Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 9 класс

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. Ф. Султанова с. Исянгулово МР Зианчуринский район Республики Башкортостан


«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей обществоведческого цикла

Руководитель МО

______________Р.Ш. Сулейманова

Протокол № 1

от « 25 » августа 2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________Р.М. Трубкулова

« 25 » августа 2015 г.


«Утверждаю»

Директор школы

_____________ В.К. Юланов

Приказ № 108

от « 26 » августа 2015 г.



02-21


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По предмету история и культура Башкортостана

Класс 9

Учитель Куватова Зиля Галиевна


Количество часов по программе - 34 часа


2015-2016 учебный год







Пояснительная записка


Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 9 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  2. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва).

  3. Постановления главного государственного санитарного врача №189 от 29.12.2010 г. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России от 03.03.2011 г.;

4. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, , утвержденного приказом 2004 г

5. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования от 31.03.2014 г. №253;

6. Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. (Авторы: С.А. Галин, Г.С. Галина, Ф.Т. Кузбеков, Р.А. Кузбекова, Л.Н. Попова, А.М. Сулейманов).

7. Учебника культура Башкортостана. (Авторы: С.А. Галин, Г.С. Галина, Ф.Т. Кузбеков, Р.А. Кузбекова, Л.Л. Попова). - Уфа: Китап, 2004г.

8. Учебника истории Башкортостана (XIX в.). (Автор: М.М. Кульшарипов). - Уфа, Китап, 2005г.

9. Устава МОБУ СОШ им. Ф. Султанова, утвержденный Постановлением главы Администрации №1232 от 06.10.2011г.

10. Учебного плана МОБУ СОШ им.Ф. Султанова с. Исянгулово, утвержденного приказом № 108 от «28» августа 2015 г.

11. Положения МОБУ СОШ им. Ф. Султанова с. Исянгулово о рабочей программе № 88 приказ от 13.08.2015 г.;

Общая характеристика учебного процесса:

Рабочая программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана». Составители: Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова. При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.

Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.

Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности.

Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

-методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

-методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

-методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Ценностные ориентиры содержания предмета учебного плана ОУ

Главная задача и цель курса - воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

  • Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;

  • Формировать здоровые этико-эстетические представления школьников;

  • Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;

  • Способствовать возрождению и развитию национальных культур

  • Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;

  • Формировать творческое мышление у школьников

Место данного предмета в учебном плане ОУ

Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 9 классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год. Темы по истории Башкортостана изучаются из учебника 9 класса История Башкортостана (XX век). Автор: М.М.Кульшарипов. - Уфа, Китап, 2005г. и учебника Культура Башкортостана. (Авторы: Галин С.А., Галина Г.С., Кузбеков Ф.Т., Кузбекова Р.А., Попова Л.Л.). - Уфа : Китап, 2004г.

Результаты изучения предмета учебного плана ОУ

Предполагается, что результатом изучения истории и культуры Башкортостана является развитие у учащихся компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «История и культура Башкортостана»: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - чувство гордости за историю и культуру своей Родины, своего народа; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность; - сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; - сформированность эстетических потребностей; -понимание особой роли театра, изобразительного искусства, музыки, литературы в жизни общества и каждого отдельного человека; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: - овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность; - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: - овладение целостными представлениями об историческом пути человечества, истории собственной страны, республики; - умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников республики, своей страны и мира; - формирование представлений о богатстве и своеобразии башкирского фольклора; - формирование представлений об основных этапах развития башкирской литературы, знание основных произведений крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов; - формирование представлений об основных видах декоративно-прикладного искусства и сферах его применения, о творческой деятельности ведущих художников, скульпторов РБ;

Основное содержание предмета учебного плана ОУ

IX класс


Башкортостан в ХХ веке (8 ч.)

Общественно-политическая жизнь Башкортостана. Рост рабочего движения. Буржуазно-демократическая революция 1905-07 гг. в Башкортостане. Столыпинская аграрная реформа в крае. Башкортостан в период I мировой войны. Февральская буржуазно-демократическая революция (1917). Установление советской власти в Башкортостане. Крестьянское движение весной и летом 1917 г. I съезд Советов крестьянских депутатов Уфимской губернии. Башкирское национальное движение. Ахмет Заки Валиди Туган. Жизнь, политическая и научная деятельность. I Всеобщий съезд башкир (Курултай) (20-27.07.1917г.). Башкирское областное шуро. II Башкирский курултай (20-13.08.1917г.). Утверждение советской власти на местах. III Башкирский курултай (08-20.12.1917г.). Башкирское правительство. Арест Башкирского правительства. Гражданская война на территории Башкортостана. Образование БАССР. Значение образования БАССР. Преодоление последствий гражданской войны. Борьба с разрухой и голодом. Новая экономическая политика. Объединение разрозненных частей Башкортостана в рамках Большой Башкирии. Декрет ВЦИК от 14.06.1922г. «О расширении границ автономной БАССР». Дальнейшие изменения границ Башкирии. Создание госаппарата Большой Башкирии. Разработка и обсуждение Конституции БАССР (1925г.).

Индустриализация БАССР. Экономическая отсталость Башкортостана к началу первой пятилетки. Техническая перестройка и расширение действующих предприятий черной металлургии. Открытие месторождения медных руд в Сибае (1940г.). Строительство новых промышленных объектов. Создание нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Обеспечение нового промышленного строительства энергетической базой. Создание промышленности строительных материалов. Появление пищевой отрасли промышленности. Новые производственные объекты легкой промышленности. Железнодорожное строительство. Развитие автомобильного, речного транспорта, связи. Авиация. Изменения в коммунальном хозяйстве городов. Реконструкция полиграфических предприятий. Соцсоревнование и стахановское движение в республике.

Коллективизация сельского хозяйства в Башкортостане. Кооперативное движение в Башкортостане. Потребительская и производственная кооперация. Принудительное создание коллективных хозяйств. Сплошная коллективизация. Перегибы, борьба с ними. Раскулачивание зажиточных крестьян. Спецпоселки в Башкортостане. Тактика и методы дальнейшей коллективизации.

Общественно-политическое развитие БАССР. Наметившаяся демократизация общественной жизни республики в 20-е годы. Торжество тоталитаризма в 30-е годы. Башкирская партийная организация. Принятие новой Конституции БАССР (1937г.). Репрессии 1937 года против и государственных деятелей, деятелей литературы и искусства, служителей религии.

Башкортостан в годы Великой Отечественной войны. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Мероприятия по мобилизации сил Башкортостана на борьбу с врагом. Формирование воинских частей и отправка их на фронт. Перестройка работы промышленности на военный лад. Размещение на территории Башкортостана промышленных предприятий, учреждений и населения, эвакуированного из оккупированной части СССР. Участие башкирских воинских формирований в боевых действиях на фронтах войны. Боевые действия Башкирской кавалерийской дивизии. Подвиги воинов из Башкирии.

Патриотические почины на промышленных предприятиях. Продолжение производственной деятельности и промышленного строительства в условиях военного времени. Обеспечение бесперебойного снабжения фронта и тыла сельскохозяйственной продукцией.. Меры по ужесточению трудовой дисциплины в условиях войны. Участие жителей республики в создании фонда обороны, подписке на военные займы, в сборе средств на изготовление танков, самолетов.

Послевоенное восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства республики. Перестройка на мирный лад. Создание новых отраслей промышленности. Новые города. Зарождение экологических проблем.

Сельское хозяйство республики в послевоенный период. Освоение целинных, залежных земель в Башкортостане. Повышение валовой продукции сельскохозяйственного производства. Попытки реформирования отрасли.

Общественная жизнь республики в послевоенный период. Социальные процессы в период «оттепели».

Изменения в Башкортостане в 70-х, 80-х, 90-х. годах прошлого столетия. Социально-экономические проблемы. Общественно-политическое положение республики. Декларация о государственном суверенитете Башкортостана. Принятие государственных символов Республики Башкортостан. Выборы первого Президента республики. Принятие Конституции Республики Башкортостан (1993г.). Первые выборы в Государственное Собрание - Курултай. Всемирный курултай башкир (1995г.).

Народонаселение и современная демографическая ситуация (1 час)

Численность населения Башкирского края (Оренбургской и Уфимской губерний) по переписи населения 1897 и 1917 годов в сопоставительном плане с переписями 1926, 1959, 1979, 1989, 2002 годов. Соотношение численности по национальностям и по месту жительства (сельское и городское население).

Изменение в численности населения республики, происходившие в годы советской власти.

Национальный язык и национальность. Соотношение диалекта и, национального языка и литературного языка. Башкирский литературный язык и проблемы консолидации нации.

Современное образование (2 часа)

Многообразие систем общего среднего (школы, школы-гимназии, лицеи) и средне-специального образования (колледжи). Профориентационное направление народного образования. Сочетание государственных и частных учебных заведений.

Сеть профессионально-технических учебных заведений.

Состояние высшего образования в Башкортостане. Достижения и проблемы при подготовке специалистов с высшим образованием.

Ознакомление со структурой высших учебных заведений Республики Башкортостан.

Развитие науки в Башкортостане. Академия наук Республики Башкортостан - высшее научное учреждение республики. Научный потенциал и направления.

Из истории развития науки Республики Башкортостан (Г.Г. Куватов, С.И. Руденко, К.Р. Тимергазин, В.Г. Гирфанов, Д. Г. Киекбаев, А. Н. Усманов, Т. Баишев).

Современное театральное искусство (4 ч.)

Деятельность Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури (повторение).

Республиканский русский драматический театр. Главные режиссеры, репертуар, ведущие актеры.

Классика на сцене театров Башкортостана («Отелло» Шекспира, «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» А. Чехова, «Таланты и поклонники» А. Островского).

Сибайский, Салавтский, Туймазинский, Стерлитамакский театры драмы. Главные режиссеры. Репертуар. Ведущие актеры.

Национальный молодежный театр им. М. Карима.

Татарский театр «Нур».

Спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни республики и страны: трагедии Мустая Карима «В ночь лунного затмения», «Не бросай огонь, Прометей!», «Салават»; драмы «Пеший Махмут», «Страна Айгуль», «Неотосланные письма» Г. Кутуя», «Матери ждут сыновей» А. Мирзагитова, «Озорная молодость» И. Абдуллина, «Красный паша» Н. Асанбаева, «Много шума из ничего» по пьесе Шекспира, «Встреча с юностью» по пьесе А. Арбузова, «Царь Федор Иоаннович»А.К. Толстого.

Музыкальная культура (4 ч.)

Открытие филармонии (1939). Выступление башкирских концертных бригад в годы Великой Отечественной войны (Х. Магазова, М. Идрисов, Б. Юсупова, З.Бикбулатова).

Жизнь и творчество Х. Ахметова. Песенное творчество («Ночной Урал», «Родная деревня»). Опера «Современники».

Творческая деятельность К.Рахимова.

Творческие портреты профессиональных исполнителей народных песен: Х.Галимова, А. Султанова, С. Абдуллина.

Хоровое искусство в Башкортостане. Первые любительские хоровые коллективы (студия Башпрофсовета, руководитель - А. Тихомиров). Профессиональный хор Башкирского театра оперы и балета (1939).Женский, смешанный, профессиональный хоровые коллективы Башгосфилармонии (руководитель М. Федотов, А. Тихомиров). Хор Башрадиоколлектива (руководитель - Ш. Ибрагимов, 1953-1960).

Башкирская академическая хоровая капелла (руководитель - Г. Сайфуллин, 1969).

Современное вокальное искусство.

Классическая музыка в филармонии; фестивали камерной музыки. Орган в Уфе (В. Муртазин).

Звезды башкирской эстрады: Ф. Кудашева, Б. Гайсин, Н. и М. Галиевы.

Народный фольклорно-музыкальный ансамбль «Ядкар» (Г. Хамзин, Т. Узянбаева, М. Гайнетдинов, и др.). Эстрадно-фольклорный ансамбли «Караван-Сарай», «Далан».

Композиторы современники - продолжатели народных традиций: А. Габдрахманов, А. Кубагушев, Р. Хасанов, Р. Сахаутдинова,

С. Низамутдинов, Н. Даутов.

Жанровое богатство музыкального репертуара: симфония, опера, балет, кантанта, оратория, квартет, трио, инструментальные и хоровые произведения, песни, романсы.

Современные постановки в театре оперы и балета: «Журавлиная песнь» Л. Степанова, «Акмулла» З. Исмагилова, «В ночь лунного затмения С. Низамутдинова.

Вокальные конкурсы. Всемирный конкурс им. М. Глинки (Уфа, 1995). Республиканские конкурсы: им. Г. Альмухаметова, исполнителей башкирских народных песен «Ирэндек мондары».

Физкультура и спорт (2 ч.)

Связь профессионального спорта с народными состязаниями и играми.

Развитие физкультуры и спорта в РБ. Крупные спортивные клубы.

Мотоклуб «Башкирия-Лукойл». Из истории клуба. Спортивные достижения клуба, международных мастеров спорта И. Плеханова, Ф. Шайнурова, Б. Самородова, А. Сухова, Р. Саитгареева. Габдрахман Кадыров - шестикратный чемпион мира по мотогонкам на льду.

Спортивный клуб «Салават Юлаев». Из истории клуба. Выдающиеся хоккеисты клуба. Победы на первенствах страны (бронзовый призер1995, 1996, 1997 годов, чемпион Российской Федерации 2008 года), участие в международных соревнованиях (67 побед из 77 встреч).

Успехи легкоатлетов (Р. Бурангуловой - неоднократной обладательницы Кубка мира по марофону), стрелков (Р. Сулейманова - призера олимпийских игр и неоднократного чемпиона мира по пулевой стрельбе), борцов, лучников и т.д.

Цирк как вид искусства. Школа джигитовки и конно-цирковая группа в башкирском цирке (Мидхат и Римма Султангареевы).

Музеи Республики Башкортостан (2 ч.)

Национальный музей Республики Башкортостан. Зарождение и становление. Его роль в сохранение историко - культурных ценностей прошлого. Фонды, отделы, филиалы. Дома-музеи известных деятелей культуры (Салавата Юлаева, М. Акмулы, М. Уметбаева, Ш.Бабича, К. Иванова, М. Гафури, А. Мубарякова, Р. Гарипова, З. Биишевой и др.).

Музей археологии и этнографии народов Башкортостана.

Состояние и развитие музейного дела в районах

Живопись (4 ч.)

Современная живопись. Новые направления и течения в современной башкирской живописи. Авангардизм. Творчество Н. Лутфуллина,

С. Краснова, М. Назарова, В. Ханнанова, Р. Ахметвалиева.

Творческие и художественные группы «Сары бия», «Чингисхан», «Март», «Инзер», «Артыш».

М.А. Назаров - наиболее яркий представитель уфимского авангарда. Картины «Базар с гусями», «Застолье», «День рождения», «Трудовики», «Кананикольский завод». Творчество С. Краснова («Летающий остров»), Д. Ишемгулова («Летний полдень», «Родник», «Утро, день, вечер», «Памяти родителей»), М. Давлетбаева («Деревня», «В гости», «Окраина»), Н. Байбурина («Афродита», «Мазуха пошла в гости, а корову доить некому»). М. Спиридонова («Красное окно», «Наслаждение одиночеством»»Мальчик», «Разговор с небом»), Р. Харисова («Падающая мечеть», «В шесть часов вечера после войны», «Путь к роднику»), Н. Куприянова («Пластический рыцарь», «Сон царевича»).

Творчество художников - графиков. Оформление и иллюстрирование книг и сказок.

Образы деятелей культуры, литературы в творчестве художников.

История Башкортостана в произведениях художественной литературы (7 часов)

М.Карим. Трагедия «В ночь лунного затмения». Свобода личности и протест против родовых обычаев.

Х. Давлетшина . Жизнь и творчество. Отрывки из романа «Иргиз» - яркое эпическое полотно жизни и быта башкир в начале ХХ в.

Д. Юлтый. Жизнь и творчество. Роман «Кровь» (отрывки). Образ рассказчика солдата-башкира Булата. Автобиографичность романа. Будничные картины солдатского быта. Народ и война - основная проблема романа.

Н.Мусин. Жизнь и творчество. Роман «Вечный лес».

А.Хакимов. Отрывки из романа «Плач домбры». Образ Хабрау - сэсэна в литературе.

Р.Гарипов. Жизнь и творчество. Книга «Возвращение». Стихи. Поэма «Аманат».

Р.Бикбаев. Жизнь и творчество. Поэма «Жажду, дайте воды». Проблемы экологии. «Письмо моему народу».

Н. Наджми. Жизнь и творчество. Отрывки из поэмы «Баллада о песне», «Ворота», «Урал» (по выбору). Тема становления творческой личности. Психологизм, Глубина мысли, Тонкий лиризм стихотворений «Уфимские липы», «Летний стих», «Листья не опали».

З.Биишева. Отрывки из трилогии «У Большого Ика». Воплощение народной мудрости в образе Тайба-эби. Черты народного героя в образах Хабира, Тимербая и Хаммата. Национальный колорит и сочность языка.

Современная башкирская проза, поэзия и драматургия (краткий обзор). Творчество народных поэтов Башкортостана.

Культура края, региона

Ознакомление учащихся со знатными людьми района, региона: Работниками литературы и искусства, культуры. Общественными и государственными деятелями.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: текстовый контроль, проверочные работы. Используются такие формы обучения, как диалог, беседы, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

- методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных, демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности; познавательных игр.

- методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Требования к уровню подготовки учащихся по данной учебной программе

Учащиеся 9 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:

  • о башкирской литературе на рубеже 19-20 веков : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, (М. Карима,

  • Х. Давлетшиной, М. Гафури, Д. Юлтыя, З. Биишевой, Р. Гарипова, Н. Наджми, Н. Мусина, Р. Бикбаева), некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.

  • об изобразительном искусстве : о современном живописе

  • по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни республики и страны.

Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников. Программа рассматривает привитие интереса к истории как к науке, воспитание хорошо подготовленных краеведов.

  • Башкортостан в 20 веке, Башкортостан в годы Великой Отечественной войны

  • Народонаселение Башкортостана: изменение в численности населения республики , национальный язык и национальность.

  • Современное образование: Многообразие систем общего среднего (школы, школы-гимназии, лицеи) и средне-специального образования (колледжи),состояние высшего образования в Башкортостане, развитие науки в Башкортостане

по театральному искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, деятельность Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури, Республиканский драмтеатр, Сибайский, Салаватский, Туймазинский, Стерлитамакский театры драмы, Национальный молодежный театр им. М. Карима, Татарский театр «Нур». Главные режиссеры, репертуар, ведущие актеры.

Музеи Башкортостана:

Национальный музей Республики Башкортостан. Музей археологии и этнографии народов Башкортостана .Зарождение и

становление

  • Развитие физкультуры и спорта в республике .

Главная задача курса- воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.

- знание творчества ведущих композиторов РБ, ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства (кураистов, певцов, дирижеров и т.д.); - знание краткой истории профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета, творческий путь Башкирского государственного ансамбля народного танца им. Ф. Гаскарова и их наиболее известные танцы;


Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Критерии оценки учебной деятельности по истории и культуре Башкортостана

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям;

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.


  1. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  2. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  3. Ответ самостоятельный;

  4. Наличие неточностей в изложении материала;

  5. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  6. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  7. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых исторических явлений;

  8. Понимание основных исторических взаимосвязей;

  9. Знание карты и умение ей пользоваться;

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  7. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  8. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  9. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает исторические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.


Тематическое планирование








Название разделов, тем уроков




Количество часов


Дата


Основные виды учебной деятельности


План.


Факт.


Предметные



Метапредметные



Личностные

Башкортостан в ХХ веке

8

Сформировать представление об исторических событиях ХХ века

Изучить: БАССР в 1930-е - начале 1940-х годов; Башкортостан в годы ВО войны; Башкортостан в период укрепления Советской системы (1945-1965гг.); Экономическое и социально-политическое развитие БАССР в период кризиса системы (1965-1985 гг.) Башкортостан в период реформирования общества (1985-1999гг.); Развивать навыки и умения решать творческие задачи и представлять свои результаты деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат); Развивать интерес к историческому прошлому башкирского народа;

Воспитывать интерес к истории Башкортостана

1

Общественно-политическая жизнь Башкортостана

1

05.09

2

Индустриализация БАССР. Экономическая отсталость Башкортостана к началу первой пятилетки

1

12.09

3

Коллективизация сельского хозяйства в Башкортостане

1

19.09

4

Культурное строительство в БАССР (1929-1941)

1

26.09

5

Башкортостан в годы Великой Отечественной войны

1

03.10

6

Послевоенное восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства республики

1

10.10

7

Сельское хозяйство республики в послевоенный период

1

17.10

8

Изменения в Башкортостане в 70-х, 80-х, 90-х. годах прошлого столетия

1

24.10

Народонаселение и современная демографическая ситуация

1

Овладеть целостным представлением о народонаселении и современной демографической ситуации в РБ

Изучить переписи населения 1897 и 1917 годов в сопоставительном плане с переписями 1926, 1959, 1979, 1989, 2002 годов, соотношение численности населения по национальностям и по месту жительства (сельское и городское население); Развивать навыки и умения работать с таблицами и доп. источниками литературы;

Воспитывать ответственное поведение в современном обществе

9

Численность населения Башкирского края

1

31.10

Современное образование

2

Сформировать представление об образовании в РБ

Познакомить учащихся с многообразием систем общего образования, сочетанием гос. и частных уч. заведений, со структурой ВУЗов, развитием науки в Башкортостане; Развивать навыки и умения сравнивать, анализировать, делать выводы; Уметь самостоятельно с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями;

Воспитывать любовь к образованию, к желанию учиться и самостоятельно добывать знания

10

Современное образование

1

14.11

11

Развитие науки в Башкортостане

1

21.11

Современное театральное искусство

4

Дать характеристику театрам республики Башкортостан

Ознакомить учащихся с деятельностью театров РБ, гл. режиссерами, репертуаром, ведущими актерами; Развивать кругозор, любознательность; Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам;

Воспитывать уважение к культуре своего народа

12

Деятельность Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури

1

28.11

13

Республиканский русский драматический театр

1

05.12

14

Творческие портреты современных проф. театров

1

12.12

15

Молодежный театр им.

М. Карима. Татарский театр «Нур».

1

19.12

Музыкальная культура

6

Сформировать представление о творчестве башкирских композиторов, о звездах башкирской эстрады

Знакомство с творчеством

Х. Ахметова, К. Рахимова, Р. Муртазина, Т. Каримова,

Ф. Кудашевой, Б. Гайсина, Н. и М. Галиевых и ф/ансамблем «Ядкар»;

Развивать музыкальную культуру; Участвовать в обсуждении вопроса;

Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре

16

Открытие филармонии

1

26.12

17

Жизнь и творчество Х. Ахметова

1

16.01

18

Творческая деятельность К. Рахимова, Р. Муртазина,

Т. Каримова

1

23.01

19

Хоровое искусство в Башкортостане

1

30.01

20

Звезды башкирской эстрады: Ф. Кудашева, Б. Гайсин, Н. и М. Галиевы

1

06.02

21

Народный фольклорно-музыкальный ансамбль «Ядкар»

1

13.02

Физкультура и спорт

2

Сформировать представление о развитие физкультуры и спорта в РБ

Познакомить учащихся с крупными спортивными клубами республики, цирком; Развивать умение творчески подходить к выполнению домашнего задания и самостоятельно; Участвовать в обсуждении вопроса о здоровом образе жизни;

Воспитывать любовь к физической культуре

22

Развитие физкультуры и спорта в РБ

1

20.02

23

Цирк как вид искусства

1

27.02

Музеи РБ

2

Дать характеристику музеям РБ

Познакомить учащихся с музеями РБ, Зианчуринского района; Развитие умения анализировать, делать выводы; Посетить музей с. Исянгулово

Воспитывать любовь к истории, культуре народов Башкортостана

24

Музеи РБ

1

05.03

25

Состояние и развитие музейного дела в Зианчуринском районе

1

12.03

Живопись

2

Знакомство учащихся с творчеством современных башкирских художников

Познакомить учащихся с биографией и творчеством Н. Лутфуллина, С. Краснова, В. Ханнанова, М. Назарова; Развивать у учащихся осознанное восприятие произведений искусства, умение сравнивать и анализировать их; Пригласить на урок художника Р.

Воспитывать любовь к ИЗО, желание рисовать

26

Современная живопись

1

19.03

27

М.А. Назаров - наиболее яркий представитель уфимского авангарда

1

02.04

История Башкортостана в произведениях художественной литературы

6

Знакомство учащихся с творчеством башкирских писателей.

Ознакомить учащихся с

историей Башкортостана в произведениях художественной литературы; Развивать монологическую речь, логическое мышление, память; Рассказать о знатных людях Зианчуринского района

Воспитывать любовь к художественной литературе

28

М. Карим. Трагедия «В ночь лунного затмения»

1

09.04

29

Х. Давлетшина , Д. Юлтый Жизнь и творчество

1

16.04

30

Н. Мусин. Вечный лес. А.Хакимов. Жизнь и творчество

1

23.04

31

Р. Гарипов, Р. Бикбаев.

Жизнь и творчество

1

30.04

32

Н. Наджми. Жизнь и творчество

1

07.05

33

З. Биишева. Отрывки из трилогии «У Большого Ика»

1

14.05

34

Знакомство со знатными людьми района

1

21.05



Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Учебно-методический кабинет:

1. Программа общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. (Авторы: С.А. Галин, Г.С. Галина, Ф.Т. Кузбеков, Р.А. Кузбекова, Л.Н. Попова, А.М. Сулейманов).

2. Учебник Культура Башкортостана. (Авторы: С.А. Галин, Г.С. Галина, Ф.Т. Кузбеков, Р.А. Кузбекова, Л.Н. Попова). - Уфа: Китап, 2004г.

3. Учебник История Башкортостана (XX в.). Автор: М.М. Кульшарипов. - Уфа: Китап, 2005г.

Электронные пособия:

  1. Электронный учебник Культура Башкортостана. (Автор: Р.Х. Хусаинова)

  2. Башҡорт әҙәбиәте

  3. Рус мәктәбендә башҡорт теле (Авторы: М.Г. Усманова, З.М. Габитова)

Список литературы


  1. Башкирские богатырские сказки. - Уфа: Китап, 1988г.

  2. Башкирские музыкальные инструменты. - Уфа: Китап, 1989г.

  3. Башкирские народные сказки. - Уфа: Китап, 1980г.

  4. Песня о родной Уфе. - Уфа: Китап, 1997г.




© 2010-2022