- Преподавателю
- Другое
- Образовательная программа дополнительного образования Этнос
Образовательная программа дополнительного образования Этнос
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Трофимова А.Л. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждено:
Директор КСОШ №2
Михайлова Р.Г. _____________________
«___»___________2014г.
Согласовано: Зам.директора по УВР
Холкина О.Н. _____________________
«___»___________2014г.
Рассмотрено:
на заседании НМС
протокол № __________
от «____» _______2014г.
Образовательная программа дополнительного образования
«Этнос»
Составила Трофимова Алевтина Львовна, учитель марийского (государственного) языка МОУ «Красногорская СОШ №2» Звениговского района РМЭ
пгт.Красногорский, 2014
Пояснительная записка
В современных условиях принципиально важными для дальнейшего существования и развития человека в поликультурной среде становятся толерантность и признание культурных, этнических различий. Без знания своих собственных культурных особенностей невозможно индивиду с уважением относиться к культурным различиям других.
Знание языков и культуры, живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.
Настоящая программа призвана оказать помощь в организации процесса изучения культуры марийского народа. Программа знакомит детей с национальной одеждой мари, с национальной кухней, с национальными музыкальными инструментами, с народными играми и забавами.
Новизна программы в том, что она содержит много информации о родном крае, обычаях, обрядах мари.
Цель: формирование у обучающихся интереса к национальной культуре и традициям.
Задачи:
-
Расширить знания обучающихся о культуре марийского народа.
-
Развивать интеллектуальные и речевые способности.
-
Формировать доброжелательное отношение к культуре народа мари.
Планируемые результаты
Предметные
Обучающиеся узнают:
-
историю становления и развития народа мари, его культуры, быта, традиций и обрядов;
-
разнообразие орнаментов и использование их на практике;
-
особенности марийской национальной одежды и названия блюд марийской кухни и т.д.
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
-
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
-
выполнять учебные действия в устной форме;
-
самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
-
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-
находить нужную информацию, используя дополнительную литературу;
-
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек, интернет.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
учитывать мнения одноклассников, работая в группе;
оказывать необходимую помощь в сотрудничестве, осуществлять самоконтроль.
Регулятивные
Обучающиеся приобретают опыт:
-
выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
-
самостоятельной оценки правильности выполненных действий
-
планирования своих действий в соответствии с поставленной целью.
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
-
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
-
желание знакомиться с культурным наследием марийского народа.
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
Участие в творческом отчете; участие в олимпиадах, выставках, конкурсах.
Тематический план
№
Тема
Дидактические цели
Кол-во часов
Дата
1
Введение. Моя Родина.
Знакомство с программой. Географическое положение Республики Марий Эл.
1
2
Исторические этапы формирования марийского народа.
Создание целостного представления о формировании марийского народа.
2
3
Народный костюм. Мужской костюм.
Знакомство с особенностями вышивки и украшений
2
4
Народный костюм. Женский костюм.
2
5
Практическая работа.
Выполнение творческой работы «Костюм моих предков».
1
6
Особенности народной кухни.
Знакомство с особенностями кухни народа мари.
2
7
Традиционная марийская кухня.
Знакомство с национальной кухней мари.
2
8
Традиционные блюда мари нашего края.
2
9
Практическая работа.
Приготовление марийских национальных блюд.
2
10
Домашняя утварь и посуда народа мари.
Знакомство с утварью и посудой.
2
11
Практическая часть.
Экскурсия в Звениговский дом народных умельцев.
1
12
Музыкальные инструменты.
Знакомство с особенностями народной музыки, с музыкальными инструментами
3
13
Практическая часть.
Посещение музыкальной школы.
1
14
Обычаи и обряды.
Знакомство с обрядами и праздниками.
4
15
Свадебные обряды.
16
Обряды, связанные с земледельческим календарём.
17
Обряды, связанные с православными праздниками.
18
Праздники народа мари.
19
Практическая часть.
Театрализованное представление.
3
20
Марийские народные игры.
Практическая часть.
Игры.
4
У разных народов есть прелесть традиций,
Одежда своя и родной свой язык.
Ну, как мне марийской Землей не гордиться,
И тем, к чему с детства душою привык.
Литература
-
Марий калык ойпого антологий / В.Т.Михайлов чумырен. - Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 2012. - 304 с.
-
Марийская кухня. /Сост. Э.Д.Меджитова. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1990. - 160 с.
-
Марийское народное искусство. /Сост.Э.Д.Меджитова. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1999. - 270 с.
-
Перкан лийже: «Тамле» ой - каҥаш: Йоча-влаклан. - Йошкар-Ола: ГУП «Газета «Марий Эл», 2007. - 96 с.
-
Ф.Егоров. Материалы по истории народа мари. - Йошкар-Ола: Историко-литературный музей финно-угорских народов им. Валентина Колумба. 2012. - 176 с.
-
Ф.Эшмякова. Марийские гусли. Прошлое и настоящее. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1993. - 58 с.
-
Этнография марийского народа: Учебное пособие для старших классов /Сост. Г.А.Сепеев. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2001. - 184 с.