• Преподавателю
  • Другое
  • «Арт-терапия в обучении детей с ОВЗ на занятиях объединения «Театральная студия «Арт-фантазия»

«Арт-терапия в обучении детей с ОВЗ на занятиях объединения «Театральная студия «Арт-фантазия»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















ТЕМА:

«Арт-терапия в обучении детей с ОВЗ на занятиях объединения

«Театральная студия «Арт-фантазия»






Выполнила:

Вобликова Екатерина Сергеевна

методист СП ЦДО «Гармония»

ГБОУ СОШ №4 п.г.т. Алексеевка

г.о. Кинель Самарской области

2014

Здоровье и благополучие детей - главная забота семьи, школы и общества. Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования творческое развитие обучающихся. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. И только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности, обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, имеющего нарушения, попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни. Долгое время дети с ограниченными возможностями в основном воспитывались и обучаются в домах - интернатах и в домашних условиях. Таким образом, дети с малых лет были «изолированы» от общества, от здоровых сверстников. Многие специалисты рекомендуют, чтобы педагоги создавали среду для совместного пребывания здоровых детей и детей с ОВЗ. Большинство детей младшего школьного возраста затрудняются в словесном описании своих переживаний. Для них более естественно выражать их в игровой деятельности, изобразительной театральной и иных формах творческой активности. Граница между реальностью и фантазией осознается детьми не столь ясно, как взрослыми. Поэтому в процессе игры, изобразительной и театральной творческой активности у них оживляется воображение, легко происходит идентификация с различными персонажами и ситуациями, от лица которых они действуют, они легко вступают в диалог с последними. В силу идентификации детей с воображаемыми ими персонажами и ситуациями, создаваемая ими с помощью символических и игровых средств (включая изобразительные материалы и образы) фантастическая реальность становится для них особым «пространством» для коммуникации. Изобразительные образы и предметы игровой деятельности зачастую являются для детей средствами психологической защиты и укрепления их личных границ. В значительной мере благодаря игре и творческой активности ребенок может достичь определенной степени контроля над своими переживаниями, организовать свой внутренний мир и ощутить себя «хозяином» положения.

Наше структурное подразделение Центр дополнительного образования «Гармония» ГБОУ СОШ № 4 даёт детям возможность проявить свои таланты - они поют, читают стихи, рисуют, играют в театральной студии, участвуют в выставках декоративно-прикладного творчества, в мероприятиях различного уровня. Общение с родителями дает возможность изучить их позицию, учитывать её при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому каждый родитель - желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами дополнительного образования. Мы используем самые разнообразные формы работы с семьёй: Дни открытых дверей, семейные гостиные, семейные праздники, выставки детских творческих работ, открытые занятия, детские концерты, спортивные праздники. От родителя к родителю передаются знания о социальных проблемах, затрагивающих интересы детей, желание изменить положение детей к лучшему через активное участие самих родителей в социальных процессах.

Развивающая деятельность

Для развития творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями и их интеграции со здоровыми детьми используются возможности дополнительного образования - кружковые, секционные занятия, которые помогают восстановлению нарушенных функций организма. Опыт показывает, что важную роль при интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников играет правильный выбор досуговой сферы. Участие ребёнка с ограниченными возможностями в концертах, спектаклях, праздниках вместе со здоровыми детьми помогает обучающимся с ОВЗ самоутвердиться, поверить в свои возможности, приспособиться к окружающим условиям. В здоровых детях совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость, доброту. В то же время, вовлеченные в совместную деятельность со здоровыми детьми, обучающиеся учатся действовать и жить в коллективе, учатся общению, чего многие лишены с самого момента рождения. Педагог должен помочь ребенку с ОВЗ преодолеть этот барьер. Психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации обучающихся содействует и хорошо организованная в театральном объединении совместная досуговая деятельность. Для детей и их родителей рекомендуется проводить дни открытых дверей, творческие конкурсы, детские праздники. Все это способствует социализации, развитию и самоутверждению среди сверстников. Наблюдения за развитием детей с ОВЗ показали, что они с удовольствием посещают творческое объединение, у них появляется тяга к общению, к дружбе. Эти дети чувствуют себя в этом мире уже не одинокими, а нужными, что-то знающими и умеющими, равноценными. Они уже могут высказывать свою мысль, поделиться радостью или тревогой, проявить о чем-то заботу. После выступления с удовлетворением замечают, что они выступали не хуже других. И в глазах появляется блеск, а на лицах - улыбка. Родители видят позитивные изменения в поведении ребенка и с большим желанием организуют посещения детьми творческой студии. Такие центры дополнительного образования как наш открывают горизонты для практического, прикладного использования способностей ребенка. Так, например, на фоне возникновения в современном обществе интереса к эстетике быта для детей актуально освоение дополнительных общеобразовательных программ «Глиняная игрушка», «Бисероплетение», «Волшебный клубок», «Изостудия «Палитра», «Резьба по дереву», «Бумажная сказка», «Чудеса руками». Знакомясь с культурными традициями и современным дизайном, дети получают навыки изготовления изделий из глины, бисера, пряжи, дерева. Сфера применения полученных знаний широка: от оформления своего жилища, одежды до получения профессии мастера по декоративно-прикладному творчеству и, как следствие, - дополнительный заработок, улучшение материального благосостояния семьи. Обучающиеся объединения «Театральная студия «Арт-фантазия» нашего структурного подразделения ЦДО «Гармония» посещают детские сады (а их у нас в п.г.т. Алексеевка два) и показывают сценки и мини-спектакли («Кошечка», «Медведь и Лиса», «Как лиса училась летать», «Похищение Нового года» и другие). Обучающиеся нашего объединения нередкие гости в ООО «Реацентр Самара», который находится в нашем посёлке. Новогодние и Рождественские праздники, праздник Широкой Масленицы, Пасхи, добровольческие акции для нас обусловлены походами к детям, находящимися на реабилитации в Реацентре. Обучающиеся с ОВЗ показывают представления для детей с более серьёзными диагнозами. Своей деятельностью они вселяют надежду тяжелым больным и их родителям на возможность хотя бы частичного выздоровления. Наши обучающиеся показывают, что они не «особенные» дети, как принято их называть, а такие же как все, что они могут выполнить ту или иную работу, как обычные дети, что им это под силу, что стоит только захотеть и многое в наших руках. С готовыми представлениями-поздравлениями мы участвуем на праздниках «День посёлка», «День защиты детей», «День молодёжи».

Понятие и принципы арт-терапии.

Преимущества элементов арт-терапии

Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Именно поэтому в системе образования, в свете реализации ФГОС, все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей, их креативности. Открыть в детях скрытые горизонты способностей, возможностей, ресурсов, творчества педагогам помогают методы арт-терапии. Арт-терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что она приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Арт-терапия имеет широкие, возможности в работе с обучающимися, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции. Арт-терапия - специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Это один из методов работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека, в том числе и ребёнка. Всё больше людей признают несомненный исцеляющий эффект арт-терапии и успешно применяют её на практике. Многие педагоги дополнительного образования опираются на достижения арт-терапии в своей повседневной работе. Основная цель арт-терапии - гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Методика понятия «арт-терапевтическое занятие» базируется на убеждении - внутреннее «Я» ребёнка отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит, играет в пьесе.

Основные принципы арт-терапии:

  • Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;

  • Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;

  • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

Преимущества применения элементов арт-терапии на занятиях:

- работа не требует от обучающегося каких-либо способностей к театральной деятельности;

- помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;

- используется для оценки состояния обучающихся; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;

- помогает обучающимся увидеть неповторимость каждого в группе;

- царит атмосфера доверия, терпимости и внимания; помогает принять каждого ребёнка.

Формы арт-терапии при работе с обучающимися различны. Два основных варианта - индивидуальная и групповая. Арт-терапевтические занятия в театральной студии на фоне искреннего интереса и доброжелательного отношения педагога к обучающемуся помогают скорректировать его негативные эмоциональные состояния, такие как тоска, гнев, страх, тревожность, передавая эти переживания в художественных образах. Часто невербальные средства творческого самовыражения являются единственно возможными для отражения и прояснения сильных переживаний. Одно из направлений театра - кукольный театр - особенно эффективное и корректное средство сближения людей, что очень важно в работе с ОВЗ. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания легче выразить с помощью зрительных образов. Следует отметить широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в кукольном театре.

Упражнения, которые применяются на занятиях

в театральном объединении

Упражнения с элементами арт-терапии способствуют: формированию представлений о себе, изучению и выражению своих чувств и эмоций, формированию позитивного самовосприятия, развитию коммуникативных навыков, эмоциональному сближению членов семьи, снятию психоэмоционального напряжения, развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

Сказка. На занятиях в театральной студии «Арт-фантазия» можно встретить несколько способов работы со сказками. В своей работе наш педагог использует следующие способы:

  • Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность обучающемуся прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.

  • Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

  • Переделка или творческая работа сочинения сказок с использованием зачинов.

Игра. Основная цель игровой терапии - помочь обучающемуся выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

В своей работе педагог активно использует игры со всеми возрастными группами обучающихся.

Музыка. Музыка снижает эмоциональное напряжение у обучающихся и устраняет страхи. Благодаря своим специфическим особенностям (темпу, ритму, интонации), музыка влияет на физиологические процессы организма (пульс, дыхание, мышечный тонус), проникает в глубинные слои личности. Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния обучающихся театральной студии «Арт-фантазия» включает следующие произведения:

  • Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - «Мазурка» Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

  • Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.

  • Для общего успокоения - «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.

  • Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.

  • Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей -«Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.

  • Для повышения концентрации внимания - «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

Куклотерапия. Проигрывание детских сказок, басен позволяет обучающимся научиться выражать свое эмоциональное состояние, развивает навыки общения и взаимодействия. В своей работе педагог использует: куклы-марионетки, пальчиковые куклы. Кукол-марионеток обучающиеся изготавливают сами. Работа по созданию куклы позволяет нести ответственность за результат своего труда (только от обучающегося зависит какая кукла у него получится). Позволяет развивать произвольное внимание;

совершенствуется мелкая моторика рук и координация движений.

Педагогические функции арт-терапии

Развивающая функция. Благодаря использованию различных форм театральной деятельности складываются условия, при которых каждый чувствует себя более успешным, способным справиться с трудной ситуацией. При этом развиваются чувства собственного достоинства и самоуважения. В арт-терапевтическом процессе дети с ОВЗ учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. Постепенно обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения, социальная компетентность.

Воспитательная функция. Арт-терапевтическое взаимодействие строится таким образом, чтобы обучающиеся учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками, педагогами, родителями. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.

Терапевтическая функция. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера доброжелательности, эмпатического общения и защищённости. Каждый обучающийся имеет возможность быть услышанным и получить искреннее внимание и заинтересованное участие как обучающихся, участников арт-процесса, так и педагога.

Коррекционная функция. Выделяются две области коррекционного воздействия - индивидуальная и коррекция группы как социальной единицы. В процессе практической деятельности педагог помогает увидеть главное в пьесах и проанализировать содержание своих эмоциональных состояний. Проигрывание различных новых жизненных ситуаций с использованием театральных средств позволяет обучающемуся более адекватно строить свои взаимоотношения в социуме.

Диагностическая функция. Арт-терапия обладает существенными диагностическими возможностями. Вместе с тем она не является методом диагностики в общепринятом понимании. Это деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребёнком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы. В процессе занятий легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение обучающегося в коллективе, в семье. Диагностические функции арт-терапии проявляются в процессе анализа постановки кукольного спектакля. Театр, кукольный театр не просто способствует развитию, но связывает между собой важнейшие функции (зрение, двигательную координацию, речь, мышление). Педагогу необходимо грамотно и обоснованно планировать ближайший, промежуточный и желаемый конечный результат совместной творческой деятельности. Знание природы ряда заболеваний, их проявлений и последствий влечет за собой пересмотр многих стандартных методических приемов и поисков новых, инновационных подходов в обучении больных детей необходимым навыкам. Педагог, как и врач, опирается в своей работе на принцип «Не навреди». Кроме уровня профессиональных компетенций, особенно значимой оказывается личность педагога. Общение на занятиях не должно носить формальный характер. Без таких качеств, как доброжелательность, сопереживание, оптимизм, чувство юмора, искренность, делающих общение с ребенком заинтересованным, естественным, обоюдным, реабилитационные задачи могут быть осуществлены лишь частично либо не достигнуты вовсе. Примером подобной социальной реабилитации и коррекционной работы с детьми с ОВЗ может служить опыт работы театральной студии «Арт-фантазия», где обучаются дети, имеющие статус «задержка речевого развития», «задержка психического развития», «инвалид». Также это и дети, которые обучаются в общеобразовательном учреждении, дети, находящиеся на надомном обучении. Работа педагога, кроме традиционной направленности, приобрела специфику, определяемую характером нарушений, сопутствующих тому или иному заболеванию. Помимо образовательного компонента, на первый план выступили задачи реабилитации и коррекции имеющихся физических и психических недостатков, социальной адаптации. Каждый ребенок уникален по-своему, а больной в двойне. Начиная работу с каждым новым обучающимся, педагогу необходимо составить индивидуальную коррекционную программу, индивидуальный маршрут обучения, исходя из особенностей заболевания, психики ребенка, а также его личных творческих пристрастий. В работе кукольного театра осуществляется гибкое сочетание индивидуальных и групповых форм работы в зависимости от практической необходимости - решения конкретной реабилитационной задачи, работа над определенным репертуаром или подготовки к выступлению. Одним из важнейших компонентов методической работы руководителя театра - выбор репертуара. Найти подходящий сюжет - это малая часть работы над сценарием. Основная работа происходит во время распределения ролей и адаптации текста к возможностям исполнителя. Для обучающихся, имеющих большие речевые проблемы, подбираются роли с небольшим количеством текста, доступного исполнителю. Также очень важно для каждого ребенка «выписать» текст с учетом уже «поставленных» логопедом звуков для их автоматизации в произношении и не перегружать его звуками, требующими последующей корректировки. Работа над текстовой и игровой частями ролей ведется отдельно и поэтапно. Очень сложным оказывается момент объединения всех составляющих компонентов роли. Для многих детей бывает очень трудно первый раз выступить перед зрителем, например с вокальным номером. Тогда на помощь приходит педагог-кукольник со своими обучающимися. Для ребенка подбирается близкий по характеру персонаж-кукла. Спрятавшись за ширму, застенчивый ребенок поет с куклой на руке. Другой вариант решения подобной проблемы - ребенок поет на сцене одновременно с выступлением артистов кукольного театра, которые показывают «видеоклип» на сюжет исполняемой песни (содержание песни должно иметь яркий или смешной сюжет).

Техника сочинения сказки по кругу способствует групповой сплочённости, взаимопониманию и укреплению внутригрупповых взаимоотношений. Один участник начинает сказку и через 2-3 минуты передаёт его следующему для продолжения. В итоге после прохождения нескольких кругов сказка возвращается к своему автору. Такая техника может выявить сильные противоречия во взаимоотношениях в группе, поэтому педагог должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга. Для практики наиболее приемлемы и эффективны структурированные занятия. Вся работа театра в целом направлена на комплексное развитие ребенка с ОВЗ, которое включает:

  • разработку крупной моторики рук и выработку правильной осанки;

  • развитие пространственно-временной координации;

  • развитие артикулярного аппарата;

  • развитие слухо-моторной координации (согласованное соединение движения и речи);

  • эмоциональное развитие;

  • развитие вербальной, зрительной, слуховой и мышечной памяти;

  • развитие коммуникативной сферы.

Занятия в театральной студии «Арт-фантазия» дают возможность обучающимся выразить себя на сцене в качестве артистов. Выступления, носящие регулярный характер и созидающие ситуацию успеха, способствуют повышению самооценки, избавлению от комплексов, помогают больным детям самоутвердиться, стать более коммуникабельными, открытыми в общении. Положительные сдвиги в формировании общей моторики и ритмичности движений, тонких координированных движений рук и пальцев являются основой процесса социализации, поскольку отражаются на развитии навыков самообслуживания, делают ребенка более успешным в учебной деятельности - он более уверенно чувствует себя в работе за компьютером, улучшается почерк.

Дополнительное образование компенсирует ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические и творческие запросы. Оно не только расширяет знания о творческих возможностях и творческом потенциале обучаемых, но и обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности.



Список литературы

  1. Аметова Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт. М., 2003.

  2. Арт-терапия - новые горизонты /Под ред. А.И.Копытина. - М.: Когнито-Центр, 2006. - 336с.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Златоуст, 2005.

  4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. - 160 с.

  5. Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб., 2005.

  6. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - Когнито-центр, 2007.

  7. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2008.



© 2010-2022