- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Языкознание для специальности Иностранный язык
Рабочая программа по дисциплине Языкознание для специальности Иностранный язык
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Евсеева Л.В. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГОУ СПО «Самарский государственный профессионально-педагогический колледж»
Федеральное агентство по образованию
ГОУ СПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Р а б о ч а я П Р О Г Р А М М А
Дисциплина: ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Для специальности: 050303 «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Самара 2011
Одобрена Составлена в соответствии с
Предметной Государственными требованиями
(цикловой) к минимуму содержания
комиссией и уровня подготовки выпускника
по специальности
Клейменова Н.Н. Заместитель директора
« » 2009г. по учебной работе
Садыкова Е.М.
« » 2009г.
Автор: Евсеева Любовь Валерьевна.
Рецензенты:
К.п.н., доцент СамГАКИ Воробьева А.Н.
Алиева Татьяна Михайловна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Языкознание» предназначен для студентов специальности 0303 «Иностранный язык» и является важной составляющей обще филологической подготовки будущих педагогов.
Данный курс служит для ознакомления студентов с системой понятий и терминов, которыми пользуется любая языковедческая дисциплина, и без которых трудно воспринимать и понимать соответствующие курсы.
Здесь даны сведения о том, чем выделяется язык среди прочих явлений действительности, каковы его элементы и единицы, что такое структура и система языка и как надо понимать системность его отдельных ярусов или уровней (лексики, фонетики, грамматики и т.д.). Для изучения предлагаются главнейшие принципы, на основе которых происходит изменение языка, его эволюция, а также те закономерности, которые управляют историческим развитием языка.
В программу курса включены интересные сведения по историческим языковым дисциплинам. Студенты знакомятся с генеалогической классификацией языков, получают полезную и занимательную информацию по этимологии.
В задачи курса входит не только подготовка студентов к изучению разнообразных лингвистических дисциплин, но, при продолжении образования на высшей ступени, усвоение ими базовой информации необходимой для погружения в курс общего языкознания, предусмотренный на филологических факультетах вузов.
Рекомендуемая литература может быть использована не полностью: по усмотрению преподавателя и в соответствии с интересами студентов.
Курс предусматривает как лекционные, так и практические занятия.
Лингвистика - наука о языке. Она включает в себя разделы, каждый из которых изучает определенный ярус языка. Для того чтобы наиболее эффективно проистекал процесс усвоения, необходимо четко ориентироваться в терминологии, делении лингвистики на разделы, разбираться в содержании этих компонентов. Поэтому предложен именно такой порядок разделов при изучении данной дисциплины. Некоторые темы перекликаются с темами курса «Русский язык и культура речи». Это и понятно: ведь названный курс также входит в науку о языке. Такая перекличка помогает повторению и закреплению пройденного материала, более глубокому пониманию языковедческих дисциплин, как русских, так и романо-германских.
Программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта.
По окончании изучения данной дисциплины студенты сдают зачет.
Тематический план учебной дисциплины
«языкознание»
№
Наименование разделов и тем
Макс. нагрузка
Кол-во аудиторных часов
Самост. работа
Консультации
Всего
Занятия на уроке
Практические занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Введение
2
2
2
2.
Раздел 1. Общие вопросы языковедения.
12
8
4
4
4
1
3.
Раздел 2. Фонетика и орфоэпия.
44
42
18
24
6
2
4.
Раздел 3. Лексика и лексикография.
22
12
8
4
10
2
5.
Раздел 4. Грамматика.
8
6
4
2
2
1
6.
Раздел 5. Современное состояние языка в мире.
22
20
12
8
2
7.
Итоговое занятие
2
2
2
итого
104
80
42
38
24
6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика языкознания и лингвистики. Цели и задачи курса. Значение языкознания для профессиональной деятельности в области романо-германской филологии.
Студент должен знать:
- цели и задачи языкознания;
- роль языкознания в подготовке преподавателей иностранного языка.
Студент должен уметь:
- давать характеристику языкознанию как науке;
- давать характеристику лингвистике как науке.
РАЗДЕЛ 1. Общие вопросы языковедения
Тема 1.1. Предмет и разделы языкознания
Языкознание и языковедение. Филология как наука. Лингвистика - наука о языке, ее составляющие. Языкознание как учебная дисциплина. Предмет и разделы языкознания. Его место в ряду филологических дисциплин. Частное и общее языкознание.
Студент должен знать:
- особенности филологии как науки;
-
что изучает лингвистика и языкознание, каковы их основные разделы.
Студент должен уметь:
-
определять содержание лингвистики;
-
объяснять, чем характеризуются составляющие науки о языке.
Тема 1.2. Основные вопросы изучения языка
Знаковый характер языка. Понятие знака. Отличие языка от других знаковых систем - естественных и искусственных.
Понятие системы. Системный характер языка.
Язык и речь. Сходства и различия языка и речи. Взаимодействие языка и речи. Уровни и единицы языка и речи.
Социальный характер языка. Взаимосвязь языка и общества.
Взаимоотношение языка и мышления.
Язык и культура. Гипотеза Сэпира-Уорфа.
Синхрония и диахрония как два аспекта изучения языка. Вопрос связи синхронии и диахронии.
Причины языковых изменений.
Понятие литературного языка, национального языка, диалекты, просторечия, арго. Территориальная и социальная дифференциация языка.
Сравнительно-исторический метод языкознания. Генеалогическая классификация языков. Типологическая классификация языков.
Языковая ситуация в странах изучаемого языка.
Проблема происхождения языка.
Связь языкознания с другими науками.
Студент должен знать:
-
предмет и задачи языкознания;
-
отрасли языкознания, их цели;
-
исторические изменения внутренней структуры языка.
Студент должен уметь:
- основной терминологический аппарат языкознания;
- объяснять существующие гипотезы формирования и развития языка;
- в чём заключаются причины изменений в языке;
- характеризовать связь языкознания с другими науками
РАЗДЕЛ 2. Фонетика и орфоэпия
Фонема как единица языка. Фонетика и фонология.
Взаимоотношение фонемы и звука. Понятие о системе фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Позиции фонем.
Ударение и его виды: словесное, фразовое, силовое, количественное, тоновое, фиксированное, свободное
Позиционное изменение фонем. Редукция гласных и согласных звуков.
Комбинаторные изменения фонем (аккомодация, ассимиляция, диереза).
Позиционные изменения фонем (диссимиляция, эпентеза, протеза).
Фонетическое членение звукового потока: звук, слог, такт, фраза. Понятие об энклитиках и проклитиках.
Студент должен знать:
-
фонетические особенности языка;
-
различие фонетической и фонематической транскрипции;
-
типы и особенности ударения в различных языках.
Студент должен уметь:
-
делать фонетическую и фонематическую транскрипцию;
-
определять место ударения и его функцию;
-
определять типы изменения фонем (позиционные и комбинаторные)
-
анализировать текст с точки зрения его фонетического членения;
РАЗДЕЛ 3. Лексика и лексикография
Лексика как раздел частного языкознания.
Словообразовательный и семантический пути обогащения словарного состава языка.
Историзмы, архаизмы, неологизмы.
Материальные структурные и семантические заимствования в языке.
Лексикология. Лексические средства языка. Значение и форма слова. Типы значения слова. Словарный состав языка.
Фразеология. Виды фразеологизмов (сращения, единства, сочетания и выражения). Происхождение фразеологизмов.
Этимология. Основные принципы этимологического анализа. Народная этимология.
Табу и эвфемизмы в древности и в современных языках.
Лексикография. Системные отношения в словаре. Энциклопедические и лингвистические словари. Основные виды лингвистических словарей.
Студент должен знать:
-
содержание разделов «лексика» и «фразеология»;
-
типы значения слов;
-
понятие «табу» и «эвфемизм»;
-
цели и задачи лексикографии
-
типы словарей.
Студент должен уметь:
-
определять тип значения слова;
-
путь, которым конкретное слово пришло в язык;
-
определять тип фразеологизма и его происхождение;
-
анализировать словарную статью на предмет определения словаря, из которого она взята.
РАЗДЕЛ 4. Грамматика
Грамматическое значение и его виды (деривационное и реляционное). Морфология и синтаксис.
Морфемный состав слова. Фонетические и исторические чередования звуков. Внутренняя флексия как грамматическое средство языка.
Синтетические грамматические способы. Аналитические грамматические способы.
Основные грамматические категории и способы их выражения.
Студент должен знать:
-
состав грамматики;
-
цели и задачи морфологии;
-
цели и задачи синтаксиса;
-
грамматические способы языков.
Студент должен уметь:
-
определять грамматическое значение конкретного слова;
-
проводить морфемный анализ слова;
-
анализировать слова сточки зрения грамматических категорий.
РАЗДЕЛ 5. Современное состояние языка в мире
Специфика обслуживания языком общества. Функции языка в человеческом обществе.
Языковая картина мира. Взаимодействие и взаимопроникновение языков.
Языковая личность. Вторичная языковая личность. Способы её формирования.
Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе развития человеческого общества. Языки межнационального и международного общения. Эсперанто.
Студент должен знать:
-
специфику обслуживания языком общества;
-
Актуальные проблемы языковой политики.
Студент должен уметь:
-
«рисовать» языковую картину мира;
-
определять структуру, функции и способы формирования языковой личности.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема
Содержание практического занятия
Количество
часов
1.2.
Практическое занятие № 1. Анализ понятия и видов систем.
2
1.2.
Практическое занятие № 2. Определение социальных составляющих языка.
2
1.2.
Практическое занятие № 3. причины языковых изменений. Семинар.
2
1.3.
Практическое занятие № 4. Генеалогическая классификация языков. Семинар.
2
1.4.
Практическое занятие № 5. Связь языкознания с другими науками. Семинар.
3
2.1.
Практическое занятие № 6. Ударение и его виды - анализ языковых единиц.
2
2.2.
Практическое занятие № 7. Система фонем. Семинар.
1
2.2.
Практическое занятие № 8. Комбинаторные изменения фонем - анализ языковых единиц.
1
2.2.
Практическое занятие № 9. Позиционные изменения фонем - анализ языковых единиц.
1
2.2.
Практическое занятие № 10. Фонематическая транскрипция - письменный фонетический анализ текста.
4
3.1.
Практическое занятие № 11. Пути обогащения словарного состава языка.
2
3.1.
Практическое занятие № 12. Лексические средства языка.
2
3.2.
Практическое занятие № 13. Виды фразеологизмов.
2
3.3.
Практическое занятие № 14. Основные принципы этимологического анализа.
2
3.4.
Практическое занятие № 15. Виды словарей.
2
4.2
Практическое занятие № 16. Морфемный состав слова.
2
4.3
Практическое занятие № 17. Фонетические и исторические чередования звуков.
2
4.3
Практическое занятие № 18. Грамматические способы в различных языках. Семинар.
2
5.2.
Практическое занятие № 19. Место языка в современном мире - письменная работа на примере конкретного языка (русского, английского, немецкого, французского и т.д.) по выбору студентов.
2
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ темы
Содержание задания
Кол-во часов вне-аудиторной работы
Формы отчетности и контроля
Раздел 1
Виды систем
1
Устный опрос
Язык и другие естественные и искусственные системы
1
Конспект
Взаимодействие языка и речи
1
Устный опрос
Взаимодействие языка и мышления
1
Устный опрос
Причины языковых изменений
1
Письменная работа
Современный русский литературный язык
1
Подготовка сообщений
Генеалогическая классификация языков
1
Фронтальный опрос
Проблема происхождения языка
1
Индивидуальные задания
Раздел 2
Фонема как единица языка
1
Устный опрос
Признаки фонем
1
Конспект
Позиции фонем
1
Фронтальный опрос
Виды ударения
1
Подготовка сообщений
Позиционные изменения фонем
1
Устный опрос
Фонематическая транскрипция
1
Письменная работа
Раздел 3
Пути обогащения словарного состава языка
1
Подготовка сообщений
1
2
3
4
Лексикология и лексикография
1
Анализ словарных статей
Фразеология
1
Творческая работа
Этимология
1
Подготовка сообщений
Табу и эвфемизмы
1
Устный опрос
Типы словарей
1
Подготовка сообщений
Раздел 4
Синтетические грамматические способы языков
1
Фронтальный опрос
Аналитические грамматические способы языков
1
Фронтальный опрос
Порядок слов как грамматический способ
1
Фронтальный опрос
Раздел 5
Современное состояние языковой политики
1
Творческая работа
СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ
-
Предмет и разделы языкознания.
-
Понятие знака. Знаковый характер языка.
-
Понятие системы. Системный характер языка.
-
Отличие языка от других знаковых систем (естественных и искусственных).
-
Язык и речь. Социальный характер языка и речи.
-
Взаимоотношения языка и мышления.
-
Язык и культура. Гипотеза Сэпира-Уорфа.
-
Синхрония и диахрония как два аспекта изучения языка. Вопрос о связи синхронии и диахронии.
-
Причины языковых изменений.
-
Понятие литературного языка, диалекта, просторечия, арго, национального языка.
-
Сравнительно-исторический метод языкознания.
-
Генеалогическая классификация языков.
-
Связь языкознания с другими науками.
-
Предмет и задачи лексикологии.
-
Слово как единица языка.
-
Исторические чередования фонем.
-
Понятие и предмет фонетики и фонологии.
-
Понятие и задачи грамматики.
-
Фразеология. Типы фразеологизмов.
-
Общее понятие о письме и предпосылки письма.
-
Графика и орфография.
-
Понятие и виды транскрипции.
-
Типологическая (морфологическая) классификация языков.
-
Роль порядка слов в синтетических и аналитических языках.
-
Предложение, его виды (простое, сложное, их виды; сложные синтаксические конструкции).
-
Части речи.
-
Грамматические категории.
-
Аналитические грамматические способы.
-
Синтетические грамматические способы.
-
Грамматическое значение и его виды (деривационное и реляционное).
-
Фонетические и исторические чередования звуков. Внутренняя флексия (грамматическое чередование) как грамматический способ.
-
Морфемный состав слова.
-
Энциклопедические и лингвистические словари. Основные виды лингвистических словарей.
-
Орфографические и толковые словари.
-
Словарный состав языка.
-
Метафора, метонимия, синекдоха.
-
Полисемия (многозначность).
-
Лексикализация и идиоматика.
-
Типы слов в языке.
-
Табу и эвфемизмы в древности и в современных языках.
-
Этимология. Основные принципы этимологического анализа. Народная этимология.
-
Материальные, структурные и семантические заимствования в языке.
-
Словообразовательный и семантический пути обогащения словарного состава языка. Историзмы, архаизмы и неологизмы.
-
Орфоэпия. Методы и приемы экспериментальной фонетики.
-
Фонетическое членение звукового потока: звук, слог, слог, такт, фраза. Понятие об энклитиках и прокликитах.
-
Позиционные и комбинаторные изменения фонем (диссимиляция, эпентеза, протеза).
-
Комбинаторные изменения фонем (аккомодация, ассимиляция, диереза).
-
Позиционные изменения фонем. Редукция гласных и согласных.
-
Ударение и его виды (словесное, фразовое, силовое, количественное, тоновое, фиксированное, свободное, подвижное, неподвижное).
-
Позиции фонем.
-
Понятие о системе фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем.
-
Фонема как единица языка. Взаимоотношение фонемы и звука.
СОДЕРЖАНИЕ РУБЕЖНЫХ ТОЧЕК КОНТРОЛЯ:
1. Рубежная точка контроля №1
Раздел 1.
Связь языкознания с другими науками - семинар.
2. Рубежная точка контроля №2
Раздел 2.
Транскрибирование текста.
3. Рубежная точка контроля №3
Раздел 3.
Анализ словарных статей.
4. Рубежная точка контроля №4
Раздел 4.
Сравнительный анализ грамматических способов языков - письменная работа.
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
I вариант.
-
Составьте схему лингвистических дисциплин.
-
Дайте определение литературного языка, просторечия и арго.
-
В предложенном тексте проведите морфемный и фонетический анализ выделенных слов.
I I вариант.
-
Составьте схему взаимодействия языкознания с гуманитарными дисциплинами.
-
Дайте определение этимологии (научной и народной).
-
В предложенном тексте проведите морфемный и фонетический анализ выделенных слов.
I I I вариант.
-
Перечислите грамматические способы русского языка. Объясните их суть.
-
Дайте определение фразеологизма, его типы.
-
В предложенном тексте проведите морфемный и фонетический анализ выделенных слов.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-
Технические средства обучения.
• Кодоскоп
• Видеодвойка
-
Учебно-наглядные пособия
• Схемы
• Таблицы
-
Раздаточный материал
• Тестовые задания
• Планы семинарских занятий
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
-
Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов/ Под ред. В. А. Виноградова. - М.: Аспект Пресс, 2006.
Дополнительная
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. 5-е изд.- М., 1972.
-
Де Соссюр Ф. Труды по языкознанию. - М., 1977.
-
Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. - М., 1978.
-
Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. 7-е изд. М.: Учпедгиз, 1956.
-
Проблема языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран. - М., 1994.
-
Русская диалектология / Под ред. Л. Л. Касаткина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1989.
-
Русская грамматика. Ч. I, II. - М.: Наука, 1980.
-
Теоретические основы классификации языков мира. Проблема родства / Под ред. В. Н. Ярцевой. - М.: Наука, 1982.
-
Уфимцева А. А. Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики. М.: Наука, 1986.
Словари
-
Бабкин А. М., Шенцов В.В. Словарь иноязычных выражений и слов. - Л., 1987.
-
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Под ред. И. А. Бодуэн де Куртене. Переиздание изд. 2 - 1992.
-
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
-
Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. - М., 1983
-
Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. - М.: Гос. Изд-во иностранных и национальных словарей. - 1959.
-
Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. А. И. Федорова. - Новосибирск, 1995.
Ответственные за выпуск:
Забегина Т.В. - методист;
- компьютерная верстка.
Информационно-методический центр СГППК,
бумага офсетная, тир. 3 экз. объем 0,875 п.л.