- Преподавателю
- Другое
- Доклад «Здоровьесберегающая организация учебного процесса»
Доклад «Здоровьесберегающая организация учебного процесса»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рязанцева Е.В. |
Дата | 03.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Борский государственный техникум»
Доклад
Тема: «Здоровьесберегающая организация учебного процесса»
Подготовила:
Рязанцева Екатерина Викторовна преподаватель первой
квалификационной категории
Борское 2013год
«Здоровьесберегающая организация учебного процесса»
Проблема:
Отсутствие в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья студентов.
Цель: обеспечить студенту возможность сохранения здоровья на уроке экономике.
Задачи:
-
организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
-
создание условий ощущения у студента радости в процессе обучения;
-
научить студентов жить в гармонии с собой и окружающим миром;
-
воспитание культуры здоровья;
-
развитие творческих способностей;
-
мотивация на здоровый образ жизни;
-
научить студентов использовать полученные знания в повседневной жизни;
-
внедрение инновационных педагогических технологий;
-
принятие участия в ученических конференциях.
В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье
Здоровье - неоценимое счастье для каждого человека, то, о чем многие вспоминают, к сожалению, только тогда, когда его теряют.
Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков.
Здоровье человека зависит
1. на 50% - от образа жизни
2. на 25% - от состояния окружающей среды
3. на 15% - от наследственной программы
4. на 10% - от возможностей медицины.
(По данным исследований Всемирной организации здравоохранения)
Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики - одна из самых актуальных образовательных подходов, это совокупность приемов и методов организации обучения студентов без ущерба для их здоровья, и как качественная характеристика любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье студентов и педагогов.
Шаги приобщения преподавателей к здоровьесберегающей педагогике могут быть следующие:
- осознание проблемы негативного воздействия техникума на здоровье студентов, формирование убежденности, что привычное отношение к здоровью необходимо менять;
- поиск путей исправления ситуации; признание своей ответственности за результаты этой работы;
- овладения необходимыми технологиями (обретение соответствующих профессиональных компетенций);
- активное участие в работе всего техникума по реализации принципов здоровьесберегающей педагогики.
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них - здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества.
Выделяют следующие учебные факторы риска, негативно влияющие на здоровье студентов: стрессовая педагогическая тактика; интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся; нерациональная организация учебной деятельности; низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения студентов, сохранения их здоровья. Поэтому одной из основных задач ГБПОУ СО «Борский государственный техникум», связанных с проблемой здоровья, является организация комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов, и контроль за эффективностью его реализации. Важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, являются: организация уроков на основе принципов здоровьесбережения и использование на уроках здоровьесберегательных технологий.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние студентов в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровье студентов и преподавателя.
Правило 1. Правильная организация урока. Организация урока должна обязательно включать три этапа:
1) преподаватель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
2) студенты формулируют и задают вопросы;
3) преподаватель и студенты отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование различных каналов восприятия.
Правило 3 Учёт зоны работоспособности студентов. Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у студентов имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так в разные дни учебной недели.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности. Эффективность усвоения знаний студентами в течение урока такова: 5-25-я минута - 80 %; 25-35-я минута - 60-40 %; 35-45-я минута -10 %.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы студенты заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Основная задача образовательных учреждений - дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации обучения: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у студентов состояний переутомления.
1. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение студента в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием: игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, игра).
Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.
2. Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
-
метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия);
-
активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);
-
методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки).
Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
3. Проведение физкультурных минуток.
-
расслабление кистей рук
-
массаж пальцев перед письмом
-
дыхательная гимнастика
-
предупреждение утомления глаз
Недостаток двигательной активности - одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма студента. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Требования:
-
Они должны быть - разнообразны (однообразие снижает интерес).
-
Проводится на начальном этапе утомления.
-
Предпочтение отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
-
Стараться подбирать упражнения в зависимости от особенностей урока.
-
Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью.
-
Работа по предупреждению утомления глаз.
-
Дыхательная гимнастика. Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует студентов на уроках.
Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.
-
«Хороший смех дарит здоровье»,
-
мажорность урока,
-
эмоциональная мотивация в начале урока,
-
создание ситуации успеха.
4. Экологическое пространство:
А) Проветривание помещений;
Б) наличие аквариума с рыбками,
В) озеленение кабинета,
Г) освещение кабинета.
Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.
Лучший их источник - растения, животные (рыбки).
5. Воспитание общей культуры.
Приобщение студентов к сокровищам культуры, истории родного края.
Важно, чтобы у студентов воспитывалась любовь к земле, где родился и вырос, чувство гордости за русский народ, Родину - Россию.
Русский фольклор - источник вечный, чистый. Его отличали гуманность, мудрость. Это источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания.
Воспитание у студентов терпимости, отсутствие негативного отношения к иным этническим культурам (воспитание толерантности);
использование различных жанров русского народного творчества в учебной и воспитательной работе.
6. Социализация личности ребенка.
-
экскурсии
-
уроки ОБЖ
-
беседы медицинских работников
«Социализация - развития человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит».
Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания.
Необходимо учитывать в работе показания медработников, вести разъяснительную работу со студентами по поводу профилактических прививок, приглашать медиков на родительские собрания, на классные часы.
Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики - одна из самых актуальных образовательных подходов, это совокупность приемов и методов организации обучения студентов без ущерба для их здоровья, и как качественная характеристика любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье студентов и педагогов.
Шаги приобщения преподавателей к здоровьесберегающей педагогике могут быть следующие:
- осознание проблемы негативного воздействия техникума на здоровье студентов, формирование убежденности, что привычное отношение к здоровью необходимо менять;
- поиск путей исправления ситуации; признание своей ответственности за результаты этой работы;
- овладения необходимыми технологиями (обретение соответствующих профессиональных компетенций);
- активное участие в работе всего техникума по реализации принципов здоровьесберегающей педагогики.
РЕЗУЛЬТАТ.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет студентам успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, преподавателю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Критерием здорового образа жизни является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала студентов через создание у них заинтересованного отношения к обучению.
ИТОГ:
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим студентов ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.
Список использованной литературы
1. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Применение метода индексов при оценке физического развития студентов // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2014. № 1 (121). С. 21-27.
2. Концепция модернизации российского образования до 2010 года. - М., 2003.
3. Педагогическая валеограмотность / под ред. Т. А. Солдатовой. - Ростов н/Д, 1997. - С. 13.
4. Соловьева Н. И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании // ЭКО. - 2004. - № 17.
5. novainfo.ru/archive/30/rol-zdorovesberegayushchikh-tekhnologiy