• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему Применение ИКТ в начальной школе как средство взаимодействия с участниками образовательного процесса

Доклад на тему Применение ИКТ в начальной школе как средство взаимодействия с участниками образовательного процесса

Данный архив содержит файлы с полным текстом выступления на педагогических советах и других мероприятиях МО по теме использования информационно-коммуникативных технологий в начальной школе. В тексте находятся сведения о возможностях применения информационно-коммуникативных технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности обучающихся. Слайды содержательны и эстетично оформлены, соответствуют тексту.
Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Тема:

Применение ИКТ в начальной школе как средство взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Автор: Заболотная А.Ю.

учитель начальных классов

Слайд 1

Век, в котором мы живем - век компьютерных технологий. На сегодняшний день почти в каждой семье есть персональный компьютер и прочие гаджеты. Следовательно, надо строить образовательный процесс таким образом, чтобы они стали хорошими помощниками в получении знаний.

Слайд 2

Становятся ясными некоторые из результатов обучения и воспитания в начальной школе - 1. формирование ИКТ компетенции;

2. способность детей применить полученную с помощью ИКТ информацию для самообразования.

Отсюда возникает необходимость применения учителем новых способов обучения, и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий.

Слайд 3

Использование ИКТ на уроках позволяет расширить возможности индивидуальной работы, вовлечь в образовательный процесс большее количество обучающихся, дети учатся самостоятельно находить, синтезировать и использовать информацию для решения предложенных задач; представлять и отстаивать свою точку зрения перед аудиторией на основе найденного самостоятельно материала; формировать первичные навыки работы на компьютере.

Слайд 4

Организация урока изменяется, при этом:

  1. Урок будет более красочный, яркий, интересный для обучающихся, следовательно, повышается эффективность усвоения знаний, применяется наглядность другого уровня за счет компьютерных технологий.

  2. Работа педагога облегчается тем, что ИКТ позволяют использовать обучающие программы. Во многих из них уже есть задания для контроля и оценки знаний, что экономит время на подготовку других заданий (задания подготовлены заранее на дисках, например).

  3. За счет современных ИКТ можно моделировать явления, которые в действительности увидеть невозможно или крайне сложно.

  4. Повышение мотивации обучения школьников.

СЛАЙД 5

Для того чтобы разнообразить урок применением ИКТ необходимо наличие электронного ресурса:

  1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);

2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)

3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).

Думаю, что наилучшими образовательным ресурсом должен стать тот, который создан самим педагогом, учитывающим особенности конкретного класса.

СЛАЙД 6

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока (возможен показ слайдов обозначающих тему урока и ключевые моменты в ней);

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

3. Как сопровождение объяснения учителя ( На уроках я использую собственные презентации, в которых содержится краткий текст по изучаемой теме, или её ключевые аспекты: схемы, таблицы, рисунки, видеофрагменты, диаграммы. При знакомстве с новыми словами на уроках английского можно использовать презентацию с целью записи обучающимися транскрипций);

4. Информационное пособие (ученик ищет информацию, учитель выступает в качестве направляющего);

5. Он-лайн лаборатория (возможность просмотра видеороликов, самостоятельного моделирования явлений для изучения например, предмета окружающий мир, в ст.классах - физика, химия);

6. Для контроля учащихся (тестирование)

7. Релаксация (проведение физ.минуток, слушание классической музыки в ходе работы на уроках технологии и изобразительного искусства)

В своей работе я использую обучающие программы, электронные презентации и программные продукты в разных целях и на разных уроках и внеклассных мероприятиях.

Учебные электронные ресурсы я применяю в качестве:

  1. Иллюстрации учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты, музыкальные произведения);

2. Поддержки учебного материала (задания, тесты, тексты изложений и т.д.)

3. Источника учебного материала (электронный аудио учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).

Использование ИКТ-технологий на различных уроках.

СЛАЙД 7

Математика.

На уроках математики применяю презентации, созданные в программе PowerPoint. СЛАЙД 8 Таким образом можно создавать проблемную ситуацию в начале урока (например тема решение примеров на деление с остатком) представлять задания и цепочки для устного счета, магические квадраты, задачи для развития логики, математические игры-разминки, задания для мини-проверки знаний прошлой темы. Эл.ресурсы прилагающиеся в комплекте с учебниками по программе «Школа России» предлагают упражнения разного характера для разминки по предмету.

СЛАЙД 9

Для закрепления знаний по теме деление с остатком как раз использовала задания с диска к учебнику. При изучении темы «Таблица умножения (деления)» диск так же оказался полезен. Использование самой же доски потребовалось при изучении темы «Квадрат. Площадь квадрата». На доске с легкостью изображались фигуры квадрата, а так же имелась возможность сразу же вывести формулы.

СЛАЙД 10

При изучении тем «Единицы длины» возможно использование презентаций для введения исторической справки, и работа с инт.доской для наглядного(в большем масштабе) показа правильного измерения.

СЛАЙД 11

Русский язык.

На уроках русского языка заинтересовать детей так же помогают интерактивные программы по предметам, предоставленные в комплекте с учебниками. Они оказывают помощь в объяснении темы, голосовые записи правил русского языка детям интересно слушать.

СЛАЙД 12

Для проверки знаний применяю упражнения, идущие в комплекте на диске, а так же тестовые задания для самопроверки. Все задания оформлены красочно и со звуковым сопровождением, герои в них анимированы. Объяснение орфограмм, запись словарных слов можно проводить с помощью программы PowerPoint. Слайды как ничто другое может в этом помочь. При формулировании определений помогают слайды, содержащие ключевые аспекты в теме, например при изучении темы «Имя прилагательное».

СЛАЙД 13

В творческой работе тоже не обойтись без применения ИКТ.

Написать сочинение по картине поможет ее большое изображение на интер.доске, так же с помощью слайдов можно обозначить как план написания текста, так и план работы на уроке в целом. Изложение для учеников мл.классов тоже можно показывать на слайдах презентации. Большое изображение удобно рассмотреть даже из дальних углов класса.

СЛАЙД 14

Окружающий мир.

Уроки окружающего мира - раздолье для применения ИКТ. Здесь можно использовать все: от презентаций в PowerPoint до видеофильмов, создания макетов явлений природы с помощью компьютерной графики. При изучении тем, требующих проведение опытов можно использовать видеофрагменты, на которых запечатлены подобные опыты.

СЛАЙД 15

Почти на каждом уроке я использую эл. приложение к учебнику. Дети с интересом выполняют задания по темам уроков, слушают выдержки из учебника с видеосопровождения. Для примера покажу вам скрины приложения для одного из уроков. Работа по приложению подразумевает непосредственную работу с интер.доской и компьютером, что позволяет отрабатывать пользовательские навыки.

СЛАЙД 16

Даже простую презентацию можно сделать ярким пятном в вашем уроке добавив анимацию в слайде.

СЛАЙД 17

Помимо этого существуют программы для создания анимационных мультфильмов, такие как Animator, Animatron, Slimber, openCanvas и другие, это все редакторы и «рисовалки».

Для уроков окр.мира дети с помощью родителей составляют проекты и презентации к ним, учатся из большого потока информации идущей из интернета и бумажных изданий синтезировать необходимые знания и озвучивать их перед аудиторией, опираясь на собственную презентацию. Эти навыки полезны в дальнейшей работе с компьютером.

Литературное чтение.

СЛАЙД 18

На уроках литературного чтения полезными оказываются аудиоприложения к учебнику. Можно с легкостью прослушать запись, например, изучаемого стихотворения голосом известного актера, что позволяет лучше прочувствовать интонации, чувства, мысли автора. Дети привыкают к голосу преподавателя, поэтому смена голоса читающего улучшает восприятие, напоминает своего рода встряску. При возможности всегда интересно посмотреть экранизацию прочитанного произведения, поэтому интернет-ресурсы придут на помощь как нельзя кстати. А посмотреть их можно с помощью все той же интерактивной доски. При изучении биографий авторов можно использовать презентации. Дети в этом случае и сами составляют презентации. Удобно применять презентации в составлении плана пересказа текста, написании сочинений по прочитанному, а так же для тестирования знаний. Необычно выглядят планы в виде иллюстраций к произведениям с добавлением анимации.

Изо. Технология.

СЛАЙД 19

Применение презентаций описывающих поэтапное создание картины или поделки;

Видео-уроки;

Увеличительная лампа помогает продемонстрировать на собственном примере выполнение мелких деталей работы, это существенно экономит время, т.к. ваша работа выводится на большой экран и ее ход видят все обучающиеся, исчезает необходимость объяснять каждому одно и то же несколько раз;

Как говорилось раньше, иногда для активизации работы и релаксации можно использовать в качестве фона классическую музыку;

Уже сейчас в программу изучения курса технологии входят несколько часов обучения ребенка работы с компьютером, где осваивается устройство и работа клавиатуры, работа мышью, кратко обговаривается внешнее устройство компьютера.

Результативным является и применение анимации при рисовании и создании поделок.

Английский язык.

СЛАЙД 20

Невозможно представить урок языка без блока аудирование. Аудирование это слушание аутентичного текста, предполагающее дальнейшую работу над ним. Для проведения аудирования необходим зачастую интернет, магнитофон или компьютер с аудиосистемой.

Для объяснения новой темы полезно использовать анимированные презентации, дающие более понятное объяснение в образовании вопросов англ.языка, а так же закономерности расстановки порядка слов в отрицательном и утвердительном предложениях. При изучении правил удобным является построение таблиц в ходе урока, применяя возможности интеракт.доски, большой словарь иностр.слов помогает следить за правильностью написания слов и предложений. Закрепление изученного так же осуществимо с помощью интеракт.приложений к учебникам или же составленным самостоятельно. В качестве примера: упражнения на нахождения соответствий (стрелками), дополнение недостающих букв в словах (впечатывание), восстановление порядка слов в предложениях, перевод текста (выведение текста на большой экран), восстановление части текста по имеющимся частям, расставление предложений в верном порядке и т.п.

Для проверки знаний - тестирование, индивидуальные работы, записанные на электр.носители (диски, флешкарты). Такие работы позволяют развивать индивидуальный подход в обучении, выбирая для каждого определенный уровень сложности.

Внеклассные мероприятия.

СЛАЙД 21

Фоновые презентации, музыкальное сопровождение, элемент декораций; способ ознакомления с заданиями, роль ведущего в этом случае делегируется интеракт. приложению, что тоже позволяет заинтересовать детей в большей степени; само задание предлагается выполнить на доске - соединить сказочные предметы с их обладателем.

презентация на первое сентября «Моя малая Родина», презентации на праздник, посвященный дню именинника.

Ну а так как участниками образовательного процесса являются не только обучающиеся и учитель, но и родители то, при проведении родительских собраний я так же использовала презентацию. Тема собрания «Выполнение домашнего задания». Памятки, основные правила и определения выводились на экран на слайдах, в конце лекции родители могли сразу же выполнить тест, который так же был представлен на слайде, шкала ответов была приложена в следующем слайде. Это позволило сэкономить расходные материалы (бумага) и время работы.

Самообразование.

Использование ИКТ подразумевает обязательное освоение новых возможностей в работе, технологий, программ, способов обучения, взаимодействия с обучающимися, следовательно, постоянен процесс самообразования. Обязательным фактором в развитии данных умений и навыков является собственная заинтересованность в области науки и информац.технологий, а так же огромное терпение и отсутствие боязни сделать что-то не так, ведь на ошибках учатся. Наверняка у каждого из вас есть примеры людей, работающих в сфере образования, при этом ведущих обучение «по-старинке», используя мел, доску, картинки и вырезки из газет и журналов, собственноручно сделанные или приобретенные плакаты.

Необходимо понимать, что в изучении нового нет ничего страшного, сломать что-либо при работе с компьютером не так уж легко. Надо постигать новые горизонты в саморазвитии.

СЛАЙД 22 . спасибо за внимание.

© 2010-2022