Лесной праздник. (познавательно – игровая экологическая программа)

У каждого народа было своё свящённое дерево, которому поклонялись. Например, у русских – берёза, у поляков – липа. Люди поклонялись тем деревьям, которые росли там, где они живут, деревьям, которые они знали с деревьями были связаны различные интересные обряды. Например, в Тамбовской области берёзу украшали бусами и лентами, одевали в платья, приделывали косу. Когда берёзу полностью наряжали, ей  под юбку забиралась девочка, брала её за ствол и двигались  впереди хоровода, тем самым создавалось ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лесной праздник.

(познавательно - игровая экологическая программа)

Ситуация «Хоровод деревьев».

Сегодня мы отправляемся в весёлое путешествие по различным странам и посмотрим, как разные народы относились в древности и как относятся к деревьям сейчас.

У каждого народа было своё свящённое дерево, которому поклонялись. Например, у русских - берёза, у поляков - липа. Люди поклонялись тем деревьям, которые росли там, где они живут, деревьям, которые они знали с деревьями были связаны различные интересные обряды. Например, в Тамбовской области берёзу украшали бусами и лентами, одевали в платья, приделывали косу. Когда берёзу полностью наряжали, ей под юбку забиралась девочка, брала её за ствол и двигались впереди хоровода, тем самым создавалось впечатление, что берёза пляшет сама. Так обходили всё село, а потом берёза «ходила» в гости к девушкам. Её ставили в передний угол перед накрытым столом и угощали. Девушки считали берёзу своей сестрой и подругой.

В северных районах ветвями берёзы украшали дом во время свадьбы.

На Украине берёзку заменяли тополь или вишня.

У удмуртов роль священного дерева выполняли ель, берёза и сосна, культ которых получил наибольшее развитие, и именно они соответствовали трём верховным божествам. У каждого из них было «своё» дерево:

у Инмара - сосна, у Куазя - ель, у Кылды - осина, берёза.

А слово «дуб» на Руси заключало в себе понятие дерева вообще.

Весёлая пантомима «Лесная Сказка - королева».

Для нашей игры понадобятся: «Сказка-королева», «Замок Сказки-королевы»,

«двенадцать великанов - дубов», «звери», «птицы», «букашки и мошки».

(Учитель предлагает выбрать себе роль, затем представить, как бы они изобразили свою роль без слов - одними жестами рук, мимикой и поведением.)

Я буду читать отрывок из сказки Л. А. Чарской «Дочь Сказки». Каждый из вас, услышав, что речь идёт о нём, должен жестами и мимикой показать своего героя.

«Там, где сплелись ветвями ивы зелёные, где глухо шумит день и ночь большое лесное озеро, там, куда золотые звёзды заглядывают по ночам робко и пугливо, там живёт Сказка-королева.

Много лет королеве, старая она; не одну сотню тысяч лет живёт она на свете. А по лицу и не подумаешь, что такая старуха - Сказка. Лицо у неё гладкое, юное, свежее и такое прекрасное, что звёзды любуются, глядя на неё, а озёрные волны глухо шумят, красоте её завидуя. Глаза у Сказки тёмные, глубокие и так горят, что глядеть жутко; щёки румянцем пышут; алые губки, как птички, щебечут; волосы у Сказки золотою сверкающей волной спускаются до самой земли.

Одета она всегда пёстро и нарядно, в одежду не то лиловато - красную, не то голубовато - розовую. И белого, и жёлтого, и зелёного много в её наряде. А на голове - венок из цветов, такой душистый, что голова кружится, если близко подойти к Сказке.

Живёт Сказка - королева в самой чаще зелёного леса. Там у неё замок построен, огромный, нарядный…стены замка кружевные, ажурные, из листьев тополей серебристых и плакучих белоствольных берёз и ив, трон - из незабудок и ландышей лесных; стража - двенадцать великанов-дубов. Стоят они караулом вокруг дворца Сказки - королевы и охраняют свою повелительницу.

Днём спит сказка - королева на душистом ложе из полевых цветов, а ночью, когда загораются на небе золотые звёзды, тогда пробуждается сказка, протирает свои тёмные, красивые глазки и начинает говорить, но так, что, кажется, поёт кто-то среди ночной тишины. Всё громче и яснее звучит её плавно текущая речь…и весь лес, всё её зелёное царство пробуждается тогда и сходится к её замку: приходят звери, слетаются птицы, букашки и мошки, приползают, шурша по траве, змеи и гады.

И все слушают, слушают…»

Беседа - диалог «Как относятся к деревьям разные народы».

У древних славян самым почитаемым деревом был дуб. Он олицетворял силу и мощь, отчего и считался деревом бога Перуна. Священным его считали также литовцы, чуваши, мордва. А вот самым любимым деревом русских была и остаётся берёза. У украинцев она - «беззащитная дивчина», символ жизни. У кавказских народов почитается тис, у таджиков - платан (чинара). Ель была священной у германцев, кипарис - у греков, сосна - у фригийцев, омела - у кельтов…

«В разных уголках Земли, - пишет французский этнограф Жак

Бросс, - живёт легенда о праотце всех деревьев, дереве - великане, которое поднималось к небесам из центра земли и явилось осью Вселенной. Оно объединяло три стихии, его корни уходили глубоко в почву, а крона упиралась в небесную твердынь. Оно дарило планете воздух, всем земным тварям плоды, налитые солнцем и влагой, которую оно брало из почвы. Дерево притягивало молнии, дававшие людям огонь, и движением ветвей приказывало облакам, развившимся у его верхушки, поить землю живительным дождём. Оно было источником жизни и обновления». Неудивительно, что культ дерева был столь распространён в древности.

Действительно, во всех странах жизнь людей и деревьев издавна связывали тесные узы. Дерево могло стать двойником человека, охранять его, передавать часть своих сил. Полагали, что у них общая судьба. Во многих странах в день рождения ребёнка сажали дерево, которое становилось как бы его близнецом. Немцы в честь мальчика сажали яблоню, в честь девочки - грушу. А, например, в Полесье, когда рождался сын, во дворе высаживали дубок, а если дочь - сосну, тополь или берёзу.

Марийцы - охотники спрашивали дорогу у деревьев, просили разрешения переночевать под их сенью, благодарили за ночлег. У корейцев же существовала традиция «усыновлять2 отдельные деревья в священных рощах. Отличительным признаком был соломенный жгут, привязанный к ветвям. Вокруг старых деревьев, растущих у дорог, на горных перевалах и границах деревень, сооружались защитные каменные насыпи. Нередко семья имела своё собственное дерево, растущее здесь же, возле дома.

Люди замечали, скажем, что если жить под большим дубом, то проживёшь долго: он как бы отдаёт часть своей силы. «Хорошим» деревом, дарующим энергию, считалась берёза, в противоположность осине, забирающей силы. Тем не менее существует поверье, что осина и тополь способны снять излишнее, «чёрное» напряжение и «принять» на себя болезнь человека.

Приведите примеры, если они вам известны, о приметах, связанных с деревьями.

Расскажите случаи особого отношения людей именно к деревьям.

Издавна люди благоговейно относились к старым деревьям. У славян с их помощью лечили детей, к примеру, от грыжи или рахита. Ритуал совершался на рассвете - считается, что это время, когда у дерева много сил. Ребёнка три раза проносили голым сквозь разрез, сделанный в живом дереве: оно «принимало» на себя его недомогание, «отдавая» больному свою энергию. После этой церемонии разрез стягивали и замазывали глиной. Когда выздоровевший ребёнок вырастал, он должен был заботиться о своём спасателе.

К деревьям - долгожителям обращались с просьбой о ниспослании здоровья и богатства, удачного брака и благополучных родов. У многих народов было распространено поверье, что деревья принимают души умерших. Поэтому и на рубку их существовал строгий запрет. Русские считали, что срубивший такое дерево сходит с ума или ломает себе руки и ноги, а то и умирает. У украинцев запрещалось уничтожать плодовые деревья: сделавший это обрекал себя на гибель. Белорусы, слушая скрип дерева, верили, что это плачет душа замученного человека. На Руси долго охранялись старые усадебные деревья. «Такие деревья рубить нельзя», - передавалось из поколения в поколение. Такая же традиция существует до сих пор и в Азербайджане.

Так веками воспитывалось в человеке чувство бережного, осторожного отношения к деревьям, к самой природе, ко всему, что, по его понятиям, превосходило его разум и возможности. Эти суеверия предохраняли зелёные массивы от бездумной и жестокой вырубки.

В наше время человек оказался не только отъединён от природы, но и противостоит ей, и это неравное противодействие, хотя и с опозданием осознанного, грозит ему гибелью. Что же, ситуация безнадёжная? Хочется верить, что это не так.

В завершении нашего заочного путешествия я вам предлагаю мысленно отправиться на лесную опушку и поиграть в весёлую игру.

Загадаю вам, ребятки,

Очень милые загадки.

Лесной барабанщик,

Длинноухий трусишка, обожает морковку.

Кто это? (Зайчишка.)

Давайте попробуем побарабанить по своим коленкам, как зайчики…

Тра-та-та! Тра-та-та!

Молодцы, ребята!

Всю зиму он в берлоге спал

Да сладко лапу сосал,

Весной затопал спросонок.

Ребята, кто это? (Медвежонок.)

Потопаем, как молодые Топтигины…Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

На дворе в кадушке

Заквакали подружки,

Потом прыг из ушата…

Кто же это? (Лягушата.)

А ну-ка поприседаем и поквакаем, как лягушки. Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!

Тучки в небе побежали,

Я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали.

Это значит…(Дождик.)

Как же мы его покажем? А вот так. Будем хлопать в ладоши и говорить : «Кап-кап-кап!»

Сейчас я спою для вас песенку, а вы мне будете помогать. Как? Движениями.

Утром рано на лесной поляне,

Звонко, звонко заяц барабанит.

Тра-та-та! Тра-та-та!

Тра-та-та! Тра-та-та!

Из берлоги вылез медвежонок,

Топать начал он спросонок.

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Лягушата делают зарядку,

Пляшут, пляшут весело вприсядку.

Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!

Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!

Сразу стало пусто на полянке,

Звонко, звонко дождик барабанит.

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

Вот такая песенка, песенка - чудесенка!

Подведение итогов.


© 2010-2022