Обобщение опыта педагога дополнительного образования Дацык Н. А

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В МБОУ «Горельская СОШ» в должности педагога дополнительного образования я работаю 9 лет.

Являюсь руководителем объединения «Народные умельцы», работая в области декоративно-прикладного искусства.

В 1990 году окончила Тамбовское педагогическое училище №2 по специальности воспитатель дошкольного учреждения.

Основной целью работы объединения, которым я руковожу, является стимулирование творческой активности детей, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для самореализации.

Большое внимание в своей работе я уделяю изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного творчества. Особый интерес для меня и моих воспитанников представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой местных растительных материалов: береста, соломка и др.

Основными задачами занятий в объединении «Народные умельцы» являются:

- развитие у детей эстетического восприятия, художественного вкуса и эмоционально - чувственного отношения к природе и предметам;

- воспитание детей интереса и любви к декоративно - прикладной работе, народному искусству родного края;

- развитие художественно - творческих способностей детей;

- формирование трудовых умений и навыков;

- обучение детей приемам обработки различных природных материалов - бересты, флористики - с целью выполнения художественных изделий;

- привлечение учащихся к изучению литературы с целью получения новых знаний по истории и развитию декоративно - прикладного искусства.

В целом занятия по программе призваны способствовать решению комплекса задач по эстетическому, трудовому и нравственному воспитанию.

Обучение в объединении ведётся мной по модифицированной программе «Народные умельцы».

Программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на детей с 11 до 13лет.

1-й год обучения предполагает общехудожественное развитие детей, практическое овладение основами и знаниями в данной области, адаптацию в коллективе, выявление интересов и потребностей, знакомство со спецификой декоративно прикладного искусства.

2- й год обучения детей предполагает развитие и углубление профессиональных интересов и навыков, расширение спектра теоретических знаний, художественных и технических дисциплин по всем видам деятельности.

Большое значение и место уделяется практической работе по закреплению полученных знаний, умений и навыков.

Этот год обучения предполагает изготовление изделий наибольшей сложности и создание творческих проектов, что ориентирует детей на самостоятельное приобретение и применение детьми новых знаний, умений, целостных ориентаций, отношений.

Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приёмам и технологии изготовления различных изделий, сочетающих в себе эстетические и практические качества.

Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с берестой и соломкой, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение.

В процессе работы у детей развиваются:

- чувства цвета, ритма;

- тренируются пальцы рук, глазомер;

- воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и

эстетическое восприятие мира;

- формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками,

знание природных качеств материалов и их применение, любовь и бережное

отношение к природе

В своей работе я использую разнообразные методы обучения:


  • методы формирования сознания (рассказ, беседа, работа с литературой, метод примера);

  • методы организации деятельности (инструктаж, иллюстрации и демонстрации, практические работы);

  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (познавательная игра, поощрение);

  • методы контроля эффективности (творческие проекты, практическая работа);

При работе с воспитанниками я выбираю следующие формы работы:


  • анализ работ учащихся;

  • выставки работ учащихся;

  • коллективное творчество;

  • использование фольклора;

  • физкультминутки;

  • технологическое проектирование.

При коллективном анализе работ учащихся я акцентирую внимание на том, что получилось, т.е. даю положительную оценку деятельности ребёнка, тем самым создаю благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.

Одна из интереснейших форм стимулирования учащихся к знаниям это выставки детских работ. Совместно с детьми я отбираю лучшие работы, при этом опираюсь на мнение ребят. Данная форма работы помогает сформировать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, т. е. учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению работы. Работы, выполненные коллективно, служат украшением интерьера. Этот вид деятельности сплачивает ребят единой целью, развивает стремление к общему результату. Взаимопомощь способствует формированию дружеских взаимоотношений.

Ежегодно в нашем объединении выбирается орган самоуправления. Ребята сами выбирают лидера-командира объединения, назначают ответственных за дисциплину и порядок, а также за культурно-массовый сектор. Эта форма работы, помогает проявить детям свои лидерские качества, воспитывает в детях чувство ответственности за порученное дело.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на моих занятиях я ставлю на главное место, их можно разделить на три основные группы:

- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

- разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья во время обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В моём объединении «Народные умельцы» работа по здоровьесбережению обучающихся ведется по нескольким направлениям.

1.Соблюдение режима проведения занятий.

Занятия начинаются через час после последнего урока обучающихся, продолжительность занятия 2 часа по 45 минут, перерыв между часами составляет 10-15 минут.

2.Соблюдение гигиенических условий в учебном кабинете.

Занятия проводятся в чистом, правильно освещенном и хорошо проветриваемом кабинете без монотонных, неприятных раздражителей.

Утомляемость учащихся и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

3. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

Во время занятия обучающимся разрешается выполнять задания в положении стоя.

4. Благоприятный психологический климат на занятии.

Спокойная обстановка. Доброжелательная речь, спокойная беседа, внимание к каждому ответу, позитивная реакция на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельности.

5. Психологическая установка на работу. Занятие могу начать словами: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза». Под тихую музыку дети повторяют за мной: «Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я буду внимателен. У меня хорошее настроение. Я готов к работе. Мы внимательны. Все будет хорошо. Мы успеем все сделать». После установки на мобилизацию восприятия, памяти, мышления работа на занятии проходит в быстром темпе.

6. Мотивация к учебной деятельности. Вызвать интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. На занятиях использую загадки, стихотворения, привлекаю сказочных героев.

7. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности: свободная беседа, свобода творчества, дискуссия самооценка и взаимооценка.

8. Чередование различных методов учебной деятельности: словесный, наглядный, поисковый, аудиовизуальный, игровой, самостоятельная практическая работа.

9.Проведение инструктажей по технике безопасности: инструктажи по правилам работы с колющими и режущими инструментами, пожарной безопасности, поведение в экстремальных ситуациях.

10. Проведение физкультминуток.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток- положительный эмоциональный фон. Физкультминутки провожу с музыкальным сопровождением, физкультминутки в стихах, игровые паузы. Использую различные виды гимнастик:

- Гимнастика для рук «Замок»

На двери висит замок

Кто его открыть бы мог?

Постучали, покрутили, потянули и открыли.

- Упражнения для мимики лица

1) нахмуриться - расслабить брови

2) зажмуриться - расслабить веки

3) расширить глаза - расслабить

- Гимнастика для глаз «Волшебная точка»

.


1) глазами передвигаем точку по таблице: вверх, вправо, вниз, влево

2) закрываем глаза и мысленно двигаемся вместе с точкой

11.Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Упражнение «Путешествие на облаке»

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните... Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.) Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад. Поблагодарите облако за то, что оно так хорошо вас покатало... Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе... Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

12. Организация тематических экскурсий согласно образовательной программе («Сезонные изменения в природе», «Красоту надо уметь замечать»)

13. Работа с родителями и классными руководителями. Индивидуальные беседы. Помощь родителей в организации экскурсий и походов.

14. Участие в конкурсах поделок («Мы за здоровый образ жизни», «Наше здоровье-в наших руках», «Зимние забавы» и т.д,)

15. Беседы на тему здорового образа жизни («Чистота-залог здоровья», «Осторожно, гололед!», «Чем опасны простудные заболевания»,)

16. Использование различных тестовых заданий с выбором ответа, распознавание ошибок игровых заданий на развитие фантазии.

- Игра «Зеркальное рисование»

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

17. Использование нетрадиционных техник. (мозаичный способ, соломенная живопись, прорезывание, тиснение бересты и т.д.).

Необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер образовательного процесса. Ведь включение ребенка в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими.

Технологическое проектирование является одной из форм моей работы с детьми.

Её цель- стимулирование активности и самостоятельности обучающихся, развитие познавательных способностей детей, получение конкретного результата.

Провожу анализ усвоения знаний, полученных детьми на занятиях с помощью индивидуальных маршрутных книжек. (Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе)

На протяжении всех лет работы я занимаюсь самообразованием. Приобретаю литературу для объединения, использую в работе журналы «Внешкольник», «Дополнительное образование и воспитание», посещаю семинары, мастер-классы опытных коллег, пользуюсь услугами Интернета.

Ежегодно пополняю методический банк объединения. За период работы мной выполнено более 40 изделий. Оформляю проекты учебных пособий.

В дальнейшем я планирую продолжать работу по повышению уровня профессионального мастерства путём овладения новыми технологиями в работе с природными материалами.

Ежегодно я и мои воспитанники принимаем участие в конкурсах различного уровня «Сердце отдаю детям», «Звёздочки Тамбовщины», «Православная культура Тамбовского края», и т.д. Неоднократно моя работа отмечалась грамотами, благодарственными письмами школы и управления образования.

Активно участвую в культурно-массовых мероприятиях школы ( Новогоднее театрализованное представление, «Общешкольные родительские собрания», «Посвящение в первоклассники», «Осенний бал», «Широкая масленица»).

Также я привлекаю родителей воспитанников к участию в жизни объединения. Одна из важнейших моих задач - способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. В основе моего сотрудничества с родителями лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи. Сотрудничество с родителями воспитанников осуществляется мной в следующих формах:

  • Дни открытых дверей;

  • Анкетирования (родителей, детей);

  • Собрания;

  • Беседы, встречи (индивидуальные, коллективные);

  • Дни творчества детей и их родителей «Семейная гостиная»;

  • Организация совместного досуга (концертные и праздничные программы);

  • Семейные выставки.

За время работы объединения сформировалась группа ребят, которая добилась значительных успехов в работе с природными материалами. Это- Кузнецова Лиля, Кухтачёва Влада, Казакова Лиля, Павлова Наталья. Ребята являются активными участниками конкурсов декоративно-прикладного творчества на различные темы: «К 70-летию Победы», «Моя малая Родина», «Ковёр мира», и др. Ежегодно учащиеся принимают участие в выставках декоративно-прикладного творчества школы, района и области, неоднократно становились их победителями и отмечались благодарственными грамотами и призами. В 2013 году в рамках областной коллегии я провела мастер-класс на базе МАОУ «Татановская СОШ»

На протяжении многих лет веду сотрудничество с библиотекой, Горельским сельским Советом, сельским Домом культуры.

Налажен контакт с жителями нашего села (участие в ярмарках, посвящённых Дню села (выставки-экспозиции).

В объединении мной созданы комфортные условия для занятий детей. Ежегодно обновляется интерьер, проводится косметический ремонт, кабинет мной эстетично оформлен.

В 2010 году мне была присвоена вторая квалификационная категория в должности педагога дополнительного образования.

За период работы в должности педагога дополнительного образования мной достигнуты следующие результаты:

- Созданы комфортные условия для занятий детей в объединении;

- Сохраняется постоянный контингент учащихся;

- В 2014-2015 учебном году в школе было организовано 9 выставок декоративно-прикладного творчества, в которых приняли участие ребята объединения «Народные умельцы»;

- Ребята объединения «Народные умельцы» принимают участие в районной выставке «День района», «Вифлеемская звезда».

- Ежегодно ребята принимают участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня, «Звёздочки Тамбовщины» (победили Павлова Наташа-3 место, Кухтачёва Влада-1 место), «Православная культура Тамбовского края» (победили Юрова Вика-2место),

- Мной разработано и оформлено более 40 пособий.

Только за период с 2010 по2015 год я разработала и оформила

проекты: «Панно», «Пасхальная подставка для яйца», «Шкатулка из

бересты», «Комбинированная картина из бересты и соломки»,

серия картин из проекта «Моя малая Родина»

- Ежегодно пополняю методический банк объединения.

- Участвую в реализации трёх программ: программа гражданско-патриотического воспитания «Возрождение», «Здоровый образ жизни», программа летнего оздоровительного лагеря «Весёлые ребята».

- Участвуя в различных конкурсах и мастер-классах «Сердце отдаю детям», я повышаю свой профессиональный уровень.

- В 2010 году была аттестована на 2 -ю квалификационную категорию.

- Мной налажен тесный контакт с родителями воспитанников.

- Способствую увеличению посещаемости детьми и родителями культурно-массовых мероприятий нашей школы.

Самыми любимыми мероприятиями у детей стали Новогодние

театрализованные представления, а у родителей выставки и мероприятия с

участием родителей, о чём свидетельствуют мнения родителей и детей.

- Мной налажено сотрудничество с коллективами школ района, Центром творчества, библиотекой, Домом культуры, Сельским Советом.

- Принимаю участие по улучшению материально-технической базы объединения.

- Принимаю участие в мероприятиях школы, села, района, области.

(культурно-массовые мероприятия, коллегии, конференции).

- Ежегодно создаю условия для занятий воспитанников, уделяя

особенное внимание эстетическому оформлению.

- Неоднократно моя работа отмечалась благодарственными грамотами школы

и управления образования:

- в 2011 году - Диплом 1 степени в конкурсе «Сердце отдаю детям»

- неоднократно награждалась грамотами за работу начальником лагеря дневного пребывания «Весёлые ребята»

- в 2013 году - диплом 3 степени Управления Образования «Лучший

методический материал»

- в 2013 году награждена грамотой Администрации Тамбовского

района.








© 2010-2022