АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

Казенное общеобразовательное учреждение ХМАО – Югры «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСОЦИАЛЬНО БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА (название предмета)для 7«б» класса со сложной структурой дефектана 20134-2015 учебный год(II ступень)образовательная ступень Леуши 2014г.Составитель: учитель Социально бытовой ориентировки Борисова...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Казенное общеобразовательное учреждение ХМАО - Югры «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Утверждено:

Педагогическим советом КУ «Леушинская коррекционная общеобразовательная школа - интерната VIII вида»

Протокол № _____ от «____»________ 2014г.

Утверждаю:

Директор КУ «Леушинская коррекционная общеобразовательная школа - интерната VIII вида»

__________________Д.Ш.Шидиева

«______»________________ 2014г.





АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СОЦИАЛЬНО БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

(название предмета)

для 7«б» класса со сложной структурой дефекта

на 20134-2015 учебный год

(II ступень)

образовательная ступень










Леуши 2014г.

Составитель: учитель Социально бытовой ориентировки Борисова С.Д

Рабочая программа составлена на основании образовательной программы для специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида.

В программе представлено развернутое тематическое планирование курса "Социально бытовая ориентировка" для 7 класса со сложной структурой дефекта.

Предлагаемая программа и календарно - урочное планирование поможет педагогам целенаправленно, комплексно и компетентно организовать учебный процесс по овладению учащимися опытом социального поведения для наиболее полной их реализации и интеграции в социуме и всесторонне формировать личность. Важность программы заключается в том, что содержание учебного материала по домоводству разнообразно, многопрофильно, специфично. Адресовано учителям социально бытовой ориентировки, рекомендовано воспитателям. Предназначено для проведения эффективных занятий в классах со сложной структурой дефекта. Программа учитывает все федеральные образовательные требования и стандарты.

Рабочая программа утверждена на заседании методического совета,

протокол № ____ от «____» ____________ 2014 г.

Председатель методического совета_______________ М.В.Бабушкина

(подпись) (Ф.И.О.)







Одобрена методическим объединением учителей

протокол № ____ от «____» __________ 2014г.

Руководитель ________________ Е.С.Боровая

(подпись) (Ф.И.О.)



Пояснительная записка.

Необходимость разработки данной программы обусловлена отсутствием программы 7 класса для детей со сложной структурой дефекта, рекомендованной Министерством образования РФ.

Программа рассчитана на 1 год обучения: в 7 «б» классе (ССД) - 68 часов (2 часа в неделю), в соответствии с количеством учебных часов, отведённым учебным планом.

Специальные коррекционные занятия по социально бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся и включают в себя разделы:

«Культура поведения», «Жилище», «Питание», «Одежда. Обувь», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Личная гигиена», «Медицина», «Семья», «Бюджет семьи. Экономика домашнего хозяйства», «Учреждения. Организации», «Трудоустройство».

Настоящая программа по домоводству составлена для учащихся 7 «б» класса с учетом их возрастных и психофизических особенностей, уровнем их знаний и умений, полученных в начальной школе. Все дети характеризуются усложненным комплексным нарушением физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств.

Программа предполагает, что у обучающихсясо сложной структурой дефекта должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми.

Цель данной программы: специальное обучение учащихся со сложной структурой дефекта навыкам общения, формирование у каждого ребёнка максимального возможного уровня самостоятельности.

Основные задачи:

-Программа предполагает развитие эмоционального отношения к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми;

- Формирование уверенности в себе, способности познавать себя;

- Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне;

- Формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.

- Обеспечение максимально возможной для данного ребёнка самостоятельности в бытовом и санитарно гигиеническом обслуживании себя;


  • Выработка положительного отношения к посильным видам труда,готовность к помощи в хозяйственно - бытовом труде в школе (семье) и умение выполнять несложные виды этоготруда (уборка помещения, мытьё посуды, подготовительные и несложные работы по приготовлению пищи - мытьё и чистка овощей и пр.);

  • Формирование привычек и положительных установок к определённому виду труда в течение определенного времени в специальном помещении или мастерской под руководством педагога;

  • Выработка твёрдых навыков выполнения ряда операций в том виде труда, которому «особый ребенок» обучался;

  • По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчёт и складывание готовой продукции в определённом порядке;

  • Умение работать совместно с товарищами, соблюдая принятые нормы и правила поведения.

Ожидаемый результат:

Обучающиеся должны иметь представление:

-о расписании движения поездов

-о том, как отваривать рыбу

Обучающиеся должны знать:

-правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий

-о вреде наркотиков

-правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.

-правила безопасной работы с электронагревательными приборами

-фрукты и овощи, используемые для приготовления компотов

-место работы членов семьи и близких родственников;

обязанности членов семьи

-виды междугороднего транспорта;

-порядок приобретения билетов и талонов;

-соблюдать правила ПДД

-правила поведения в магазине

-правила покупки товаров;

виды почтовых отправлений

функции почтового отделения

Обучающиеся должны уметь:

-соблюдать правила личной гигиены дома, в школе

-производить уход за глазами.

-пришивать пуговицы,

-зашивать одежду

-стирать изделия

-гладить простые изделия утюгом

-сварить картошку, заварить чай

-нарезать капусту для тушения

-приготовить овсяную кашу

-приготовить гречневую кашу

-отварить макароны

-вымыть посуду

- рассказать о месте работы родителей,

-культурно вести себя в театре, клубе

-тактично вести себя во время разговора со старшими, сверстниками

-производить сухую и влажную уборку помещения

-поддерживать чистоту и порядок

-бережно относиться к мебели

-чистить зеркала

-утеплять окна

-выбрать нужный товар;

-оплатить покупку

-записать адрес на конверте

-составить текст телеграммы

-пользоваться телефоном

-приобрести лекарство в аптеке

-обращаться за помощью к медработнику

-описать симптомы болезни

-соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах.

Тематическое планирование

7«б» класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

Краткое содержание темы

Обязательный минимум

ЗУН

Примечание

1

«Личная гигиена»

6

1.Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных, физических упражнений; сезонная одежда, обувь, головной убор.

2.Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения - контактные линзы, линзовые и коррекционные очки, хирургическое вмешательство. Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач, работы с конструктором: освещенность, расстояние между глазом и объектом, упражнения и время отдыха глаз.

3.Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, как детей, так и взрослых.

Обучающиеся должны знать:

-правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий

Обучающиеся должны уметь:

-соблюдать правила личной гигиены дома, в школе

2

«Одежда и обувь»

6

1.Значение опрятного вида человека.

2.Поддержание одежды в порядке: правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, зашивание распоровшегося шва.

3.Правила и приемы ручной стирки изделий из х/б тканей.

4.Глажение фартуков, косынок, носовых платков и салфеток.

Обучающиеся должны знать:

-правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.

Обучающиеся должны уметь:

-пришивать пуговицы,

-зашивать одежду

-стирать изделия

3

«Питание»

16

1.Гигиена приготовления пищи.

2.Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи.

3.Способы выбора доброкачественных продуктов.

4.Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите.

5.Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением моющих средств.

Обучающиеся должны уметь:

сварить картошку, заварить чай

-вымыть посуду

4

«Семья»

4

1.Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность

2.Права и обязанности каждого члена семьи.

Обучающиеся должны знать:

-место работычленов семьи и близких родственников;

Обучающиеся должны уметь:

- рассказать о месте работы родителей,

5

«Культура поведения»

4

1.Правила поведения в общественных местах(театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке).

2.Способы ведения разговора со сверстниками и старшими.

Обучающиеся должны уметь:

-культурно вести себя в театре, клубе,

6

«Жилище»

6

1.Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.

2.Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса

3.Уход за мебелью в зависимости от её покрытия.

Обучающиеся должны уметь:

-производить сухую и влажную уборку помещения

7

«Транспорт»

6

1.Городской транспорт.

2.Оплата поезда на всех видах транспорта. 3.Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы в разные точки города, района.

4.Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.

Обучающиеся должны знать:

-виды междугороднего транспорта;

-порядок приобретения билетов и талонов;

8

«Торговля»

4

1.Магазины промышленных товаров и их отделы.

2.Специализированные магазины промышленных товаров и их отделы.

3. Порядок приобретения товара. Хранение чека для возможности обмена, предусмотренного правилами торговли.

Обучающиеся должны знать:

-правила поведения в магазине

-правила покупки товаров;

Обучающиеся должны уметь:

-выбрать нужный товар;

9

«Средства связи»

10

1.Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер) их назначение. 2.Почта. Виды почтовых отправлений (бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма).

3.Виды писем (открытое, закрытое, простое, с уведомлением). Международные и на территории своего государства. Порядок отправления.

4.Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.

Обучающиеся должны уметь:

-записать адрес на конверте;

10

«Медицинская помощь»

4

1.Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.

2.Виды медицинский учреждений. Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы.

3.Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация.

4.Меры предупреждения глистных заболеваний.

Обучающиеся должны уметь:

-приобрести лекарство в аптеке.

11

«Учреждения, организации и предприятия»

2

1.Дошкольные учреждения - детские сады с ясельной группой и без нее, школа, УВК (детский сад-школа) - учебно - воспитательный комплекс, дома детского творчества (ДДТ), гимназия, лицей, колледж и их назначения, работники.

-соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах.


Календарно - урочное планирование 7 «б» класс


Тема урока

Содержание деятельности

Кол-во часов

Дата

Цель

Обязательный минимум ЗУН

Тип урока

Методы урока

Личная гигиена - 6 часов.

1. 1.

Закаливание организма.

1. Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека.

2. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур для общего состояния здоровья человека.

3. Дидактическая игра «Одевайся по сезону».

Словарная работа: закаливание.

2


Учить способам, правилам и приемам закаливания организма.

1. Знать:

-правила соблюдения личной гигиены.

2. Уметь:

-соблюдать правила личной гигиены.

Вводное занятие

Словесно-практический

1.2.

Гигиена зрения.

1.Правила и приемы ухода за органами зрения.

2.Способы сохранения зрения.

3.Гигиена чтения, письма, просмотра передач.

4.Дать практические навыки ухаживания за глазами

2


Систематизация знаний учащихся о гигиене чтения, письма и просмотра телепередач.

2.Уметь:

-производить уход за глазами.

Комбинированный

Словесно-практический

1.3.

О вреде наркотиков.

1.Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, на детей и взрослых.

2.Просмотр учебного фильма о вреде наркотиков и токсических веществ.

4.Зарисовка в тетради: «Это опасно! Скажи наркотикам - нет!»

2


Формирование знаний учащихся о вреде наркотиков и токсических веществ.

Учить приемам отказа от соблазна попробовать токсическое вещество или наркотик.

1.Знать:

-о вреде наркотиков

Комбинированный

Словесно-практический

Одежда и обувь - 6 часов.

2.1.

Пришивание пуговиц, вешалок.

1.Значение опрятного вида человека.

2.Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».

3.Правила внешнего вида.

4.Приспособления для ремонта одежды и их хранение в определенном месте.

5.Объяснение правил пришивания пуговиц, вешалок, крючков.

6. Практическая работа: Пришивание пуговиц, вешалок.

Словарная работа: рукоделие, шов, пуговица.

2


Формирование умения учащихся по пришиванию вешалок, пуговиц, петель, крючков, зашиванию распоровшегося шва.

2.Уметь:

-пришивать пуговицы, петли, крючки, кнопки, вешалки.

Комбинированный

Словесно-практический

2.2.

Стирка изделий.

1. Практическая работа по теме: стирка изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей. Объяснение правил и приемов ручной стирки.

2.Подбор моющих средств.

Словарная работа: сортировать, полоскать, хлопчатобумажные.

2


Формирование умения учащихся правильно стирать изделия из цветных х/б и шелковых тканей.

Уметь:

-стирать изделие.

Комбинированный

Словесно-практический

2.3.

Глажение изделий.

1.Утюг. Символы обозначения температуры нагрева на утюге.

2.Правила безопасной работы с электронагревательными приборами.

3.Порядок глажения вещей.

4.Глажение фартуков, косынок, платков, салфеток.

2


Формирование умения учащихся утюжить фартуки, косынки, салфетки и правил безопасной работы.

Знать:

- правила безопасной работы с электронагревательными приборами.

Уметь:

-гладить простые изделия с помощью утюга.

Комбинированный

Словесно-практический

Культура поведения 4 часа.

3.1.

Поведение в кино, в театре.

1.Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях(в кино, театре, клубе, музее, библиотеке, на дискотеке).

2.Правила и безопасное поведение при посещении массовых мероприятий.

3.Сюжетная игра.

Словарная работа: экспонат, стеллаж, аплодисменты, антракт.

2


Знакомство учащихся с правилами поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях, при посещении массовых мероприятий.

Уметь:

-соблюдать правила поведения в общественных местах

Комбинированный

Сюжетно-ролевая игра

3.2.

Способы ведения разговора.

1.Волшебные слова, слова помощники.

2.Объяснение способов ведения разговора в различных ситуациях: дружеская беседа, официальный разговор, обсуждение, спор.

3.Дидактичкская игра «Культура поведения».

2


Выработка умения тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.

Уметь:

-Тактично вести себя во время разговора со старшими, сверстниками.

Комбинированный

Словесно-практический

Семья - 4 часа.

4.1.

Место работы членов семьи.

1. Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность.

2.Составление таблицы «Место работы членов семьи».

Словарная работа: должность.

2


Уточнение знаний учащихся о месте работы и должности членов семьи. Выявление знаний о семье.

Уметь:

-рассказать о месте работы членов семьи

Комбинированный

Словесно-практический

4.2

Права и обязанности членов семьи.

1.Права и обязанности, которые необходимо соблюдать в обществе, семье.

2.Основные права и обязанности в семье.

3.Обсуждение проблемных ситуаций по иллюстрациям.

Словарная работа: обязанность.

2
















Формирование представлений учащихся о правах и обязанностях каждого члена семьи.

Знать:

-обязанностичленов семьи.

Комбинированный

Словесно-практический

Жилище - 6 часов.

5.1.

Требования к жилому помещению.

1.Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.

2.Основа гигиены быта - соблюдение и поддержание порядка и чистоты.

3.Меры по обеспечению гигиенических требований.

Словарная работа: сквозняк, комфорт, проветривание.

1


Закрепление знаний учащихся о гигиенических требованиях к жилому помещению.

Уметь:

-поддерживать порядок и чистоту

Комбинированный

Словесно-практический

Повседневная уборка квартиры.

1. Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная).

2.Пылесос, его устройство. Приемы работы. Насадки. Основные правила ТБ и пользовании пылесосом.

3.Цель, правила уборки.

1


Формирование навыков и правил и последовательности проведения сухой и влажной уборки, умению производить сухую и влажную уборку

Знать:

- последовательность уборки.

Уметь:

-производить влажную и сухую уборку.

Комбинированный

Словесно-практический

5.2.

Уход за мебелью.

1.Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (лак, полировка).

2. Чистка мягкой мебели в зависимости от ее покрытия.

3.Инструкция по пользованию и сбережению мебели.

4.Правла чистки без пылесоса.

5.Выведение отдельных пятен.

Словарная работа: мебель, пятновыводитель.

1


Формирование навыков чистить мебель, выбирать необходимый инвентарь, смачивать и отжимать тряпочку.

Уметь:

-бережно относиться к мебели.

Практический

Словесно-практический

5.3.

Мытье зеркал, окон.

1.Регулярная чистка оконных стекол, зеркал.

2.Средства для чистки стекол, зеркал.

3.Последовательность чистки. Запись в тетрадь.

4.Подготовка помещений к зимнему сезону.

5.Утепление окон, последовательность утепления.

Словарная работа: стеклоочиститель, утеплитель.

1


Формирование навыков мытья зеркала, утепления окон.

Уметь:

-чистить зеркала.

-утеплять окна.

Комбинированный

Словесно-практический

5.4.

Практическая работа по теме.

1.Практическое знакомство с уборкой помещений (сухая и влажная уборка помещения), чисткой мягкой мебели, мытьем зеркал, утеплением окон. Пользование пылесосом и уход за ним. Мытье полов.

2


Закрепление видов бытового труда по уходу за помещением: наведение порядка, вытирание пыли.

Уметь:

-выполнять уборку помещений

Практический

Практическая работа

Транспорт - 6 часов.

6.1.

Городской транспорт.

1. Знакомство с видами городского транспорта.

2. Правила пользования городским транспортом.

3. Работа с таблицей, дидактическим материалом.

1


Формирование умения учащихся определять основные виды транспорта.

Уметь:

-соблюдать правила дорожного движения

Вводный

Словесно-практический

Оплата проезда.

1.Знакомство с формой оплаты проезда на всех видах городского транспорта.

2.Практическая работа: рассчитать стоимость проезда от дома до школы - интерната и обратно. Словарная работа: контролер.

1


Систематизация знаний учащихся о стоимости проезда во всех видах городского транспорта.

Уметь:

- приобретать билет в автобусе

Комбинированный

Словесно-практический

6.2.

Пригородные поезда.

1. Значение пригородных поездов для города, области.

2. Расписание движения поездов по железной дороге.

3. Работа с расписанием. Словарная работа: расписание.

2


Знакомство с видами пригородных поездов, формирование умения учащихся ориентироваться в расписании движения поездов.

Иметь представление:

о расписании движения поездов.

Комбинированный

Словесно-практический

6.3.

Экскурсия на вокзал.

1.Экскурсия на вокзал (станцию).

2.Расписание движения поездов.

Словарная работа: платформа, зал ожидания, билетные кассы.

2


Формировать умение учащихся ориентироваться в расписании пригородных автобусах. Определять направления и зоны.

Экскурсия

Экскурссия

Питание - 16 часов.

7.1.

Отваривание картофеля.

1.Знакомство с понятием «гигиена приготовления пищи», соблюдение правил приготовления пищи. Роль и место ужина в дневном рационе питания

2.Инструктаж по ТБ при работе с электроплитой, горячими предметами и жидкостями, кухонными инструментами.

3.Из истории картофеля.

4. Практическая работа по теме. Приготовление блюда из картофеля, время приготовления.

5.Название блюд.

2


Уточнение знаний учащихся о гигиене приготовления пищи.

Уметь:

-отваривать картофель

Комбинированный

Словесно-практический

7.2.

Приготовление тушеной капусты.

1. Формы нарезки овощей. Нарезка, сырых и вареных овощей (соломка, дольки, кружочки, кубики).

2. Запись рецептов приготовления тушеной капусты.

3. Практическая работа по теме. Приготовление капусты по записанному рецепту.

4.Проба приготовленного, обсуждение.

Словарная работа: безопасность

2


Формирование умения учащихся нарезать сырые овощи, тушить капусту.

Уметь:

-нарезать капусту для тушения.

Практическая работа

Словесно-практический

7.3.

Первичная обработка рыбы.

1. Знакомство с видами рыб. 2. Определение свежести рыбы. Хранение.

3.Первичная обработка рыбы - чистка, потрошение, оттаивание, шинковка, нарезка на филе.

4.Правила и приемы отваривания рыбы.

2


Формирование умения учащихся отваривать рыбу.

Иметь представление о том,

как отваривать рыбу.

Практическая работа

Словесно-практический

7.4.

Приготовление овсяной каши.

1.Знакомство с видами круп. Подготовка круп к варке.

2.Виды каш: вязкая, рассыпчатая.

3.Замачивание круп, переборка, подсушка, обжаривание, замачивание. 4.Соединение с кипящей жидкостью. Соблюдение закладки.

Словарная работа: вязкая, рассыпчатая.

2


Привитие навыков приготовления блюд из круп и ухода за посудой.

Уметь:

-приготавливать овсяную кашу.

Практическая работа

Словесно-практический

7.5.

Приготовление рассыпчатой гречневой каши.

1.Знакомство с видами круп.

2. Первичная обработка(переборка, обжаривание, просеивание круп, замачивание).

3.Количество воды и соли для варки каш.

4.Виды каш: вязкая, рассыпчатая.

2


Привитие навыков приготовления гречневой рассыпчатой каши.

Уметь:

-приготавливать гречневую кашу.

Практическая работа

Словесно-практический

7.6

Отваривание макарон.

1.Знакомство с разнообразием видов макаронных изделий. Блюда из макаронных изделий.

2.Первичная подготовка.

3.Время варки.

4.Хранение. Требование к готовому блюду.

2


Формирование умения учащихся отваривать макаронные изделия.

Уметь:

-отваривать макароны.

Практическая работа

Словесно-практический

7.7.

Приготовление компота.

1.Сырье для сладких блюд. Приготовление напитков.

2.Первичная обработка ягод (мытье, замачивание, промывание, протирание через сито, переборка). 3.Приготовление компота.

Словарная работа: сухофрукты.

2


Формирование умения учащихся готовить компот.

Знать:

-фрукты, овощи, используемые для приготовления компота.

Практическая работа

Словесно-практический

7.8.

Меню ужина. Сервировка стола.

1.Составление меню на ужин.

2.Оформление готовых блюд и правила их подачи к столу. 3.Правила подачи горячих напитков.

4.Бытовая техника и столовые приборы, правила пользования ими.

5. Практическая работа по теме. Способы складывания салфеток. Эстетическое оформление стола.

6.Правила поведения за столом.

Словарная работа: сервировка, салфетка.

2


Формирование умения учащихся составлять меню ужина, сервировать стол.

Уметь:

-использовать предметы для сервировки стола к ужину.

Практическая работа

Словесно-практический

Торговля - 4 часа.

8.1.

Магазины промышленных товаров.

1.Знакомство с магазинами промышленных товаров и их отделами: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, школьно - письменные принадлежности. Виды товаров, стоимость, порядок приобретения.

2


Формирование представления у учащихся о магазинах промышленных товаров, отделах, их назначении.

Уметь:

-выбирать нужный товар в промтоварном магазине.

Комбинированный

Словесно-практический

8.2.

Экскурсия в магазин.

1. Знакомство с отделами магазина и видами товаров, количеством и ценой продаваемой продукции.

2. Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли.

3. Практическая работа. Приобретение доступного по цене товара (например, книгу, шариковую ручку т т.п.), проверка чека и сдачи.

2


Формирование представлений учащихся о правилах поведения в магазине и правилах общения с работниками магазина. Учить выбрать товар и выяснять срок гарантии на его использование, проверять чек и сдачу.


Уметь:

-оплатить покупку

Экскурсия

Экскурсия

Средства связи - 10 часов.

9.1.

Основные средства связи.

1. Рассказ учителя из истории средств связи (голуби, колокола, сигналы).

2. Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение.

Словарная работа: почта, телефон, телеграф.

2


Знакомство учащихся с основными средствами связи и их назначением. Формирование представлений о работе почты-телеграфа.

-пользоваться телефоном

Комбинированный

Словесно-практический

9.2.

Виды почтовых отправлений.

1.Знакомство с основными видами почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка.

2.Отправка почтовых отправлений.

Словарная работа: письмо, бандероль, телеграф.

2


Знакомство учащихся с видами почтовых отправлений.

Знать:

-виды почтовых отправлений.

Вводный

Словесно-практический

9.3.

Виды писем.

1.Виды писем (закрытые, открытые, простые, заказные, ценные, с уведомлением). Порядок отправления писем различных видов. Стоимость пересылки, написание адреса на конверте.

2.Практическая работа: заполнение адреса на конверте.

3.Правила написания индекса.

4.Сюжетная игра «Почтальон».

Словарная работа: почтальон, извещение, индекс.

2


Формирование у учащихся представления о видах писем.

Уметь:

-записать адрес на конверте.

Комбинированный

Словесно-практический

9.4.

Телеграф.

1. Виды телеграфных услуг. Практическая работа: составление текста телеграмм. Заполнение телеграфных бланков.

2. Определение стоимости простой, на художественном бланке, срочной телеграмм.

3. Стоимость почтовых услуг при отправке телеграммы.

Словарная работа:

-телеграф, телеграмма.

2


Знакомство с телеграфом, видами телеграмм и телеграфных услуг, тарифами.

Уметь:

-составить текст телеграммы.

Комбинированный

Словесно-практический

9.5.

Экскурсия на почту, телеграф.

1. Экскурсия на телеграф.

2. Инструктаж по ТБ во время экскурсии.

3. Знакомство с почтовым отделением. Отделы почты. Бланки.

4. Покупка конвертов, заполнение по образцу.

5. Отправка писем, бланки простых и художественных телеграмм.

2


Знакомство с почтовым отделением

Знать:

-функции почтового отделения

Экскурсия

Экскурсия

Медицина - 4 часа.

10.1.

Медицинские учреждения.

1. Знакомство с видами медучреждений, их назначением в оказании медицинской помощи.

2. Знакомство с профессиями работников медучреждений, функциями основных врачей.

Вызов врача на дом.

Словарная работа: стационар, поликлиника, рецепт, пациент, госпитализация.

2


Формирование представления учащихся о видах медучреждений, их назначении, о видах доврачебной и врачебной помощи.

Уметь:

-обращаться за помощью к медицинскому работнику

-описывать симптомы болезни

Комбинированный

Словесно-практический

10.2.

Экскурсия в аптеку.

1. Экскурсия в аптеку для знакомства с отделами, с видом отпуска товара: по рецептам, без рецепта.

2. Приобретение лекарств.

3. Инструктаж по ТБ во время экскурсии.

2


Формировать умение учащихся приобретать лекарства в аптеке.

Уметь:

-приобрести лекарство в аптеке.

Экскурсия

Учреждения и организации 2 часа.

11.1.

Дошкольные и школьные учреждения.

1. Деятельность детских учреждений. Дошкольные и школьные учреждения (детские ясли, детсад, школа, дом детского творчества). Их назначение.

2. Работники детских учреждений.

3. Экскурсия в дом культуры, сельскую библиотеку. Инструктаж по ТБ во время экскурсии.

Словарная работа: учреждение.

2


Знакомство с назначением и видами дошкольных учреждений.

Уметь:

-соблюдать правила поведения

Комбинированный

Словесно-практический



Закрепить знания учащихся о работе ДК, о назначении библиотеки.

Уметь:

-правильно вести себя в общественных местах, в читальном зале.

Экскурсия

Экскурсия

Всего

68






© 2010-2022