Разработка библиотечного урока Твои права и обязанности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правовой час «Права ребёнка»

для учащихся 5 - 7 классов.


Цели:

  1. Донести до сознания детей смысл Всеобщей Декларации прав человека: все люди, не зависимо ни от чего, равны в своих правах и обязанностях.

  2. Воспитывать гражданские и патриотические чувства у детей.


Ход занятия.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много - выбирайте, там король, здесь - президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней для страны - ребенок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его - право на надежду!!!

Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего сегодняшнего классного часа.



2

Р


3

А

4

В


5


А



1. Отдых, перерыв между уроками.

  1. Если она крепкая, то она не сломается и не расклеится от дождей и вьюг.

  1. Основная деятельность учеников в школе.

  2. Возможность выбирать или когда человек не находится в заключении, под стражей.

  3. Синоним к слову «страна», где живут люди, говорящие на одном языке, имеющие общие традиции.

(Ответы: 1. Перемена; 2. Дружба; 3. Учеба; 4. Свобода; 5. Государство.)

Получилось ключевое слово «права» это и есть тема сегодняшнего урока. Точнее сегодня мы поговорим о правах ребенка. О ваших правах.

Разработка библиотечного урока Твои права и обязанности- Что такое право? (Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми) - толковый словарь Ожегова.

- Это данные человеку возможности жить в обществе как свободная личность, когда эти возможности закреплены в законах. А законы нужно знать и соблюдать.

- Зачем вообще нужно знать какие-то права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).

Всеобщая Декларация прав человека.

С тех пор как появились на Земле люди, они стали искать ответы на главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что имеют право и на что не имеют?

Люди взялись за решение этих проблем в беседе между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. Наконец людям удалось решить эту проблему.

Разработка библиотечного урока Твои права и обязанности10 декабря 1948 года на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.

В словарь:

Декларация - правовой документ, имеющий силу рекомендации

Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать.

Разработка библиотечного урока Твои права и обязанности Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация объединение государств, созданное в 1945 г., для поддержания и укрепления мира и безопасности, развития сотрудничества между народами и государствами.

Разработка библиотечного урока Твои права и обязанностиКонвенция о правах ребёнка была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН (Главный орган ООН).

Разработка библиотечного урока Твои права и обязанности

Конвенция ООН о правах ребенка - это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этомудокументу 13 июля 1990 г.)

Конвенция ООН о правах ребенка - это документ о правах ребенка Конвенция состоит из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право ребенка

В соответствии со статьей 1 Конвенции ребенком является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статьи Конвенция для удобства можно объединить в отдельные группы.

Разработка библиотечного урока Твои права и обязанностиК первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.

Разработка библиотечного урока Твои права и обязанностиКо второй группе относятся права ребенка на семейное благополучие.

Разработка библиотечного урока Твои права и обязанностиК третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности.

Например, ст. 13 Конвенции закрепляет право ребенка свободно выражать свое мнение, а ст. 14 - право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Разработка библиотечного урока Твои права и обязанностиЧетвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей. Все дети должны получать своевременную медицинскую помощь. А родители в своё время обязаны вовремя показать ребёнка врачу.

Разработка библиотечного урока Твои права и обязанностиПятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие

(право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях).

Разработка библиотечного урока Твои права и обязанностиИ шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков и т.п.

А сейчас рассмотрим и обсудим некоторые статьи Конвенции прав человека Вы имеете право на:

  • право на жизнь

  • право на труд

  • право на образование

  • право на медицинскую помощь

  • право на отдых

Предлагаю вашему вниманию небольшую викторину. Какое право здесь нарушено?

- Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими животными, ребенком, имеющий равные с прочими права?

(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижении 18- летнего возраста, Ст. 1)

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Выбери и подчеркни право, которое нарушила ведьма в этой сказке:

- право на жизнь

- право на получение образования

- право на владение имуществом.

А чьи еще права были нарушены в этой сказке?


  • Мачеха: Вези её, вези старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видели! Вези её в лес, на трескучий мороз.

  • Сказочник: Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспорить.

  • Старик: Собирайся, милая дочь.

(Эта жестокая женщина нарушила права ребенка. Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности. ст.6, право на жизнь)

- Золушка: Матушка, можно я тоже поеду! Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц!

Мачеха: И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много! Пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох.

Ну, а если управишься, можешь приехать на бал.

Золушка: Я за три дня не смогу все это переделать. Бедная я , несчастная!

(Злая мачеха нарушила права ребенка на отдых и досуг, запретив ехать Золушке на бал (статья 31).

Все взрослые должны уважать и поощрять право ребенка на участие в культурной и творческой жизни.

В нескольких статьях Конвенции идет речь о праве на собственное мнение и на свободное мышление, о праве быть выслушанным, защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или развития)

Жаба.Красавица, пошли со мной.

Дюймовочка. Зачем?

Жаба. Будешь женой моего сына!

Дюймовочка. Но я не хочу!

Жаба. Хочешь, хочешь! Ты счастлива будешь!

Дюймовочка. Да нет, я не хочу замуж!

Жаба. Пошли, говорю.

Дюймовочка. Нет!

Жаба. Ну, тогда я тебя украду!

(право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

«Государство принимает все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли в любой форме»)

Буратино идет в школу с «Азбукой»

Лиса. Буратино, ты куда идешь?

Кот. Да еще с «Азбукой»! Ха-ха!

Лиса. Вот именно!

Буратино. Учиться!

Лиса. Да разве деревянных берут?

Кот. Да, да, деревянных!

Буратино. Папа Карло сказал, что возьмут!

Лиса. Ха! Я б на твоем месте даже не ходила бы в школу, все равно не возьмут!

(Право на получение образования

«Государство признает право ребенка на образование на основе равных возможностей»)

Мальвина. Артемон, Атремон!

Артемон. Я здесь.

Мальвина. Высеки Буратино за то, что он пролил чернила на скатерть.

Артемон. Чем высечь?

Мальвина. Чем хочешь, плеткой или ремнем.

Буратино. Я не хочу.

Артемон. Пошли, раз сказали высечь, значит, надо высечь.

Буратино. Не надо, мне же будет больно.

(«Государство принимает все необходимые меры для обеспечения того, чтобы в школе уважалось человеческое достоинство ребенка»)

…Дунул волк из всех сил и соломенный домик Ниф-Нифа разлетелся…

…Дунул волк ещё сильней и домик Нуф-Нуфа из сухого хвороста разлетелся на мелкие прутики…

(Нарушено право на неприкосновенность жилища.)

Добрый доктор Айболит он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться и корова и волчица. Всех излечит исцелит добрый доктор Айболит!

(Право на пользование услугами здравоохранения и средствами восстановления здоровья)

Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

(ст. 16. право на невмешательства в личную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции)

Сейчас внимательно посмотрите на эту фотографию и ещё раз Постарайтесь, глядя в перечень, определить, какие фотосюжеты соответствуют той или иной статье Конвенции о правах Ребёнка.

Статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет, не только права, но и обязанности перед обществом, в котором живет, и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей!

Обязанность - это, то, что подлежит выполнению! Ваши основные обязанности:

  • прилежно учиться

  • бережно относиться к имуществу школы

  • соблюдать правила техники безопасности

  • иметь аккуратный вид

  • придерживаться общепринятых правил поведения

  • Слушаться родителей или лиц, их замещающих;

  • Принимать родительскую заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого отношения к ребенку с их стороны;

  • Получать основное общее образование;

  • Соблюдать учебную дисциплину и правила поведения в воспитательных образовательных учреждениях, дома и в общественных местах;

  • Соблюдать устав и правила молодежного общественного объединения, при условии участия в нем;

  • Уважать права и самобытность других лиц.


  • За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из данной школы по решению органа управления школой. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред.


  • За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет) имущественную ответственность несут родители или лица, их заменяющие.

  • С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.

  • С 14 лет наступает уголовная ответственность (ст. 20 УК РФ) за отдельные виды преступления.

  • С 16 лет наступает административная и полная уголовная ответственность.

Запомните, пожалуйста, основное правило!

Если вы хотите, чтобы ваши права признавались, все должны соблюдать закон и считаться с правилами, слушать друг друга, быть взаимно-внимательными, жить в мире и дружбе с окружающими, беречь природу, животных, растения, а также все, что сделано руками человека и на пользу ему.

Сейчас мы с вами обозначили главные права и обязанности, но хорошо ли мы умеем их различать? Попробуем разобрать несколько ситуаций.

Саша: - Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребенка запрещен труд ребенка!

Ваня: - Вика, Я мыл-мыл доску, а ты ее разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: - Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: - Вчера было воскресенье. Я имею право на отдых!

Мать: Сколько раз тебе говорить - после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.

Сын: Но, мама! Ты же все равно не спишь. Кроме того, имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний!

Ст. 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт 2, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире(да и в доме), и является нарушением общественного порядка

Ученик. Мария Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя истории найдут, поумнее.

Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик: Смею, М.И.! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся, а ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший - меня за вашу двойку знаете как наказали! Не разрешили в кино сходить. Так, что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

Ст.13. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - он виноват во всех наших бедах. Но тем не менее закон здесь на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? Нельзя, чтобы пострадала репутация других людей.

Иванов разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классной руководительнице.

Учитель: Иванов, ах ты, негодяй! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься.

Иванов: А, что Иванов! Чуть что, сразу Иванов. Вы сами-то видели?

Учитель: А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем -ка, голубчик, к директору.

Иванов: А вы сначала докажите, потом и к директору пойдем. Но вы еще и виноватой окажетесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности - основные гарантии Международного права!

В статье 28, сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушением уголовного законодательства (ст.40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую еще как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины, в этом случае, если окно было разбито преднамеренно.

Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после посуду, сходи в магазин.

Сын: Мама, у меня завтра контрольная.

Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 речь идет не о домашнем посильном труде. А об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.

Подведем итог нашего разговора:

Вы дети, - вы тоже полноправные граждане общества, что и взрослые люди. Значит, вы обладаете всеми правами и свободами человека. Кроме прав у каждого человека есть и обязанности.

И если соблюдать все, что записано в Конституции РФ, в Декларации прав человека, то жизнь, уверяю вас, станет спокойнее и счастливее. Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам.

Помните и отстаивайте свои права, но не забывайте и об обязанностях!

© 2010-2022