Разработанное положение о системе оценки достижений результатов учащихся

 Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие компетентности выпускника, как, способность разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать с проектами, быть инициативным. Но процесс формирования компетенций учащихся не может быть полноценным без продуманной системы средств их измерения и оценивания. Традиционная...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЛОЖЕНИЕ

о бальной рейтинговой системе оценивания

достижений результатов учащихся

МБОУ Большелогская СОШ

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28,п.10):

«Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения»

На что опирались: в учебном процессе для оценки и проверки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы по любому предмету можно использовать технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов) в ОС "Школа 2100" Д.Д.Данилова.

Традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую "пятибалльную") мы попробовали принципиально переосмыслить и изменить, опираясь на опыт других школ, уже апробировавших данную систему.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Оценивание осуществляет учитель - предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету.

  1. Родители вправе получить информацию о порядке оценивания по предмету от учителя - предметника, классного руководителя, а также могут ознакомиться с порядком оценивания по предмету в школьной библиотеке, методическом кабинете или на сайте МБОУ Большелогской СОШ.

  2. При оценивании учитываются:

  • сложность материала;

  • самостоятельность и творческий характер применения знаний;

  • уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;

  • полнота и правильность ответа, степень понимания фактов и явлений (других навыков), корректность речевого оформления высказывания;

  • аккуратность выполнения письменных работ;

  • наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;

  • особенности развития учащегося.

3. Оценивание итогов обучения делится на:

  • текущий контроль знаний в течение учебного года;

  • промежуточная аттестация - итоговое оценивание и перевод в следующий класс.

4. Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно - деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

5. Формы и методы оценки.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся: - продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

  • метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика познавательных, регулятивных и коммуникативных действий;

  • диагностика результатов личностного развития, которая проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.). Диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.

6. Описание системы оценки результатов

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи - оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по "Алгоритму самооценки" и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания или (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?

За каждое учебное задание (задачу) или группу заданий (задач), показывающих овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) или в "Портфеле достижений".

II. СОДЕРЖАНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Основная идея балльно - рейтинговой системы состоит в начислении ученикам очков или баллов за различные виды учебной активности по заранее оговоренной схеме.

Накопление учеником определенной суммы баллов в течение фиксированного периода времени является необходимым условием для получения отличной, хорошей или удовлетворительной отметки за освоение изучаемого в этот период раздела программы, а также при выведении четвертных, полугодовых и годовых отметок.

III. ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ

При оценивании устного ответа учащегося оценка ставится:

  • за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке

  • за участие во внеурочных мероприятиях по предмету

  • за исправление ответов учащихся

  • за умение использовать в ответе различные источники знаний (текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы)

  • за работу с литературными, справочными и другими источниками, и их анализ

  • за выполнение домашней работы;

  • за работу в группах по какой-либо теме;

  • за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;

  • за ролевую игру или викторину

  • за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

  • за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно

  • за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта

  • за предметный диктант

  • за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)

  • за тестовую работу

  • за письменный реферат

IV . КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.


Ученик за урок может получить несколько отметок, которые потом могут быть переведены в необходимый балл и выставлены в журнал. А качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по 5-балльной шкале с некоторой доработкой.

Для более объективной оценки достижений учащихся можно предложить многобалльную шкалу - в частности десятибалльную. Начинать удобно с нуля, чтобы любая отметка записывалась одной цифрой. Соответствие традиционно (в ряде случаев интуитивно) используемой пятибалльной шкалы с «плюсами и минусами» и предлагаемой десятибалльной шкалы выглядит следующим образом.

Десятибалльная шкала

«Пятибалльная» шкала (расширенная)

0

1

1

2

2

3-

3

3

4

4-

5

4

6

4+

7

5-

8

5

9

5+

Мотивационное и пропедевтическое значение курса приводит к тому, что в реальной практике отметки «3» и ниже по обеим шкалам, фактически, должны отсутствовать. «Отрицательной» отметкой может фиксироваться лишь невыполнение работы. Ученику должна быть предоставлена возможность улучшения своего результата на разных этапах вплоть до момента выставления итоговой отметки за четверть (или при завершении большой темы курса).

V. СХЕМА НАЧИСЛЕНИЯ БАЛЛОВ НА УРОКАХ

  • развернутый ответ у доски ─ 3 балла;

  • дополнение с места ─ 2 балла;

  • качественный вопрос ─ 1 балл;

  • самостоятельная работа ─ 3 балла;

  • контрольная работа ─ 10 баллов;

  • доклад, реферат, творческие задания ─ 6 баллов;

  • присутствие на уроке ─ 1 балл;

  • заключительная контрольная работа и зачет ─ 15 баллов.

VI. РЕФЛЕКСИЯ ДОСТИЖЕНИЙ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ.

Цели и задачи курса, реализующего в целом компетентностный подход к обучению, приводят к необходимости создания условий для рефлексии (самоанализа и самооценки) учащимся результатов работы по курсу.

Для того чтобы иметь возможность осмысленного изучения тех или иных учебных предметов, а тем более освоения тех умений, которые по своей сути являются надпредметными, у учащегося должны быть развиты рефлексивные навыки. Развитию их должно отводиться специальное пристальное внимание. Рефлексия как содержательного, так и эмоционального порядка является обязательным завершающим этапом любой более или менее крупной работы. Это вполне естественно, если учесть, что рефлексия помогает учащемуся осмыслить проведенную работу, дает возможность и, более того, побуждает к высказыванию своей оценки прошедшей работы, а, кроме того, служит, при должной организации, замечательным средством обратной связи для учителя, позволяя более уверенно, опираясь не только на свои ощущения и мнение коллег, но и на реакцию детей, выделить слабые и, наоборот, сильные места проведенной работы.

Реализация рефлексии представляет собой организацию на итоговых этапах практически каждого занятия и в обязательном порядке на итоговых занятиях обсуждения следующих вопросов:

  • «самое удачное в работе», «самое неудачное в работе»;

  • «пожелания учителю-организатору и консультантам» (если работа была большая, и в ней участвовало несколько учителей);

  • «пожелания себе»;

  • «пожелания товарищам по классу»;

  • «самое трудное в работе»;

  • «самое интересное»;

  • «чему я научился в процессе работы»;

  • «что понравилось», «что не понравилось».

2 ВАРИАНТ Сопоставимость качественной и количественной оценок

Основные критерии

Баллы

Уровни успешности (качественная оценка)

Даты уроков

Отсутствие на уроке

0

Готовность к уроку

0,5

Слушал, переписывал с доски

1,0-1,4

Очень слабо

Выполнял задания по алгоритму или образцу (без объяснений)

1,5-2,0

Слабо

Частично знаю материал, но применить и объяснить не могу

2,1-3,0

Посредственно

Задание выполняю с помощью учителя или с подсказкой одноклассников

3,1-4,0

Нормально

Объясню и могу выполнить большую часть задания самостоятельно

4,1-5,0

Недостаточно хорошо

Могу объяснить свои ошибки и устранить их с помощью учителя

5,1-6,0

Хорошо

Хорошо знаю теоретический материал, могу связать теорию с практикой

6,1-7,0

Очень хорошо (почти отлично)

Сам могу устранить свои ошибки, могу выполнить творческую работу с помощью учителя

7,1-8,0

Отлично

Прекрасно усвоил теорию, работу выполняю аккуратно и точно

8,1-9,0

Прекрасно

Оригинально, не стандартно могу применить знания на практике, могу дать объяснения

9,0-10,0

Идеально

Суммарный балл за занятие



VII. ШТРАФНЫЕ БАЛЛЫ

  • Прогул уроков без уважительной причины (баллы возвращаются при отработке пропущенного материала) (минус 1 балл)

  • Отсутствие домашнего задания (минус 4 балла)

  • Неготовность к уроку (минус 2 балла)

  • Опоздание более чем на 7 минут без уважительной причины (минус 1 балл)

VIII. ДОСТОИНСТВА БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

  • гибкость;

  • наглядность;

  • объективность;

  • достижение оптимальной частоты в работе с каждым учеником;

  • снижение уровня тревожности у детей, порождаемой страхом получения плохой отметки;

  • возможность наверстать упущенное;

  • воспитание чувства ответственности;

  • стимулирование постоянной, регулярной и планомерной работы школьников в течение всей четверти.

Документ создан для апробации в школе, на основе оценивания образовательной системы «Школа России» и следующей литературы:

1. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М., 1999

2. Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные технологии. - 2004. -

№1.

3. Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя// Информация и

образование. - 2001 - №4

4. Громова Т. . Не оценивать, а мотивировать// Управление школой. - 2005. - 16-30 ноября (№22).

5. Ксензова Г.Ю.. Оценочная деятельность учителя: М., 1999

6. Оценка в современной школе.// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - №5.

7. Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии. -

2003. - №6.

Творческая группа МБОУ Большелогской СОШ

_____________ Денисенко Н.М. (руководитель группы)

______________ Симченко Ю.В.

© 2010-2022