• Преподавателю
  • Другое
  • Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении социально-гуманитарных дисциплин

Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении социально-гуманитарных дисциплин

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие и образование ни одному

человеку не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого собственной

деятельностью, собственными силами,

собственным напряжением»

А. Дистервег








Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении социально-гуманитарных дисциплин





Обобщен председателем цикловой

комиссии социально-гуманитарных

дисциплин, преподавателем высшей

квалификационной категории,

методистом Пичугиным А.Н.











2015 г.

Основная задача образовательного учреждения СПО заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, инновационной деятельности. Ее решение вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, т.е. перейти от парадигмы обучения к парадигме образования. Еще Иммануил Кант утверждал, что «не мыслям надобно учить, а мыслить…». В этом плане самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна быть основной. Когда мы научим студентов работать самостоятельно, тогда сотрется грань между аудиторной и внеаудиторной работой, перейдя новую фазу - непрерывную, индивидуальную, самостоятельную учебную деятельность.

Одной из стратегических задач современного профессионального образования является формирование общеобразовательных и профессиональных компетенций будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем специальностям СПО третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации для решения профессиональных задач и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессионального мастерства; умение и желание заниматься самообразованием. Такие требования к подготовке студентов СПО делают их конкурентоспособными на рынке труда.

Учебные программы СПО исходят из того какими компетенциями должен обладать выпускник образовательного учреждения, что должен знать и уметь он, а преподаватель обязан учитывать реальные ситуации, т.е. что действительно знают и умеют приступившие к учебной деятельности студенты. Следовательно, перед каждым педагогом стоит двуединая, но противоречивая задача - с одной стороны, использовать все свои способности и возможности, чтобы мотивировать учебную деятельность, развить стремление учиться, вывести его на более высокий уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным учебным материалом.

Одной из форм, помогающих решить эту проблему является продуманная и методически правильно организованная самостоятельная работа студентов.

Нормативной базой для организации самостоятельной работы студентов является:

  1. Конституция РФ. Статья 43 РФ устанавливает федеративные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

  2. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ». Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе. Статья 11. Федеральные государственные стандарты и федеральные государственные требования. Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ.

  3. Федеральный Государственный образовательный Стандарт (ФГОС СПО) по профессии/специальности.

  4. Приказ МОиН РФ от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО».

  5. Рекомендации по планированию и организации СРС образовательных учреждений СПО. Приложение к письму Минобразования России от 29.12.2000 г. № 1-52-138 «Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений СПО.

  6. Примерные программы по изучаемым дисциплинам и модулям.

Эти документы ставят перед преподавателями цикловой комиссии задачи, которые, в свою очередь, диктуют структуру материала для самостоятельной работы, которая преследует следующие цели:

Во-первых, выработать у студента умение самостоятельно обучаться, систематизировать и повышать качество знаний, научить его учиться, а не его чему-нибудь!

Во-вторых, научить студента искать новое, формировать умения и навыки выявлять общее и частное, использовать различные информационные источники.

В-третьих, пополнить знания, полученные в аудитории, способствовать формированию умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой основе делать обобщения.

В-четвертых, развивать познавательные способности и активность студентов, творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность, способность к саморазвитию и самореализации.

Исходя из накопленного опыта организации самостоятельной работы в Севастопольском торгово-экономическим техникуме, материал для самостоятельной работы студентов составляется с использованием следующих принципов:

Во-первых, принцип сознательности, который исключает механическое заучивание материала, ориентирует студентов на понимание и осмысливание его содержания, на свободное владение приобретенными знаниями. Активность - это прежде всего проявление живого интереса к тому, что изучает студент, творческое его участие в работе по осмыслению приобретенных знаний.

Во-вторых, принципа индивидуализации стиля самостоятельного труда студента предполагающего опору на личностные качества студента (особенности восприятия, памяти, мышления и т.п.), а также на его индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер, способности). Реализация этого принципа позволяет студенту соизмерять планируемую самостоятельную работу с возможностями ее выполнения.

В-третьих, принципа учета объективной сложности учебных дисциплин и оптимального планирования студентом познавательно-практической деятельности, что позволяет повысить качество учебного труда студента.

В-четвертых, большое значение имеет и принцип опережающего обучения, обеспечивающий направленность самостоятельной работы на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучаемого, формирование способности самостоятельно прогнозировать, выбирать и решать дидактические задачи, добывать знания в сотрудничестве с другими студентами.

В-пятых, принципа от простого к сложному, от частного к общему.

Такой подход к разработке материала для самостоятельной работы студентов позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности студента. «Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая слишком многому, - писал Анатоль Франс. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно заронить в него искру. Огонь сам разгорится там, где для него есть пища».

Хорошо известно, что внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Главное требование к методическому обеспечению самостоятельной работы: оно должно быть толковым и доступным.

Какие же виды заданий используют преподаватели социально-гуманитарных дисциплин СТЭТ при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов?

Задания для овладения знаниями:

- чтение текста и его конспектирование;

- составление опорного конспекта;

- разработка развернутого плана по изучаемой теме;

- изучение в рамках учебной программы тем и проблем, не выносимых на лекции и семинары;

- подготовка к лекциям, семинарским занятиям и практическим работам (опережающее обучение);

- изучение и конспектирование первоисточников и сборников документов.

Задания для закрепления и систематизации знаний:

- отработка текста конспекта лекции;

- составление планов и тезисов ответа;

- составление глоссария, библиографии и реферирование по заданной теме;

- написание эссе и реферативных сообщений;

- подготовка видео презентаций;

- тестирование по заданной теме.

Задания для формирования умений:

- решение ситуационных задач и упражнений;

- разрешение проблемных ситуаций;

- сравнительный анализ различных точек зрения на предлагаемые для решения реальных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью будущего специалиста;

- работа по созданию кейсов и формулировке вопросов по выходу из конкретной ситуации, изложенной в кейсе.

Такой подход к формулированию заданий на самостоятельную работу учит студентов самостоятельности, активности и ответственности, как раз тому, что необходимо конкурентоспособному специалисту. Роль преподавателя - создать условия для самостоятельной работы студента и руководить ею.

Опыт показывает, что самостоятельную работу студентов как вид учебной деятельности характеризуют:

Во-первых, связь со всеми формами планового учебного процесса.

Во-вторых, она специфична как по содержанию, так и по многообразию методических приемов.

Эффективность самостоятельной работы студента во многом зависит от полного комплекса учебно-методического обеспечения предмета. На пример в учебном пособии, разработанном в нашей цикловой комиссии

размещены материалы, необходимые по нашему мнению, для самостоятельного изучения дисциплины.

Основными элементами пособия являются программная аннотация, краткий конспект лекций, вопросы для подготовки к семинарским занятиям, практические и тестовые задания для самопроверки знаний студентов, методические указания для подготовки рефератов, критерии оценки знаний студентов, терминологический словарь, список литературы.
















Главной задачей данного учебно-методического пособия является оказание помощи студентам в изучении экономики.

Основная идея пособия - это комплексность обеспечения разделов курса, что позволяет сориентировать студентов в использовании предложенного материала во время аудиторной, индивидуальной и самостоятельной работы.

Перечень тем, представленных в пособии, и их содержание соответствуют рабочей программе учебной дисциплины. Каждая тема курса имеет структуру, адекватную главным задачам пособия и представлена соответствующими блоками:

1. В программной аннотации очерчиваются общие границы темы и логическая последовательность изложения материала.

Задача программной аннотации - ориентация студентов в рамках предмета изучения.

2. Опорный конспект лекции кратко раскрывает содержание каждой из тем курса.

3. Постановка проблем семинарского занятия продолжает цикл изучения темы:

- Вопросы для подготовки к семинарским занятиям;

- Термины и понятия, которые необходимо знать по теме;

- Темы реферативных сообщений.

4. Далее студентам предлагаются задания и вопросы, которые призваны активизировать их интерес к изучаемой теме.

5. Рубрики, содержащие лаконичные описания портретов, цитаты, мнения и парадоксальные высказывания крупнейших экономистов, политиков и философов, заставляют всерьез задуматься о природе и значении экономических отношений для каждого человека.

Некоторые рубрики требуют особого подхода: умения работать со справочной литературой, заглянуть в серьезные экономические труды, поспорить с авторитетами, даже с теми, чье мнение считается общепринятым, усвоить новые слова и понятия, а порой и проверить свои знания.

В их числе:

Повторите;

Загляни в словарь! - вам придется поработать со справочной литературой, выписать значения терминов, экономических понятий, научиться классифицировать их и применять на практике.

Авторитетное мнение - под этой рубрикой собраны высказывания известных экономистов, не всегда бесспорные, но широко известные.

Цитата - название рубрики говорит само за себя. Это цитаты из классических экономических трудов, призванные пробудить интерес к этой, жизненно необходимой науке.

Это интересно! - занимательные факты из истории экономики и экономической мысли.

6. Задачи, предложенные студентам в некоторых темах, направлены на освоение и развитие умений и навыков, связанных с логикой мышления, практикой и технологией расчетов показателей, анализа и синтеза экономической информации. К типовым задачам по темам предлагается алгоритм решения.

7. В завершение изучения темы студентам предлагаются тесты для самопроверки знаний и оценки своей подготовленности к дальнейшей работе.

После проработки перечисленных блоков студент должен иметь необходимые знания, навыки и умения, определенные ФГОС 3-го поколения.

Приложения, расположенные в конце пособия, предназначены для более глубокого изучения студентами дисциплины:

1. Словарь основных экономических терминов.

2. Общие методические рекомендации по изучению курса «Экономика».

3. Методические рекомендации по написанию реферативных сообщений.

4. Примерная тематика рефератов по учебной дисциплине.

5. Примерный перечень вопросов для экзаменационных билетов.

6. Критерий оценки знаний студентов на экзамене, зачете.

7. Литература, рекомендованная для изучения дисциплины.

Прежде всего нами были подготовлены общие рекомендации студентам, главной целью которых было научить его учиться. Они включали в себя основные виды деятельности студента в ходе учебного процесса, а именно:

Работа над учебным материалом


  1. Студент работает над учебным материалом как на аудиторных занятиях: посещение лекций и ведение конспекта лекций, участие в семинарских занятиях, в поточном, рубежном (модульном) и итоговом (курсовом) контроле, так и самостоятельно: ведение рабочих тетрадей-конспектов, готовиться к лекциям и семинарским занятиям, подготавливает и выступает с сообщениями и рефератами, выполняет домашнее задание.

  2. Кроме этого, студент имеет возможность обращаться за консультацией к преподавателю.


Работа с учебником и конспектом лекций


  1. Изучая материал по учебнику или конспекту лекций, следует двигаться дальше лишь после того, как достигнуто правильное понимание предыдущего материала. Особое внимание следует уделять изучению основных понятий, законов и закономерностей дисциплины.

  2. Чтение учебника и конспекта лекций полезно сопровождать ведением рабочей тетради-конспекта или дополнением конспекта, который составлялся в ходе лекции.

Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении социально-гуманитарных дисциплинВнимание! Для лучшего усвоения материала полезно также составлять план-ответа по каждому вопросу семинарского занятия в виде тезисов или схемоконспекта.

Рабочая тетрадь-конспект


  1. Огромное значение в самостоятельной работе студента имеет его рабочая тетрадь-конспект. В ней рекомендуется при первом чтении учебного материала выписывать определения основных терминов и понятий, формулировать законы, записывать формулы, чертить графики, решать задачи и упражнения.

Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении социально-гуманитарных дисциплинВнимание! На полях рабочей тетради рекомендуется отмечать вопросы, возникшие в процессе изучения материала для консультаций с преподавателем.



  1. Записи в конспекте должны быть четкими, аккуратными и размещены в строгой последовательности с изученным материалом.

Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении социально-гуманитарных дисциплинВнимание! Хорошо и аккуратно оформленная рабочая тетрадь-конспект приучает к порядку, необходимому в работе каждого специалиста, ограждает его от многочисленных ошибок, которые могут возникнуть в следствии неаккуратных записей.



  1. Выводы, которые должны делаться после изучения каждого вопроса, а также формулы рекомендуется подчеркивать или обводить рамкой, что бы они бросались в глаза при чтении конспекта и лучше запоминались.


Подготовка к лекции


Важнейшую роль для лучшего понимания материала лекции играет подготовка к лекции - предварительное ознакомление с учебным материалом лекции, основными терминами и понятиями. Для организации этой формы самостоятельной работы необходимо ознакомиться с порядком выполнения учебной программы и тематикой курса. Готовясь к лекции, следует использовать литературу из фондов библиотеки, а также те учебники и учебные пособия, которые были рекомендованы преподавателем на вводной лекции. При наличии в учебном заведении электронных обучающих программ, компьютерной библиотеки, очень важно полноценно использовать их.


Подготовка к семинарским занятиям


Осуществляется в соответствии с планами семинарских занятий, в которых обозначены основные вопросы, выносимые на семинар, а также термины и понятия, которые необходимо выписать в рабочую тетрадь-конспект, темы реферативных сообщений, основная и дополнительная литература. Готовясь к семинару недостаточно только прочитать материал. Для лучшего его усвоения необходимо составлять либо план ответа (при хорошем знании материала), либо осуществить его тезирование (при плохом усвоении проблем). Позитивный результат достигается также при устном пересказе, изученного материала, решении упражнений и проблемных ситуаций, тестировании.


Подготовка к выступлению с рефератом


  1. Написание рефератов и реферативных сообщений осуществляется в соответствии с тематикой, которая указана в планах семинарских занятий и в перечне творческих работ студентов по курсу «Политическая экономия». Каждый студент в процессе изучения дисциплины должен подготовить и выступить с рефератом или реферативным сообщением не менее чем по одной - двум темам за курс.

  2. При подготовке реферата необходимо на основе использования как учебной, так и научной литературы - научных монографий, брошюр, статей, опубликованных в экономических журналах «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Деньги и кредит», а также на основании законов России, статистических сборников - самостоятельно раскрыть содержание темы реферата. Объем реферата должен быть не менее 10-ти страниц формата А-4. Страницы должны быть пронумерованы.

  3. Приблизительное время на подготовку реферата 7 - 10 дней, реферативного сообщения до 4 - 6 дней. Длительность выступления с рефератом до 15 минут, реферативным сообщением - до 10 минут. Вид оценки - зачет.

  4. Выступление с рефератом имеет цель научить будущих младших специалистов:

- умению правильно и свободно вести себя перед большой аудиторией;

- грамотно и четко излагать тему доклада;

- умению укладываться в строго отведенное время и правильно распределять его;

- свободно владеть языком без использования слов, засоряющих его;

- хорошим манерам и навыкам свободного общения с аудиторией.

Чтение текста реферата с листа не разрешается.

Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении социально-гуманитарных дисциплинВнимание! Приобретенные навыки по подготовке и выступлению с рефератом студент может использовать при подготовке к ответу и выступлении на Государственном экзамене и при защите дипломной (курсовой) работы.



  1. Реферат должен включать такие основные элементы:

- Титульный лист, установленного образца;

- План реферата, включающий 3 - 4 вопроса;

- Изложение содержания избранной темы с выделением вопросов плана реферата в самом тексте;

- Иллюстрированные материалы (таблицы, графики, схемы, диаграммы и т.д.) с ссылками на литературный источник;

- Список использованной литературы в алфавитном порядке по фамилии автора. Количество литературных источников должно быть для реферата не менее 5 - 6, для реферативного сообщения не менее 2 - 3.


Выполнение домашних заданий


  1. В соответствии с технологией обучения студенты проходят модульный контроль знаний, который включает кроме обязательного посещения лекций и семинарских занятий, выполнение письменных домашних заданий по каждому модулю дисциплины.

Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении социально-гуманитарных дисциплинВнимание! Выполненные и зачтённые домашние задания являются допуском к контрольному модульному тестированию.


  1. Домашнее задание представляет собой специальные упражнения для выработки профессиональных умений. Выполнение письменного домашнего задания по «Экономической теории» - это составление логических схем базы знаний и терминологического словаря.

  2. Представление студентами письменных домашних заданий для проверки преподавателю осуществляется на семинарском (индивидуальном) занятии. Результат проверки - «зачет»- «незачет».

Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении социально-гуманитарных дисциплинВнимание! Составление логических схем и терминологического словаря необходимо для того, чтобы студенты научились осмысливать, обобщать и систематизировать полученную информацию по данной дисциплине.


  1. Объем домашнего задания по каждой теме должен состоять не менее 2-х листов формата А-4.

  2. При проверке домашнего задания преподавателем основное внимание уделяется тому, чтобы студент с помощью логической схемы по теме, которая изучается, установил осмысленные связи и провел структурирование новых знаний.

При этом логическая схема должна отвечать таким требованиям:

  • простота схематического уяснения, которая проявляется в минимальном количестве элементов и их связей в схеме;

  • целевая и смысловая значимость элементов и их причинно-следственные зависимости;

  • наглядность и объемность представленных схем, для чего используются средства графики, цветные оттенки, а также табличный, диаграммный, цифровой иллюстрированный материал.

В домашнем задании должен быть терминологический словарь по каждой теме модуля, включающий все основные термины, понятия и формулы данной темы.


Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении социально-гуманитарных дисциплинВнимание! На семинарских (индивидуальных) занятиях наличие терминологического словаря и логических схем является обязательным. Преподаватель проверяет знания студентов по составленным логическим схемам и словарю понятий.


Работа над контрольными тестами


  1. Наилучшим из известных методов контроля и измерения знаний является тестирование (как в электронной, так и в бумажной форме). Тест - это система заданий специфической формы и определенного содержания, которая позволяет достаточно качественно оценить качество и уровень знаний, умений и навыков студентов;

  2. Тестирование может быть как поточным (по каждой теме), модульным (по определенному разделу или нескольким темам), так и итоговым - экзамен.

  3. Контрольный тест может состоять с 10 - 50 вопросов с не менее четырьмя возможными альтернативными вариантами ответов.

  4. Позитивный результат тестирования является основанием для перехода студента к изучению следующего модуля.

  5. Время тестирования определяется преподавателем.

  6. Дифференцированный зачет контрольного тестирования по четырех бальной системе позволяет студенту оценить уровень своих знаний и своевременного скорректировать обучение.

  7. Критерии оценки результатов тестирования:

    • оценка «отлично» - при 90-100% правильных ответов;

    • оценка «хорошо» - при 75-89% правильных ответов;

    • оценка «удовлетворительно» - при 50-74% правильных ответов;

    • оценка «неудовлетворительно» - при менее 50% правильных ответов.

Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении социально-гуманитарных дисциплинВнимание! Умение сконцентрировать свое внимание, принять решение в ограниченные сроки - показатели профессионализма будущего специалиста.


  1. Если студент получил за контрольное тестирование неудовлетворительную оценку, пересдача осуществляется в сроки обозначения преподавателем, но не раньше, чем через неделю.



Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении социально-гуманитарных дисциплинВнимание! Студенты, которые нарушают дисциплину и порядок при тестировании - используют переговоры, обсуждения тестов, списывают и т.д., лишаются права проходить контрольное тестирование и им предлагается покинуть аудиторию.

Консультации


  1. Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или решения задач студент сталкивается с трудностями, преодолеть которые ему самостоятельно не удается, то необходимо обязательно обратиться к преподавателю за консультацией.

  2. Вопросы студентов могут касаться непонятных терминов, формулировок и определений, отдельных задач и упражнений.

  3. В своих вопросах студент обязан четко указать, в чем он испытывает трудности. Если трудности возникли при решении задачи, ему необходимо указать на характер трудностей и обязательно обозначить свой вариант или приблизительный план решения задачи.

Вопросы для самопроверки

После отработки теоретического материала необходимо ответить на вопросы для самопроверки, приведенные в методических рекомендациях или в контролирующих электронных программах.

Экзамен (итоговый контроль знаний)


Подготовка к экзамену осуществляется в соответствии с общим объемом курса, что предполагает знания студентами всего учебного материала предусмотренного программой и тематическим планом дисциплины. Вопросы для подготовки к экзамену определяются преподавателем и доводятся до студентов не менее чем за месяц. Форму проведения итогового контроля (письменно, устно, тестирование и т.д.) определяет преподаватель и заранее предупреждает об этом студентов.

Самостоятельная работа студента при изучении социально-гуманитарных дисциплин преподавателями нашей цикловой комиссии реализуется:

Во-первых, непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях;

Во-вторых, в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе сдачи задолженностей по темам учебного плана, в ходе творческих контактов по выполнению индивидуальных заданий и т.д.

В-третьих, вне аудиторных занятий - в библиотеке, дома, в сети Интернет при выполнении студентами учебных и творческих задач.

Обсуждая проблемы повышения качества самостоятельной работы студентов, преподаватели нашей цикловой комиссии пришли к выводу, что хотя самостоятельная работа студентов должна быть как в аудитории, так и вне ее, основной акцент необходимо делать на внеаудиторной работе. Опыт показывает, что для активного усвоения знаний в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, и оптимально творческое его восприятие. Анализ посещенных занятий свидетельствует, что у нас сильна тенденция на запоминание лекционного материала с элементами понимания. Преподаватели часто преувеличивают роль логического начала в преподавании своих дисциплин и не уделяют должного внимания проблеме его восприятия студентами. Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что большинство преподавателей цикловой комиссии не пытаются даже определить с каким качеством усвоен материал лекции. Слабым местом в деятельности преподавателей комиссии остаются внутри предметные и меж предметные связи. Именно над этой проблемой работает цикловая комиссия в текущем учебном году.

И еще один серьезный недостаток. Количество и объем заданий на самостоятельную работу, и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем зачастую по принципу «чем больше, тем лучше». Не всегда делается даже экспертная, т.е. обоснованная личным опытом преподавателей, оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку. Часто не согласованы по времени сроки представления домашних заданий и практических (семинарских) работ по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы по времени. Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и «скачиванию» из интернета, а значит и к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу. Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий и работ в виде дословного списывания из учебников и Интернета, пользования шпаргалками на контрольных занятиях. Обо всех этих фактах свидетельствует практика защиты рефератов, проведение семинарских занятий, зачетов и экзаменов.

Учитывая такое положение дел, нами было уделено особое внимание серьезной и устойчивой мотивации самостоятельной работы студентов. Преподаватели комиссии стали уделять повышенное внимание таким факторам ее активизации, как:

- Полезность и необходимость выполняемой работы. Если студент поймет, что спланированная самостоятельная работа будет способствовать повышению общеобразовательных и профессиональных компетенций, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает;

- Творческий характер деятельности студента при выполнении работы и понимание того, что выполненная работа будет использована при проведении занятий с применением активных методов обучения;

- Использование мотивирующих факторов контроля знаний (например, кредитно-модульная система оценки качества знаний, использование проблемных ситуаций и ситуационных задач, тестирования).

При изучении каждой дисциплины социально-гуманитарного цикла организация СРС представляет единство трех взаимосвязанных форм:

  1. Внеаудиторная самостоятельная работа.

  2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

  3. Творческая работа.

Преподаватели комиссии в зависимости от цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным планом используют следующие конкретные формы внеаудиторной СРС:

- подготовка к лекциям, семинарским и практическим занятиям;

- подготовка реферативных сообщений и видео презентаций;

- изучение учебных пособий;

- изучение и конспектирование первоисточников и сборников документов;

- изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинары;

- выполнение контрольных работ;

- написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;

- участие студентов в составлении тестовых заданий;

- составление библиографии и реферирование по заданной теме.

Важнейшим условием эффективности СРС является ее информационно-методическое обеспечение (электронные программы и комплексы).

Результативная СРС во многом определяется наличием совершенных методов ее контроля, среди которых мы выделяем:

- входной контроль знаний и умений при начале изучения дисциплины;

- текущий контроль, т.е. регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, семинарских и практических занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изученного раздела или модуля курса;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины;

- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изученной дисциплины.

В настоящее время актуальной является проблема рациональной организации самостоятельной работы с использованием компьютера, которая связана с оптимальным выбором способов его применения, которые помогают при организации СРС достигнуть максимально возможных результатов обучения за определенное время при минимальных затратах сил и времени студентов и преподавателей. Немало важное значение имеет и тот факт, что специфика организации самостоятельной работы на основе применения компьютера заключается в том, что по своей сути является самостоятельной работой.

Преимущества и недостатки использования компьютера при организации самостоятельной работы студентов


Преимущества

Недостатки

- расширенные возможности получения информации;

- доступ к большим объемам информации;

- индивидуальный темп обучения;

- объективное (непредвзятое) оценивание;

- системность контроля.

- возможность неосознанного навязывания обучаемому своего видения системы фактов и выводов по данному вопросу;

- неадекватный способ передачи информации (отсутствие или изобилие деталей);

- сложность учета исходного уровня знаний, способностей и навыков.

Доступ к сети Интернет, широко предоставляющей образовательные ресурсы по различным дисциплинам, в том числе по социально-гуманитарным, позволяет рационально организовать внеаудиторную самостоятельную работу по социально-гуманитарным дисциплинам. Самостоятельно или руководствуясь советами преподавателя, студенты могут оперативно найти необходимую справочную информацию, электронные варианты социально-гуманитарной прессы, материалы конференций, реферативные сообщения; получить сведения о различных обучающих программах и работе с ними; принять участие в телекоммуникационных проектах. В настоящее время многие библиотеки предоставляют онлайновый доступ к своим электронным каталогам, учебникам и другим источникам информации.

В цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин накоплен определенный опыт применения компьютера в организации самостоятельной работы студентов:

- электронные учебно-методические комплексы по самостоятельному изучению студентами учебных дисциплин;

- опорные конспекты лекций по курсам «Экономика», «Основы философии», «История»;

- проведение зачетов и текущего контроля на основе компьютерного тестирования;

- распространение учебных и рабочих программ, методических материалов и видео презентаций в электронном варианте;

- обеспечение студентов электронными материалами для проведения внеаудиторной самостоятельной работы.

Анализ СРС в форме написания рефератов 2011-2013 гг. показал, что доля заимствований из интернета в работах студентов достигла 75-85%, огромное количество работ, заимствованных полностью (т.е. почти 100%). В большинстве случаев, скачивая и сдавая работу, студент ее даже не читал. Внедрение автоматизированной системы поиска заимствований в открытых источниках - antiplagiat.ru дало возможность эффективно выявить такие заимствования в студенческих работах и организации СРС.

Критериями оценки СРС по нашему убеждению являются:

- уровень освоения студентами материала и формирования у них профессиональных и общеобразовательных компетенций;

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических, ситуационных задач и решении проблемных ситуаций;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее;

- уровень умения использовать информационно-коммуникационные технологии.

С целью изучения отношения студентов к выполнению самостоятельной работы мы провели опрос студентов техникума, в котором просили студентов выделить наиболее сложные и легкие задания самостоятельной работы.

49,7% наиболее простой формой самостоятельной работы считают решение задач с использованием алгоритма, 31,2% - составление конспекта, 19,1% - подготовку реферативных сообщений.

По мнению 64% студентов качество их самостоятельной работы зависит от твердого убеждения, что их работа будет обязательно оценена и прорецензирована преподавателем или использована в учебном процессе. 51,3% готовы работать самостоятельно, если учебный предмет и задания им интересны.

По мнению студентов, самостоятельная работа развивает ответственность и организованность (23,4%), учит самостоятельному мышлению (69,5%) и только 7,1% считает, что самостоятельная работа не нужна, вполне достаточно занятий в аудитории.

Таким образом, анкетирование показало, что организация самостоятельной работы в большей степени зависит от заинтересованности студента и методического мастерства преподавателя.



© 2010-2022