Программа кружка этнокультурного направления Моя Малая Родина

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дымова Елена Васильевна,

учитель старших классов

МБОУ «ООШ» д.Калининская

МР «Прилузский» РК

Программа кружка этнокультурного направления

«Моя Малая Родина. Природа, история, культура

и искусство коми края»

Срок реализации - 2015-2016 годы (1 учебный год)

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка « Моя Малая Родина» создана в соответствии ФГОС ООО, реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.

Участники внеурочной деятельности - обучающиеся 5-7 класса МБОУ «ООШ» д.Калининская МР «Прилузский» Республики Коми.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования 2012 года;

  • обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России; патриота своего края;

  • ориентация образовательного процесса на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;

  • формированием общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающей социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества;

  • формированием Я-концепции, включающей культурную и этническую самоиндентификацию.

Цель программы: привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества на основе изучения истории и культуры родного края.

Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:

- изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа;

- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, области, своего народа;

- формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;

- воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций;

- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье, родному краю, интереса к прошлому и настоящему родного края;

- развитие бережного отношения к своему краю (достопримечательности, культура, природа);

- формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме;

- обучение способам действий работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

- освоение историко-обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история села, географических мест, жизнь в разные эпохи, жизнь семьи, рода);

- умение строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу);

- развитие воображения как основы для решения творческих задач, мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты;

- воспитание эстетических чувств в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Коми края;

- выявление степени достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;

- формирование культуры общения и поведения в социуме;

- воспитание положительной привычки учащихся начальных классов в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;

- воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;

- воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, происходит прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Виды личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня эти занятия?- и уметь на него отвечать.

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знаково-символические действия:

- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

При организации воспитательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные занятия с мультимедийным сопровождением, инсценированные представления, экскурсии, комбинированные занятия, краеведческие викторины, ребусы, кроссворды, сканворды, создание презентаций, видеороликов, оформление фотоальбомов, создание видеофильмов. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.

Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.

Предлагаемый внеурочный курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:

- доступность: содержание внеурочного курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.

- наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.

- научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название сёл, деревень, географических мест, местных названий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.

- интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.

- краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине.

- фольклористика: внеурочный курс включает в себя различные направления народного творчества. В программе заложено знакомство с народными промыслами родного края в прошлом веке и декоративно - прикладным искусством современности.

- уникальность: наш край по - своему уникален -природный ландшафт и экология;

--экологизация: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.

При организации внеурочной деятельности используются разнообразные методы и формы обучения:

- тематические праздники, КТД;

- художественное творчество учащихся;

- экскурсии и походы по родному краю;

- устные журналы, беседы;

- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;

- проектная и исследовательская деятельность учащихся;

- библиотечные уроки;

- походы;

- участие в районных, областных, российских, международных конкурсах по краеведению;

- встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами труда , людьми разных профессий;

- музейные занятия.

Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач - развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнокультурную составляющую, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

Программа состоит из пяти модулей. Каждый модуль включает теоретические и практические знания. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.

1.Модуль «Флора и фауна края».

Цель - знакомство с животным и растительным миром коми края;

Основные задачи:

  • знакомство с растительным и животным миром края;

  • выявление благоприятных и вредных для изменений привычных сред обитания животных и растений;

  • знакомство с растительным и животным миром края, занесенных в Красную книгу;

  • оценка состояния сред обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу.

2.Модуль «Быт и жизнь людей края».

Цель - знакомство с бытом жителей нашего края;.

Основные задачи:

  • знакомство с древней историей края;

  • изучение истории заселения и освоения малой Родины;

  • знакомство с организацией быта народа в давние времена;

  • проведение проектно-исследовательских работ;

3.Модуль «Произведения писателей и поэтов Республики Коми».

Цель - знакомство с творчеством писателей края

Основные задачи:

  • знакомство с содержаниями произведений писателей Республики Коми;

  • изучение культурного наследия писателей коми;

  • знакомство с творческими людьми родного края; с ветеранами труда;

• участие в творческих встречах с коми писателями и поэтами;

• выступления на научно-практических конференциях;

4.Модуль «Декоративное искусство нашего края».

Цель - знакомство и изучение видов декоративно-прикладного искусства нашего края;

Основные задачи:

  • ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства народа коми;

  • оценка состояния видов декоративно-прикладного искусства в аспекте современного быта.

  • экскурсии к ветеранам труда -мастерицам;

5.Модуль «Наш край--это родина моя».

Цель - знакомство с историей и современной ситуацией в районе и селе;

Основные задачи:

  • ознакомление историей села;

  • изучение названий окрестностей села;

  • определение роли села в жизни Республики и государства в целом;

Модули настоящей программы базируются на общеобразовательных дисциплинах, преподаваемых в школе: коми язык и литература, русский язык и литература, география, биология, история, информатика и компьютерные технологии и др.

Настоящая программа рассчитана на 1 год занятий, объем занятий -35 ч. Программа предполагает как проведение внеурочных занятий со школьниками

(1 ч в неделю), так и возможность организовать занятия блоками в каникулярное время.

Тематический план

кружка этнокультурного направления «Малая Родина»

Тема

Количество часов

Примечания

Всего

Теоретические

занятия

Практическое занятие

1.

Организационное вводное занятие.

1

1

-

Оформление карты наблюдений.

Модуль1- «Флора и фауна края»(7 ч)

2-3

Растительный мир

2

1

Территория и границы растительного мира края.

Проект «Растительный мир края. Деревья

нашего края»;

Экологическая акция «Сохраним лес от пожаров»;

Разработка листовок

4-5

Животный мир

2

1

Территория и границы животного мира края.

Проект «Животный мир края»;

Экологическая акция «Частичка теплоты»

6-7

Красная книга края

2

1

Работа с физической картой. Изучение расселения растительного и животного мира края, занесенных в красную книгу

Проект «Сохраним Красную книгу»

8

«Животные и растения, занесенные в Красную книгу»

1

-

Экскурсия в ЦИИиПТ при главе МР «Прилузский»

Иллюстрирование текстов

Модуль2- «Быт и жизнь людей края»(6 ч)

9-11

История заселения и освоения края.

Фамилии.



3



1




Работа по Историко-культурному атласу Республики Коми

Экскурсия в краеведческий музей



Презентация «История края»

Конкурс«Родословие»;

«Старая фотография рассказала…»

12-13

Быт народа в старину

2

1

Подготовка сообщений о жизни людей края

Конкурс «Истории старины»

14-15

Изображение быта народа в коми преданиях и сказках

1

-

Просмотр мультфильмов на коми языке

Создание иллюстраций к текстам

Модуль 3 «Произведения писателей Республики Коми»(6 ч)

16-17

Знакомство с содержаниями произведений писателей и поэтов коми края

2

-

Подготовка сообщений о писателях края;

Краткое изложение содержания произведений

Просмотр видеороликов о поэтах и писателях коми

18-19

Знакомство с содержаниями произведений писателей и поэтов коми края

2

1

Встречи с творческими людьми родного края(музей, ЦИИиПТ)

Викторина «Путешествие в литературу края»

20-21

«Произведения писателей Республики Коми»

2

-

Экскурсия в МУК «Районная центральная библиотека

им.В.Юхнина»

Встреча с поэтами района

Модуль 4- «Декоративное искусство нашего края»(10 ч)

22-24

Детские интеллектуальные игры

3

2

Игры в избе, доме. Загадки. Игры на улице.

Игра «Считалки»

25-26

Коми народные музыкальные инструменты

2

1

Назначение музыкальных инструментов. Связь с хозяйственной деятельностью, обычаем и бытом.

Просмотр видеофильма «Звуки коми музыкальных инструментов»

27-28

Роль прикладного искусства в жизни народа.

2

1

Посещение мастеров села, мастер-классы:

-узорное вязание

- резьба по дереву

- ткачество

- прядение

-работа с берестой

- деревянные изделия

Экскурсии в ЦИИиПТ при главе МР «Прилузский»

29-31

Возрождение национальных традиций в самодеятельности и профессиональных искусствах

3

1

Посещение концертов-спектаклей ансамбля «Асъя кыа»

Создание видеофильма «Асъя кыа: Важöн и öнi»

Модуль 5- «Наш край -это родина моя»(5 ч)

32

История заселения дер. Тыдор

1

1

Подготовка сообщений по книге «Где ты живёшь?»

Оформление проектов

33

История заселения дер. Пожмадор

1

1

Экскурсия в д. Пожмадор

34

История заселения дер. Керос

1

1

Экскурсия в дер. Керос

35

Итоговое занятие

1

1

«Наш край родной»-краеведческая игра на местности

Демонстрация презентаций и проектов «Наша малая Родина»

Итого

35 ч

Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.

Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний о правилах ведения экологического образа жизни; о принятых в обществе нормах отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах продуктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений в общении с другими людьми, стремление к коллективной творческой деятельности.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: приобретение опыта участия с крупных социально-экономических проектах на муниципальном и республиканском уровнях, опыта самоорганизациии и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта действий «командой» в преодолении конкурсных испытаний, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей, влияний (последствий) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. У учеников сформируются коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

Литература:

  1. Авторская программа курса внеурочной деятельности «Будь здоров!» по спортивно-оздоровительному направлению (программа - победитель районного конкурса программ по внеурочной деятельности). Автор: Аракелян В.А. rudocs.exdat.com/docs/index-175912.html

  2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Работаем по программам «Программы внеурочной деятельности»: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - Москва «Просвещение», 2011.- 87 с.

  3. Литература, искусство, история и природа Коми края. Программа для учащихся общеобразовательных школ и профтехучилищ Републики Коми.-Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1997.

  4. Литературно-этнографический курс «Мифы народов Древней Волги». (5-й класс) Автор: Зубрилина Т. Н. yandex.ru/clck/redir

  5. Рабочие программы внеурочной деятельности для 5 класса по краеведению2011г. Автор: Понякина Е.Э. prosckolniy.jimdo.com/

  6. Программа курса «Краеведение» для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ 2011г. Автор:Сергеева У.Н. yaroslavskay-chkola.narod.ru/rabprog5mat.doc

  7. Рабочая программа по краеведению в 5 классе. Автор: Максимовой С. В. 40411s015.edusite.ru/DswMedia/obutverjdeniirabochixprogramm.docx

  8. Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 2011г. Автор: Печерская И.С.

  9. Солянкина Н.Л., канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Рекомендации по написанию рабочей программы внеурочной деятельности для образовательных учреждений // Справочник заместителя директора школы - 2011 - №6 - С.21. rudocs.exdat.com/docs/index-175912.htm



© 2010-2022