Выступление на городском семинаре по профилактике наркомании

Обобщение опыта работы по профилактике наркомании в гимназии №1 муниципального района Мелеузовский район РБ. В тексте выступления указаны нормативние документы, на которых основывается работа в ОУ в данном направлении, о сотрудничестве с организациями и ведомствами, обозначены основные напрвления работы по профилактике наркомании, выделены задани в данном направлении, а также ожидаемый результат. Подробно описан механизм  выявления и взаимодействия по установлению факта семейного неблагополучия,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Гимназия №1 муниципального района Мелеузовский район РБ

14

«Организация работы по профилактике наркомании у детей и подростков в образовательных учреждениях»

(доклад на городском районном практическом семинаре для заместителей директоров, социальных педагогов, педагогов-психологов)

Марфина Н.А. - социальный педагог МОБУ Гимназии №1

Организация работы по профилактике наркомании у детей и подростков в образовательных учреждениях.

(Слайд 1) «Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели.

Третий путник им ответил : «Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это».

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей - «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом - профилактикой.

Итак, именно первичной профилактикой употребления ПАВ занимаются образовательные учреждения.

(Слайд 2) Организуя работу в данном направлении, мы основываемся следующих нормативных документах:

  1. Указ Президента РФ «Об утверждении Стратегии Государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» от 9 июня 2010 года № 690.

  2. Республиканская целевая программа «Формирование здорового образа жизни у населения Республики Башкортостан, включая сокращение потребления алкоголя, табака и борьбу с наркоманией на 2011-2015 годы»;

  3. Концепция информационно-пропагандистской

деятельности в Республике Башкортостан «Башкортостан без наркотиков» на 2009-2014 гг.; утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.04.2009 № 145.

  1. Программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в муниципальном районе Мелеузовский район ;

  2. Районная (городская) программа по противодействию злоупотребления наркотиков и их незаконному обороту на 2010-2014 гг

В каждом учебном заведении разработана Программа по профилактике наркомании среди несовершеннолетних.

Цель данной программы: тесное взаимодействие школы и семьи в создании условий для формирования у обучающихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Безусловно, вся профилактическая работа организуется при тесном сотрудничестве с управлением федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков, отделом по делам несовершеннолетних. комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологическим кабинетом при ЦРБ, социально-профилактическим центрами под руководством отдела образования администрации района и города. В каждом образовательном учреждении работают Совет по профилактике правонарушений, ОНП, основными задачами которых является:

  1. Осуществление индивидуальной работы с обучающимися с "риском" алкоголизации и наркотизации, распространение санитарно-просветительских материалов о вреде алкоголя, курения, немедицинского потребления, наркотических и других одурманивающих веществ, пропаганде здорового образа жизни.

  2. Проведение профилактических мероприятий с семьями по предупреждению алкоголизма и токсикомании.

  3. Консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с ребенком, склонным к употреблению табачных изделий, спиртных напитков, наркотических и токсических веществ.

  4. Проведение при информированном согласии обучающихся тестовой доврачебной диагностики наркотизации, алкоголизации.

  5. Выявление обучающихся, склонных к употреблению табачных изделий, спиртных напитков, наркотических и токсических веществ.

  6. Участие в рейдах по соблюдению антиалкогольного законодательства о профилактике и ограничении табакокурения, проводимых общественными или иными формированиями.

  7. Пресечение распространения и употребления наркотических средств и иных психоактивных веществ в ОУ.

(Слайд 3) Работа строится по трем направлениям:

Основные направления работы школы по профилактике наркомании:

- работа с обучающимися;

- работа с родителями;

- работа с педагогическим коллективом.

(Слайд 4) 1. Работа с обучающимися включает в себя::

  • общую воспитательную педагогическую работу с детьми;

  • работу с детьми «группы риска»;

  • работу с детьми, употребляющими наркотические вещества

(Слайд 5) Задачи в данном направлении:

1. Предоставление обучающимся объективной информации о влиянии наркотических веществ на организм человека.

2. Формирование умения противостоять давлению сверстников.

3. Формирование личной ответственности за свое поведение.

4. Формирование умений и навыков психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность.

(Слайд 6) Ожидаемый результат:

Начальное звено:

  • начальное представление о вредных и полезных веществах, которые их окружают;

  • начальное представление о вредных и полезных привычках;

  • начальное представление о психологической безопасности человека.

Среднее звено:

  • негативное отношение несовершеннолетних к потреблению ПАВ;

  • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;

Старшее звено:

- сформированность устойчивых убеждений о ЗОЖ;

- готовность и способность нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

Учителями-предметниками проводятся тематические уроки, классными руководителями согласно учебно-тематического плана в 5-11 классах ведутся занятия по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения рекомендованной МО РБ.

(Слайд 7,8,9) Обучающиеся школ активно участвуют в социальных проектах, научно-практических конференциях, освещая проблемы молодёжи. По инициативе Совета старшеклассников проводятся акции и флеш-мобы:

« Жизнь без наркотиков!», «Умей сказать нет!», «Модно быть здоровым!»

(Слайд 10) В гимназии разработан определенный механизм выявления и взаимодействия по установлению факта семейного неблагополучия, как фактора риска наркотизации несовершеннолетних:

- Ежедневный внешний визуальный осмотр обучающихся. Осуществляется классным руководителем и учителями-предметниками по прибытию ученика в класс.

  1. - Ежедневный учет посещаемости обучающихся. Осуществляет дежурный по школе, в обязанность которого вменён сбор информации об отсутствующих учениках, причинах отсутствия с фиксацией на бланках учета посещаемости обучающихся.

  2. - Обработка информации. Осуществляется социальным педагогом, результаты доводятся до сведения дежурного администратора.

    1. В случае выявления признаков физического насилия, не соответствия внешнего вида возрасту или погодным условиям, непосещения учебного заведения более 3-х дней без уважительной причины, принимаются меры к их выяснению (обследование условий воспитания и проживания обучающегося и его семьи) , с составлением акта обследования жилищно-бытовых условий, по результатам которого принимается решение об извещении отдела образования, КДН и ЗП о наличии семьи или ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Информацию до вышеперечисленных организаций доводим посредством сигнальной карточки.

    2. Государственной антинаркотической политикой в числе первоочередных мер профилактики наркомании определено развитие системы раннего выявления наркопотребителей, в том числе организация медицинского освидетельствования обучающихся. В гимназии добровольную процедуру освидетельствования прошли 96 обучающихся старших классов.

      1. (Слайд 11) Традицией для гимназии стало проведение Дней Здоровья, спортивных праздников, акций, посещение театральных постановок, тематических декадников.

  3. Цель декадника «Мы за ЗОЖ» - формировать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Девиз: «За здоровье и безопасность наших детей».

  4. (слайд 12.13.14) В рамках декадника проводятся следующие мероприятия: рейды по предупреждению табакокурения на территории школ, тренинговые занятия со специалистами республиканского центра помощи семье, детям, молодёжи и центра «Доверие», экскурсии в детскую юношескую спортивную школу, просмотр видеофильма «Правда о наркотиках», который рассказывает о последствиях потребления наркотиков а так же социальных роликов антинаркотической тематики.

(слайд 15,16,17,18) Цель декадника « Я на Вы с законом» - повышение правовой культуры обучающихся и их родителей.

В рамках декадника в проводятся следующие мероприятия: конкурс рисунков, беседы работников ОВД по Мелеузовскому району и г.Мелеуз с обучающимися на тему «Профилактика правонарушений», беседы специалистов УФСКН по теме «Профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних» с демонстрацией фильмов, с обучающимися старших классов об ответственности за приобретение, распространение наркотических веществ, тематические классные часы, игра «Кто кого или подросток в мире вредных привычек, беседы студентов Башкирского юридического института с обучающимися «О проблеме наркотизации молодёжи», акции «НЕТ- наркотикам!» , флеш- моб, обучающиеся изготавливают и раздают листовки антинаркотического содежания жителям города.

(Слайд 19) 2. Работа с родителями в ОУ ведется по трем направлениям:

  • информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;

  • работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);

  • психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок стал употреблять наркотические вещества.

Определяющую роль в жизни детей и подростков, становлении личности играет семья, в которой ребенок получает первый жизненный опыт. Однако значительная часть родителей склонна рассматривать наркоманию как сугубо индивидуальную проблему отдельных людей. Родители часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Отсутствие знаний у взрослой части населения не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям.

Обращает на себя внимание недостаточная информированность родителей о квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к потреблению психоактивных веществ. Непосредственно столкнувшись в семье с наркотизацией своего ребенка, родители часто не знают, что делать и в результате остаются один на один со своей проблемой.

Поэтому в школах сделан акцент на работе с семьей как обязательном компоненте в комплексе мероприятий, направленных на предотвращение вовлечения подростков в наркопотребление.

Социально не защищенным семьям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается социальная поддержка в виде предоставление льгот на питание в столовых, адресной материальной помощи, консультаций.

На сайтах каждого ОУ созданы странички социально-педагогической службы, где размещены полезные ссылки для родителей с информацией о видах наркотиков, признаках наркопотребления, даны советы нарколога, размещены адреса и телефоны наркологических и психологических служб города и республики. Издаются буклеты, памятки для родителей.

Социально-педагогическим службами организуются и проводятся общешкольные родительские собрания и конференции по заданной тематике.

( Слайд 20,21) 3. Работа с педагогическим коллективом:

Методическая работа с педагогическим коллективом ведется с целью повышения компетентности педагогов по вопросам профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними, оказанию помощи в овладении новыми педагогическим технологиями. Классные руководители принимают участие в практических семинарах, методических объединениях, педагогических советах. Социально-педагогической службой совместно с учителями-предметниками оформлены профилактические стенды, на МО классных руководителей и педагогических советах регулярно происходит обзор методической литературы антинаркотической тематики.

Таким образом, в формировании системы профилактики по употреблению ПАВ среди детей и подростков образовательных учреждений принимают слаженное участие все субъекты образовательного процесса (ребенок, семья, школа) при тесном взаимодействии с управлением федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков, отделом по делам несовершеннолетних. комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологическим кабинетом при ЦРБ, социально-профилактическим центрами.

В результате целенаправленной систематической работы за последние годы в ОУ прослеживается позитивная динамика, снижение правонарушений, совершенных несовершеннолетними стабильно снижается, в связи с чем, количество обучающихся снятых с учета ВШУ, КДН стабильно увеличивается.

Используются возможности кружков и секций образовательных учреждений. Повсеместное привлечение детей к занятиям спортом, туризмом, посещение культурных и развлекательных мероприятий становится нормой.

Оказание социальной поддержки семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, дают свои положительные результаты.

(Слайд 22) Образовательные учреждения принимают участие в конкурсах различного уровня по профилактике наркомании, издают книги и буклеты, которые вы можете посмотреть на нашей выставке. Так материалы, подготовленные социальными педагогами, психологами города и района на республиканском конкурсе антинаркотической работы среди ОУ заняли Гран-При в 2008, 2009, 2011гг, 1 место в 2007,2010,2012,2013 гг.

В целом в образовательных учреждениях сформирована система профилактики наркотизма, включающая меры по ограничению вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот и потребление наркотиков, созданию необходимых установок к осознанному отказу от пробы психоактивных веществ, выявлению формирующейся наркозависимости у детей на ранней стадии.

(Слайд 23) Вместе с тем, хотелось бы видеть, что работа по профилактике употребления ПАВ не заканчивается в момент вручения обучающимся аттестатов о среднем полном общем, а продолжалась и в средних- специальных и в высших учебных заведениях, а также на предприятиях и в организациях. Поэтому надо шире освещать данную проблему в средствах массовой информации в городе и районе с использованием социальной рекламы.



© 2010-2022