Формирование у учащихся представления о видах писем.
Уметь:
-записать адрес на конверте.
Комбинированный
Словесно-практический
9.4.
Телеграф.
1. Виды телеграфных услуг. Практическая работа: составление текста телеграмм. Заполнение телеграфных бланков.
2. Определение стоимости простой, на художественном бланке, срочной телеграмм.
3. Стоимость почтовых услуг при отправке телеграммы.
Словарная работа:
-телеграф, телеграмма.
2
Знакомство с телеграфом, видами телеграмм и телеграфных услуг, тарифами.
Уметь:
-составить текст телеграммы.
Комбинированный
Словесно-практический
9.5.
Экскурсия на почту, телеграф.
1. Экскурсия на телеграф.
2. Инструктаж по ТБ во время экскурсии.
3. Знакомство с почтовым отделением. Отделы почты. Бланки.
4. Покупка конвертов, заполнение по образцу.
5. Отправка писем, бланки простых и художественных телеграмм.
2
Знакомство с почтовым отделением
Знать:
-функции почтового отделения
Экскурсия
Экскурсия
Медицина - 4 часа.
10.1.
Медицинские учреждения.
1. Знакомство с видами медучреждений, их назначением в оказании медицинской помощи.
2. Знакомство с профессиями работников медучреждений, функциями основных врачей.
Вызов врача на дом.
Словарная работа: стационар, поликлиника, рецепт, пациент, госпитализация.
2
Формирование представления учащихся о видах медучреждений, их назначении, о видах доврачебной и врачебной помощи.
Уметь:
-обращаться за помощью к медицинскому работнику
-описывать симптомы болезни
Комбинированный
Словесно-практический
10.2.
Экскурсия в аптеку.
1. Экскурсия в аптеку для знакомства с отделами, с видом отпуска товара: по рецептам, без рецепта.
2. Приобретение лекарств.
3. Инструктаж по ТБ во время экскурсии.
2
Формировать умение учащихся приобретать лекарства в аптеке.
Уметь:
-приобрести лекарство в аптеке.
Экскурсия
Учреждения и организации 2 часа.
11.1.
Дошкольные и школьные учреждения.
1. Деятельность детских учреждений. Дошкольные и школьные учреждения (детские ясли, детсад, школа, дом детского творчества). Их назначение.
2. Работники детских учреждений.
3. Экскурсия в дом культуры, сельскую библиотеку. Инструктаж по ТБ во время экскурсии.
Словарная работа: учреждение.
2
Знакомство с назначением и видами дошкольных учреждений.
Уметь:
-соблюдать правила поведения
Комбинированный
Словесно-практический
Закрепить знания учащихся о работе ДК, о назначении библиотеки.
Уметь:
-правильно вести себя в общественных местах, в читальном зале.
Экскурсия
Экскурсия
Всего
68