• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 5-х классов в школах 8 вида по подготовке младшего обслуживающего персонала

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 5-х классов в школах 8 вида по подготовке младшего обслуживающего персонала

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОДГОТОВКА МЛАДШЕГО ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА

Пояснительная записка

Программа предусматривает подготовку уч-ся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной, санитаров в больницах и поликлиниках. Она предназначена для обучения тех уч-ся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом, овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобной по уровню сложности. В 5-7 кл. уч-ся приобретают Н и У, которые служат основой для обучения на санитаров и уборщиков разных помещений, например, овощехранилищ, железнодорожных вагонов.

Уборщик должен уметь:

1. Удалять пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы,

потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия.

2. Мыть и дезинфицировать унитазы, ванны, раковины и др. санитарно-техническое оборудование.

3. Освобождать урны от мусора и обрабатывать их дезодорирующим раствором.

4. Собирать мусор и выносить его в установленное место.

5. Соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении.

Уборщик должен знать:

1. Правила санитарии по содержанию помещения.

2. Правила личной гигиены.

3. Устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений.

4. Правила обращения с моющими, дезинфицирующими и дезодорирующими средствами.

5. Правила эксплуатации сантехнического оборудования.

В 8-9 классах уч-ся специализируются на определенных работах согласно условиям базового учреждения и предполагаемому трудоустройству. Программа нацелена на подготовку санитаров для мед.учреждений, рабочих в прачечных. Там, где уч-ся готовятся к другой труд.деятельности, в программу 8-9 кл вводят изменения. Программа в содержит сведения по технологии работ. Так как уч-ся страдают дебильностью и сопутствующими дефектами усилен дифференцированный подход к обучению, введены коррекционно - развивающие занятия, уроки по этике поведения. Особенно важно для будущих санитаров. В программе уделяется большое внимание развитию у уч-ся доброжелательности, честности, тактичности, терпения, стремления помочь больному. Уч-ся с глубоким нарушением интеллекта обычно затрудняются в овладении такими общетрудовыми умениями, как: ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль. Поэтому в 5-6 классах даются подробные объяснения заданий, практический показ приемов работы и ее рациональной последовательности, предлагаются образцы для подражания, н-р, образцово убранный участок помещения, перед практической работой проверяются навыки в упражнениях. Теор.обучение проходит в школе, в специально оборудованном кабинете, он оснащен рабочими столами, бытовым, уборочным инвентарем и предметами санитарного оборудования, средствами для ухода за больными.

Для хранения уборочного инвентаря в кабинете или подсобном помещении располагают специальные стойки. Метлы, швабры, половые щетки, совки, лопаты и т. п. хранятся в стойках с пазами для каждой инвентарной единицы. Уч-ся работают с индивидуальными орудиями труда, которые нумеруются. Тряпки маркируют в соответствии с назначением и в чистом виде располагают на вешалках-сушилках в подсобном помещении. Уч-ся не допускаются к обработке оконных рам и стекол. Обучение обработке туалетов проводится на учебном оборудовании. Практика уч-ся 5-6 классов осуществляется в школе, на пришкольном участке, 7-9кл - на базовом предприятии (учреждении). Обучение проводится после освоения теории. Перед началом пр.занятий на предприятии общественного питания уч-ся проходят мед.осмотр. Те, кто осваивает азы профессии санитар, допускают только к эпидемиологически безопасным работам.В группы для обучения могут поступать все уч-ся вспомогательной школы. Но при определении их специализации в 7-9 кл учитывают индивидуальные особенности каждого, нельзя допускать, чтобы уч-ся с синдромом психопатоподобного поведения, повторяющимися эпилептическими припадками, выраженной гидроцефалией, резкой психомоторной расторможенностью, шли в санитары. Ограничения должны быть и при подготовке уборщиков производственных помещений, где расположено оборудование повышенной опасности.

5 КЛАСС

I четверть

Вводное занятие

Беседа о подготовке уч-ся к труду и рабочих профессиях. Профессии родителей уч-ся. Необходимость разных профессий. Профессии, изучаемые в школе. Простейшие профессии обслуживающего труда. Кабинет обслуживающего труда: оборудование, правила работы и поведения. Распределение учащихся по рабочим местам. Ознакомление с рабочим местом и правилами ухода за ним. Обязанности дежурных. Знакомство с основными видами практических работ в 5 классе. Демонстрация образцов изделий.


Уборка пришкольной территории

Объекты работы. Дорожка, газон, спортплощадка, территория вокруг школьных строений.

Теор.сведения. Хозинвентарь (метла, лопата, грабли, совки, носилки), устройства, назначение, рабочие позы, приемы работы. Подготовка к хранению, порядок хранения, безопасное пользование. Спецодежда: виды, назначение, устройство, бережное отношение.

Умение. Обращение с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками.

Пр.работы. Подметание дорожек с твердым покрытием, сбор мусора в валки и в кучи, переноска мусора.Уборка газонов: уборка сучьев и других посторонних предметов, сгребание граблями, удаление с газонов. Уборка спортплощадки и других участков пришкольной территории. Очистка уборочного инвентаря и установка на место хранения.


Работа с бумагой

Изделия

Аппликация «Жилая комната» (окно, шкаф, диван, стол, стулья, светильники, телевизор и другие предметы). Аппликация «Школа» (школьное здание, цветник, ограда, деревья, дорожки). (Выполняется из заготовок, нарезанных по определенной ширине.)

Теор.сведения. Бумага, виды (писчая, цветная), назначение. Измерительная линейка. Ее устройство (начало отсчета, рабочая и нерабочая кромки, шкала), правила пользования. Клей: назначение, свойства. Ножницы канцелярские, устройство, требования к заточке и наладке, безопасное пользование.

Умения. Работа с измерительной линейкой, ножницами.

Пр.работы. Разметка деталей по длине. Проверка выполненной разметки. Вырезание и наклеивание деталей. Рисование элементов мебели цветными карандашами.

Работа с тканью

Изделие. Салфетка, обработанная швом вподгибку с закрытым срезом для протирки мебели.

Теор.сведения. Ткань: применение, виды, названия распространенных видов, лицевая и изнаночная стороны, долевые и поперечные срезы. Требования к выполнению шва вподгибку с закрытым срезом. Электроутюг: назначение, устройство, пользование, правила ТБ при обращении.

Умение. Работа утюгом.

Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа изделия. Вырезание выкройки. Проверка выкройки измерением, сложением сторон. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Закрепление выкройки. Выкраивание изделий. Подготовка кроя к пошиву. Выполнение швов. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками. Утюжка изделий.

Самостоятельная работа

Аппликация «Жилая комната».


II четверть

Вводное занятие


Работа с картоном и бумагой

Изделие. Макет комнаты из тонкого картона и бумаги в виде пространственного угла (2-х стен и пола) с прорезами для дверного и оконных проемов. (Пол раскрашен акварельной краской. Мебель выполнена аппликацией. Стены оклеены обоями.)

Теор.сведения. Картон: применение и свойства. Обои. Нож для рицевания картона: приемы работы, ТБ пользование. Акварельные краски, кисть. Нанесение клея на большие поверхности.

Умение. Работа ножом.

Пр.работы. Изготовление шаблонов заданной ширины. Разметка деталей из бумаги по линейке, шаблонам. Раскрашивание пола. Склеивание стен обоями. Приклеивание аппликаций.


Ежедневная уборка полов в школе

Объекты работы. Полы в. коридорах, классах, вестибюле.

Теор.сведения. Пол: виды (дощатый крашеный; покрытый линолеумом), средства для мытья, средства, применение которых противопоказано при мытье полов с тем или иным покрытием. Рабочая одежда (халат, косынка): хранение, уход. Уборочный инвентарь (ведро, таз, совок, половая щетка, тряпка, швабра):назначение, пользование, бережное обращение. Подготовка к хранению, порядок хранения. Правила ТБ при подготовке к уборке полов.

Умения. Работа щеткой, шваброй.

Пр.работы. Подготовка к сухой и влажной уборке дощатого крашеного, покрытого линолеумом и плиточного полов. Подготовка швабры к работе. Протирка пола шваброй. Прополаскивание тряпки в тазу. Обработка уборочного инвентаря после работы и укладывание в специально отведенное место для хранения.


Работа с тканью

Изделие. Мешочек для хранения работы из готового кроя.

Теор. сведения. Швейная машина: назначение, устройство, пользование, правила безопасности при выполнении швов. Машинный шов: виды (вподгибку, стачной, обтачной), способы выполнения, применение. Обметочные строчки косых и петельных стежков. Отделочные стежки.

Умения. Работа на швейной машинке.

Пр.работы. Обработка мешочка отделочными стежками. Стачивание боковых срезов.

Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Утюжка изделия.


Самостоятельная работа

Изготовление конвертов из бумаги по образцу, рисунку, развертке.



III четверть

Вводное занятие


Уборка пришкольной территории от снега и льда

Объект работы. Грунтовые дорожки с асфальтовым и бетонным покрытием на пришкольной территории.

Теор.сведения. Асфальтовое и бетонное покрытия: основные свойства, инструменты для уборки (движок, скребок, лом). Движок, скребок, лом: назначение, рабочие позы, применение, безопасное обращение. Приемы уборки, не нарушающие дорожное покрытие. Зависимости твердости льда от температуры воздуха. Правила безопасной работы на проезжей части дороги.

Умения. Ориентировка по образцу убранного участка территории. Коллективное обсуждение последовательности действий. Работа движком, скребком, ломом.

Пр.Работы. Расчистка дорожек от снега. Скалывание и уборка льда. Уборка снега и льда в специально отведенные места.


Работа с картоном и бумагой

Изделие. Открытая прямоугольная коробка из картона. Боковые стенки соединены с помощью клапанов клеем. Стенки оклеены цветной бумагой и украшены аппликацией.

Теор.сведения. Угольник чертежный, назначение, применение, пользование. Способ получения геометрического орнамента: разметка сложенной в несколько раз полосы цветной бумаги по шаблону и вырезание узора ножницами.

Умение. Работа с чертежным угольником.

Пр.работы. Разметка развертки коробки по заданным размерам с помощью линейки и угольника. Вырезание развертки и клапанов. Рицевание линий сгиба. Складывание коробки и приклеивание клапанов. Разметка и вырезание орнамента. Приклеивание орнамента. Проверка работы.

Работа с тканью

Объект работы. Пришивание пуговицы, вешалки на белье и верхней одежде.

Теор.сведения. Пуговица: виды, способы пришивания, нитки для пришивания.

Пр.работы. Определение места крепления пуговицы. Пришивание пуговицы со сквозными отверстиями. Образование «ножки». Закрепление нитки узелком и несколькими стежками.

Самостоятельная работа

Изготовление коробочки из картона (без отделки) по образцу и рисунку с размерами.


IV четверть

Вводное занятие

Уход за комнатными растениями

Объект работы. Цветы.

Теор.сведения. Комнатные растения, названия. Требования к размещению, светлолюбивые и теневыносливые растения. Полив цветов, требования к температуре и качеству воды, периодичность,приемы. Приспособления для опрыскивания. Правила обрезки растений.

Пр.работы. Обрезка и сбор сухих листьев. Подготовка воды для полива и опрыскивания. Чистка и промывка поддонов. Обтирание цветочных горшков. Опрыскивание и полив растений. Работа на участке

Объект работы. Пришкольный участок.

Теор.сведения. Подготовка почвы для посадок. Разница в обработке песчаных и глинистых почв. Сельхозинвентарь: виды, назначения, правила обращения, ТБ.

Умение. Работа мотыгой.

Пр.работы. Сгребание мусора с клумб и дорожек. Поверхностное рыхление почвы граблями на месте многолетних зимующих посадок. Рыхление междурядий мотыгами на посадках многолетних растений. Обработка краевым швом вподгибку с закрытым срезом однодетального изделия из ткани

Изделия. Носовой и головной платки квадратной формы.

Теор.сведения. Названия тканей, используемых для изготовления платков. Краевой вподгибку с закрытым срезом машинный шов: способ выполнения, применение. Швейная машина с ножным приводом: названия и характеристика деталей механизмов. Организация рабочего места.

Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом на образцах. Утюжка изделий.

Пр. работы. Заметывание первого и второго подгиба платка. Подготовка машины к шитью. Обработка срезов на машине швом вподгибку с закрытым срезом. Закрепление строчки вручную. Обработка углов на платке косыми стежками вручную.

Самостоятельная работа

Изготовление салфетки-прихватки из двух слоев ткани с обработкой краев косым обметочным стежком по образцу готового изделия.

6 КЛАСС

I четверть

Вводное занятие

Работа на участке

Объект работы. Территория вокруг школы.

Теор.сведения. Аллеи, дорожки и площадки около школы: расположение, назначение, правила ухода. Виды сорных растений. Инвентарь для выполнения уборочных работ: виды, назначения, рабочие позы и приемы. Правила безопасности при уборке.

Пр.работы. Сгребание опавших листьев граблями. Выдергивание и удаление сорных растений. Подметание, выравнивание, посыпание песком дорожек и площадок. Переноска собранного мусора. Подготовка уборочного инвентаря к хранению и складирование в отведенное место. Ежедневная уборка спального помещения

Объект работы. Пол, подоконники, отопительные радиаторы в спальне.

Теор.сведения. Тряпка для уборки. Назначение в зависимости от вида работы, используемая ткань, маркировка, требования к состоянию во время работы и при хранении. Последовательность уборки. Определение качества уборки. Правила безопасности при протирке подоконника и отопительного радиатора.

Умения. Проверка работы. Коллективное обсуждение выполненных работ.

Пр.работы. Крепление тряпки на швабру. Протирка подоконников, радиаторов, радиаторных ниш. Промывка тряпки во время работы. Влажная протирка пола. Проверка результатов работы. Коллективное обсуждение качества работы.


Работа с тканью

Изделие. Фартук квадратной формы с завязками (из готового кроя).

Теор.сведения. Фартук: ткани для изготовления, детали, швы. Виды отделки.

Пр.работы. Наметывание первого и второго подгиба. Обработка срезов на швейной машине швом вподгибку. Изготовление завязок. Присоединение завязок: подгиб противоположных углов фартука, вкладывание завязок в подгиб и прострачивание. Отделка фартука вышивкой или аппликацией.

Практическое повторение

Виды работы. Уборка школьного участка, спальных помещений. Самопроверка результата работы.Коллективное обсуждение качества работы.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.



II четверть


Вводное занятие


Работа с тканью

Изделие. Мягкая игрушка по выбору: медвежонок, собачка, утка, рыбка, зайчик.

Теоретические сведения. Ткани, применяемые для изготовления мягких игрушек, их название. Способ выполнения петельного стежка.

Упражнение. Выполнение петельных стежков на образце.

Пр. работы. Сметывание и соединение основных деталей готового кроя обтачным швом или петельными стежками, вывертывание и набивка ватой. Присоединение дополнительных деталей (хвоста, клюва, плавника, глаза и пр.).

Устройство жилого помещение

Изделие. Аппликации «Жилая комната», «Прихожая», «Кухня».

Теор. сведения. Элементы строительной конструкции: стена, пол, потолок, дверной проем, оконный проем, ниша для радиатора. Оборудование дома: плинтус, подоконник, оконная рама, отопительный радиатор, дверь (одинарная, двойная), штепсельная розетка, вентиляционная решетка.

Инструменты и материалы для выполнения аппликации: цветная бумага, шаблон, карандаш, линейка, угольник, ножницы, кисточка, клей.

Пр.работы. Выбор цветной бумаги. Разметка, вырезание и расположение деталей на бумаге. Проверка расположения. Наклеивание деталей. Надписывание на аппликациях названий предметов, новых для учащихся. Нахождение строительных элементов в здании школы.


Уход за паркетным полом

Объект работы. Паркетный пол в жилом или административном помещении.

Теор. сведения. Покрытия паркетного пола: виды, назначение и различение по внешнему виду/ Щетка для натирки пола мастикой: виды, правила обращения и сбережения.

Электрополотер:устройство, пользование, правила безопасности при обращении.

Умение. Работа электрополотером.

Пр.работы. Удаление пятен на паркетном полу. Влажная уборка паркетного пола, покрытого лаком. Подготовка пола, покрытого мастикой, к натирке. Натирка пола щеткой и электрополотером. Проверка результата работы.

Практическое повторение

Вид работы. Изготовление мягкой игрушки из готового кроя.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

III четверть

Вводное занятие Работа в столовой

Объект работы. Школьная столовая.

Теор.сведения. Понятие о гигиене питания. Фаянсовая и стеклянная посуда. Свойства алюминия как материала для посуды и столовых приборов. Требования к работнику столовой: одежда, поведение. Правила подготовки стола к подаче пищи. Эстетическое оформление стола. Правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды.

Умения. Ориентировка по показу учителя. Планирование последовательности действий в ходе коллективного обсуждения.

Пр.работы. Сервировка стола. Разноска пищи по столам. Подача пищи. Сбор грязной посуды в тележки. Выполнение сан.требований и правил этикета при сборе грязной посуды со столов. Разгрузка посуды в моечном отделении. Уборка и протирка столов. Уборка пола.


Ремонт постельного белья

Объект работы. Наволочка. Простыня, пододеяльник.

Теор.сведения. Виды ремонта: наложение заплат, обрезание ветхих краев. Формы и размеры заплаты.

Упражнение. Пришивание заплаты к образцу.

Пр.работы. Подготовка изделия к ремонту (обрезание ветхих краев). Раскрой заплаты с учетом швов. Подгибание и заметывание срезов на заплате и изделии. Наложение, приметывание и пришивание заплаты вручную косыми стежками или на швейной машине. Утюжка отремонтированного изделия. Ежедневная уборка помещения

Объекты работы. Учительская. Кабинеты руководителей школы. Методические кабинеты. Классы. Складские помещения школы.

Теор.сведения. Служебное помещение: виды, назначение, оборудование. Порядок хранения и расположения вещей в каждом помещении. Правила уборки в служебном помещении. Бытовой электропылесос: устройство, применение, пользование.

Умение. Работа пылесосом.

Пр.работы. Протирка подоконников, отопительных радиаторов. Подметание и протирка пола шваброй. Получение разрешения на протирку столов, настольных осветительных приборов. Очистка мусорных корзин. Удаление пыли с помощью пылесоса. Чистка уборочного инвентаря после применения и уборка в отведенные места.

Практическое повторение

Вид работы. Выполнение уборочных работ с использованием освоенных приемов.

Самостоятельная работа по выбору учителя.

IV четверть

Вводное занятие


Работа с тканью

Объект работы. Постельное белье.

Теор.сведения. Ткани для постельного белья. Виды ремонта. Размеры и формы заплат. Требования к отремонтированным изделиям.

Пр.работы. Подготовка изделия к ремонту. Подбор ткани для заплаты. Определение места наложения заплаты и ее размера. Раскрой заплаты с учетом швов. Подгибание и заметывание срезов. Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Ремонт постельного белья путем среза изношенной части. Работа на участке

Объект работы. Цветник.

Теорет. сведения. Вскапывание почвы цветника: значение, глубина, приемы, требования к качеству. Определение глубины вскапывания с помощью линейки. Понятие о борозде.

Пр.работы. Осмотр участка для вскапывания. Определение его границ и направления борозд. Прокладывание первой борозды. Вскапывания с соблюдением заданной глубины. Выравнивание вскопанной почвы граблями. Взаимопроверка выполненной работы.


Уход за мебелью

Объект работы. Школьная мебель.

Теор. сведения. Мебель: виды, назначение. Виды покрытия мебели (краска, лак, ткань, кожзаменитель, пластик, эмаль). Средства и правила ухода за мебелью в зависимости от материала покрытия.

Пр.работы. Удаление пыли с водостойкой и неводостойкой мебели. Уборка мягкой мебели. Обновление поверхности полированной мебели с помощью полирующего средства. Применение пылесоса при обработке мягкой мебели. Практическое повторение.

Виды работы. Ремонт белья и одежды или пошив простейших изделий (салфетки для уборки, мешочка для изделия и т. п.).


Самостоятельная работа

Наложение заплаты накладным швом на образце.


7 КЛАСС

I четверть


Вводное занятие


Работа на пришкольном участке

Объект работы. Деревья на пришкольном участке.

Теор.сведения. Строение дерева: ствол, крона. Основные породы деревьев на пришкольном участке. Осенний уход за деревьями. Приствольный круг. Значение. Правила вскапывания приствольного круга. Секатор: устройство, наладка и правила безопасной работы.

Умения. Ориентировка по образцово обработанному дереву. Планирование работы по инструкции учителя. Работа секатором.

Пр.работы. Вскапывание приствольного круга лопатой. Сбор опавших листьев и укладка их в кучи граблями. Обрезка ветвей дерева секатором на длинном шесте. Очистка ствола плодового дерева скребком и побелка известью с помощью кисти.


Уборка лестницы в помещении

Объект работы. Внутренняя лестница здания.

Теор.сведения. Лестница в школе: устройство (ступени, пролет, площадка, ограждение (перила или поручни), материалы для изготовления). Моющие средства. Правила безопасности при уборке лестницы. Резиновые перчатки: назначение, правила бережного обращения.

Пр.работы. Подметание лестницы. Уборка мусора. Протирка перил (поручней). Мытье лестницы моющими средствами.


Машинная стирка белья

Объект работы. Бытовая стиральная машина.

Теор.сведения. Бытовая стиральная машина: устройство, принцип действия, производительность, правила пользования. Моющие средства: виды, правила пользования и хранения, меры ТБ. Сортировка белья. Отбеливающие и подсинивающие средства: виды, пользование, правила безопасности при работе.

Умения. Ориентировка по образцово выстиранной вещи. Планирование последовательности действий по показу и объяснению учителя. Устный рассказ о последовательности действий при работе. Стирка белья в стиральной машине.

Пр.работы. Сортировка и взвешивание грязного белья. Подготовка стиральной машины к работе. Стирка. Прополаскивание. Сушка в центрифуге. Сушка на воздухе. Отбеливание и подсинивание белого белья. Утюжка белья.


Практическое повторение

Вид работы. Уборка помещения с использованием освоенных приемов.

Самостоятельная работа по выбору учителя.

II четверть

Вводное занятие


Обработка оборудования и уборка на кухне

Объект работы. Школьная кухня.

Теор.сведения. Кухонная посуда и инвентарь: виды, назначение, правила ухода. Мытье кухонной посуды: сан.требования, моющие средства и приспособления. Правила ухода за алюминиевой, эмалированной и никелированной посудой. Особенности обработки деревянного кухонного инвентаря.

Пр.работы. Чистка и мытье алюминиевой, эмалированной и никелированной посуды. Мытье кухонного инвентаря. Чистка кухонного стола. Чистка разделочной доски. Чистка моечной ванны.Уборка кухни.


Работа в пищеблоке

Объект работы. Школьный пищеблок.

Теор.сведения. Столовая посуда: виды, назначение. Керамическая и стеклянная посуда. Свойства керамики и стекла, приемы и средства мытья. Столовые приборы: назначение, правила чистки и мытья. Обязанности мойщицы посуды. Спецодежда работника кухни (куртка, фартук, косынка, резиновые сапоги): уход и хранение. Личная гигиена работника кухни. Правила ТБ при работе в моечном цехе. Посудомоечная машина: ознакомление с работой, правила безопасности.

Пр.работы. Сбор и транспортировка использованной посуды в моечное отделение. Очистка от остатков пищи. Сбор пищевых отходов. Мытье посуды вручную в 2-х и 3-х ваннах. Сушка посуды и столовых приборов. Уборка моечного отделения.


Генеральная уборка помещения

Объект работы. Школа.

Теор.сведения. Очистка и мытье стенной панели и двери, подоконника, окрашенных масляной краской. Удаление пыли с панели, окрашенной водоэмульсионной и клеевой краской. Чистка коврового изделия и мягкой мебели пылесосом. Средства для обработки полированной мебели. Мастика для покрытия паркетного пола. Санитарно-гигиенические правила при выполнении перечисленных работ.

Пр.работы. Обработка стенной панели, подоконника, двери. Мытье цветочных поддона и горшка. Чистка коврового изделия и мягкой мебели пылесосом. Обработка полированной мебели. Покрытие мастикой и натирка паркетного пола. Мытье пола и лестницы.


Практическое повторение

Вид работы. Проведение генеральной уборки различных школьных помещений.

Самостоятельная работа по выбору учителя.

III четверть

Вводное занятие


Ежедневная уборка служебного помещения

Объекты работы. Письменный стол, настольный светильник, шкаф, пол, холодильник.

Теор.сведения. Общее представление о работе учреждения. Значение документации (важность). Уборка письменного стола, настольного светильника. Правила электробезопасности. Бытовой холодильник: устройство, размораживание, мытье и протирка.

Умение. Пользование холодильником.

Пр.работы. Уборка стола, наружных поверхностей шкафа, подоконника, радиатора отопления. Очистка корзины для использованной бумаги. Протирка пола. Размораживание, мытье и протирка холодильника.


Гигиена питания

Теор.сведения. Продукты: виды, значение для питания. Изменение качества продукта в результате долгого хранения. Признаки порчи продукта. Пищевое отравление: состояние человека, профилактика. Гигиенические требования к приготовлению и хранению пищи. Личная гигиена работника общественного питания. Профилактическое мед. обследование работника пищеблока.


Подготовка столового зала предприятия общественного питания к приему посетителей

Объект работы. Обеденный стол.

Теор.сведения. Обеденный стол: эстетическое оформление, сервировка. Сбор грязной посуды со стола, санитарные требования, правила этикета. Правила обращения с тележкой для сбора и транспортировки посуды.

Умения. Ориентировка по образцово подготовленному участку столового зала. Планирование хода работы в беседе с учителем.

Пр.работы. Мытье столов. Подготовка бумажных салфеток и укладывание в

салфеточницу. Наполнение и размещение на столе прибора со специями. Правильное расположение стульев. Сбор грязной посуды, подносов в тележку. Выполнение правил обращения с тележкой при транспортировке грязной посуды. Разгрузка тележки в моечном отделении.

Пр.повторение

Виды работы

Ежедневная уборка служебного помещения.

Самостоятельная работа по выбору учителя.

IV четверть

Вводное занятие


Первичная обработка овощей

Объект работы. Овощи.

Теор.сведения. Капуста, лук, салат, шпинат: питательная ценность, первичная обработка. Обработки сушенных овощей. Понятие отходы при обработке овощей: виды, использование. Требования к качеству, хранению овощей. Признаки порчи овощей. Сан.требования к условиям хранения и способам обработки овощей. Обработка овощей: машины и инструменты, ТБ.

Пр.работы. Определение качества овощей. Сортировка, мытье, очистка и дочистка овощей вручную. Отжимание рассола. Замачивание сушеных овощей. Нарезка овощей соломкой, кольцами, полукольцами, шашками. Подбор инструментов для обработки овощей.


Обработка корнеплодов в условиях пищеблока

Объект работы. Корнеплоды.

Теор.сведения. Пищеблок: основные цеха (горячий, холодный, мясной, мучной,

овощной, хлеборезка, моечное отделение), назначения и устройства. Оборудование овощного цеха. Корнеплоды, виды. Основные требования к обработке, нормы отходов. Нож для дочистки корнеплодов и ТБ при работе с ним. Картофелечистка: назначение, пользование, ТБ.

Умения. Ориентировка по образцу выполненной операции (отбору, мытью, очистке и др.).

Коллективное Планирование, последовательность рабочих операций.

Пр.работы. Определение пригодности корнеплода, переборка корнеплодов. Мытье зелени. Наблюдение за работой картофелечистки. Дочистка картофеля вручную. Обработка других видов корнеплодов.


Уборка территории и помещений

на предприятии общественного питания

Объекты работы. Территория, прилегающая к пищеблоку. Отделения пищеблока.

Теор.сведения. Сан.требования к территории и помещениям предприятия общественного питания. Правила уборки отделения. Правила сбора, хранения и удаления отбросов. Уборочный инвентарь. Контейнеры для мусора. Моющие средства: назначение, пользование, ТБ.

Пр.работы. Сгребание, подметание, сбор и удаление мусора. Чистка мебели столового зала. Подбор инвентаря, приспособлений, моющих средств. Мытье стен и полов с разным покрытием. Обработка кухонной и столовой посуды, инвентаря, тары на предприятии общественного питания

Объекты работы. Столовая и кухонная посуда, инвентарь и тара.

Теор.сведения. Организация работы моечного отделения. Столовая посуда: способы и правила уборки со стола, мойка, просушка. Моющие средства: виды, правила составления растворов. Приспособления и материалы для мытья посуды (ерши, щетки, ветошь). Правила сбора и хранение пищевых отходов. ТБ при мойке посуды. Посудомоечная машина: устройство, правила ТБ пользования. Обработка кухонной посуды, инвентаря и тары: мойка и просушка. Безопасное использование моющих и дезинфицирующих средств. Спецодежда, применяемая при мойке.

Пр.работы. Сбор пищевых отходов. Сортировка посуды по видам. Чистка и мытье вручную столовой посуды, приборов, подносов. Обработка ершей, щеток, ветоши и используемого инвентаря после окончания мойки посуды. Наблюдение за работой посудомоечной машины. Выполнение правил личной гигиены. Подбор спецодежды по росту. Определение посуды по материалу и способу обработки (алюминиевая, эмалированная, никелированная, чугунная). Составление моющих растворов. Чистка и мытье кухонной посуды, инвентаря и тары с применением моющих и дезинфицирующих средств. Сушка посуды, инвентаря и тары. Уборка пола. Практическое повторение

Виды работы

Чистка и мытье кухонной и столовой посуды.

Самостоятельная работа

Мытье определенного количества столовой посуды с фиксацией времени и качества.

8 КЛАСС

I четверть


Вводное занятие

Уборка помещений на производственном предприятии

Объект работы. Пол в помещении на швейной фабрике.

Теор.сведения. Значение уборки для производительной работы цеха. Распорядок дня работы на фабрике. Время, отводимое на уборку. Работа уборщицы: обязанности, основные требования. Правила ТБ при уборке производственных и других помещений на швейной фабрике (столовой, раздевалки, медпункта).

Умения. Ориентировка и планирование на основе наблюдений за уборкой, проводимой работниками фабрики.

Пр.работы. Подметание проходов в пошивочном цехе в установленные на предприятии сроки. Сбор и транспортировка отходов. Складирование отходов. Протирка пола. Уборка лестниц и помещений фабрики. Уборка санитарных узлов

Объекты работы. Оборудование, пол и стены санитарного узла.

Теор.сведения. Санузел: причина необходимости повышенной чистоты. Устройство.Спецодежда (резиновые сапоги и перчатки, непромокаемый фартук). Средства для обеззараживания санузла. Сан-техническое оборудование: виды (раковина, слив, ванна, унитаз, писсуар, гигиенический душ), материал изготовления (эмалированный чугун, керамика), свойства. Унитаз: устройство (клозетная чаша, смывной бачок, состоящий из корпуса, поплавкового и спускного клапанов). Засор унитаза: причины и следствия. Приспособления для обработки саноборудования: виды (щетка, вантуз), назначение, пользование. Средства для чистки керамики и эмали. Правила ТБ при употреблении раствора хлорной извести. Общие правила при уборке санузлов. Подготовка к использованию и хранение спецодежды и орудий труда.Обработка резиновых перчаток (мытье, стерилизация, сушка). Соблюдение л.гигиены.

Умения. Ориентировка по устной инструкции учителя. Работа под контролем качества и затраченного времени. Работа вантузом.

Пр.работы. Чистка и мойка оборудования и пола в санузле. Применение чистящих паст и раствора хлорной извести. Ликвидация засоров в ванне и умывальнике с помощью вантуза.

Практическое повторение

Вид работы

Уборка помещений на производственном предприятии.

Самостоятельная работа

Уборка определенных участков производственного помещения.

II четверть

Вводное занятие

Стирка белья

Объект работы. Прачечная.

Теор.сведения. Организация работы в прачечной. Стиральные машины виды (полуавтоматы и автоматы), устройство. Моющие средства (стиральные порошки): марки, назначение, определение нужного для стирки количества. Сортировка белья для стирки. Выбор режимов стирки. Назначение кипячения белья. Правила ТБ при механической стирке и использовании синтетических моющих средств.

Пр.работы. Сортировка белья. Закладывание в барабан машины белья в соответствии с программой стирки. Отмеривание и засыпание стирального порошка. Установка программы стирки. Стирка. Промывка машины после стирки. Досушивание и утюжка белья.


Влажно-тепловая обработка изделия из ткани

Объект работы. Электроутюг.

Теор.сведения. Назначение влажно-тепловой обработки тканевых изделий. Электрический утюг: виды, различие по устройству и весу, неисправности и меры по их предотвращению. Режимы влажно-тепловой обработки в соответствии с видом ткани. Приспособления для утюжки изделий. Правила ТБ. Брак при утюжке. Влажно-тепловая обработка с помощью гладильных прессов. Правила безопасного пользования гладильным прессом. Приемы складывания выглаженных изделий.

Умение. Складывание изделия.

Пр.работы. Подготовка рабочего места. Установка терморегулятором теплового режима утюжки. Утюжка и складывание изделия.


Подкрахмаливание и антиэлектростатическая обработка ткани

Объекты работы. Средства для подкрахмаливания и антиэлектростатической обработки ткани антиэлектростатиками.

Теор.сведения. Свойства накрахмаленного изделия из ткани. Изделия, для которых применяется подкрахмаливание. Средства, применяемые для подкрахмаливания. Мягкое и жесткое подкрахмаливание. Правила ТБ работы со средствами для подкрахмаливания. Ткани, способные наэлектризовываться. Антиэлектростатики, применяемые при стирке: виды, свойства, пользование, ТБ.

Пр.работы. Определение количества крахмала для отработки того или иного объема белья. Приготовление подкрахмаливающего клейстера. Подготовка текстильного изделия к подкрахмаливанию. Подкрахмаливание, отжим, сушка и утюжка изделия. Обработка синтетической ткани антиэлектростатиком, проверка его действия.

Практическое повторение

Виды работ

Механическая стирка, досушивание, утюжка белья.

Самостоятельная работа по выбору учителя.

III четверть

Вводное занятие


Личная гигиена медицинского персонала

Объекты работы. Руки. Спецодежда.

Теор.сведения. Значение личной гигиены для медицинского персонала. Самооценка состояния здоровья. Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания: виды, признаки, профилактика. Уход за руками и спецодеждой.

Умения. Ориентировка по показу и объяснению учителя. Уход за руками. Обработка спецодежды.

Пр.работы. Стрижка ногтей. Мытье рук со щеткой. Смазывание рук кремами, спирто-глицериновыми смесями. Оценка состояния спецодежды. Подготовка спецодежды к стирке. Подкрахмаливание, сушка, утюжка и мелкий ремонт спецодежды.

Изготовление перевязочного материала

Объекты работы. Салфетка. Тампон. Турунда (марлевый жгутик), ватный шарик.

Теор.сведения. Перевязочный материал: виды (салфетка, тампон, турунда, ватный шарик), назначение, требования к изготовлению. Разница между тампоном и турундой: назначение, изготовление. Гигиенические требования к лицам/изготавливающим перевязочный материал.

Умение. Раскрой марли и бинтов.

Пр.работы. Изготовление, складывание салфеток и тампонов. Проверка выполненной работы. Ежедневная уборка помещений, открытых для доступа посетителей в лечебно-профилактическом учреждении

Объекты работы. Пол, подоконник, стенная панель, бытовой холодильник.

Теор.сведения. Уборка помещения в лечебном учреждении: значение, требования. Средства для влажной уборки пола. Элементарные этические правила при взаимоотношениях с больными. Правила освобождения холодильника от продуктов.

Умения. Ориентировка исходя из требований, предъявляемых к уборке. Составление плана работы.

Пр. работы. Подготовка инвентаря,материалов к уборке. Распределение помещений для уборки. Проведение уборки. Сравнение времени, качества уборки. Размораживание, мытье и сушка холодильников.

Практическое повторение

Вид работы

Ежедневная уборка в лечебном учреждении.

Самостоятельная работа по выбору учителя.

IV четверть

Вводное занятие

Общие требования к уходу за больными

Теор. сведения. Общее представление о деонтологии (долг медицинского работника перед

больным, уважение к больному, сострадание к больному, ответственность за состояние больного). Возможный контакт санитарки с больным и ее поведение в этом случае. Разбор конкретных примеров из практики санитарок. Работа младшего медперсонала в поликлинике

Объекты работы. Помещения терапевтического отделения. Лабораторная посуда.

Теор.сведения. Поликлиника: структура (регистратура, отделения, профильные кабинеты, лаборатории, процедурные). Внутренний распорядок работы, назначение подразделений. Обязанности санитарки терапевтического отделения.

Пр.работы. Подклеивание амбулаторных карт в регистратуре. Помощь в разноске амбулаторных карт. Чистка, мытье, и сушка лабораторной посуды. Уборка холлов и коридоров в поликлинике. Внешний вид медицинского работника

Объекты работы. Спецодежда.

Теор.сведения. Требования к внешнему виду работника медицинского учреждения. Спецодежда: гигиеническое значение, правила выдачи и сроки носки, виды ремонта. Последовательность выполнения настрочного машинного шва при наложении заплаты. Устройство бытовой стиральной машины. Моющие средства: способы применения. ТБ при использовании. Электроутюг, устройство, регулировка. Электробезопасность.

Упражнение. Стирка белья в стиральной машине. Практическое повторение

Виды работы. Помощь работникам регистратуры. Уборка помещений терапевтического отделения.

Самостоятельная работа

Уборка кабинетов и других помещений в поликлинике на оценку производительности и качества труда.

9 КЛАСС

I четверть

Вводное занятие

Работа младшего медперсонала в поликлинике

Объекты работы. Физиотерапевтический кабинет.

Теор.сведения. Кабинет физиотерапии: назначение, обязанности санитарки по уборке. Ознакомление с работой стоматологического, хирургического, глазного и других кабинетов, с особенностями работы в них санитарки. Правила безопасности при уборке кабинета физиотерапии.

Пр. работы. Протирка пола, подоконников, столов. Подбор чистящих и моющих средств. Чистка и мытье ванн и раковин. Чистка и обработка ковровых изделий, мягкой мебели.


Гигиена лечебно-профилактического учреждения

Теор.сведения. Понятие гигиены. Факторы внешней среды, влияющие на здоровье человека. Санитарный режим в лечебном учреждении. Загрязнение воздуха в больничном помещении и меры противодействия этому. Борьба с пылью. Общие обязанности санитарки по уборке помещения. Виды уборки помещения (текущая, генеральная, сезонная).


Работа в больничной столовой в разноске пищи

Объекты работы. Столовая в больнице.

Теор.сведения. Гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к столовой в больнице. Требования к обработке посуды. Режим мытья посуды, столовых приборов.

Пр. работы. Участие в разноске пиши по отделениям больницы. Подготовка раздаточной к

выдаче пищи больным и столового зала к их приходу. Сбор посуды. Удаление и сбор пищевых отходов. Мытье, обезжиривание, ополаскивание и сушка столовой посуды и приборов.


Практическое повторение

Вид работы

Проведение ежедневной уборки в открытых для доступа посетителей помещениях лечебно профилактического учреждения.


II четверть

Вводное занятие


Ежедневная уборка помещений в больнице, открытых для доступа посетителей

Объекты работы. Стены и полы в коридорах, холлах на лестничных площадках в больнице.

Теоретические сведения. Повышение требований к качеству уборки больничных помещений. Виды и назначение уборочного инвентаря, моющих средств. Рабочая одежда, хранение и уход. Правила ТБ при обращении с моющими средствами и при выполнении уборки.

Пр.работы. Уяснение задания и срока его выполнения. Подготовка к уборке инвентаря и

моющих средств. Уборка указанных помещений. Проверка и оценка выполненной работы.

Работа санитарки в приемном отделении больницы

Объекты работы. Больные люди.

Теор.сведения. Приемное отделение в больнице, назначение помещения. Требования к

Сан.обработке больных. Правила и способы транспортировки больных. Прием и хранение вещей больного. Больничная кровать: виды и правила пользования. Гигиенические требования к больничному белью. Правила и порядок смены постельного и нательного белья у больного. Положение больного при различных заболеваниях.

Пр. работы. Уборка ванной комнаты. Подготовка гигиенической ванны. Дезинфекция губок,

мочалок. Помощь больным в одевании. Транспортировка больных в отделении (перевозка, переноска, сопровождение). Подготовка кровати для приема больного. Перекладывание больного с тележки (носилок) на постель. Уборка помещений приемного отделения.

Практическое повторение

Виды работы. Участие в подготовке помещений приемного отделения больницы к приему больных. Участие в санитарной обработке больных и их транспортировка в палаты.

Самостоятельная работа

Обсуждение больных в приемном отделении больницы под контролем качества работы и времени, затраченного на ее выполнение.

III четверть

Вводное занятие

Понятие об инфекционных заболеваниях

Теор. сведения. Роль микроорганизмов в инфекционном процессе. Источники и пути передачи инфекции. Признаки наиболее распространенных инфекционных заболеваний (повышение температуры тела и др.). Дезинфекция и дезинсекция: виды, значение, проведение, препараты, правила безопасности.

Упражнение. Стерилизация предметов по уходу за больным.


Общий уход за больными

Объекты работы. Больной человек.

Теор. сведения. Личная гигиена больного: основные требования, значение. Туалет больного (обработка рук и ног, половых органов, заднего прохода и естественных складок тела). Приготовление постели. Сроки и способы смены постельного белья. Порядок выдачи постельного белья и одежды. Правила пользования дезинфицирующими растворами. Создание лечебно-охранительного режима при уборке палаты. Холодильник: устройство, правила размораживания и уборки.

Пр.работы. Помощь больному в утреннем туалете. Приготовление постели для больного. Смена постельного белья. Сбор и транспортировка использованного постельного белья. Уборка палаты. Обработка и стерилизация предметов по уходу за больным. Размораживание и уборка холодильника.

Практическое повторение

Виды работы. Уход за больными в больничной палате.


Самостоятельная работа

Уход за больными в больнице под контролем качества и производительности труда.


IV четверть

Вводное занятие


Уход за больными в неврологическом отделении больницы

Объекты работы. Больной человек.

Теор.сведения. Особенности работы санитарки в неврологическом отделении больницы.Ознакомление с состоянием больных при наиболее распространенных нервных болезнях. Осложнения при нервных болезнях. Особенности ухода за больными с нарушением кровообращения головного мозга с парезами и параличами. Уход за больными с частичной или полной потерей речи. Правила кормления больных, которые не могут принимать пищу самостоятельно.

Пр. работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Подготовка постели для различных

неврологических больных. Обработка кожи больного. Кормление больного. Очистка ротовой полости влажным тампоном. Подготовка клизмы, грелки. Уборка и проветривание палаты исходя из состояния больных.


Уход за больными в отделении заболеваний внутренних органов

Объекты работы. Больной человек.

Теор. сведения. Понятие о болезнях внутренних органов. Особенности работы санитарки терапевтического отделения больницы. Уход за больным с заболеваниями органов дыхания. Уход за больным с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Наблюдение за кожей больного. Профилактика пролежней. Особенности работы санитарки гастроэнтерологического отделения. Уход за больным при рвоте, остром гастрите, язвенной болезни. Участие санитарки в подготовке больного к рентгеноскопии желудка и кишечника. Умения. Ориентировка в выполнении заданий и планирование последовательности действий по устным инструкциям работников больницы. Отчет о проделанной работе.

Пр. работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Измерение температуры тела у больного. Приготовление грелки, пузыря со льдом, горчичников и банок. Смена нательного и постельного белья больного. Подача судна, мочеприемника больному, обработка и дезинфекция плевательниц, суден, мочеприемников,

обработка и стерилизация наконечников для клизмы, газоотводных трубок.

Уход за больными в хирургическом отделении больницы

Объекты работы. Больной человек.

Теор. сведения. Особенности работы санитарки в хирургическом отделении больницы. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о предоперационном периоде. Участие санитарки в подготовке больного к операции. Понятие о послеоперационном периоде. Правила транспортировки больного. Правила подготовки палаты и постели для больного после операции. Содержание и уход за больными с ушибами, растяжением, вывихом, переломом. Особенности ухода за больным в гипсовой повязке.

Пр. работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Подготовка гигиенической ванны.

Оказание помощи больному в принятии ванны. Транспортировка больного. Уборка и проветривание палаты. Подготовка постели для больного с различными видами травмы. Приготовление гипсовых бинтов, лангетов, грелки, пузыря со льдом. Переворачивание и перекладывание больного. Подача больному судна, мочеприемника.


Практическое повторение

Виды работы. Уборка помещений больницы, помощь медсестрам в уходе за больными.

Самостоятельная работа

Уход за больными под контролем качества работы и времени, затраченного на ее выполнение

© 2010-2022