- Преподавателю
- Другое
- Программа Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Программа Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Антонова И.В. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Учитель-дефектолог: Антонова Инга Владимировна
Класс: 6 «Б»
Учебный год: 2015-2016
Пояснительная записка
Данная индивидуальная коррекционная программа составлена для учащейся 6 «Б» класса ГБОУ школы №7 Красносельского района Санкт-Петербурга (фамилия, имя) на основании данных протокола дефектологического обследования на начало 2015-2016 учебного года.
В результате обследования выявлено, что у учащейся развитие существенно отстает от возрастной нормы; нарушены все виды внимания, памяти и процессы мышления, не достаточно сформированы пространственные представления; имеются пробелы в знаниях по окружающему миру и математике; отмечается моторная неловкость и раскоординированность движений.
Программа реализуется учителем-дефектологом на индивидуальных коррекционных занятиях 3 раза в неделю продолжительностью 20 минут. Календарно-тематическое планирование составляется на четверть с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, наличием (отсутствием) положительной динамики в развитии учащегося.
Цель: повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего обучения и развития, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, подготовка к восприятию нового учебного материала, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
-
коррекция и развитие восприятия
-
увеличение объёма и распределения внимания
-
коррекция и развитие зрительной памяти
-
совершенствование движений пальцев рук
-
обогащение словаря
-
коррекция пространственной ориентации
-
ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях
-
формирование адекватной самооценки
-
воспитание мотивации произвольной деятельности
-
повышение работоспособности
-
развитие мыслительной деятельности.
Основной принцип организации индивидуальных занятий - принцип коррекционной направленности обучения - предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка.
При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются особенности восприятия учащейся учебного материала и специфики еe мотивации деятельности. Занятия строятся с использованием различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
1 ЧЕТВЕРТЬ
ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
Коррекционно-образовательные:
Создать условия для:
- уточнения знаний об изменениях в живой и неживой природе осенью;
- уточнения и закрепления представлений о различных явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, об их многообразии; приводить примеры природных явлений;
- ознакомления с прибором для определения сторон горизонта - компасом;
- понимания, что такое горизонт, линия горизонта;
- формирования понятия «свойства воды», ознакомления со свойствами воды: прозрачность, растворимость;
- иметь представление о возможности определения сторон света разными способами;
- закрепления приёмов сравнения двузначных чисел; умения читать и записывать числа в пределах 100;
- отработки умения складывать и вычитать двузначные числа;
- формирования умения решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Коррекционно-развивающие:
Создать условия для:
- развития мелкой моторики, пальцевого гнозопраксиса;
- развития интеллектуальных и коммуникативные общеучебные умений;
- развития познавательного интереса.
Коррекционно-воспитательные:
Создать условия для:
- воспитания эстетического восприятия природы;
- умения добиваться результата, делать элементарные выводы.
№
Тема занятия
Примерное содержание
Дата проведения
1
Осень. Признаки осени. Названия осенних месяцев
-
Просмотр презентации
-
Составление предложений по картинке
2
Развитие мелкой моторики, пальцевого гнозопраксиса
-
Пальчиковая гимнастика
-
Обводка по точкам, раскрашивание
3
Явления природы
-
Рассматривание картинок, составление предложений
-
Чтение «Тучка» В. Берестов
4
Нумерация в пределах 100
-
Практическое задание «Соедини точки по порядку»
5
Развитие мелкой моторики, пальцевого гнозопраксиса
-
Самомассаж рук Су-джок мячиком
-
Объемная аппликация
6
Горизонт. Линия горизонта.
-
Просмотр презентации
-
Составление предложений по картинке
7
Свойства воды. Прозрачность
-
Опыт: окрашивание воды
8
Решение задач
-
Упражнение на внимание
-
Решение задач (с наглядной опорой)
9
Развитие мелкой моторики, пальцевого гнозопраксиса
-
Пальчиковая гимнастика
-
Д/игра «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты)
10
Компас
-
Рассматривание картинки
-
Комбинированная аппликация «Компас»
11
Решение задач
-
Упражнение на внимание
-
Решение задач (с наглядной опорой)
12
Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд
-
Упражнение на внимание
-
Решение примеров
13
Развитие пальцевого гнозопраксиса
-
Самомассаж рук Су-джок мячиком
-
Мозаика «Машинка»
14
Ориентирование по местным признакам природы
-
Просмотр презентации
-
Составление предложений
15
Свойства воды: растворимость
-
Опыт: растворимость воды
16
Решение задач
-
Упражнение на внимание
-
Решение задач (с наглядной опорой)
17
Развитие мелкой моторики, пальцевого гнозопраксиса
-
Самомассаж рук Су-джок мячиком
-
Шнуровки
18
Вода в природе
-
Просмотр презентации
-
Рисунок по выбору
19
Сложение двузначных чисел с переходом через разряд
-
Упражнение на внимание
-
Решение примеров
20
Развитие мелкой моторики, пальцевого гнозопраксиса
-
Пальчиковая гимнастика
-
Обводка по точкам и раскрашивание «Вода в природе»
21
Итоговое занятие
-
Игры с крупной мозаикой (конструирование по образцу)
2 ЧЕТВЕРТЬ
№
Тема занятия
Содержание
Дата проведения
1
Орехи: орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек.
-
Рассматривание картинок с изображением орехов
-
Обводка трафаретов, раскрашивание разных орехов
2
Орехи. Различение по внешнему виду, вкусу.
-
Д/упражнения «Что изменилось?», «Чего не стало?»
-
Нанизывание коробочек из-под киндер-сюрпризов
3
Развитие ручной моторики, пальцевого гнозопраксиса
-
Лепка «Корзинка с орехами»
4
Деревья. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя.
-
Составление разрезных картинок «Разные деревья»
-
Выкладывание из палочек «Дерево большое и маленькое»
5
Кустарники, травы. Сравнение.
-
Рассматривание картинок
-
Пластилинография «Дерево»
6
Развитие пространственного гнозопраксиса.
-
Составление разрезной картинки «Дерево»
-
Рисование по клеточкам «Цветок»
7
Дифференциация: деревья, кустарники, травы.
-
Д/упражнение «Разложи картинки»
-
Рисование по клеточкам «Дерево»
8
Жизнь и быт школьника. Квартира: кухня, гостиная, спальня.
-
Д/упражнение «Что откуда?», «Что неправильно?»
-
Игра с мячом «Я скажу, а ты продолжи»
9
Развитие пространственного гнозопраксиса
-
Рисование «Красивые занавески» - г.ф., по словесной инструкции
10
Жизнь и быт школьника. Комната
-
Составление предложений по сюжетной картинке с использованием предлогов
-
Выкладывание из палочек «Кровать», «Телевизор»
11
Мебель: для столовой, спальни, кухни.
-
Д/упражнение «Что изменилось?»
-
Изготовление поделки «Стол»
12
Развитие пространственной ориентировки.
-
Д/упражнение «Чего не стало?»
-
Конструирование «Мебель» (по схеме)
13
Обобщение по теме «Мебель».
-
Разгадывание загадок «Мебель»
-
Д/упражнение «Наложенные картинки»
14
Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная.
-
Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
-
Д/упражнение «Разложи по полочкам» - дифференциация посуды по назначению
-
Д/упражнение «Накрой на стол»
15
Развитие пространственного гнозопраксиса
-
Составление разрезных картинок
-
Рисование «Красивая чашка» (по образцу)
16
Уход и хранение посуды.
-
Чтение отрывков «Федорино горе»
-
Составление пересказа по картинкам «Федорино горе»
17
Развитие ручной моторики, пальцевого гнозопраксиса
-
Пластилинография «Снежинка»
18
Зима - начало года.
-
Пальчиковая гимнастика «Мороз»
-
Д/упражнение «Найди пару» - снежинки
-
Рисование «Снежинки» - ватными палочками, по образцу
19
Зимние игры и забавы.
-
Пальчиковая гимнастика «Мороз»
-
Д/упражнение «Что неправильно нарисовал художник?»
-
Д/упражнение «Найди различия» - снеговик
20
Итоговое занятие.
-
Аппликация «Снеговик» - по образцу
3 ЧЕТВЕРТЬ
№
Тема занятия
Содержание
Дата проведения
1
Новогодний праздник.
-
Составление рассказов из жизненного опыта «Новый год!
-
Д/упражнение «Найди различия» (снеговик)
-
Раскрашивание «Новогодняя елка»
2
Формирование анализа и синтеза
-
Рисование «Бусы на елку» (установление последовательного ряда)
3
Хвойные деревья: ель, сосна.
-
Рассматривание и сравнение веток ели и сосны
-
Рисование «Веточка еловая, веточка сосновая»
4
Арифметические задачи
-
Решение задач на сложение и вычитание на тему «Новогодний праздник» с помощью наглядного материала
5
Домашние животные зимой: корова, лошадь, свинья.
-
Рассматривание предметных картинок
-
Составление разрезных картинок
6
Детеныши домашних животных.
-
Составление рассказа по картинке «Кошка с котенком»
-
Наматывание и разматывание разноцветных клубочков
7
Элементы наглядной геометрии
-
Д/игра «Танграм» (животные)
8
Дикие животные: лось, олень.
-
Рассматривание и сравнение предметных картинок
-
Разучивание стихотворения…………
9
Детеныши диких животных.
-
Д/игра «Лото»
-
Аппликация «Мамы и их малыши»
10
Развитие ручной моторики, пальцевого гнозопраксиса
-
Графический диктант «Животные»
11
Февраль - месяц метелей и вьюг.
-
Рассматривание картинки «Март»
-
Пластилинография «Снежинка»
12
Труд людей зимой: профессии
-
Рассматривание сюжетной картинки «Дворник убирает снег»
-
Пластилинография «Снеговик с метлой»
13
Труд людей зимой: машины-помощники.
1.Рассматривание предметных картинок: трактор, снегоуборочная машина
-
Раскрашивание картинок
14
Формирование сравнения, классификации, обобщения
-
Д/упражнение «Четвертый лишний», «Собери по коробкам» (животные) - цвет, размер
15
Режим школьника
-
Рассматривание плаката «Режим дня школьника»
-
Составление рассказов из жизненного опыта «Что мы делали вчера»
-
Знакомство с часами
16
Формирование умозаключений на основе аналогий
-
Раскладывание предметов, фигур по аналогии.
-
Построение аналогий на вербальном материале.
17
Голубой март. Приметы весны. Названия весенних месяцев.
-
Рассматривание картинки «Март», составление развернутых предложений
-
Разгадывание загадок
-
Рисование по точкам «Сосульки капают»
18
Арифметические задачи
-
Решение и составление задач на сложение и вычитание на тему «Зима» с помощью наглядного материала
19
Домашние птицы: гусь, индюк.
-
Рассматривание картинок.
-
Обводка трафаретов, раскрашивание
20
Дикие птицы: лебеди, гусь.
-
Рассматривание картинок.
-
Д/игра «Танграм»
21
Формирование понимания и выстраивания причинно-следственных связей
-
Д/упражнение «Что сначала, что потом?»
-
Составление рассказов по серии сюжетных картин «Птицы на кормушке»
22
Дифференциация: домашние и дикие птицы
-
Разгадывание загадок
-
Аппликация «Птичий двор»
23
Формирование понимания и выстраивания причинно-следственных связей
-
Д/упражнение «Что сначала, что потом?»
-
Составление рассказов по серии сюжетных картин «Птицы на кормушке»
24
Зимующие птицы.
-
Рассматривание картинок, сравнение: голубь, воробей, синица
-
Обводка трафаретов, раскрашивание
25
Перелетные птицы.
-
Рассматривание картинок, сравнение: голубь, воробей, синица
-
Д/игры «Кто лишний?», «Кого не стало?»
-
Дорисовывание недостающих деталей (клюв, хвост, лапы)
26
Развитие зрительного и слухового гнозиса.
-
Срисовывание наложенных друг на друга изображений (птицы)
27
Обобщение по теме «Зима».
-
Разгадывание загадок
-
Д/упражнение «Что неправильно нарисовал художник?»
-
Аппликация «Птицы на деревьях»
28
Развитие временных представлений
-
Д/упражнение «Что сначала, что потом?», «Найди ошибку» (дни недели)
-
Сюжетная аппликация: составление календаря событий (праздники)
30
Итоговое занятие.
-
Д/упражнение «Лабиринты» (по пройденным темам)
-
Рисунок по замыслу
4 ЧЕТВЕРТЬ
№
Тема занятия
Содержание
Дата проведения
1
Весна в апреле. Изменения в неживой природе.
-
Рассматривание сюжетной картинки
-
Пластилинография «Солнышко» (с крупой)
2
Изменение в живой природе весной.
-
Составление разрезной картинки
-
Пластилинография «Ветка вербы»
3
Насекомые: бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.
-
Разгадывание загадок
-
Д/упражнения «Наложенные изображения», «Дорисуй половину»
4
Вредные и полезные насекомые.
-
Чтение отрывков К. Чуковский «Муха-цокотуха» с обсуждением
-
Речь с движением «Села пчелка на цветок»
-
Раскладывание серии сюжетных картинок «Гусеница и яблоко»
5
Формирование понимания и выстраивания причинно-следственных связей
-
Заполнение логических таблиц, выстраивание логических цепочек
6
Рыбы.
1.Рассматривание предметных картинок
-
Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим…»
-
Обводка по точкам
-
Объемная аппликация «Рыбка»
7
Земноводные. Различение по внешнему виду.
-
Отгадывание загадок, рассматривание картинок-отгадок
-
Пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»
-
Оригами «Лягушка»
8
Одежда. Сезонная одежда.
-
Д/упражнения «Четвертый лишний», «Что не так?», «Что изменилось?»
-
Обводка, раскрашивание «Одежда»
9
Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой.
-
Игра с движениями «Рубашка»
-
Рассматривание картинки «Девочка стирает белье»
-
Игры с прищепками
10
Обувь. Обувь в разные сезоны.
-
Пальчиковая гимнастика «Обувь»
-
Д/упражнение «Разложи по полкам»
-
Обводка и штриховка «Обувь»
11
Развитие ручной моторики, пальцевого гнозопраксиса
-
Аппликация «Красивое платье» (по образцу)
12
Обобщение по теме «Весна».
-
Чтение стихотворения «На весенней проталинке» Т. Гусаровой
-
Д/упражнения «Что неправильно нарисовал художник?», «Что изменилось?»
13
Человек в природе. Правила поведения в природе.
-
Чтение с обсуждением стихотворения «Хозяйка белочка в лесу орехи собирала…» Г. Ладонщикова
-
Рассматривание и раскладывание картинок из серии «Что можно, что нельзя»
-
Игра с мячом «Я скажу, а ты продолжи»
14
Зоопарки мира.
1.Чтение Д.Рубцов «Зоопарк»
-
Разгадывание загадок о животных
-
Д/упражнение «Назови животное» (наложенные, «зашумленные» изображения)
15
Ориентировка на листе бумаги
-
Лабиринты
-
Д/упражнение Рассади животных по домикам
-
Графический диктант «Дорожка для жирафа»
16
Итоговое занятие.
-
Рассматривание сюжетной картинки «Лето», составление предложений
2. Речь с движением «По малину в сад пойдем»
-
Д/упражнение «Что неправильно нарисовал художник?»
Обводка по точкам «Лето наступило»
Хозяйка белочка в лесу орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.
Стал гнуть орешину - сломал, зажал под мышкой ветви;
Нашел один орех - сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь, пошел себе довольный,
А бедной белке и смотреть на это было больно.