• Преподавателю
  • Другое
  • Адаптированная рабочая программа по СБО для индивидуального обучения обучающегося со сложным дефектом

Адаптированная рабочая программа по СБО для индивидуального обучения обучающегося со сложным дефектом

Программа предназначена для работы с детьми с  глубокой умственной отсталостью, алалией.Программа разработана с целью создания условий для снижения уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, развития конструктивных способностей, полезных практические навыков и ориентировки в социальной среде. В структуру программы входят титульный лист, пояснительная записка, цели и задачи курса,пример небольшой характеристики развития ребёнка,основное содержание курса по социально-бытовой ориентировки,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»




Рассмотрено:

На заседании ШМО

Протокол №____________

«__»______________2014г.

Председатель ШМО

_________


Согласовано:

Заместитель директора по УР

_________

«___»________________2014г.




Утверждаю:

Директор ___________

«__»______________2014г


Адаптированная рабочая программа по СБО

для индивидуального обучения обучающегося

9 класса

(Фамилия, имя обучающегося)






Составила:

Файрушина Елена Павловна,

учитель СБО,

высшая квалификационная категория




г. Черногорск, 2014г.


Содержание

Стр.

1. Пояснительная записка к рабочей программе ……………..........................................3.

2. Диагностика обучающегося…………………………………………………………….4.

3. Основное содержание предмета…………………………………………………..........4.

3. Требования к уровню подготовки обучающегося………………………………..........5.

4. Оценка качества индивидуальных образовательных достижений…………………...6.

5.Литература …………………………………………………………………………..........6.

Приложение:

  1. Календарно-тематическое планирование …………………………………………….7.


































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке ориентирована на индивидуальное обучение обучающейся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:

  • Закона РФ «Об образовании».

  • ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (Собрание законодательства РФ 1995, № 48, ст. 4563).

  • Индивидуального учебного плана, разработанного на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида от 10.04.2002г. №29/2065-п.

  • Устава ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат».

  • Положение ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат» «Об индивидуальном обучении больных детей на дому.

  • Программы для учащихся 0 (подготовительного) и 1 - 4-х классов специального коррекционного учреждения VIII вида, под редакцией Бгажноковой И.М. (М.: «Дидакт», 1997 г.).

  • Постановления РХ от 25.05.2005г №177 «Об утверждении Порядка воспитания и

обучения детей-инвалидов на дому, компенсация затрат родителей (законных

представителей) на эти цели».

Рабочая программа построена с учётом особенностей умственного развития ребёнка, составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков чтения и развития речи в младших классах. Программа направлена на формирование морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, умений, способствующих социальной адаптации, на повышения общего развития обучающейся. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать необходимые навыки самообслуживания. Программа предусматривает использование при обучении дидактические игры, упражнения, задания практической направленности.

Цель курса по социально-бытовой ориентировке:

создание условий для снижения уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, развития конструктивных способностей, полезных практические навыков и ориентировки в социальной среде.

Задачи:

  • Оказывать коррекционно-педагогическую помощь.

  • Формировать готовность к овладению навыками самообслуживания.

  • Учить бережно относиться к предметам, вещам.

  • Совершенствовать двигательные умения и навыки.

  • Развивать творческие способности.

  • Формировать навыки и умения осуществлять контакт с окружающими людьми.

  • Корректировать недостатки психофизического развития для формирования самостоятельности в домашнем труде.

Рабочая программа направлена на формирование навыков, способствующих социальной адаптации, на повышение речевого, общего культурного уровня, ориентирована на личностное развитие в социальном плане.

Методы обучения:

  • Словесный метод (объяснение, описание, беседа).

  • Наглядный метод (муляжи, игрушки, рисунки разного содержания).

  • Практический метод (упражнения, игры).

На уроках в целях сохранения и укрепления здоровья используется смена динамических поз, свободное передвижение в пределах класса, введение физминуток.

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировки для индивидуального обучения ученицы 9 класса Коровиной Снежанны рассчитана на 68 часа учебного времени:

Класс

Кол-во часов в неделю

Количество часов в четверть

Кол-во часов в год

I

II

III

IV

9

2

16

15

21

16

68


Диагностика обучающегося

По возможностям обучения Снежанна относится к четвёртой группе (педагогическая классификация В.В. Воронковой).

По данным проведённой диагностики у Снежанны в мышлении резко снижены функции отвлечения и обобщения, на основе которых возможно овладение сложными системами связей, заключёнными в школьных знаниях. Даже простейшие связи между предметами и явлениями ученица не может осмысливать или осмысливает только с помощью учителя. В её деятельности почти полное отсутствие организующего значения речи. Девочка воспринимает всякого рода словесные указания, инструкции, которые имеют место в учебном процессе, организуют деятельность её деятельность, только при постоянной помощи учителя, многократном повторении указаний и неоднократном наглядном показе того, что и как надо делать. Моторная недостаточность, двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразии движений, неловкости, неточности выполнения. Отмечаются грубые нарушения тактильного восприятия: речь идёт о сложностях в различении поверхностей предметов на ощупь (твёрдый - мягкий, шершавый - гладкий и др.), определении их некоторых механических свойств, температуры, весовых категорий, вибрационных возможностей, других признаков. Занимается с желанием, навязчивая.


Основное содержание предмета

Результаты диагностики определяют основное содержание предмета. Планируется работа по следующим направлениям:

  • Развитие мышечно-двигательных ощущений, необходимых для формирования навыка прикладного характера (через знакомство с предметами разной величины, упражнения в складывании, протирании, перестановке и т.п.).

  • Знакомство с правилами личной гигиены, обучение выполнять некоторые гигиенические процедуры.

  • Формирование представлений о гигиене жилища.

  • Формирование культуры общения.

  • Хозяйственно-бытовой труд (протирание пыли с цветов, раскладывание предметов для урока, протирание парты, раскладывание канцелярских предметов, складывание носовых платков, салфеток, вытирание посуды и др.).

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:



Раздел

Основное содержание

Количество часов

1.

Вводное занятие.

Беседа о цели, содержании и значении предмета социаль­но-бытовой ориентировки. Особенности уроков СБО.

1

2.

Знания о себе и гигиенические навыки

Гигиенические процедуры в течение дня. Приёмы ухода за зубами. Обувь: виды обуви по сезонам Складывание полотенец, носовых платков. Уход за волосами. Виды одежды по сезонам. Семья.

14

3.

Транспорт

Наземный городской транспорт. Проезд в школу (маршрут, транспортные средства). Поведение в транспорте, на улице при движении в школу. Дорожные знаки.

8

4.

Жилище, твой дом

Жилище. Виды жилых помещений. Домашний адрес. Гигиена жилого помещения: проветривание. Повседневная уборка жилого помещения. Озеленение жилых помещений. Мебель: предметы мебели. Электроприборы.

11

5.

Питание

Столовая посуда. Продукты питания. Каши быстрого приготовления. Хранение продуктов в холодильнике.

11

6.

Культура общения

Обращение с вопросом. Культура поведения за столом. Обращение с просьбой. Культурное поведение в транспорте. Слова приветствия. Культура разговора по телефону.

11

7.

Торговля, магазины

Виды магазинов. Как сделать покупку. Товары промышленных и продовольственных магазинов.

Рынок: продуктовый, вещевой.

7

8.

Здоровье

Я-заболел. Признаки.

Посещение врача. Скорая помощь.

5



Итого:


68



Требования к уровню подготовки

Программа не предполагает точных требований к оценке учебных достижений, но усилия необходимо стимулировать и поощрять.

Компетенции обучающейся

Называть:

  • свое имя, домашний адрес, имена родителей;

  • транспортные средства, правила поведения;

  • электроприборы;

  • разнообразные продукты питания;

  • магазины и разнообразие товаров;

  • признаки ухудшения здоровья.


  • Участвовать в уборке жилого помещения.

  • Определять ухудшение самочувствия и сообщать об этом взрослым.

  • Пользоваться посудой.


Оценка качества индивидуальных образовательных достижений

Формы промежуточной аттестации

Контроль усвоения материала осуществляется методом наблюдения и сравнения работ, выполненных ученицей ранее за истекший период.


Оценка «5» ставится, если ученица:
1. выполнила работу без ошибок и недочетов;
2. допустила не более одного недочета.


Оценка «4» ставится, если ученица выполнила работу полностью, но допустила в ней:
1. не более одной ошибки;
2. или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученица правильно выполнила менее половины работы или допустила:
1. более трёх грубых ошибок;
2. более четырех-пяти недочетов;
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».

Литература


Методические пособия для учителя:

  1. Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики.- Москва: «Просвещение», 2006.

  2. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. - Москва. 1959.

  3. Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки.- Санкт-Петербург: филиал издательства «Просвещение», 2006 г.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Интернет - ресурсы.

Календарно-тематическое планирование по СБО

Тема

Количество часов

Дата

Примечание

1.

Вводное занятие

1



2.

Виды транспортных средств

2



3.

Проезд в автобусе

1



4.

Жилище

1



5.

Виды жилых помещений

1



6.

Семья

1



7.

Родственные отношения

1



8.

Утренний туалет

2



9.

Личные вещи

1



10.

Слова приветствия

2



11.

Городская улица

2



12.

Я-пешеход!

2



13.

Культурное поведение в транспорте

1



14.

Гигиенические процедуры в течение дня

2



15.

Уход за волосами

2



16.

Виды одежды по сезонам

3



17.

Складывание полотенец, носовых платков

2



18.

Приёмы ухода за зубами

2



19.

Обувь: виды обуви по сезонам

1



20.

Домашний адрес

2



21.

Гигиена жилого помещения: проветривание

2



22.

Столовая посуда

2



23.

Обращение с вопросом

2



24.

Культура поведения за столом

2



25.

Обращение с просьбой

2



26.

Уборка посуды со стола

2



27.

Повседневная уборка жилого помещения

2



28.

Озеленение жилых помещений

1



29.

Мебель: предметы мебели

1



30.

Продукты питания

4



31.

Электроприборы

1



32.

Каши быстрого приготовления

1



33.

Я-заболел. Признаки.

2



34.

Посещение врача

1



35.

Хранение продуктов в холодильнике

2



36.

Культура разговора по телефону

1



37.

Виды магазинов

2



38.

Как сделать покупку

2



39.

Товары промышленных и продовольственных магазинов

1



40.

Скорая помощь

2



41.

Рынок: продуктовый, вещевой

1








Итого

68



10


© 2010-2022