- Преподавателю
- Другое
- Проект по совместной деятельности воспитателя и детей средней группы Здравствуй сказка
Проект по совместной деятельности воспитателя и детей средней группы Здравствуй сказка
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дронова Н.А. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47 «Ветерок»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗКА»
(для среднего возраста)
Подготовила: воспитатель
Дронова Н. А.
Актуальность темы.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного - «воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Проблема:
Дети плохо ориентируются в сюжетах сказки, главных героях, с трудом выстра-
ивают последовательность действия героев. Родители мало уделяют внимания чтению русских народных сказок.
Гипотеза.
Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Тип проекта.
- Информационно-творческий
- Краткосрочный
- Групповой.
Методы.
Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
Участники проекта.
Дети средней группы, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Обеспечение.
Литература:
-
Евдокимова Е.С.» Технология проектирования в ДОУ «- М. «Сфера»,2006г.
-
Русские народные сказки.
-
Мордовские народные сказки.
-
Запорожец А. Б. и др.» Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада.» -М. 1985 г.
-
Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г.
-
Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
-
Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
-
Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. - М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
-
Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.
Оборудование:
-
Аудиозаписи.
-
Театральные куклы.
-
Художественная литература.
-
Книжки - раскраски, картинки и иллюстрации с изображениями героев сказок.
Цель проекта:
- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения.
- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта:
Образовательные:
- учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства;
- формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему,
подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
Развивающие: развивать традиции семейного чтения.
Воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Этапы проекта:
Этап - Подготовительный (разработка проекта).
(с 4.01.13 г. по11.01.13 г.)
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и пазлы по разным сказкам.
Познавательное развитие
Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
Речевое развитие
Занятие по сказкам «Кот, петух и лиса», «Репка».
Беседы с детьми о прочитанном.
Ознакомление с художественной литературой
Чтение и обсуждение сказок.
Пересказ разных сказок.
Театральная деятельность
Импровизация сказок «Кот, петух и лиса», «Репка»
Рисование
Занятие «Мой любимый сказочный герой».
Занятие «Петушок - золотой гребешок».
Аппликация
Занятие «Сказочный домик»
Работа с родителями
Консультации:
«Приемы обучения детей рассказыванию»;
«Знакомство со сказками в средней и старшей группах»;
«Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»; «Учитесь движениям вместе со сказкой».
Пути реализации проекта:
-
Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
-
Оформление уголка «В гостях у сказки»
-
Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
-
Изготовление костюмов сказочных героев, атрибутов.
Содержание работы с детьми:
1. Чтение разных сказок;
2. Рисование детьми героев сказок.
3.Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
4.Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
5.Самостоятельное составление сказок.
6.Рассказывание сказок собственного сочинения.
7.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
8.Загадки о сказках, героях сказок.
9.Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
10.Театрализация сказки: «Кот, петух и лиса»
Содержание работы с родителями:
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
3. Чтение сказок с детьми.
4. Придумывание сказок с детьми.
Помощь в пополнении книжного уголка сказками
Этап - Исследовательский.
( с 12. 01.13.г. по 21. 02.13.г.)
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- выполнение проекта.
Этап - Заключительный.
( с 22.01.13.г. по 26.02 13.)
- театрализация сказки «Кот, петух и лиса»
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата
- обобщение результатов работы, формулировка выводов -
составление рекомендаций.
Итоги, выводы.
В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:
Через восприятие сказок мы:
- воспитываем детей
- развиваем выразительную, образную речь
- развиваем логическое мышление
- развиваем творческую активность
Сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых.
Музыкальный руководитель способствует развитию концертной дея -тельности, осуществляет музыкальное оформление к театральным поста-новкам. Дети проявляют артистизм и оригинальность при показе спектакля.
Основным результатом стал показ спектакля по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Я выполнила намеченный план проекта, изучила материалы, разработала рекомендации.
Этап - Презентация проекта. (26.01.13 г.)
Театральная постановка сказки «Кот, петух и лиса».
Результат работ.
После соприкосновения с русской народной сказкой у детей появилось
желание больше узнать о традициях и творчестве русского народа.
Дети стали проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
называют прочитанные сказочные произведения, их авторов, героев умеют использовать различные средства выразительности;
Родители владеют информацией о том, как правильно обращаться с
книгами, цветными иллюстрациями, научились творчески подходить к
формированию интереса детей к сказке. Повысился интерес родителей и детей к русским народным сказкам.
Рекомендации:
Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе с
детьми по данной теме.
Творчески подходить к реализации поставленной проблемы, ориентировать детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
Приложения к проекту
«ЗДРАСТВУЙ, СКАЗКА»
Подготовила:
воспитатель
Дронова Н. А.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СКАЗКАМ:
«РЕПКА», «КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА»
(для детей среднего возраста)
Подготовила:
воспитатель
Дронова Н. А.
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи:
1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки ,сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.
Учить детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения.
2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).
3) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Первый используемый вид модели - сериационный ряд (сказка «Репка»).
Второй вид - двигательное моделирование (сказка «Лиса, заяц и петух»).
Материал и оборудование: Книжки-сказки «Репка» и «Кот, петух и лиса», посылка, бандероль, настольный театр, крупные иллюстрации к сказкам. У каждого ребенка - конверты с набором условных заместителей к сказке «Репка» ( шесть полосок разной длины, один желтый круг) и конверты, в которых кружки одинаковой величины, но разного цвета. Фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух сказок, мелки, краски, карандаши, бумага.
Словарная работа: доверчевый, горемыка, лычки, лапотки.
Приемы и методы: Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, мозаика к сказке «Репка», подвижная игра «Лиса и зайцы», дидактическая игра «Почтальон».
Ход занятия:
Дети играют в группе. Заходит почтальон и вручает воспитателя посылку и бандероль. С ребятами подходит к столу и вскрывает бандероль, достает книжку «Репка».
Воспитатель: Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.
Читает детям письмо: Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам мои сказки? Кот Леопольд.
Воспитатель: Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами её читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют: репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Пройдите за свои столы, сядьте, возьмите конверт, на котором нарисована полоска. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания воспитателя).
Воспитатель: Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером).
Чем они похожи? (Цветом).
Какого они цвета? (Оранжевого).
Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг).
Какого цвета? (Желтого).
У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска.
Какую возьмем по размеру полоску для деда? Почему? (Самую длинную - дед самый высокий).
Какую возьмем по размеры полоску для бабки? Почему? (Покороче, чем у деда - бабка ниже ростом, и т.д.).
Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему именно эти полоски. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).
Воспитатель рассказывает детям сказку, а они составляют. Дети сначала кладут репку, затем полоску - деда, полоску - бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.
Воспитатель: Сказка закончилась. Вы эту сказку составили, используя полоски разного размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам? (Выбираем желающего). Паша будет рассказывать, а все ребята следят по своим полоскам и помогают. (Один ребенок рассказывает сказку).
Воспитатель: Хорошо, сказка получилась интересная. (Физминутка).
Репка.
В огороде дедка
Репку посадил.
(присели)
И водой из лейки
Репку он полил.
(тихонько поднимаемся)
Расти, расти, репка,
И сладка , и крепка.
(тянемся вверх на носочках)
Выросла репка
Всем на удивленье
(подняли плечики)
Большая -пребольшая,
Всем хватит угощенья.
(руки в стороны)
Выросла репка
И сладка, и крепка.
(тянемся вверх на носочках)
Выросла репка
И сладка, и крепка.
(тянемся вверх на носочках).
Отодвиньте все полоски на край стола. Мы не открыли посылку. Посмотрим, что в ней?
Вместе с детьми берем посылку и располагаемся на ковре. Открываем и вынимаем книгу «Кот, петух и лиса» и кукольный театр.
Воспитатель: Еще одну сказку прислал кот Леопольд. Называется она? (Ответы детей). И еще кукольный театр. Рассказываем сказку и расставляем героев сказки.
Воспитатель: Дети, хорошо ли поступила лиса с петухом? (Нет). Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т.д.)
А какой петушок? (Добрый, доверчивый, горемыка).
Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Кот - он смелый, храбрый).
Воспитатель: Интересная сказка? (Да).
Кто назовет присказку к этой сказке?
(Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела - это еще не сказка - присказка, сказка вся впереди!)
Подвижная игра «Лиса и зайцы».
Воспитатель: Садитесь дети за столы и возьмите конверт, на котором нарисован круг. Выньте все, что есть в конверте. (Выполняют задание).
Какие геометрические фигуры? (Круги). Чем они похожи? Чем отличаются? ( Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у кругов? (Оранжевый, серый, красный).
Эту сказку будем составлять по цвету. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета. Для Лисы - какой круг, почему? Кот - какой круг, почему? И петушок - какой круг, почему? (Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с «нарядом» животного).
Воспитатель: А теперь слушаем сказку и составляем.
Рассказывает сказку, а дети составляют, используя двигательный вид моделирования.
Воспитатель: Молодцы дети, правильно справились с заданием. А теперь давайте сами по очереди расскажем и покажем эту сказку. Выберем героев сказки и наденем маски - шапочки. (Выбор героев сказки по желанию детей).
Импровизация сказки.
Хорошо ребята, я вижу, что вы все справились с заданием. Надо отослать ответ коту Леопольду о том, какие наши любимые сказки и как мы их рассказываем и составляем. Я напишу письмо, а вы нарисуете своих любимых героев из сказок.
Дети переходят к столам, на которых находятся: бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры и рисуют кто чем хочет ( по желанию).