Дистанционное обучение в открытой школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дистанционное обучение в Открытой школе

Доказывать в настоящее время экономическую, образовательную, даже политическую значимость организации в стране системы дистанционного обучения уже поздно. Дистанционное обучение стало уже свершившимся фактом не только за рубежом, но и в нашей стране. С развитием Интернет технологий дистанционное обучение получает еще большее распространение.

В настоящее время интенсивность внедрение Дистанционного обучения значительно выросла. Традиционный очный шестинедельный курс теперь преподается в таком соотношении: 75% e-Learning и 25% в классе.

Вместе с тем, чтобы дистанционная форма обучения в любых типах образовательных учреждений могла успешно развиваться, необходимы значительные усилия специалистов в области компьютерных коммуникаций, Интернет технологий, специалистов в предметных областях, методистов, хорошо знакомых со спецификой Интернет, и коммуникационных технологий, знакомых с современными тенденциями в системе образования, современными концепциями, теориями, педагогическими технологиями, психологическими особенностями взаимодействия в сети и пр.

Учебный процесс в дистанционной форме более трудоемкий и многоаспектный, чем в очной форме. Здесь своя специфика. Все эти проблемы пока решаются в каждом отдельно взятом учреждении самостоятельно, в силу понимания этих проблем работниками школ. Весь подготовительный процесс сводится к переводу лекций в электронный вид и пересылке учебных материалов учащимся по электронной почте. Следует отметить, что технологические особенности дистанционной формы обучения оказывают существенное влияние не только на отбор содержания, но и на структурирование учебного материала.

Современные телекоммуникационные технологии предоставляют уникальные возможности для совершенствования дистанционного образования. Речь идет, прежде всего, об использовании средств IP-телефонии. Само по себе использование голосового общения в процессе дистанционного обучения уже может способствовать повышению качества образования. Однако современные программные и аппаратные средства IP-телефонии уже давно перешагнули барьер только голосового общения. Для общения с успехом используются не только средства традиционного (текстового) чата, но и возможности передачи видеоизображения, а при необходимости и передачи пакетов данных. По сути дела, в настоящее время сформировался новый класс телекоммуникационных технологий для общения - IP-мультимедиа.

Для повышения эффективности использования современных педагогических информационных технологий в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» создан Центр дистанционного обучения. Основными направлениями деятельности Центра дистанционного обучения являются: координация учебно-методической составляющей деятельности школы в системе дистанционного обучения, выработка общих критериев создания дистанционных курсов согласно стандартам; проведение научных исследований для совершенствования учебного процесса школы в области компьютерных обучающих программ, включая электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, системы контроля знаний, обучающие системы на базе мультимедиа технологий; апробация программных средств учебно-методического обеспечения дистанционного обучения, разработанного как в школе, так и сторонними организациями; методическое руководство научно-исследовательскими работами педагогов школы и учащихся в области совершенствования систем дистанционного образования и использования современных информационных педагогических технологий в учебном процессе.

Широкое внедрение дистанционного обучения требует решение ряда проблем. Опыт работы позволяет выделить следующие ключевые проблемы:

  • психологические (инертность учителя-предметника);

  • технические (слабость технической базы, скорости Интернета, отсутствие апробированных программных средств);

  • юридические (недостаточность нормативной, законодательной документальной базы, регламентирующую учебную деятельность при дистанционной форме обучения);

  • методические (слабое обеспечение методическими разработками по технологиям дистанционного обучения).

Приведенный перечень проблем далеко не полный. Прежде всего, следует подчеркнуть, что преподаватель дистанционного обучения должен владеть всем арсеналом пользовательских навыков работы с применением современных Интернет технологий. В отличие от очных форм обучения преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь определять психологический настрой и психологические особенности своих студентов на расстоянии, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, подчас сдерживать пыл экстравертов и т.д. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует достаточно сложных знаний и умений со стороны педагога, специальной и достаточно серьезной подготовки. Преподаватель очного обучения не готов к такой системе ведения учебного процесса.

С каждым годом становится все очевидней, что традиционное очное обучение не в состоянии справиться со многими проблемами образования - не только высшего, но и общего образования. Главная причина в том, что современный человек в разные периоды своей жизни должен иметь возможность выбора различных форм и способов обучения. Интеграция дистанционных и очных форм обучения представляется на сегодняшний день наиболее перспективной и востребованной для образовательных организаций, особенно с учетом открытой школы, где решение различных жизненных обстоятельств наших учащихся нуждаются в индивидуальном подходе к каждому (вахтовый метод работы, выездные соревнования, длительный больничный лист). Наша школа с успехом решает все задачи стоящие перед ней по подготовке учащихся к итоговой аттестации, в том числе и благодаря дистанционным технологиям.


© 2010-2022