Программа Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа


Учитель-дефектолог: Антонова Инга Владимировна

Класс: 6 «Б»

Учебный год: 2015-2016

Пояснительная записка

Данная индивидуальная коррекционная программа составлена для учащейся 6 «Б» класса ГБОУ школы №7 Красносельского района Санкт-Петербурга (фамилия, имя) на основании данных протокола дефектологического обследования на начало 2015-2016 учебного года.

В результате обследования выявлено, что у учащейся развитие существенно отстает от возрастной нормы; нарушены все виды внимания, памяти и процессы мышления, не достаточно сформированы пространственные представления; имеются пробелы в знаниях по окружающему миру и математике; отмечается моторная неловкость и раскоординированность движений.

Программа реализуется учителем-дефектологом на индивидуальных коррекционных занятиях 3 раза в неделю продолжительностью 20 минут. Календарно-тематическое планирование составляется на четверть с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, наличием (отсутствием) положительной динамики в развитии учащегося.

Цель: повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего обучения и развития, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, подготовка к восприятию нового учебного материала, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

  • коррекция и развитие восприятия

  • увеличение объёма и распределения внимания

  • коррекция и развитие зрительной памяти

  • совершенствование движений пальцев рук

  • обогащение словаря

  • коррекция пространственной ориентации

  • ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях

  • формирование адекватной самооценки

  • воспитание мотивации произвольной деятельности

  • повышение работоспособности

  • развитие мыслительной деятельности.

Основной принцип организации индивидуальных занятий - принцип коррекционной направленности обучения - предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка.

При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются особенности восприятия учащейся учебного материала и специфики еe мотивации деятельности. Занятия строятся с использованием различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

1 ЧЕТВЕРТЬ

ЗАДАЧИ РАБОТЫ:

Коррекционно-образовательные:

Создать условия для:

- уточнения знаний об изменениях в живой и неживой природе осенью;

- уточнения и закрепления представлений о различных явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, об их многообразии; приводить примеры природных явлений;

- ознакомления с прибором для определения сторон горизонта - компасом;

- понимания, что такое горизонт, линия горизонта;

- формирования понятия «свойства воды», ознакомления со свойствами воды: прозрачность, растворимость;

- иметь представление о возможности определения сторон света разными способами;

- закрепления приёмов сравнения двузначных чисел; умения читать и записывать числа в пределах 100;

- отработки умения складывать и вычитать двузначные числа;

- формирования умения решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Коррекционно-развивающие:

Создать условия для:

- развития мелкой моторики, пальцевого гнозопраксиса;

- развития интеллектуальных и коммуникативные общеучебные умений;

- развития познавательного интереса.

Коррекционно-воспитательные:

Создать условия для:

- воспитания эстетического восприятия природы;

- умения добиваться результата, делать элементарные выводы.



Тема занятия

Примерное содержание

Дата проведения

1

Осень. Признаки осени. Названия осенних месяцев

  1. Просмотр презентации

  2. Составление предложений по картинке

2

Развитие мелкой моторики, пальцевого гнозопраксиса

  1. Пальчиковая гимнастика

  2. Обводка по точкам, раскрашивание

3

Явления природы

  1. Рассматривание картинок, составление предложений

  2. Чтение «Тучка» В. Берестов

4

Нумерация в пределах 100

  1. Практическое задание «Соедини точки по порядку»

5

Развитие мелкой моторики, пальцевого гнозопраксиса

  1. Самомассаж рук Су-джок мячиком

  2. Объемная аппликация

6

Горизонт. Линия горизонта.

  1. Просмотр презентации

  2. Составление предложений по картинке

7

Свойства воды. Прозрачность

  1. Опыт: окрашивание воды

8

Решение задач

  1. Упражнение на внимание

  2. Решение задач (с наглядной опорой)

9

Развитие мелкой моторики, пальцевого гнозопраксиса

  1. Пальчиковая гимнастика

  2. Д/игра «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты)

10

Компас

  1. Рассматривание картинки

  2. Комбинированная аппликация «Компас»

11

Решение задач

  1. Упражнение на внимание

  2. Решение задач (с наглядной опорой)

12

Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд

  1. Упражнение на внимание

  2. Решение примеров

13

Развитие пальцевого гнозопраксиса

  1. Самомассаж рук Су-джок мячиком

  2. Мозаика «Машинка»

14

Ориентирование по местным признакам природы

  1. Просмотр презентации

  2. Составление предложений

15

Свойства воды: растворимость

  1. Опыт: растворимость воды

16

Решение задач

  1. Упражнение на внимание

  2. Решение задач (с наглядной опорой)

17

Развитие мелкой моторики, пальцевого гнозопраксиса

  1. Самомассаж рук Су-джок мячиком

  2. Шнуровки

18

Вода в природе

  1. Просмотр презентации

  2. Рисунок по выбору

19

Сложение двузначных чисел с переходом через разряд

  1. Упражнение на внимание

  2. Решение примеров

20

Развитие мелкой моторики, пальцевого гнозопраксиса

  1. Пальчиковая гимнастика

  2. Обводка по точкам и раскрашивание «Вода в природе»

21

Итоговое занятие

  1. Игры с крупной мозаикой (конструирование по образцу)













2 ЧЕТВЕРТЬ

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1

Орехи: орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек.

  1. Рассматривание картинок с изображением орехов

  2. Обводка трафаретов, раскрашивание разных орехов

2

Орехи. Различение по внешнему виду, вкусу.

  1. Д/упражнения «Что изменилось?», «Чего не стало?»

  2. Нанизывание коробочек из-под киндер-сюрпризов

3

Развитие ручной моторики, пальцевого гнозопраксиса

  1. Лепка «Корзинка с орехами»

4

Деревья. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя.

  1. Составление разрезных картинок «Разные деревья»

  2. Выкладывание из палочек «Дерево большое и маленькое»

5

Кустарники, травы. Сравнение.

  1. Рассматривание картинок

  2. Пластилинография «Дерево»

6

Развитие пространственного гнозопраксиса.

  1. Составление разрезной картинки «Дерево»

  2. Рисование по клеточкам «Цветок»

7

Дифференциация: деревья, кустарники, травы.

  1. Д/упражнение «Разложи картинки»

  2. Рисование по клеточкам «Дерево»

8

Жизнь и быт школьника. Квартира: кухня, гостиная, спальня.

  1. Д/упражнение «Что откуда?», «Что неправильно?»

  2. Игра с мячом «Я скажу, а ты продолжи»

9

Развитие пространственного гнозопраксиса

  1. Рисование «Красивые занавески» - г.ф., по словесной инструкции

10

Жизнь и быт школьника. Комната

  1. Составление предложений по сюжетной картинке с использованием предлогов

  2. Выкладывание из палочек «Кровать», «Телевизор»

11

Мебель: для столовой, спальни, кухни.

  1. Д/упражнение «Что изменилось?»

  2. Изготовление поделки «Стол»

12

Развитие пространственной ориентировки.

  1. Д/упражнение «Чего не стало?»

  2. Конструирование «Мебель» (по схеме)

13

Обобщение по теме «Мебель».

  1. Разгадывание загадок «Мебель»

  2. Д/упражнение «Наложенные картинки»

14

Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная.

  1. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

  2. Д/упражнение «Разложи по полочкам» - дифференциация посуды по назначению

  3. Д/упражнение «Накрой на стол»

15

Развитие пространственного гнозопраксиса

  1. Составление разрезных картинок

  2. Рисование «Красивая чашка» (по образцу)

16

Уход и хранение посуды.

  1. Чтение отрывков «Федорино горе»

  2. Составление пересказа по картинкам «Федорино горе»

17

Развитие ручной моторики, пальцевого гнозопраксиса

  1. Пластилинография «Снежинка»

18

Зима - начало года.

  1. Пальчиковая гимнастика «Мороз»

  2. Д/упражнение «Найди пару» - снежинки

  3. Рисование «Снежинки» - ватными палочками, по образцу

19

Зимние игры и забавы.

  1. Пальчиковая гимнастика «Мороз»

  2. Д/упражнение «Что неправильно нарисовал художник?»

  3. Д/упражнение «Найди различия» - снеговик

20

Итоговое занятие.

  1. Аппликация «Снеговик» - по образцу



3 ЧЕТВЕРТЬ

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1

Новогодний праздник.

  1. Составление рассказов из жизненного опыта «Новый год!

  2. Д/упражнение «Найди различия» (снеговик)

  3. Раскрашивание «Новогодняя елка»

2

Формирование анализа и синтеза

  1. Рисование «Бусы на елку» (установление последовательного ряда)

3

Хвойные деревья: ель, сосна.

  1. Рассматривание и сравнение веток ели и сосны

  2. Рисование «Веточка еловая, веточка сосновая»

4

Арифметические задачи

  1. Решение задач на сложение и вычитание на тему «Новогодний праздник» с помощью наглядного материала

5

Домашние животные зимой: корова, лошадь, свинья.

  1. Рассматривание предметных картинок

  2. Составление разрезных картинок

6

Детеныши домашних животных.

  1. Составление рассказа по картинке «Кошка с котенком»

  2. Наматывание и разматывание разноцветных клубочков

7

Элементы наглядной геометрии

  1. Д/игра «Танграм» (животные)

8

Дикие животные: лось, олень.

  1. Рассматривание и сравнение предметных картинок

  2. Разучивание стихотворения…………

9

Детеныши диких животных.

  1. Д/игра «Лото»

  2. Аппликация «Мамы и их малыши»

10

Развитие ручной моторики, пальцевого гнозопраксиса

  1. Графический диктант «Животные»

11

Февраль - месяц метелей и вьюг.

  1. Рассматривание картинки «Март»

  2. Пластилинография «Снежинка»

12

Труд людей зимой: профессии

  1. Рассматривание сюжетной картинки «Дворник убирает снег»

  2. Пластилинография «Снеговик с метлой»

13

Труд людей зимой: машины-помощники.

1.Рассматривание предметных картинок: трактор, снегоуборочная машина

  1. Раскрашивание картинок

14

Формирование сравнения, классификации, обобщения

  1. Д/упражнение «Четвертый лишний», «Собери по коробкам» (животные) - цвет, размер

15

Режим школьника

  1. Рассматривание плаката «Режим дня школьника»

  2. Составление рассказов из жизненного опыта «Что мы делали вчера»

  1. Знакомство с часами

16

Формирование умозаключений на основе аналогий

  1. Раскладывание предметов, фигур по аналогии.

  2. Построение аналогий на вербальном материале.

17

Голубой март. Приметы весны. Названия весенних месяцев.

  1. Рассматривание картинки «Март», составление развернутых предложений

  2. Разгадывание загадок

  1. Рисование по точкам «Сосульки капают»

18

Арифметические задачи

  1. Решение и составление задач на сложение и вычитание на тему «Зима» с помощью наглядного материала

19

Домашние птицы: гусь, индюк.

  1. Рассматривание картинок.

  2. Обводка трафаретов, раскрашивание

20

Дикие птицы: лебеди, гусь.

  1. Рассматривание картинок.

  2. Д/игра «Танграм»

21

Формирование понимания и выстраивания причинно-следственных связей

  1. Д/упражнение «Что сначала, что потом?»

  2. Составление рассказов по серии сюжетных картин «Птицы на кормушке»

22

Дифференциация: домашние и дикие птицы

  1. Разгадывание загадок

  2. Аппликация «Птичий двор»

23

Формирование понимания и выстраивания причинно-следственных связей

  1. Д/упражнение «Что сначала, что потом?»

  2. Составление рассказов по серии сюжетных картин «Птицы на кормушке»

24

Зимующие птицы.

  1. Рассматривание картинок, сравнение: голубь, воробей, синица

  2. Обводка трафаретов, раскрашивание

25

Перелетные птицы.

  1. Рассматривание картинок, сравнение: голубь, воробей, синица

  2. Д/игры «Кто лишний?», «Кого не стало?»

  1. Дорисовывание недостающих деталей (клюв, хвост, лапы)

26

Развитие зрительного и слухового гнозиса.

  1. Срисовывание наложенных друг на друга изображений (птицы)

27

Обобщение по теме «Зима».

  1. Разгадывание загадок

  2. Д/упражнение «Что неправильно нарисовал художник?»

  3. Аппликация «Птицы на деревьях»

28

Развитие временных представлений

  1. Д/упражнение «Что сначала, что потом?», «Найди ошибку» (дни недели)

  2. Сюжетная аппликация: составление календаря событий (праздники)

30

Итоговое занятие.

  1. Д/упражнение «Лабиринты» (по пройденным темам)

  1. Рисунок по замыслу





4 ЧЕТВЕРТЬ

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1

Весна в апреле. Изменения в неживой природе.

  1. Рассматривание сюжетной картинки

  2. Пластилинография «Солнышко» (с крупой)

2

Изменение в живой природе весной.

  1. Составление разрезной картинки

  2. Пластилинография «Ветка вербы»

3

Насекомые: бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

  1. Разгадывание загадок

  2. Д/упражнения «Наложенные изображения», «Дорисуй половину»

4

Вредные и полезные насекомые.

  1. Чтение отрывков К. Чуковский «Муха-цокотуха» с обсуждением

  2. Речь с движением «Села пчелка на цветок»

  3. Раскладывание серии сюжетных картинок «Гусеница и яблоко»

5

Формирование понимания и выстраивания причинно-следственных связей

  1. Заполнение логических таблиц, выстраивание логических цепочек

6

Рыбы.

1.Рассматривание предметных картинок

  1. Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим…»

  2. Обводка по точкам

  3. Объемная аппликация «Рыбка»

7

Земноводные. Различение по внешнему виду.

  1. Отгадывание загадок, рассматривание картинок-отгадок

  2. Пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»

  3. Оригами «Лягушка»

8

Одежда. Сезонная одежда.

  1. Д/упражнения «Четвертый лишний», «Что не так?», «Что изменилось?»

  2. Обводка, раскрашивание «Одежда»

9

Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой.

  1. Игра с движениями «Рубашка»

  2. Рассматривание картинки «Девочка стирает белье»

  3. Игры с прищепками

10

Обувь. Обувь в разные сезоны.

  1. Пальчиковая гимнастика «Обувь»

  2. Д/упражнение «Разложи по полкам»

  3. Обводка и штриховка «Обувь»

11

Развитие ручной моторики, пальцевого гнозопраксиса

  1. Аппликация «Красивое платье» (по образцу)

12

Обобщение по теме «Весна».

  1. Чтение стихотворения «На весенней проталинке» Т. Гусаровой

  2. Д/упражнения «Что неправильно нарисовал художник?», «Что изменилось?»

13

Человек в природе. Правила поведения в природе.

  1. Чтение с обсуждением стихотворения «Хозяйка белочка в лесу орехи собирала…» Г. Ладонщикова

  2. Рассматривание и раскладывание картинок из серии «Что можно, что нельзя»

  3. Игра с мячом «Я скажу, а ты продолжи»

14

Зоопарки мира.

1.Чтение Д.Рубцов «Зоопарк»

  1. Разгадывание загадок о животных

  2. Д/упражнение «Назови животное» (наложенные, «зашумленные» изображения)

15

Ориентировка на листе бумаги

  1. Лабиринты

  2. Д/упражнение Рассади животных по домикам

  3. Графический диктант «Дорожка для жирафа»

16

Итоговое занятие.

  1. Рассматривание сюжетной картинки «Лето», составление предложений

2. Речь с движением «По малину в сад пойдем»

  1. Д/упражнение «Что неправильно нарисовал художник?»

Обводка по точкам «Лето наступило»

Хозяйка белочка в лесу орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.
Стал гнуть орешину - сломал, зажал под мышкой ветви;
Нашел один орех - сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь, пошел себе довольный,
А бедной белке и смотреть на это было больно.

© 2010-2022