- Преподавателю
- Другое
- Выступление на городском семинаре по профилактике наркомании
Выступление на городском семинаре по профилактике наркомании
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Марфина Н.А. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Гимназия №1 муниципального района Мелеузовский район РБ
14
«Организация работы по профилактике наркомании у детей и подростков в образовательных учреждениях»
(доклад на городском районном практическом семинаре для заместителей директоров, социальных педагогов, педагогов-психологов)
Марфина Н.А. - социальный педагог МОБУ Гимназии №1
Организация работы по профилактике наркомании у детей и подростков в образовательных учреждениях.
(Слайд 1) «Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…
«Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели.
Третий путник им ответил : «Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это».
Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей - «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом - профилактикой.
Итак, именно первичной профилактикой употребления ПАВ занимаются образовательные учреждения.
(Слайд 2) Организуя работу в данном направлении, мы основываемся следующих нормативных документах:
-
Указ Президента РФ «Об утверждении Стратегии Государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» от 9 июня 2010 года № 690.
-
Республиканская целевая программа «Формирование здорового образа жизни у населения Республики Башкортостан, включая сокращение потребления алкоголя, табака и борьбу с наркоманией на 2011-2015 годы»;
-
Концепция информационно-пропагандистской
деятельности в Республике Башкортостан «Башкортостан без наркотиков» на 2009-2014 гг.; утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.04.2009 № 145.
-
Программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в муниципальном районе Мелеузовский район ;
-
Районная (городская) программа по противодействию злоупотребления наркотиков и их незаконному обороту на 2010-2014 гг
В каждом учебном заведении разработана Программа по профилактике наркомании среди несовершеннолетних.
Цель данной программы: тесное взаимодействие школы и семьи в создании условий для формирования у обучающихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Безусловно, вся профилактическая работа организуется при тесном сотрудничестве с управлением федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков, отделом по делам несовершеннолетних. комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологическим кабинетом при ЦРБ, социально-профилактическим центрами под руководством отдела образования администрации района и города. В каждом образовательном учреждении работают Совет по профилактике правонарушений, ОНП, основными задачами которых является:
-
Осуществление индивидуальной работы с обучающимися с "риском" алкоголизации и наркотизации, распространение санитарно-просветительских материалов о вреде алкоголя, курения, немедицинского потребления, наркотических и других одурманивающих веществ, пропаганде здорового образа жизни.
-
Проведение профилактических мероприятий с семьями по предупреждению алкоголизма и токсикомании.
-
Консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с ребенком, склонным к употреблению табачных изделий, спиртных напитков, наркотических и токсических веществ.
-
Проведение при информированном согласии обучающихся тестовой доврачебной диагностики наркотизации, алкоголизации.
-
Выявление обучающихся, склонных к употреблению табачных изделий, спиртных напитков, наркотических и токсических веществ.
-
Участие в рейдах по соблюдению антиалкогольного законодательства о профилактике и ограничении табакокурения, проводимых общественными или иными формированиями.
-
Пресечение распространения и употребления наркотических средств и иных психоактивных веществ в ОУ.
(Слайд 3) Работа строится по трем направлениям:
Основные направления работы школы по профилактике наркомании:
- работа с обучающимися;
- работа с родителями;
- работа с педагогическим коллективом.
(Слайд 4) 1. Работа с обучающимися включает в себя::
-
общую воспитательную педагогическую работу с детьми;
-
работу с детьми «группы риска»;
-
работу с детьми, употребляющими наркотические вещества
(Слайд 5) Задачи в данном направлении:
1. Предоставление обучающимся объективной информации о влиянии наркотических веществ на организм человека.
2. Формирование умения противостоять давлению сверстников.
3. Формирование личной ответственности за свое поведение.
4. Формирование умений и навыков психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность.
(Слайд 6) Ожидаемый результат:
Начальное звено:
-
начальное представление о вредных и полезных веществах, которые их окружают;
-
начальное представление о вредных и полезных привычках;
-
начальное представление о психологической безопасности человека.
Среднее звено:
-
негативное отношение несовершеннолетних к потреблению ПАВ;
-
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
Старшее звено:
- сформированность устойчивых убеждений о ЗОЖ;
- готовность и способность нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Учителями-предметниками проводятся тематические уроки, классными руководителями согласно учебно-тематического плана в 5-11 классах ведутся занятия по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения рекомендованной МО РБ.
(Слайд 7,8,9) Обучающиеся школ активно участвуют в социальных проектах, научно-практических конференциях, освещая проблемы молодёжи. По инициативе Совета старшеклассников проводятся акции и флеш-мобы:
« Жизнь без наркотиков!», «Умей сказать нет!», «Модно быть здоровым!»
(Слайд 10) В гимназии разработан определенный механизм выявления и взаимодействия по установлению факта семейного неблагополучия, как фактора риска наркотизации несовершеннолетних:
- Ежедневный внешний визуальный осмотр обучающихся. Осуществляется классным руководителем и учителями-предметниками по прибытию ученика в класс.
-
- Ежедневный учет посещаемости обучающихся. Осуществляет дежурный по школе, в обязанность которого вменён сбор информации об отсутствующих учениках, причинах отсутствия с фиксацией на бланках учета посещаемости обучающихся.
-
- Обработка информации. Осуществляется социальным педагогом, результаты доводятся до сведения дежурного администратора.
-
В случае выявления признаков физического насилия, не соответствия внешнего вида возрасту или погодным условиям, непосещения учебного заведения более 3-х дней без уважительной причины, принимаются меры к их выяснению (обследование условий воспитания и проживания обучающегося и его семьи) , с составлением акта обследования жилищно-бытовых условий, по результатам которого принимается решение об извещении отдела образования, КДН и ЗП о наличии семьи или ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Информацию до вышеперечисленных организаций доводим посредством сигнальной карточки.
-
Государственной антинаркотической политикой в числе первоочередных мер профилактики наркомании определено развитие системы раннего выявления наркопотребителей, в том числе организация медицинского освидетельствования обучающихся. В гимназии добровольную процедуру освидетельствования прошли 96 обучающихся старших классов.
-
(Слайд 11) Традицией для гимназии стало проведение Дней Здоровья, спортивных праздников, акций, посещение театральных постановок, тематических декадников.
-
-
-
Цель декадника «Мы за ЗОЖ» - формировать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Девиз: «За здоровье и безопасность наших детей».
-
(слайд 12.13.14) В рамках декадника проводятся следующие мероприятия: рейды по предупреждению табакокурения на территории школ, тренинговые занятия со специалистами республиканского центра помощи семье, детям, молодёжи и центра «Доверие», экскурсии в детскую юношескую спортивную школу, просмотр видеофильма «Правда о наркотиках», который рассказывает о последствиях потребления наркотиков а так же социальных роликов антинаркотической тематики.
(слайд 15,16,17,18) Цель декадника « Я на Вы с законом» - повышение правовой культуры обучающихся и их родителей.
В рамках декадника в проводятся следующие мероприятия: конкурс рисунков, беседы работников ОВД по Мелеузовскому району и г.Мелеуз с обучающимися на тему «Профилактика правонарушений», беседы специалистов УФСКН по теме «Профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних» с демонстрацией фильмов, с обучающимися старших классов об ответственности за приобретение, распространение наркотических веществ, тематические классные часы, игра «Кто кого или подросток в мире вредных привычек, беседы студентов Башкирского юридического института с обучающимися «О проблеме наркотизации молодёжи», акции «НЕТ- наркотикам!» , флеш- моб, обучающиеся изготавливают и раздают листовки антинаркотического содежания жителям города.
(Слайд 19) 2. Работа с родителями в ОУ ведется по трем направлениям:
-
информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
-
работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
-
психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок стал употреблять наркотические вещества.
Определяющую роль в жизни детей и подростков, становлении личности играет семья, в которой ребенок получает первый жизненный опыт. Однако значительная часть родителей склонна рассматривать наркоманию как сугубо индивидуальную проблему отдельных людей. Родители часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Отсутствие знаний у взрослой части населения не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям.
Обращает на себя внимание недостаточная информированность родителей о квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к потреблению психоактивных веществ. Непосредственно столкнувшись в семье с наркотизацией своего ребенка, родители часто не знают, что делать и в результате остаются один на один со своей проблемой.
Поэтому в школах сделан акцент на работе с семьей как обязательном компоненте в комплексе мероприятий, направленных на предотвращение вовлечения подростков в наркопотребление.
Социально не защищенным семьям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается социальная поддержка в виде предоставление льгот на питание в столовых, адресной материальной помощи, консультаций.
На сайтах каждого ОУ созданы странички социально-педагогической службы, где размещены полезные ссылки для родителей с информацией о видах наркотиков, признаках наркопотребления, даны советы нарколога, размещены адреса и телефоны наркологических и психологических служб города и республики. Издаются буклеты, памятки для родителей.
Социально-педагогическим службами организуются и проводятся общешкольные родительские собрания и конференции по заданной тематике.
( Слайд 20,21) 3. Работа с педагогическим коллективом:
Методическая работа с педагогическим коллективом ведется с целью повышения компетентности педагогов по вопросам профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними, оказанию помощи в овладении новыми педагогическим технологиями. Классные руководители принимают участие в практических семинарах, методических объединениях, педагогических советах. Социально-педагогической службой совместно с учителями-предметниками оформлены профилактические стенды, на МО классных руководителей и педагогических советах регулярно происходит обзор методической литературы антинаркотической тематики.
Таким образом, в формировании системы профилактики по употреблению ПАВ среди детей и подростков образовательных учреждений принимают слаженное участие все субъекты образовательного процесса (ребенок, семья, школа) при тесном взаимодействии с управлением федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков, отделом по делам несовершеннолетних. комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологическим кабинетом при ЦРБ, социально-профилактическим центрами.
В результате целенаправленной систематической работы за последние годы в ОУ прослеживается позитивная динамика, снижение правонарушений, совершенных несовершеннолетними стабильно снижается, в связи с чем, количество обучающихся снятых с учета ВШУ, КДН стабильно увеличивается.
Используются возможности кружков и секций образовательных учреждений. Повсеместное привлечение детей к занятиям спортом, туризмом, посещение культурных и развлекательных мероприятий становится нормой.
Оказание социальной поддержки семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, дают свои положительные результаты.
(Слайд 22) Образовательные учреждения принимают участие в конкурсах различного уровня по профилактике наркомании, издают книги и буклеты, которые вы можете посмотреть на нашей выставке. Так материалы, подготовленные социальными педагогами, психологами города и района на республиканском конкурсе антинаркотической работы среди ОУ заняли Гран-При в 2008, 2009, 2011гг, 1 место в 2007,2010,2012,2013 гг.
В целом в образовательных учреждениях сформирована система профилактики наркотизма, включающая меры по ограничению вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот и потребление наркотиков, созданию необходимых установок к осознанному отказу от пробы психоактивных веществ, выявлению формирующейся наркозависимости у детей на ранней стадии.
(Слайд 23) Вместе с тем, хотелось бы видеть, что работа по профилактике употребления ПАВ не заканчивается в момент вручения обучающимся аттестатов о среднем полном общем, а продолжалась и в средних- специальных и в высших учебных заведениях, а также на предприятиях и в организациях. Поэтому надо шире освещать данную проблему в средствах массовой информации в городе и районе с использованием социальной рекламы.