Методическая разработка мастер-класса Кукла Девичья забавка

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей»


Районный этап областного конкурса методических материалов


Номинация «Методическая разработка мастер-класса»


Направление «Декоративно-прикладное творчество»





Мастер - класс «Обережное рукоделие.

Кукла «Девичья Забавка»


Методическая разработка мастер-класса Кукла Девичья забавка



Разработала Е.В. Белова,

педагог дополнительного

образования детей МОУДОД ЦДОД,

первая квалификационная категория





р.п. Ардатов, 2013 г.

План методической разработки мастер-класса

I. Пояснительная записка.

II. Разработка мастер-класса:

1. Тема и форма проведения

2. Условия проведения

3. Цель и задачи, ожидаемые результаты

4. Вид занятия, возраст детей

5. Оборудование и оформление

6 . Методические советы на период ближайшего действия

7. План занятия

8. Ход занятия

9. Методические советы на период ближайшего последействия

III. Литература, Интернет-ресурсы

VII. Приложение.

  1. Буклет «Технология изготовления куклы-оберега»


I.Пояснительная записка

За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. В последнее время народная кукла, как и народное творчество в целом, становится все более популярной. И это неудивительно. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов.

С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Каждая кукла - это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий. Куклы могут быть похожими, но не одинаковыми, при их изготовлении не нужно использовать «жесткие» выкройки, и это дает толчок для развития творчества. Именно поэтому нужно привлекать детей к самостоятельному изготовлению таких кукол. Традиционная народная кукла на протяжении многих-многих лет практически не изменилась в своем выполнении, так как бережно передавалась в семье из поколения в поколение. Это не вызовет трудностей, а, наоборот, даст отличный импульс к развитию фантазии у ребенка. Представьте себе, сколько радости испытает ребенок, когда на его глазах в его маленьких ручках из обычной тряпочки «родится» настоящая игрушка. Вы увидите, с какой нежностью и заботой ребенок будет обращаться со своим «творением», он никогда не бросит ее на пол, у него не возникнет желания «распотрошить» ее затем, чтобы узнать, что там внутри, потому, что он сам ее сотворил. Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика - все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Современная технологическая эра разрушает психику людей. Ведь известно, что старинная изба с деревянным полом была намного полезнее, чем современный пол с подогревом. И понятен интерес малышей к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать. А еще детям нравится, что она не имеет нарисованных черт лица, а значит, можно нафантазировать всё, что захочешь. Старинная кукла вобрала в себя всё, чего нам так не хватает в ХХІ веке - золото пшеницы и запах сена, нежность мягкой шерсти и домотканого полотна.

1.Тема и форма проведения

Форма проведения - мастер - класс.

Тема - изготовление куклы.

2. Условия проведения

Условия проведения - занятие проводится в классе, где есть столы, стулья и свободное пространство для проведения игры «Импульс», «Приветствие».

3. Цель и задачи, ожидаемые результаты

Цель - Обучить детей выполнению куклы - оберега «Девкина Забавка».

Задачи:

  1. Познакомить детей с куклой, как субъектом культуры и истории.

  2. Обучить последовательности её выполнения.

  3. Развить творческие способности детей через активную учебно-познавательную деятельность.

  4. Способствовать воспитанию бережного отношения к культурным ценностям нашей истории.

Ожидаемые результаты:

  1. Знакомство с историей куклы;

  2. Изготовление куклы - оберега «Девичья забавка»;

  3. Развитие заинтересованности к русской народной культуре.

4. Вид занятия, возраст детей

Вид занятия - трансляция новых знаний.

Возраст детей - 10-14 лет.

5. Оборудование и оформление

Оборудование:

  • столы, стулья;

  • лоскут белый квадратный, размер15/15 см.;

  • лоскут яркий прямоугольный, размер 15/23 см.;

  • лоскут светлый длинный, размер 8/30 см.;

  • лоскут на платок, размер 22/22 см.;

  • лоскуток на передник, размер 5/7 см.;

  • тесемка - 20 см;

  • нитки для пояса - 40 см.;

  • вата;

  • ножницы;

  • нитки швейные.

Оформление:

На доске - название мастер-класса «Девкина Забавка», также прикреплён рисунок солнца. На столе оформлена выставка книг, которая поможет познакомить с историей куклы и научить её делать, также оформлена небольшая выставка различных видов кукол.

6 . Методические советы на период ближайшего действия

Для успешного проведения данного занятия необходима предварительная подготовка:

  1. Расставить столы с максимально удобной позицией, как для педагога, так и для воспитанников (возможен вариант друг против друга);

  2. Подготовить и нарезать все виды лоскутов;

  3. Приготовить яркие бусинки для игры;

  4. Оформить выставку, где представлены различные виды народной куклы.

  5. В презентацию специально не добавляется анимация, чтобы не отвлекать детей

7. План занятия

План занятия:

  1. Оргмомент: приветствие, сообщение темы, игры «Импульс», «Приветствие» (3 мин).

  2. Основная часть:

    • Игра «Бусинка», ознакомление с куклой, её историей, её ролью в жизни ребёнка, семьи; (10 мин)

    • технология выполнения куклы (27 мин).

  3. Подведение итогов - 5 мин.


8. Ход занятия

Момент занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Оргмомент.







2.Основная часть



















































3. Подведение итогов.




- Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в сказку. В сказку необычную - созданную своими руками и при помощи вот этих лоскутков.

Я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки. Чтобы настроиться на работу мы должны быть командой, а команду создают единомышленники. Я пускаю «импульс» (сжимаю руку рядом стоящего) сначала в одну сторону, затем в другую. «Импульс» должен вернуться ко мне. (Проводиться игра)

Замечательно. Я вижу, что у нас настоящая команда.

А теперь настрой на работу. Поднимите правую руку те, кто пришёл с открытым сердцем. Спасибо. Поднимите правую руку те, кто готов потрудиться ради новых знаний. Спасибо. Положите правую руку на сердце те, кто относится с любовью ко всем присутствующим. Спасибо. А теперь положите левую руку к правому плечу те, кто готов меня выслушать. Спасибо. Зажигаем огонёк творчества: пожелаем друг другу успехов, творчества, удачи.

Прошу вас занимайте места за столами.

Момент рождения новой кукольной жизни начинается с бусинки. С простой бусинки, которая лежит на столе. (Проводится игра «Бусинка»)

Ребята, возьмите её в свои ладони, сожмите в кулачке, согрейте своим теплом. Закройте глаза, загадайте желание и представьте, что оно уже сбылось. И это желание перенесите на свою куклу, которую вы будите делать. Я вас уверяю - желание обязательно сбудется.

Сегодня я познакомлю вас с технологией выполнения безликой куклы - оберега «Девкина Забавка».

(Показ куклы)

Это необыкновенная кукла. Она пришла к нам из истории нашей культуры, из очень далёких времён.

Всё, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим.

С неба лилась вода, и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались реки, они тоже наносили страшный урон. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце тоже не всегда ласково согревало человека и землю. Были времена, когда оно сжигало всё засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища.

И человек задавался вопросом: кто это всё делает? Конечно, это были, какие - то высшие и могущественные существа - боги. Люди создали скульптуры богов, дали им имена, и теперь человеку было, у кого просить помощи и защиты, было, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог, Дажьбог, Макошь, Перун и многие другие.

Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Наверное, это и были самые первые куклы.

(Показ иллюстраций)

Когда люди придумали богов, они почувствовали себя уютнее в этом огромном и непонятном мире. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

На заре цивилизации первобытные охотники не только рисовали на камне картины будущей охоты, но и разыгрывали сцены предстоящей удачной охоты, для чего из глины лепились фигурки людей и животных. Эти фигурки и стали первыми куклами человечества.

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому - то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла - полено спасла человека.

Появились и другие куклы - чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило…

Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем "отдавали" богам - топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

Русские семьи были многодетными, и забота о младших в семье ложилась на старших по возрасту детей. Первую куклу для ребёнка, конечно, изготавливала мама, но в дальнейшем это могли сделать старшие и брат, и сестра. Безликую куклу очень бережно хранили, любили.

Почему кукла без лица? Это суеверие осталось от язычества. Люди считали, что если у куклы нет лица, следовательно, нет и души. А если нет и души, то к ней не привяжется нечистая сила, и не будет беспокоить ребёнка болезнями.

Кукла должна оберегать, защищать ребёнка. Её подвешивали в детскую кроватку младенцу, клали под подушку, чтобы малышам снились только хорошие добрые сны.

На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев и веток деревьев.

(Показ иллюстраций)

Основным показателем куклы - оберега считается изготовление её без иголки и ножниц.

У нас на рабочих столах уже имеются необходимые материалы для изготовления куклы: белый квадратный лоскут, яркий прямоугольный лоскут, светлый длинный лоскут, лоскут на платок, клетчатый лоскуток, тесемка, нитки, вата, ножницы. Мы немного отступим от традиционной технологии и в некоторых случаях всё же будем использовать ножницы.

Возьмите белый лоскут шириной с ладонь на ладонь и небольшой комок ваты. Все измерения в нашем мастер-классе - живые, поэтому мы будем использовать не сантиметры, а пальчики, ладошки и прочее).

Поместите вату внутрь лоскутка, следя, чтобы он оказался по центру, не забудьте о нашей бусинке, и свяжите ниткой, формируя голову. Раньше вместо ваты использовали путанки - пучки ниток и обрезки тряпочек, оставшиеся от рукоделия.

Возьмите яркий лоскут, который будет сарафаном куклы. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки - знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии - знаки воды; горизонтальные линии - знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Ширина лоскута - ладонь, а длина - примерно полторы ладони. Начните оборачивать тело куклы так, чтобы голова оказалась внутри трубки, образованной свернутым ярким лоскутом. Причём голову куклы кладём на лицевую сторону лоскута.

Должно получиться так, что голова куклы находиться внутри. Теперь нащупаем пальцами шею куклы, отступим вниз 2-2,5 см и в это месте стянем будущий сарафан ниткой, привязывая его к телу. Узел должен быть крепким!

Выворачиваем юбку, и должно получиться так. При необходимости сдвиньте ее осторожно вниз, чтобы от начала юбки до шеи осталось около 2 см свободного места.

Теперь возьмемся за длинный лоскут. Его длина - примерно две ладони, ширина - от пол-ладони до ладони, учитывая толщину ткани. Это будут руки. Подогнем внутрь с боков неровные края и скатаем длинную трубочку. Сложим трубочку пополам и свяжем с двух сторон ниткой, отступив от края по 1 см. Теперь просунем голову куклы в связанные руки. Свяжем руки с двух сторон от шеи. Неплотно к шее, но так, чтобы голова не смогла выскочить.

Кукла почти готова! Теперь возьмем клетчатый лоскут размером со спичечный коробок. Положим его на грудь кукле так, чтобы его нижний конец оказался на 1 см ниже уровня талии (здесь она завышенная). Привяжем передник к талии ниткой, а потом опустим. Получится вот так. (Демонстрация заготовки куклы).

Теперь, как очелье или хайратник (а по-старинному - повойник), завяжем вокруг головы куклы кусочек тесьмы. Она будет выглядывать из-под платка, и создавать красоту.

Лоскут размером ладонь на ладонь сложим по диагонали. Если ткань слишком толстая, можно отрезать лоскут по диагонали. Это будет платок. Начинаем завязывать платок, как бандану - назад хвостиками. У висков делаем складку и перенаправляем хвостики вперед. Теперь перехлестываем их под подбородком и уводим назад, где благополучно связываем.

Ну и поясок: скручивайте две нити до тех пор, пока они не начнут закручиваться сами собой. Этим пояском обвяжите куколке талию.

И вот такая красота у нас получилась! Мы сами сделали сказку: сделали куклу-оберег. Вам понравилось? Узнали что-то новое о кукле? Попробуете сами сделать что-то подобное?

Поздравляю вас с первой (а может, и не первой) тряпичной куклой - скруткой. (Педагог демонстрирует сделанную куклу) Пусть она будет вам или вашей подруге подружкой и советчицей, как в старину, а может быть, вы с самыми добрыми пожеланиями подарите её своим младшим братику или сестрёнке.

У вас на столах лежат разноцветные бантики. У каждого цвета есть своё значение:

Красный - узнали что-то новое, жёлтый - вам было интересно; зелёный - чему -то научились; синий - занятие не понравилось.

На стенде висит рисунок солнца с заплетёнными косичками, выберите цвет и прикрепите банники к солнцу.

Любви и радости вам! Спасибо всем за участие в нашем мастер - классе.



Участвуют в игре.

Участвуют в игре.



Занимают места за столами.


Участвуют в игре.



Рассматривают куклу.







Рассматривают иллюстрации
















Рассматривают иллюстрации



Делают голову куклы.



Делают сарафан









Выворачивают юбку.


Делают руки.


Делают передник.


Повязывают тесьму.

Делают и завязывают платок.


Скручивают и завязывают пояс.


Отвечают на вопрос.

Рассматривают куклу.

9. Методические советы на период ближайшего последействия

После проведения мастер-класса целесообразно:

1. Провести опрос на тему: «Какую куклу делаем следующий раз?»;

2. Дать небольшие сообщения или самостоятельную работу особо заинтересованным детям;

3. Создать видеофильм или ролик по проведённому занятию.


III. Литература, интернет - ресурсы

  1. Коржова О., Иванцова Л. Мир кукольного театра. (Серия «Хит сезона»). - Ростов - на - Дону, «Феникс», 2003. - 320 с., прил.

  2. Кукольный театр: программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1-9 классы/авт.-сост. А.Д. Крутенкова.-Волгоград: Учитель, 2009. - 200с.

  3. Левина М. С. 365 кукол со всего света. - М.: Рольф, 2000.- 256с.+

цв. Вклейка 8 с., с илл. - (Внимание: дети!).

  1. Мастерим игрушки сами:образовательная прграмма и конспекты занятий: (для детей 7-14 лет)/авт.-сост. Н.В. Кочеткова.-Волгоград: Учитель, 2010. - 141с.

  2. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов допол­нительного образования и музыкальных руководителей детских садов. - М.: АРКТИ, 2000. - 160 с.: илл. - (Развитие и воспитание дошкольников)

  3. Сказка своими руками: Методическое пособие для педагогов дополни­тельного образования. - Нижний Новгород: Педагогические технологий; Арабеск, 2000, с. 13-16.

  4. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. - М.: Рольф, 2001.- 192 с., с илл. - (Внимание: дети!).

  5. Энциклопедия детского фольклора. Ред. Астахова Н. - М.: «Белый город», 2002, -146 с.

Интернет-ресурсы:

1. drevoroda.ru/about/who/ Сайт «Методический центр «Древо рода»

2.ped-kopilka.ru/ Сайт «Учебно-методический кабинет»

3.rukukla.ru/ Сайт «Народные куклы. Народные игрушки»

4. www/ olesya-amelyanova Сайт Олеси Емельяновой

VII. Приложение.


© 2010-2022