Из опыта эколого-краеведческой работы в детской воспитательной колонии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта эколого-краеведческой работы в детской воспитательной колонии

Стеренчук Елена Валерьяновна, учитель химии, биологии и байкаловедения

ФКОУ В (С) ОШ ГУФСИН России по Иркутской области г. Ангарск

Развитие личности, формирование социальных и гражданственных позиций ребенка невозможно без знания культуры своего народа, традиций, обычаев и природы родного края. Сегодня всё больше внимания уделяется экологическому воспитанию подрастающего поколения. Задача школы состоит в создании условий для гармоничного развития личности, формирования таких жизненных идеалов и принципов, которые вывели бы человека на путь сотрудничества с природой и сохранения её целостности. Школа должна вести работу по привитию любви к родному краю, способствовать раскрытию его уникальности, места и роли в развитии отечественной и мировой истории и культуры, передавать разнообразные краеведческие знания. Для решения этих задач в нашей школе разработана комплексно-целевая эколого-краеведческая программа «В гармонии с родной природой». Цель программы способствовать умственному, нравственному, эмоциональному развитию личности, всемерно развивать творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности учащихся с учетом их возрастных особенностей. Одна из главных задач этой комплексно-целевой программы - реализация творческих способностей учащихся в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.

Программа «В гармонии с родной природой» включает в себя два направления: экологическое и краеведческое.

У всех народов большое значение имеет отношение человека к природе. Можно с уверенностью сказать, что любовь к родным местам - это особое чувство народов, которые живут в тесном контакте с окружающей средой. Близкое, взаимно доброе отношение человека и природы породило много ценных личностных качеств у человека. Среди них самым ценным нужно считать бережное отношение к флоре и фауне, являющееся твердой основой для осуществления экологического воспитания.

Учебный год в нашей школе начинается с мероприятий, посвященных Байкалу: две недели ребята рисуют, сочиняют стихи и рассказы, разгадывают викторины и кроссворды. Итоги подводятся на общешкольном мероприятии - «С днём рождения, Байкал!». В этом учебном году заключительное мероприятие проводилось в виде туристического слета «Байкальская волна». Активное участие в подготовке и проведении этих мероприятий принимают сами ребята.

Лучше узнать родную природу нашим воспитанникам помогают занятия факультатива «Байкаловедение» (10-11 классы). На факультативе ребята знакомятся с происхождением и географией озера, изучают флору и фауну Байкала, антропогенное воздействие на озеро, выявляют основные источники загрязнения.

Из опыта эколого-краеведческой работы в детской воспитательной колонии

В нашей школе обучаются учащиеся разных национальностей. Есть представители коренного населения Прибайкалья: буряты, эвенки и тофалар. Поэтому на занятиях ребята с интересом слушают народную музыку, изучают народные музыкальные инструменты.

Из опыта эколого-краеведческой работы в детской воспитательной колонииИз опыта эколого-краеведческой работы в детской воспитательной колонии

В этом году мальчишки очень заинтересовались онгонами (изображения духов), поэтому несколько занятий мы посвятили этой теме и даже сами изготавливали онгоны. Вот что у нас получилось.

Из опыта эколого-краеведческой работы в детской воспитательной колонииИз опыта эколого-краеведческой работы в детской воспитательной колонии

Цель экологического воспитания и образования в школе заключается не только в том, чтобы школьники овладели определенным набором знаний об окружающем мире, но и в том, чтобы эти знания способствовали их пониманию родства с природой, формированию нравственных качеств, использованию экологических принципов во всех областях человеческой деятельности. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения экологической деятельности. Этим обусловлено использование педагогами нашей школы методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

За 2014-2015 учебный год нашими учащимися под руководством педагогов велась научно-исследовательская работа по эколого-краеведческим направлениям. Вот некоторые из них: «Онгоны - вместилище духов. Бурятские онгоны», благодаря этой работе воспитанники узнали не только много нового об обычаях бурятского народа, но и сами попробовали изготовить амулеты для себя и один онгон - оберег для охотников, стал итогом коллективного творчества. Так же на занятиях кружка ребята определяли бабочек и лишайники, собранные учителем летом на Байкале. Затем были оформлены коллекции чешуекрылых и лишайников. Наши учащиеся интересуются не только природой Байкала и обычаями коренных народов Прибайкалья. Не осталась без внимания тема здоровья человека и влияние на него окружающей среды. Некоторые из этих работ приняли участие в различных конкурсах и были отмечены сертификатами и дипломами. Например, работа Андрея У. «Влияние пищевых добавок на здоровье человека» на Межрегиональном экологическом конкурсе «Чистый город» была отмечена сертификатом, а на Всероссийском конкурсе «Рассударики», - дипломом III степени. Всероссийским Алферовским фондом была отмечена сертификатом исследовательская работа Ивана К. и Егора Х. «Исследование пищевых добавок в продуктах питания города Ангарска».

Одной из особенностей нашей школы является то, что в ней обучаются ребята, которые раньше проживали в разных уголках нашего края. Многие наши воспитанники родом из Забайкалья, Бурятии, Якутии и Тувы. Конечно, все они скучают по своей малой родине. Поэтому всё, что связано с родным краем вызывает в них неподдельный интерес. И наша задача через эколого-краеведческую работу поддерживать и развивать этот интерес, воспитывать любовь к родному краю. А.Макаренко говорил: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитывать его так, чтобы он был счастливым, можно».


© 2010-2022