Доклад «Здоровьесберегающая организация учебного процесса»

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет студентам успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, преподавателю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Критерием здорового образа жизни является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала студентов через создание у них заинтересованного отношения к обучению. Здоровый образ жизни пока не занимает...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Борский государственный техникум»









Доклад




Тема: «Здоровьесберегающая организация учебного процесса»


Подготовила:

Рязанцева Екатерина Викторовна преподаватель первой

квалификационной категории


Борское 2013год

«Здоровьесберегающая организация учебного процесса»


Проблема:

Отсутствие в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья студентов.

Цель: обеспечить студенту возможность сохранения здоровья на уроке экономике.

Задачи:

  • организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

  • создание условий ощущения у студента радости в процессе обучения;

  • научить студентов жить в гармонии с собой и окружающим миром;

  • воспитание культуры здоровья;

  • развитие творческих способностей;

  • мотивация на здоровый образ жизни;

  • научить студентов использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • внедрение инновационных педагогических технологий;

  • принятие участия в ученических конференциях.

В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье

Здоровье - неоценимое счастье для каждого человека, то, о чем многие вспоминают, к сожалению, только тогда, когда его теряют.

Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков.

Здоровье человека зависит

1. на 50% - от образа жизни

2. на 25% - от состояния окружающей среды

3. на 15% - от наследственной программы

4. на 10% - от возможностей медицины.

Доклад «Здоровьесберегающая организация учебного процесса»

(По данным исследований Всемирной организации здравоохранения)

Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики - одна из самых актуальных образовательных подходов, это совокупность приемов и методов организации обучения студентов без ущерба для их здоровья, и как качественная характеристика любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье студентов и педагогов.

Шаги приобщения преподавателей к здоровьесберегающей педагогике могут быть следующие:

- осознание проблемы негативного воздействия техникума на здоровье студентов, формирование убежденности, что привычное отношение к здоровью необходимо менять;

- поиск путей исправления ситуации; признание своей ответственности за результаты этой работы;

- овладения необходимыми технологиями (обретение соответствующих профессиональных компетенций);

- активное участие в работе всего техникума по реализации принципов здоровьесберегающей педагогики.

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них - здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества.

Выделяют следующие учебные факторы риска, негативно влияющие на здоровье студентов: стрессовая педагогическая тактика; интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся; нерациональная организация учебной деятельности; низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения студентов, сохранения их здоровья. Поэтому одной из основных задач ГБПОУ СО «Борский государственный техникум», связанных с проблемой здоровья, является организация комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов, и контроль за эффективностью его реализации. Важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, являются: организация уроков на основе принципов здоровьесбережения и использование на уроках здоровьесберегательных технологий.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние студентов в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровье студентов и преподавателя.

Правило 1. Правильная организация урока. Организация урока должна обязательно включать три этапа:

1) преподаватель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

2) студенты формулируют и задают вопросы;

3) преподаватель и студенты отвечают на вопросы.

Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование различных каналов восприятия.

Правило 3 Учёт зоны работоспособности студентов. Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у студентов имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так в разные дни учебной недели.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности. Эффективность усвоения знаний студентами в течение урока такова: 5-25-я минута - 80 %; 25-35-я минута - 60-40 %; 35-45-я минута -10 %.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы студенты заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Основная задача образовательных учреждений - дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации обучения: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у студентов состояний переутомления.

1. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение студента в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием: игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, игра).

Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

2. Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.

  • метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия);

  • активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);

  • методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки).

Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

3. Проведение физкультурных минуток.

  • расслабление кистей рук

  • массаж пальцев перед письмом

  • дыхательная гимнастика

  • предупреждение утомления глаз

Недостаток двигательной активности - одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма студента. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Требования:

  • Они должны быть - разнообразны (однообразие снижает интерес).

  • Проводится на начальном этапе утомления.

  • Предпочтение отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

  • Стараться подбирать упражнения в зависимости от особенностей урока.

  • Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью.

  • Работа по предупреждению утомления глаз.

  • Дыхательная гимнастика. Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует студентов на уроках.

Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.

  • «Хороший смех дарит здоровье»,

  • мажорность урока,

  • эмоциональная мотивация в начале урока,

  • создание ситуации успеха.

4. Экологическое пространство:

А) Проветривание помещений;

Б) наличие аквариума с рыбками,

В) озеленение кабинета,

Г) освещение кабинета.

Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.

Лучший их источник - растения, животные (рыбки).

5. Воспитание общей культуры.

Приобщение студентов к сокровищам культуры, истории родного края.

Важно, чтобы у студентов воспитывалась любовь к земле, где родился и вырос, чувство гордости за русский народ, Родину - Россию.

Русский фольклор - источник вечный, чистый. Его отличали гуманность, мудрость. Это источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания.

Воспитание у студентов терпимости, отсутствие негативного отношения к иным этническим культурам (воспитание толерантности);

использование различных жанров русского народного творчества в учебной и воспитательной работе.

6. Социализация личности ребенка.

  • экскурсии

  • уроки ОБЖ

  • беседы медицинских работников

«Социализация - развития человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит».

Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания.

Необходимо учитывать в работе показания медработников, вести разъяснительную работу со студентами по поводу профилактических прививок, приглашать медиков на родительские собрания, на классные часы.

Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики - одна из самых актуальных образовательных подходов, это совокупность приемов и методов организации обучения студентов без ущерба для их здоровья, и как качественная характеристика любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье студентов и педагогов.

Шаги приобщения преподавателей к здоровьесберегающей педагогике могут быть следующие:

- осознание проблемы негативного воздействия техникума на здоровье студентов, формирование убежденности, что привычное отношение к здоровью необходимо менять;

- поиск путей исправления ситуации; признание своей ответственности за результаты этой работы;

- овладения необходимыми технологиями (обретение соответствующих профессиональных компетенций);

- активное участие в работе всего техникума по реализации принципов здоровьесберегающей педагогики.



РЕЗУЛЬТАТ.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет студентам успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, преподавателю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Критерием здорового образа жизни является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала студентов через создание у них заинтересованного отношения к обучению.

ИТОГ:

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим студентов ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.


Список использованной литературы


1. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Применение метода индексов при оценке физического развития студентов // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2014. № 1 (121). С. 21-27.

2. Концепция модернизации российского образования до 2010 года. - М., 2003.

3. Педагогическая валеограмотность / под ред. Т. А. Солдатовой. - Ростов н/Д, 1997. - С. 13.

4. Соловьева Н. И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании // ЭКО. - 2004. - № 17.

5. novainfo.ru/archive/30/rol-zdorovesberegayushchikh-tekhnologiy


© 2010-2022