• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад Профессионально-педагогическая подготовленность педагога в свете современных педагогических технологий

Доклад Профессионально-педагогическая подготовленность педагога в свете современных педагогических технологий

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4






ДОКЛАД


на тему:


Профессионально-педагогическая подготовленность педагога в свете современных педагогических технологий

Рекомендовано к использованию для методистов и педагогов учреждений среднего профессионального образования по подготовке специалистов, в том числе швейного профиля. Имеет прикладной характер, обобщен опыт применения педагогических технологий педагогами профессионального лицея.



Автор:

Галегова Любовь Давидовна,

методист, преподаватель экономики ПЛ № 4





г. Владикавказ

2015 г.


Технология обучения - искусство, мастерство, умение, совокупность

методов обработки, изменения состояния

В.М.Шепель

Профессионально-педагогическая подготовленность определяет, в какой степени он способен создавать условия, при которых стимулируется обучение и поддерживать эти результаты на основе дифференцированного подхода к ним.

Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.

Результативность профессионально-педагогической деятельности.

Эта характеристика отражает, с одной стороны, изменения, которые происходят в личности обучающегося под воздействием профессиональной деятельности педагога, а с другой стороны, те профессионально-значимые изменения, которые происходят в личности педагога и являются следствием профессиональной деятельности.

Я хочу остановиться на одной из номинации конкурса «Учитель года». Естественно - это презентация, как педагог оценивает свою педагогическую деятельность. Как выразить это в течение 3-5 мин. И как показать экспертам, болельщикам, коллегам наглядность и обоснованность презентации, показать, что Вы состоялись как учитель независимо от стажа и опыта работы. Вот одна из презентации: «Фокусник». Подручные средства: засохшее дерево, книга с высказывания великих людей, магнитофон, кассета с записью классической музыки, зеленные листья, зажженная свеча и шляпа.

Цель учителя-конкурсанта показать, как подготовить специалиста.

«Вот дерево сухое - мертвое оно, его должна я оживить, как сделать это мне. Я музыку включу, она придаст мне сил, возьму я книгу и зажгу свечу, и что я вижу, на дереве сухом живые листья появились, все больше их, и больше, и дерево живое стало. Я фокусник, учитель я, и даже дерево сухое, я в дерево живое превращу».

2. Актуальность выбора педагогических технологий в современной России


Последнее десятилетие XX в. внесло в историю российского образования трагические страницы: появился новый термин - "децелерация", означающий массовую задержку детей в физическом и психическом развитии (в противовес "акселерации").

Постоянно возрастающий разрыв между потенциальным уровнем усвоения учебного материала обучающимися и используемыми в школе педагогическими технологиями. По официальным данным ЮНЕСКО, российская молодежь за последние 40 лет по уровню интеллектуализации переместилась среди стран - членов ООН со 2-3 на 52- 55-е места. Доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту обучающихся во многом зависит качество обучения.

3. Классификация педагогических технологий


В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко.

a) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.

Личностно-ориентированные технологии имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие обучающихся. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

в) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они, отвергая принуждение, "исповедуют" оптимистическую веру в творческие силы обучаемого.

г) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней.

По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е. Н. Ильина, и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В. Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е. И. Пассова, и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В. В. Фирсов, Н. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А. С. Границкая, И. Унт, В. Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Н. Лысенкова)

г)Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования" учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, технология "Диалог культур" В. С. Библера и С. Ю. Курганова

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л. Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори, и др.

4. Обзор педагогических технологий

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Дари себя детям!
Ш. А. Амонашвили

Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология "Школа жизни".

Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок - творчество, урок - игра).

Игровые технологии

Происхождение и социально-педагогическое значение игры

Попытки разгадать "тайну" происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет.

В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.

В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества.

В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).

Игровые мотивы и организация игр

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:

  1. Мотивы общения:

  1. Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

  2. Познавательные мотивы:

  • Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

  • В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.

  • Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

  • В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.

Технологии развивающего обучения


В психолого-педагогической литературе последней четверти XX в. описано немало педагогических подходов и принципов, реализация которых влияет на эффективность обучения. Нередко какой-либо из этих принципов привлекал внимание того или иного педагогического коллектива, прилагавшего немало усилий для его реализации. Например, в школах Татарстана это была индивидуализация обучения, а школы Ростовской области прославились на всю страну "обучением без двоек". Итоги таких однобоких увлечений в педагогике общеизвестны: "инновации" оказались "сезонными".

Понятие "умственное развитие" используется очень широко, однако не существует однозначного ответа на вопрос, по каким признакам можно судить об уме человека, об уровне его умственного развития. Все отечественные психологи признают, что ведущую, определяющую роль в умственном развитии играет обучение. Это вытекает из социальной природы человека: его психическое развитие определяется общественно-историческими условиями, в которых он живет. С первых дней своей жизни ребенок под влиянием взрослых начинает овладевать опытом, накопленным предшествующими поколениями, активно "присваивать" его, т. е. делает его личным достоянием. В процессе овладения этим опытом и происходит умственное развитие ребенка, формирование его человеческих способностей.

Ярким подтверждением этого являются далеко не единичные случаи в истории (их описано более 30), когда маленькие дети воспитывались животными. Такие дети усваивали повадки животных, среди которых жили (обезьян. овец, волков) и по форме своего поведения были ближе к животному, чем к человеку. Они бегали на четвереньках, лакали пищу языком, рвали мясо зубами, выли, кусались; были лишены речи. Вновь попав в человеческую среду, такие дети, несмотря на все усилия окружающих их взрослых, с огромным трудом овладевали лишь элементами человеческой речи и форм поведения и в своем умственном развитии обычно приближались к умственно отсталым детям, хотя физически были вполне здоровы и развиты. У таких детей уже прошел период, наиболее благоприятный (сенситивный) для овладения речью и элементарными формами человеческого поведения, сформировались иные психические механизмы, соответствующие условиям, в которых они росли.

Умственное развитие - сложная динамическая система количественных и качественных изменении, которые происходят в интеллектуальной деятельности человека в связи с его возрастом и обогащением жизненного опыта в соответствии с социально-историческими условиями, в которых он живет, и с индивидуальными особенностями его психики.

Поскольку овладение человеческим опытом является решающим фактором умственного развития, знания следует рассматривать как один из компонентов, входящих в структуру умственного развития.

В Профессиональном лицее № 4 широко используются следующие педагогические технологии:

- адаптированная технология (гуманно-личностная по методу Ш. Амонашвили), цели обучения должны соответствовать интересам обучающихся, содержание должно иметь жизненный смысл для обучающегося, многократное повторение одного содержания в разных ситуациях;

- активизация и интенсификация деятельности обучающихся

а) учебные игры (учебная практика, основы экономики организации, основы менеджмента, физическая культура, математика, литература, художественное конструирование. Национальные игры на занятиях физической культуры преподавателя Тезиевой А.А. известны далеко за пределами Осетии;

б) проблемное обучение (используют все мастера п/о и преподаватели);

- уровневая дифференциация (используют все педагоги при проверке знаний обучающихся - тесты, карточки, инструкционные карты; опережающие задания в форме рефератов, обработки отдельных узлов, моделирования одежды для обучающихся, успевающих на хорошо и отлично; при завершении изучения темы в отдельных группах преподаватель Калманова Е.К. предлагает обучающимся самостоятельно составить вопросы тестов.

в) модульное обучение - гибкость учебного процесса, с целью обеспечения уровня базовой подготовки обучающихся потребностям работодателя используют все мастера производственного обучения и преподаватели специальных и технических дисциплин.

г) концентрированное обучение - используются методы учитывающие динамику работоспособности обучающихся использует Качмазова К.К., Бычкова Е.А., изучение предмета за счет объединений занятий в блоки - преподаватель Басаева О.М.

д) дифферинцированное обучение - создание оптимальных условий для выявления и развития интереса на уроках, например ТКО - преподаватель Остаева Д.А., все педагоги лицея.

е) развивающее обучении - развитие личности и ее способностей при вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность.

Смотры - конкурсы лицея - дополняют и развивают деятельность обучающихся. На конкурсе «Шатана» обучающиеся показывают уровень интеллектуальных знаний и профессиональных навыков..

Конкурс «Лучший художник-модельер» предоставляет обучающимся возможность проявить свои замыслы независимо от курса обучения. В прошлом году под руководством преподавателя Кесаевой З.С. все учебные группы приняли участие в конкурсе

Самым важным конкурсом для каждой группы лицея является выставка технического творчества, так как это своеобразный отчет и подведение итогов работы группы. Неотъемлемой частью выставки, является демонстрация моделей

Мероприятия Республиканского значения, обучающиеся лицея в течение многих лет принимали участие в Республиканском конкурсе молодых исследователей «Шаг в будущее» / секции «Дизайн», «Экономика»/, где занимали призовые места.

Республиканский конкурс профессионального мастерства среди учащихся и мастеров производственного обучения швейного по профессии «Портной».

Фестиваль «Студенческая весна», Международный конкурс молодых дизайнеров «Пульс моды».

-новые информационные (компьютерные) технологии. Преподаватели Кесаева З.С., Карацева М.З. используют на уроках видеоматериалы с показом дефиле с подиумов мира, республиканских мероприятий с участием Театра моды лицея. Практически все преподаватели используют компьютер как техническое средство обучения при подготовке комплектов инструкционных карт, карточек, тестов, демонстрации приемов работы.

- технология саморазвития (портфель ученика, презентация ученика).

На двух последних технологиях остановимся более подробно.

С помощью информационных технологий можно повысить продуктивность образовательного процесса, намного эффективнее можно использовать принцип наглядности, реализовать на практике творческие замыслы, преподаватель может продемонстрировать любую педагогическую или психологическую ситуацию.

«Портфель ученика»- инструмент самооценки собственного, познавательного творческого труда учащегося. Обучающиеся по собственному выбору, либо по заданию преподавателя отбирает в свое «досье» работы, выпущенные им на уроке самостоятельно (контрольные работы, тесты, сочинения и т.д.) или дома (домашние задания), во внеклассной работе (проекты, рефераты, доклады, участие во внеклассных мероприятиях). Отбор ведется по одному предмету, либо по различным в течение одного года (полугодия) или на протяжении всех лет обучения (например, творческие работы).

«Портфель ученика»- одна из технологий, отражающая дифференцированное обучение и самооценку, что представляется чрезвычайно важным при личностно-ориентированном подходе к обучению.

И в заключении своего выступления дорогие коллеги я имела смелость вывести два положения: Время старательно фильтрует прошлое, отделяя плохое от доброго.

Плохое чаще всего бывает отброшено, а все лучшее, что оставил учитель в памяти учеников, будет принято большинством из них.

Из опыта и знаний складывается то великое и большое дело, что зовется производством и нравственным человеческим общежитием.


© 2010-2022