• Преподавателю
  • Другое
  • «Особенности изготовления вепсской куклы. Развитие интереса детей к народному творчеству»

«Особенности изготовления вепсской куклы. Развитие интереса детей к народному творчеству»

Предлагаю Вам мастер – класс по теме: «Особенности изготовления вепсской куклы. Развитие интереса детей к народному творчеству». Данный мастер -  класс разработан в рамках  УМК  к образовательной программе «Чудеса из ткани своими руками». Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования и учителям технологии начальных классов. Мастер – класс содержит  фотографии подробного процесса изготовления, а также подробное пошаговое описание изготовления вепсской куклы. Цель мастер-класса: развитие интереса к народному творчеству и приобщение к народным традициям женского рукоделия.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П. города Белово













Особенности изготовления вепсской куклы.

Развитие интереса детей

к народному творчеству

(мастер-класс)





Разработала:
Андреенко Наталья Викторовна,

педагог дополнительного образования




2014

Содержание



Введение 3

  1. Кукла - одна из интереснейших страниц истории культуры 4

  2. Вепсская кукла - оберег 5

  3. Традиционный русский костюм 7

  4. План - конспект мастер - класса 9

Заключение 16

Список литературы 17











































Введение

Человечество на протяжении всей своей истории играло в куклы. На Руси с давних времен изготовление тряпичных кукол носило характер семейной традиции, поощрялось, как школа рукоделия, хозяйствования, будущего материнства.

Известно, что А.С.Пушкин свою первую куколку "отдарок на подарок" сделал в возрасте около 4-х лет. Примерно в этом возрасте дети под руководством бабушек или старших сестер-братьев учились самостоятельно делать игровые куклы. Именно через работу над изготовлением игровой куколки они знакомились с особенностями народного костюма и приобретали навыки плетения, вышивки, вязания, шитья.

Актуальность.

В русской деревни с давних времен куклы исполняли роль оберегов от порчи и сглаза.

Они считались защитой детей, здоровья, символом достатка в доме, были наделены энергией рода, передаваемой из поколения в поколение.

В последнее время интерес к традиционной кукле возрос. Кукол делают все, а кто не делает, те присматриваются и это очень важно, потому что традиционные куклы помогают нам прикоснуться к истории, сделать своему ребенку игрушку своими руками, узнать поближе культуру народа, особенности костюма, познакомиться с возрастными вехами и традиционными праздниками. И самый лучший способ узнать все это - перенять куклу у того, кто уже владеет этой информацией, кто знает и понимает образ, который несет кукла, кто знает мелкие, но важные детали.

Почти нигде не упоминается о том, как с помощью куклы познать себя, изменить сложившуюся ситуацию, свою жизнь. Удивительно то, что обереги, сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями, а некоторые - по чудом сохранившимся древним традициям, способны брать заботу о "невидимых" событиях на себя. И чем сильнее чувства, заключенные в изделие, тем большую силу оно имеет, тем надежнее работает.

В образовательной программе «Такие разные куклы», составителем которой я являюсь, целый раздел посвящен народной кукле, при его изучении дети знакомятся с историей народной куклы, традициями и обрядами, связанными с ней, с различными видами рукоделия, используемыми при изготовлении куклы. Нужно видеть, как преображаются лица девочек, когда кукла начинает получаться!











Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Не случайно куклотерапия - один из излюбленных психологами способов снятия напряжения и усталости. С куклой ребёнок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову». Современная этнопедагогика единодушна во мнении о том, что кукла осознавалась нашими предками как мощный инструмент не только воспитания, но и как средство, способное исцелить душу и тело ребенка.

Цель: развитие интереса к народному творчеству и приобщение к народным традициям женского рукоделия.

Задачи:

  • систематизировать сведения о народной кукле;

  • познакомить с вепсской куклой, как с предметом народной культуры;

  • научить последовательности изготовления вепсской куклы.
















  1. Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.

Появление куклы связано с различными обрядовыми действами, отражавшими мировоззрение первобытного общества. Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла. Каждой девочке в 5 лет дарили прялочку и учили, сначала делать нитки, потом и ткать, и шить, и вышивать. Рукодельницу готовила вся женская родня - мама, бабушка, сестры, подружки, соседки. Ручной труд по изготовлению одежды был долог и велик.

При изготовлении кукол использовались лоскуты натуральных тканей, пакля, солома, нити. Когда мастерили кукол, лоскуты тщательно подбирали. Особенно ценились красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Сшитые из нового лоскута куклы, специально делали в подарок к крестинам, ко дню Ангела или другому празднику, выказывая родственную любовь и заботу. До наших дней дошло много образцов тряпичной куклы. Каждый образец кукол «рассыпался» на множество вариантов, характерных для той или иной местности. Традиционную русскую куклу подразделяли:

  • по назначению:

а) игровые

б) обереги и этнографические

г) обрядовые

  • по способу изготовления:

а) сшивные

б) не сшивные (закрутка)

  • по социальному образу:

а) на куклу - крестьянку

б) на куклу - барыню

в) царские куклы

Тряпичная кукла рассматривалась и как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Их мастерили девочки по мере взросления:

  • Первая кукла - «неумелая (не плели косу) называлась: девка простоволосая.

  • Вторая - девка с косой - девка заплетала косу.

  • Третья - обязательно в фартуке, вышитом разными швами и мережкой. Этим она показывала свое умение, с этой куклой её допускали в качестве молчаливой участницы на посиделки, когда она могла показать себя, но еще не имела права вступать в общую беседу.

• Четвертая - изображала просватанную девушку в праздничном сарафане.Традиционная кукла прошла долгий путь от простой нитяной кисточки над колыбелью младенца, до трудоемких и очень красивых современных кукол, сделанных художниками И всегда она несла в себе пожелание благополучия, здоровья и любви тому, кто становился её счастливым хозяином и другом.

Вепсская кукла-оберег

Россия - огромная многонациональная страна. С давних времен за границами России считали русскими всех тех, кто принял православие и подчинился власти московских князей. Таковыми считаются и вепсы. Вепсы - один из народов финно-угорской языковой группы, это небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей. Вепсы сохранили до сегодняшних времен свои традиции и обряды, которые очень сходны с нашими северорусскими обрядами. Через их села проходят туристические маршруты, работают этнографические студии, где желающих учат мастерить старинных кукол, ткать и другим ремеслам. Поэтому вепсскую куклу, сохранившую имя создавшего ее народа, можно по праву считать традиционной русской куклой. Этот вид кукол один из самых древних, и они были распространены во многих регионах. Есть они и на юге России, и в северных губерниях, и в Сибири, где она называлась Рожаницей.

Вепсская кукла, даже по внешнему виду напоминает матушку- кормилицу, является олицетворением материнской заботы, женской защиты и любви. Часто такие куколки сопровождали ребенка с самого рождения, пока не изнашивались, ну а взрослым людям вепсская кукла помогала поверить в себя, успокоиться, почувствовать себя защищенным, как в детстве, под маминым крылом. Поэтому такую куклу делают для человека, которому сейчас нелегко. Символом кормящей матери с самых глубин прошлых лет считается наполненная грудь для кормления деток. Первобытные скульптурки Великой Матери отражают очень ясно этот символ женского естества. И куколка очень похожа своими формами на эти старинные образы. По-другому её называют - «Кормилка».

Делала эту куколку девочка тогда, когда становилась девушкой. Куклу ставила на окошко, и вся деревня знала, что теперь девушка может принимать участие в молодежных посиделках и участвовать в девичьих хороводах, а вскоре ее ждет посвящение в невесты. Девушка приносила такую куклу на посиделки и давала ее понравившемуся парню, выражая тем самым свою симпатию.

В старину эту куклу обязательно делали из обрывков изношенной одежды. Из них же выдергивали нитки для набивания куклы. Ими же и связывали детали куклы. То есть детали этой куклы не сшиваются между собой, а связываются.




Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа.

Кукол делали по определенным правилам:

  • В старину эту куклу обязательно делали из обрывков изношенной одежды. Из них же выдергивали нитки для набивания куклы. Ими же и связывали детали куклы. То есть детали этой куклы не сшиваются между собой, а связываются.

  • Согласно традициям русского народа, при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы: ни к чему железу касаться ткани, резать лоскутки, из которых вот-вот родится почти живое существо - обережная кукла. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. И даже иногда нитки перекусывали зубами (Пеленашка).

  • А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела ... лица. Так как она выполняла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух) и тем самым она становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать её настроение и характер, представлять её в разных игровых ситуациях.

Можно счесть эти правила мудростью или суеверием. Можно отнестись к ним как к традиции и дать ребенку возможность поиграть с куклой, которая сама - кусочек прошлого, истории.





Традиционный русский костюм куклы

Если внимательно посмотреть на кукольную одежду, то можно увидеть, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. То есть наряд куклы имел не только эстетическое, декоративное значение, но и глубокие духовные корни. Именно в кукольном платье прослеживаются древние формы русской одежды. Всю одежду женщина испокон веков делала сама.

Различали 2 основных вида народной одежды:

  • рубаху с сарафаном;

  • рубаху с поневой (распашной юбкой).

На Севере России рубахи носили с сарафаном и передником, который защищал одежду от загрязнений и прикрывал ее неукрашенные части. Сарафан, который считается неотъемлемой частью русского женского костюма, появился только в XVI веке. До этого времени «сарафаном» называли княжеское мужское одеяние, укрывавшее всю фигуру. Итак, костюм состоял из рубашки (она же тело), сарафана, передника, пояса, косынки и платка. Все детали костюма имели определенный смысл, закрепленный в традиции. Прежде всего, русский женский костюм не должен был подчеркивать формы тела: каждая женщина в нем была красавицей, статной и дородной. Рубашка по вороту, подолу и низу рукава украшалась вышивкой, чтобы злые духи не пробрались к телу через отверстия в одежде. У нашей куклы роль вышивки выполняет красная нитка.

Важной частью женского костюма был головной убор. Девочки на лбу носили узкие ленты 0,5 - 2 см, девушки - повязки-ленты, закрывавшие лоб и затылок, а вот женщина повязывала платок, надевала повойник, кокошник, сороку. По-разному укладывали они и волосы. Считалось, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и их нельзя носить непокрытыми. Отсюда и пошло выражение «опростоволоситься» - оказаться на людях с непокрытыми волосами, то есть в неловком положении. У куклы- «кормилки» волосы как бы прикрыты косынкой, а затем повязаны платком. Это повседневный вариант головного убора - праздничный убор обычно был очень сложным и состоял из 5 и более элементов.

Обязательной принадлежностью любого костюма был пояс. Кроме чисто практической функции, пояс служил оберегом - охранял тело женщины от проникновения злых сил. Ходить без пояса считалось недопустимым - так, о человеке, который ведет себя неподобающим образом, говорят, что он «распоясался». Пояса бывали ткаными и вышитыми.

Кроме традиционных орнаментов, на поясах могли быть вышиты (вытканы) молитвы или пожелания тому, кто его носит. Женщины завязывали его под грудью, двойным узлом с левой стороны. Так же пояс подвязывал передник, за него подтягивали сарафан, под него подтыкали поневу, он поддерживал порты, к поясу крепились ключи, кошельки, ведь карманов на сарафане не было - их изобрели гораздо позже.

В наряде любой куклы всегда присутствовал красный цвет и вышивка. Это цвет солнца, тепла, здоровья, радости. В старину считали, что они оберегают от сглаза и травм. Узор вышивки тоже был не случаен, каждый рисунок вышивки имел свое значение.

Такой вот несложный урок истории и этнографии дает нам маленькая вепсская кукла.



План - конспект мастер - класса

  1. Организационный момент

Добрый день! Перед началом занятия хотелось бы прочитать слова А.Синявского («Голос из Хора»):

«Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу земли».

В этом отрывке очень хорошо сказано как о значении, так и о важности куклы, как для детей, так и для народа в целом. К сожалению, мы люди 21 века видим в этих традиционных куклах только внешние, декоративные особенности, плохо понимая их истинное значение. Символика многих праздничных обрядов со временем утратилась.

  1. Сообщение цели и задач мастер - класса

  2. Практическая работа

Много чудес на свете, да только почему-то не пользуются ими люди. Думают, что слишком они сложны - эти чудеса. Занимаюсь народной куклой не очень давно, но уже её полюбила. Изучая древние обережные традиции, я убедилась: чудо может появиться на свет и за десять минут. И пример тому - тряпичная кукла-скрутка.

Для вепсской «кормилки» потребуются следующие инструменты и материалы:

  • 1 белый х/б лоскуток 20x20 см - для рубашки,

  • 2 цветных х/б лоскутка 20x20 см - для сарафана,

  • полоска х/б ткани или ленточка - для косынки,

  • 1 цветной х/б лоскуток 15x15 см - для платка,

  • лоскут 4x7 см - для передника,

  • х/б нитки красного цвета - для связывания деталей,

  • шерстяные нитки двух цветов - для пояса,

  • вата или синтепон - для набивки,

  • тесьма, кружево, бусины, бисер для украшения

  • ножницы для отрезания ниток

Берем лоскут белой ткани размером 20x20 см - для рубашки. По краям можно фломастером нарисовать орнамент.

.

«Особенности изготовления вепсской куклы. Развитие интереса детей к народному творчеству».

В центр лоскута закладываем моток из обрывков нитей, так называемую путанку (можно использовать клок льняной или пеньковой кудели). Я положила клочок ваты, но пойдет и синтепон

«Особенности изготовления вепсской куклы. Развитие интереса детей к народному творчеству».



Моток обтягиваем в центре лоскута и закрепляем красной нитью Длинный конец нити несколько раз обматываем по ткани лоскута вплотную вокруг комка путанки. Концы нити связываем двойным узлом.







«Особенности изготовления вепсской куклы. Развитие интереса детей к народному творчеству».

Диагональ лоскута расправляем, половинки лоскута накладываем друг на друга. На одном из концов диагонали делаем подгиб ткани. Кончик лоскута примерно 1,5 - 2 см длиной подгибаем внутрь под диагональ. Края ткани скручиваем внутрь под диагональ, и в 0,5-1 см от края конец платка закрепляем несколькими плотными витками нити.



«Особенности изготовления вепсской куклы. Развитие интереса детей к народному творчеству».

Концы нити связываем двойным узлом. Второй конец диагонали оформляем так же. Расправив связанные концы в стороны, лоскут перетягиваем нитью.



«Особенности изготовления вепсской куклы. Развитие интереса детей к народному творчеству».



Второй лоскут цветного ситца размером 20x20 см складываем по диагонали. В сложенный лоскут на диагональ вкладываем небольшой моток путанки. Моток обтягиваем и закрепляем нитью. Этой же нитью моток прикрепляем к первой детали, чуть сместив его от середины.

«Особенности изготовления вепсской куклы. Развитие интереса детей к народному творчеству».



Из другого лоскута такого же размера изготавливаем такую же деталь и закрепляем нитью на кукле симметрично предыдущей. Оставшимися концами нитей первую деталь сначала перематываем 2-3 раза под закрепленными мотками путанки, а затем 3-4 раза крест-накрест между ними. Получается кукла, одетая в яркий сарафан и рубаху.





«Особенности изготовления вепсской куклы. Развитие интереса детей к народному творчеству».

Из обрывков разноцветных нитей изготавливаем пояс для куклы. Две одинаковые по длине и фактуре разноцветные нити складываем вместе и связываем одинарным узлом на одном конце.

Разведя свободные концы нитей в стороны, нить перекручиваем между пальцами несколько раз в одном направлении. Не отпуская нити, их концы снова складываем. Нити растягиваем за концы, а затем, отпустив один конец нити, плотно перевиваем друг с другом. После перекручивания вторые концы нитей также закрепляем одинарным узлом. Изготовленным поясом закрепляем передник куклы. Для этого подгибаем на 1 см край небольшого лоскута ткани размером 5x6 см, отличающегося от предыдущих по цвету. В подгиб пропускаем пояс.



«Особенности изготовления вепсской куклы. Развитие интереса детей к народному творчеству».



Передник накладываем лицевой стороной на лицевую сторону куклы

нижней стороной вверх и крепим двумя тремя витками скрученных нитей.

«Особенности изготовления вепсской куклы. Развитие интереса детей к народному творчеству».







Затем передник отгибаем и закрепляем двойным узлом сбоку.



«Особенности изготовления вепсской куклы. Развитие интереса детей к народному творчеству».







Работу над куклой завершаем подвязыванием косынки и платка. Сначала сложенной пополам полоской тонкой ткани обтягиваем верхнюю часть головы куклы. Концы полоски крест-накрест выводим на затылок и закрепляем. Лоскут цветной ткани размером 10x10 см складываем пополам по диагонали.

Платок повязываем на голову кукле так, чтобы была чуть видна полоска ткани в верхней части головы. Крест-накрест из-под подбородка концы платка крепим двойным узлом сзади. Полоску можно и не делать, просто платок. Кукла готова!

«Особенности изготовления вепсской куклы. Развитие интереса детей к народному творчеству».

































Заключение


Народное творчество - глубинный пласт культуры, живущий по своим законам. Тряпичная кукла - неотъемлемая часть русской культуры, и в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую функцию: она становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Подводя итоги мастер-класса, я думаю, что мне удалось заинтересовать педагогов чарующим миром народных кукол, у желающих была возможность попробовать изготовить вепсскую куколку своими руками и вернуться еще раз в волшебный мир детства. У вас получились замечательные куколки, вы поближе узнали культуру народа, особенности костюма куклы. Простоватые на первый взгляд традиционные русские куклы получаются очень разнообразными. В облик каждой из кукол можно внести черты индивидуальности, оформив её тесьмой, кружевом, бусинами, бисером. Я надеюсь, что вы передадите своё умение в изготовлении вепсской куклы детям!





Список литературы


1. Воробьева, О.Я. Традиционные народные куклы [Текст]/ О.Я. Воробьева, ДЛИ. Волгоград: Учитель, 2009. - 140 с.

2. Дайн, Г.Л. Дайн, М.Б. Русская тряпичная кукла [Текст] / Г.Л. Дайн, М.: Культура и традиции, 2007 - 120 с.

3. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова - СПб.: Паритет, 2005. - 240с.

05. - 240с.



© 2010-2022