Конспект занятия Коробка передач

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского (юношеского) технического творчества»

городского округа город Салават Республики Башкортостан



ПЛАН - КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ


ОБЪЕДИНЕНИЕ «КАРТИНГИСТЫ»

(первый год обучения)



Тема занятия: «КОРОБКА ПЕРЕДАЧ»




ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАФИКОВ АМИР ЗУФАРОВИЧ

(высшая квалификационная категория)





Салават-2015 г.

Тема: Коробка передач.

Цель: Познакомить учащихся с назначением, устройством и принципом работы.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с назначением, устройством и принципом работы.

Воспитательная: содействовать развитию творческого подхода к делу, воспитанию трудолюбия, терпения.

Развивающая: способствовать развитию технического мышления.

Оборудование: Коробка передач. Плакаты. Карт.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Проверить обучающихся по журналу.

- Сообщить тему, повторить технику безопасности, цели занятия.

2. Объяснение нового материала.

Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента, передаваемого от двигателя к заднему колесу. Одновременно с этим коробка передач дает возможность при установке нейтрального положения разобщить двигатель с задней передачей при включенном сцеплении, что бывает необходимо при пуске двигателя и остановке мотоцикла.

Коробка передач сконструирована в одном блоке с двигателем и состоит из первичного, промежуточного и вторичного валов, шестерен, а также механизма переключения передач.

На первичный вал навернута гайка (с левой резьбой), крепящая внутренний барабан сцепления. На шлицевую часть вала плотно посажен внутренний барабан сцепления, а на гладкой шейке - внутреннее кольцо подшипника. Шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней первой передачи, свободно вращающейся на шейке промежуточного вала, сделана как одно целое с валом. На гладкой шейке свободно вращается подвижная шестерня. Вал имеет шлицы для зацепления подвижной шестерни при включении второй передачи.

Вал имеет вторую шейку для свободного скольжения подвижной шестерни при включении третьей передачи. Длинные шлицы вала служат для сцепления с подвижной шестерней при включении второй и третьей передач. Вращающаяся на гладкой части вала основная шестерня всегда передает крутящий момент при включении любой из трех передач. Внутренняя полость ее является опорой первичного вала.

Когда включают первую передачу, подвижная шестерня первой передачи перемещается влево и ее кулачки входят в прорези неподвижной шестерни первой передачи. Таким образом, крутящий момент передается с первичного вала на неподвижную шестерню, затем на шестерню промежуточного вала и далее на вторичный вал. При этом подвижная шестерня второй и третьей передач свободно вращается на гладких шейках первичного вала.

Когда включают вторую передачу, подвижные шестерни и устанавливаются соответственно на шлицевые части первичного и промежуточного валов. В этом случае крутящий момент передается через эти шестерни, затем на шестерню промежуточного вала и далее на вторичный вал. При этом неподвижная шестерня первой передачи свободно вращается на гладкой шейке вала.

Когда включают третью передачу, подвижные шестерни перемещаются вправо, и подвижная шестерня второй и третьей передач кулачками зацепляется с кулачками основной шестерни. При этом неподвижная шестерня и подвижная шестерня свободно вращаются на гладких частях промежуточного вала. В этом случае вал не участвует в передаче крутящего момента.

Моторная втулочно-безроликовая цепь, сцепление и коробка передач, находящиеся в разных, но сообщающихся отсеках картера и крышки сцепления, работают в масляной ванне. Смазка осуществляется маслом, которое заливают через верхнее наливное отверстие, которое закрывается пробкой с маслоизмерительным стержнем. Маслоизмерительный стержень имеет две ограничительные отметки уровня масла - верхнюю и нижнюю.

Уровень масла всегда должен находиться между метками опущенного, но незавернутого, маслоизмерительного стержня.

Механизм переключения передач обеспечивает включение той или иной передачи и нейтрального положения, когда это необходимо по условиям эксплуатации мотоцикла.

Основание механизма закреплено двумя болтами в картере и на своей оси удерживает сектор переключения передач. На крючок основания опираются усы возрастной пружины собачки.

При нажатии на педаль переключения передач валик, а вместе с ним и собачка поворачиваются. Одним из зацепов собачка зацепляется за торец одного из окон сектора и поворачивает его вокруг оси. На втором плече сектора свободно вращается кулачок, который входит в проточку подвижной шестерни первой передачи, передвигая ее на шлицах промежуточного вала в левую или правую сторону. В эту же проточку входит буртик подвижной шестерни второй и третьей передач, соответственно передвигающейся на первичном валу.

После включения нужной передачи сектор, имеющий в нижней части четыре выемки, удерживается в требуемом положении фиксатором, который установлен в картере. Под действием возвратной пружины собачка возвращается в исходное положение, при этом скосами (с обратной стороны зацепов) отжимает в сторону сектор, освобождая тем самым зацеп. Зацепы собачки в зависимости от включаемой передачи могут поочередно входить в окна сектора или охватывать его с внешней стороны.

Таким образом, при нажатии на педаль переключения передач вниз из нейтрального положения включается первая передача, при нажатии вверх из нейтрального положения - вторая передача и еще раз вверх - третья передача.

Задняя передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач на заднее колесо с помощью втулочно-роликовой цепи. Крайние звенья цепи соединены замком. Пружинная защелка замка должна быть всегда установлена снаружи цепи неразрезанным концом вперед - по движению цепи.

Большое значение для срока службы цепи имеет правильное ее натяжение. Натяжение цепи должно быть таким, чтобы при нажатии пальцем на середину одной из ее ветвей цепь прогибалась на 10-15 мм (вверх и вниз). Для того чтобы отрегулировать натяжение цепи, необходимо ослабить контргайки упорных болтов. Затем надо подтянуть упорные болты с той и другой сторон задней вилки так, чтобы натяжение цепи было нормальным и колесо стояло в задней вилке без перекоса, т. е. в одной плоскости с передним колесом.

Срок службы цепи зависит не только от ее правильного натяжения, но и от правильной установки колес в одной плоскости.

Правильность установки колес нужно проверять на глаз, установив мотоцикл вдоль длинной доски. Еще лучше эту проверку производить с помощью доски, имеющей четыре выступа. Эти выступы; проверке должны упираться в боковые плоскости ободов с обеих сторон; при этом не должно быть зазоров между торцами выступов и ободами.

3. Закрепление нового материала (работа с карточками).

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов.


© 2010-2022