Как построить интервью с ребенком

Во многих случаях основным доказательством ЖО с ребенком становятся показания самого ребенка. Наиболее оптимальной технологией оказания помощи детям-жертвам насилия является посттравматическое вмешательство в кризисную ситуацию ребенка. Цель опроса несовершеннолетнего – выяснить обстоятельства произошедшего, подтвердить или опровергнуть ту или иную информацию о жестоком обращении и принять меры по защите ребенка от дальнейшего насилия. Интервью с ребенком проводится с учетом его интересов и  под...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интервью с ребенком

Во многих случаях основным доказательством ЖО с ребенком становятся показания самого ребенка. Наиболее оптимальной технологией оказания помощи детям-жертвам насилия является посттравматическое вмешательство в кризисную ситуацию ребенка. Цель опроса несовершеннолетнего - выяснить обстоятельства произошедшего, подтвердить или опровергнуть ту или иную информацию о жестоком обращении и принять меры по защите ребенка от дальнейшего насилия. Интервью с ребенком проводится с учетом его интересов и подразделяется на несколько этапов, которые проводят специалисты любого профиля. Причем специалистам разных учреждений необходимо координировать свои действия, чтобы миминизировать психологическую травму, которую может перенести ребенок, многократно рассказывая о пережитом насилии.

  1. Подготовка к интервью. Перед началом интервью необходимо осуществить сбор информации из различных источников о случившемся, для выяснения характера перенесенного насилия, обстоятельств совершения насилия, личности подозреваемого, реакции ребенка на случившееся.

Необходимо получить сведения о семье ребенка, включая информацию об отношениях родителей между собой, отношениях с родственниками и детско-родительских отношениях, о распорядке дня, об интересах и увлечениях несовершеннолетнего. Целесообразно получить информацию о ребенке от классного руководителя, выяснить, как он учится, каковы его отношения со сверстниками, каков он по характеру, не отмечались ли в последнее время эпизоды немотивированного изменения его поведения. Необходима также информация из медицинских учреждений, позволяющая оценить интеллектуальное и физическое развитие несовершеннолетнего, данные о перенесенных им заболеваниях, о частоте и причинах обращения за медицинской помощью и т.д. Все эти сведения необходимы для того, чтобы в дальнейшем оптимально спланировать беседу, которая для ребенка, как правило, тяжелое испытание. Итак, источники информации -

  • Информация от родителей

  • Информация от специалистов

  • Информация от сверстников и друзей

  • Оценка поведения

  • Медицинская документация

  • Результаты экспертиз

  • Дополнительная информация, собранная в ходе психологических исследований.



  1. Конкретизация плана беседы. Здесь следует выделить несколько правил организации интервью.

В плане должны быть указаны наиболее важные вопросы, требующие уточнения.

Следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития несовершеннолетнего, т.е. быть им понятным с учетом уровня интеллектуального развития. Необходимо использовать открытые вопросы, нужно избегать вопросов, которые требуют односложных ответов. Также нужно использовать в речи простые слова, следует избегать специальных терминов и грамматически сложных вопросов.

Важным этапом подготовки является время планирования беседы, определение ее оптимальной продолжительности. Так, для школьников продолжительность беседы от 30 до 45 минут.

Место, выбранное для проведения интервью, должно, прежде всего, отвечать удобствам ребенка. Например, нецелесообразно создавать атмосферу «казенного дома», но и избыток игрушек в комнате для беседы не допускается.

Во время беседы присутствие родителей или лиц, осуществляющих воспитание ребенка, нецелесообразно, т.к. несовершеннолетний будет стараться говорить то, что взрослые хотят от него услышать. Хотя маленькие школьники могут испытывать страх, оставаясь наедине с незнакомыми людьми, поэтому в таких случаях допустимо присутствие близких людей, которые будут находиться где-то рядом, чтоб он в любой момент мог к ним обратиться.

  1. Проведение беседы. Это наиболее сложный и ответственный этап работы с ребенком, пострадавшим от внутрисемейного насилия. На этом этапе целесообразно выделить несколько стадий:

Установление контакта специалиста с несовершеннолетним. На этой стадии необходимо начинать беседу с безопасных тем, например, представиться, рассказать о себе, о своей роли, узнать про любимые игрушки или книгу, телепередачу ребенка.

Получение информации. Общим принципом интервьирования детей-жертв насилия является получение полного объема сведений в процессе спонтанного рассказа ребенка. Но здесь необходимо учитывать так называемую готовность ребенка к признанию. По этому фактору дети делятся на четыре группы:

  • Дети, готовые подробно рассказать о случившемся одному или нескольким людям,

  • Дети, которые могут сделать лишь частичное признание: они либо преуменьшают, либо скрывают информацию о насилии,

  • Дети, которые психологически не готовы к признанию, так как факт их насилия был их воли и участия,

  • Дети, в отношении которых факт насилия только подозревается, причем сами они по разным причинам не хотят рассказывать о случившемся. К основным мотивам отказа детей от сообщения информации о факте перенесенного насилия можно отнести: недоверие к взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны, чувство стыда, опасение того, что к ним станут хуже относиться, страх или привязанность к насильнику, страх возможности развода родителей и т.д.

Если удается вызвать несовершеннолетнего на откровенность, то нужно дать ему эмоционально отреагировать произошедшее.Беседу нужно начинать с открытых общих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы. Если ребенок говорит фрагментально, недостаточно подробно, то можно возвращаться к тому или иному эпизоду, но при этом нужно избегать концентрации на самих травматических моментах.

Завершение беседы. В конце беседы необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, насколько плодотворна была эта беседа. Если несовершеннолетний взволнован, необходимо успокоить его, оказать психологическую поддержку, укрепив уверенность в его защищенности. Нужно ответить на все вопросы ребенка. Объяснить ему, какими будут Ваши следующие шаги. Не нужно давать обещаний, которые не сможете сдержать.

  1. Анализ полученных сведений. Основными принципами проведения анализа являются объективность, профессионализм, опора на факты. Необходимо учитывать возможность искажения информации, поэтому очень важно учитывать информацию, полученную из разных источников. Так, в качестве обстоятельств, подтверждающих достоверность показаний ребенка, могут выступать данные, полученные при медицинском осмотре ребенка, наличие вещественных доказательств, особенности поведения ребенка во время беседы и т.д.

  2. Определение дальнейшего маршрута сопровождения данного ребенка. Т.е. необходимо определить, какую экстренную помощь должен получить ребенок и семья (медицинскую, психологическую, социально-правовую). Определить учреждения и службы, которые необходимо подключить к работе. Определить, какие реабилитационные мероприятия должны быть организованы (составить план реабилитации ребенка и семьи)

Итак, еще раз выделю общие правила организации интервью с ребенком.

  1. Соответствие возрасту и уровню развития ребенка

  2. Безопасность

  3. Доверительные отношения

  4. Комфорт и конфиденциальность

  5. Специальное вербальное и невербальное поведение (слова, поза, движение и мимика специалиста должны показывать уважение и принятие ребенка)

  6. Использование многовариативности беседы для создания психологически комфортных условий

Если вы-первый человек, кому ребенок рассказал о насилии

  • Сохраняйте спокойствие

  • Скажите ребенку, что вы ему верите и что он поступил правильно, рассказав вам все о насилии

  • Выслушайте его рассказ внимательно, проявите терпение, постарайтесь сдерживать свои эмоции

  • Скажите, что произошедшее - это не его вина

  • Заверьте ребенка в том, что вы сделаете все возможное, чтобы обеспечить его безопасность

К сожалению, уровень культуры межличностного общения в нашем обществе традиционно низок. Ребенок, как правило, выступает не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия. Взрослые не умеют и не хотят строить отношения с детьми на основе равноправного диалога и не могут добиться позитивных воспитательных целей иными средствами, кроме требования безусловного послушания.

© 2010-2022