Рабочая программа 7 вида

Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии с новыми Законами:

- Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273- ФЗ);

- Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» (от 01.07.2013№696-з);

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598, №1599);

- на основе Программы начального общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VII вида под редакцией С.Г.Шевченко, Москва «Просвещение», 2013 г.;

- Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

Данная рабочая программа по литературному чтению разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 3 классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы с. Ефремкино муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан.

Предмет литературное чтение входит в образовательную область «Филология».

Срок реализации программы: 1 год.

Структура программы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы учебного курса.

  3. Описание места учебного курса в учебном плане.

  4. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  5. Механизм взаимодействия учителей, работников в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, и других организаций.

  6. Планируемые результаты коррекционной работы.

  7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

  8. Тематическое планирование уроков. Лист корректировки учебной программы.

Цели и задачи коррекционной работы


Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Цели:

- коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

- оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ОВЗ и их родителям (законным представителям);

- осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ начального общего образования, дополнительных образовательных программ.

Задачи:

- формирование положительной мотивации к обучению;

- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;

- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении им учебного курса;

- определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;

- обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

- формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

- расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

2. Содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы учебного курса


Программа «УМК по линии С.Г.Шевченко» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни. Исходя из этого, назначение предмета «Литературное чтение» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Изучение учебного материала строится не на искусственных языковых моделях и примерах, а на реальных коротких стихотворных, часто шуточных текстах, которые представляют собой высокохудожественные, доступные обучающему образцы, способные удержать внимание ребѐнка своей эмоционально-образной системой и поддержать его интерес к изучаемой проблеме. Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений. Только движение от конкретных наблюдений к обобщению и только пошаговое рассмотрение материала соответствует возрастным особенностям обучающегося и создают условия наилучшего изучения языкового материала. Свойственная возрасту неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чѐм-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоѐванным позициям на протяжении всего периода обучения. Любое изученное правило, каждая языковая закономерность через определѐнный отрезок времени вновь и вновь предъявляются школьнику - но не для того, чтобы он еѐ вспомнил, а для того, чтобы он ею воспользовался как инструментом для решения текущей языковой задачи. Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна - это реализация, реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки до аннотации на литературное произведение.

Содержание курса «Литературное чтение»

3 класс (105 ч)

Программа 3 класса знакомит школьников с такими жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям и взрослым. Продолжается знакомство с живописными произведениями, которые представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» (44 ч)

Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков.

Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения. Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения. Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов. Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать.

Раздел «Формирование библиографической культуры» ( 3 ч)

Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (44 ч)

Устное народное творчество.

Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени.

Жанр пословицы.

Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации.

Авторское творчество

Жанр басни.

Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.

Жанр бытовой сказки.

Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни.

Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров.

Поэзия

Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор)

Лента времени.

Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся» (17 ч)

Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом». Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, звукового анализа. 3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться; адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач; отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов, использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания); взаимообучение, диалогические методики; оптимальность темпа с позиции полного усвоения; обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин.

Коррекционная работа способствует развитию познавательной активности учащихся, улучшает их адаптацию в среде сверстников, повышает уровень их самооценки. Направления работы для пробуждения познавательной активности и реализации резервных возможностей детей, развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению.

3. Описание места учебного курса в учебном плане

Согласно Базисному (образовательному) плану общеобразовательных организаций РФ, реализующих образовательную программу начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС НОО ограниченными возможностями здоровья учебный предмет «Литературное чтение» изучается в 3 классе в объеме 3 часа в неделю (105 ч в год). Предмет входит в образовательную область «Филология».

4. Система комплексного психолого - медико - социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


В Программе коррекционной работы психолого - медико - педагогическое сопровождение понимается, как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Введение индивидуального сопровождения в образовательном процессе обучающихся с особенностями психического развития не противоречит Конвенции о правах ребенка и закону РФ «Об образовании». Обучающиеся способны овладеть школьной программой, если им будут созданы адекватные условия обучения. К важнейшему условию относится комплексная работа специалистов разного профиля (учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-дефектолог) в построении образовательного маршрута для учеников. Важно, чтобы в каждой общеобразовательной школе были специалисты, составляющие психолого-педагогическую службу школы.

В основе сопровождения лежит единство четырех функций:

- диагностики сущности возникшей проблемы;

- информации о сути проблемы и путях ее решения;

- консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы;

- помощи на этапе реализации плана решения.

Основными принципами сопровождения ребенка в образовательном учреждении являются:

- рекомендательный характер советов сопровождающего;

- приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);

- непрерывность сопровождения;

- мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Цель сопровождения:

- обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

При составлении индивидуальной программы следует ориентироваться не только возрастные нормы, но в большей степени - на уровень актуального развития ребенка.

Задачи сопровождения:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

- правильный выбор образовательного маршрута;

- преодоление затруднений в учебе;

- решение личностных проблем развития ребенка;

- формирование здорового образа жизни.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

- Профилактика.

- Диагностика.

- Консультирование.

- Развивающая работа .

- Коррекционная работа .

- Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

При наличии в школе психолого-педагогической службы индивидуальное сопровождение развития и обучения детей разрабатывается совместно с психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, классным руководителем ученика на основании информационного запроса ориентировано на:

- осуществление комплекса мер, направленных на развитие и внедрение в практику работы современных методов и методик обучения обучающихся;

- разработку режима проведения индивидуальной коррекционной работы с обучающимися;

- оказание необходимой помощи родителям по воспитанию и обучению ребенка в семье;

- оказание необходимой психологической помощи педагогам, осуществляющим коррекционную и развивающую работу с детьми.

Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум.

Его главные задачи:

- защита прав и интересов ребенка;

- массовая диагностика по проблемам развития;

- выявление групп детей, требующих внимания специалистов;

- консультирование всех участников образовательного процесса.

Документы по индивидуальному сопровождению обучения и коррекции развития включают следующие блоки:

- информационный блок содержит данные об ученике, родителях, месте проживания;

- социальный блок содержит данные о социальном положении семьи;

- медицинский блок включает в себя данные о состоянии соматического здоровья (психологического), нахождение на диспансерном учете у врачей специалистов и другую необходимую информацию;

- психологический блок содержит данные об уровне тревожности, психолого-педагогическую характеристику, оценку эмоционального состояния, результаты исследования эмоционально-волевой и поведенческой сферы, уровень актуального развития, выявление проблем, влияющих на обучение, другие исследования по необходимости;

- учебный блок отражает результаты обучения по основным и индивидуальным программам сопровождения;

- методологический блок (коррекционный) определяющий уровень, виды и формы оказания коррекционной помощи обучающемуся, контролирующий динамику развития.


Изучение ребенка


Содержание работы


Где и кем выполняется работа


Медицинское

Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние учащегося; изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.);

нарушения движений (скованность,

расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения); утомляемость;

состояние анализаторов.

Школьный медицинский работник, педагог. Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. (педагог). Обследование ребенка врачом.

Беседа врача с родителями









Психолого - логопедическое

Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.

Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность.

Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное. Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная.

Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности; моторика; речь.

Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время (учитель). Специальный эксперимент (психолог).

Беседы с ребенком, с родителями.

Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время.

Изучение письменных работ (учитель).

Специальный эксперимент (логопед)

Социально- педагогическое

Семья ребенка: состав семьи, условия воспитания.

Умение учиться: организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль.

Трудности в овладении новым материалом.

Мотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.

Эмоционально-волевая сфера: преобладание настроения ребенка; наличие аффективных вспышек; способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма.

Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения; наличие чувства долга и ответственности.

Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома; взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм.

Посещение семьи ребенка (учитель, соц. педагог).

Наблюдения во время занятий, изучение работ ученика (педагог). Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель).

Беседа с родителями и учителями- предметниками.

Специальный эксперимент (педагог, психолог).

Анкета для родителей и учителей.

Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности

На основании проводимых диагностических и социально-педагогических исследований разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения обучения и коррекции развития.

5. Механизм взаимодействия учителей, работников в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, и других организаций.


Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения осуществляется:

- внутришкольный (взаимодействие педагогов и специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ в образовательном процессе);

- внешний (социальное партнёрство, профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами).

Педагогу в процессе деятельности важно осуществлять взаимодействие со специалистами психолого-педагогической службы школы. Формы организации такого взаимодействия могут быть различны (психолого-медико-педагогические консилиумы, педсоветы, методические объединения учителей, семинары, консультирование и прочее). Если в школе отсутствуют данные специалисты, педагог при желании и необходимости может получить консультации в ПМПК.

Важным моментом в деятельности педагога является работа с родителями ребенка.

Необходимо отметить, что активизации роли родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий обеспечивает:

- единство требований к ребенку;

- системный контроль за выполнением заданий;

- оказание своевременной помощи ребенку с учетом его личностных особенностей;

- комплексный характер и достоверность диагностических исследований.

Не менее важной является работа с родителями обычных детей, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям

Реализация программы осуществляется в четыре этапа:

- концептуальный,

- проектный,

- технологический,

- заключительный.

Первый этап - концептуальный - направлен на раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, совместное обсуждение с педагогами школы предполагаемых результатов и усло- вий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий и функциональных обязанностей. В процессе формирования общих целей, задач, мотивов и смыслов формируется коллектив участников проекта (учителя начальных классов, психологи, медицинские работники, педагоги-дефектологи). Коллективный субъект осваивает позиции теоретика, методолога и обсуждает основания проектирования Программы коррекционной работы.

Второй этап - проектный - включает в себя: подготовку учителей к участию в реализации Программы коррекционной работы и знакомство с комплектом документов, входящих в структуру программы.Это: карта медико-психолого-педагогического сопровождения детей, диагностическая карта школьных трудностей,индивидуальный образовательный маршрут, дневник наблюдений.

Основной ресурс для реализации программы - человеческий (наличие специалистов, готовых работать с ребенком, испытывающим трудности в обучении). Субъекты, осуществляющие сопровождение ребенка, в ходе проектного этапа эксперимента реализуют несколько профессиональных позиций - диагностическую, проектную, аналитическую, последовательное прохождение которых обеспечивает разработку проекта программы коррекционной работы.

Направление

Задачи исследовательской работы

Содержание и формы работы

Ожидаемые результаты

Диагностическое

Повышение компетентности педагогов; диагностика школьных трудностей обучающихся; дифференциация детей по уровню и типу их психического развития

Реализация спецкурса для педагогов;

изучение индивидуальных карт медико-психолого- педагогической диагностики; анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение

Характеристика образовательной ситуации в школе;

диагностические портреты детей (карты медико-психолого- педагогической диагностики, диагностические карты школьных трудностей);

Проектное


Проектирование образовательных маршрутов на основе данных диагностического исследования

Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения и коррекции

Индивидуальные карты медико-психолого- педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ

Аналитическое

Обсуждение возможных вариантов решения проблемы;построение прогнозов эффективности программ коррекци- онной работы

Медико- психолого- педагогический консилиум

План заседаний медико-психолого- педагогического консилиума школы

На третьем этапе - технологическом осуществляется практическая реализация Программы коррекционной работы. На основе индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики и карт медико-психолого-педагогического сопровождения определяются функции и содержание деятельности учителей начальных классов, родителей, психолога, учителя физкультуры, дефектолога, логопеда, медицинских работников.

Например, учителя проводят индивидуальные коррекционные занятия, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, мышления, используя упражнения из УМК «Перспективная начальная школа».Психолог в процессе индивидуальных и групповых занятий для коррекции когнитивной сферы, эмоционально-личностного развития ребенка, регуляции собственных действий использует следующие приемы: создание положительного эмоционального фона, заслуженное поощрение, организующая помощь, наращивание темпа деятельности на доступном материале, привитие навыков самоконтроля. Учитель физкультуры обеспечивает коррекцию физического развития и пространственной ориентации, проводит занятия лечебной физкультуры. Медицинская сестра осуществляет профилактику соматического состояния, коррекцию учебных и физических нагрузок, контролирует выполнение медицинских рекомендаций. В соответствии с индивидуальными картами медико-психолого-педагогического сопровождения специальные виды коррекционной деятельности осуществляют другие субъекты образовательного процесса.

Четвертый этап - заключительный (аналитико-обобщающий) включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ результатов коррекционной работы, рефлексию.

Результатом коррекционной работы является достижение ребенком с ОВЗ планируемых результатов освоения Образовательной программы.

6. Планируемые результаты коррекционной работы

Личностные

Обучающиеся научатся:

- ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;

- работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Познавательные

Обучающие научатся:

- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

- свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

- работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

- работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к тексту).

- освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины - определения сборников не используются).

Коммуникативные

Обучающие научатся:

- работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;

- понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Предметные

- читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

- читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;

- писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

- называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

- рассказывать о любимом литературном герое;

- выявлять авторское отношение к герою;

- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

- читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);

-ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации;

- различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

- различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования;

- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст, фигуры, повтор);

- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

- эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;

- интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного;

- принимать участие в инсценировке (разыгрывание по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.


7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса


Литература для обучающихся

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. - М.: Академкнига/Учебник, 2013 г, - 176 с.: ил.

  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. - М.: Академкнига/Учебник, 2013 г, - 184 с.: ил.

  3. Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. - М.: Академкнига/Учебник, 2013 г,- 48 с.

Литература для учителя

Литературное чтение (Текст): 3 класс.: Методическое пособие/Борисенкова О.В., Малаховская О.В.. - 2-е изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. -220с.


8.Тематическое планирование уроков.


урока

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

По плану

По факту

1

01.09

Сергей Козлов "Июль". Приём олицетворения

1

2

03.09

Юрий Коваль "Берёзовый пирожок". Поход в Музейный дом.

1

3

05.09

Владимир Маяковский "Тучкины штучки". С.Козлов "Мимо белого яблока луны...".(работа над приёмами «сравнение», «олицетворение»)

1

4

08.09

С Есенин "Нивы сжаты, рощи голы..." (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение")

1

Поля РБ.

5

09.09

Александр Пушкин "Вот север, тучи нагоняя...". "Опрятней модного паркета...".

1

6

12.09

В. Шефнер "Середина марта", хокку Дзёсо, Басё (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение", "контраст")

1

7

15.09

Н.Матвеева "Гуси на снегу", хокку Ёса Бусона (работа над приёмами "контраст" и "звукопись")

1

8

16.09

Эмма Мошковская "Где тихий- тихий пруд».

1

9

19.09

С.Козлов "Сентябрь", "Как оттенить тишину» (работа над приёмами "сравнение"и"контраст")

1

10

22.09

Иван Бунин "Листопад"

1

11

23.09

Записная книжка Кости Погодина.

1

12

26.09

Александр Пушкин "Зимнее утро" (приём контраста и смысл его использования в литературе)

1

13

03.10

Валентин Берестов "Большой мороз".

1

14

06.10

В.Берестов "Плащ".

1

Дикие животные РБ.

15

07.10

С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать".

1

Родники РБ.

16

10.10

Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами".

1

17

13.10

Поход в Музейный дом. Хокку Ранран.

1

18

14.10

Сказка индейцев Северной Америки "Откуда пошли болезни и лекарства"

1

19

17.10

Африканская сказка "Гиена и черепаха"

1

20

20.10

Алтайская сказка "Нарядный бурундук".

1

Библиотеки с.Ефремкино

21

21.10

Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились".

1

Дикие животные РБ.

22

24.10

Представление о бродячем сказочном сюжете. Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка", "Как барсук и куница судились"

1

23

27.10

Представление о бродячем сюжете "О собаке, кошке и обезьяне", "Золотая рыбка"

1

24

28.10

Кубинская сказка "Черепаха, кролик и удав-маха".

1

25

07.11

Появление в сказке нового героя - великодушного и благородного

1

26

10.11

Индийская сказка "Хитрый шакал". Распознание черт бродячего сказочного сюжета

1

27

11.11

Проблема различения самых древних сказочных историй и Просто древних сказочных историй.

1

28

14.11

Бурятская сказка "Снег и заяц" и хакасская сказка "Как птицы царя выбирали"

1

29

17.11

Лента времени. Почему люди фантазируют.

1

30

18.11

Новелла Матвеева "Картофельные олени"

1

31

21.11

Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки".

1

Путешествие по РБ.

32

24.11

Саща Чёрный "Осенний кавардак".

1

Охрана животных РБ.

33

25.11

Саша Чёрный "Я один"

1

34

28.11

Татьяна Пономарёва "Автобус".

1

Автостанция РБ.

35

01.12

Татьяна Пономарёва "В шкафу".

Эмма Мошковская "Вода в колодце".

1

Родники РБ.

36

02.12

Борис Житков "Как я ловил человечков".

1

37

05.12

Борис Житков "Как я ловил человечков". Переживания героя литературного произведения.

1

38

08.12

Борис Житков " Как я ловил человечков". Различия вранья и фантазии.

1

39

09.12

Тим Собакин "Игра в птиц"

1

40

12.12

Константин Бальмонт "Гномы". Поход в Музейный дом. Художники РБ.

1

41

15.12

Татьяна Пономарёва "Прогноз погоды", «Лето в чайнике»

1

42

16.12

Мария Вайсман "Лучший друг медуз"

1

43

19.12

Александр Куприн "Слон"

1

44

22.12

Александр Куприн "Слон" Переживания героя литературного произведения.

1

45

23.12

Константин Паустовский "Заячьи лапы". Что чувствуют и переживают герои.

1

46

26.12

Константин Паустовский "Заячьи лапы"

1

47

29.12

Сергей Козлов "Если меня совсем нет"

1

48

16.01

Работа над составлением литературного сборника.

1

49

19.01

Басня. Композиция басни. Эзоп "Рыбак и рыбёшка". «Соловей и ястреб».

1

Рыбы наших рек и прудов.

50

20.01

Двучленная структура басни. Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев"

1

51

23.01

Лента времени. Пословицы.

1

52

26.01

Эзоп "Ворон и лисица". Лента времени. Иван Крылов "Ворона и лисица".

1

53

27.01

Эзоп "Лисица и виноград". Иван Крылов "Лисица и виноград". Смысл басни. Специфика басни.

1

54

30.01

Иван Крылов "Квартет".

1

Птицы и животные РБ.

55

02.02

Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квартет". Басня "Волк и журавль"

1

56

03.02

Самостоятельная работа по заданиям учебника

1

57

06.02

Леонид Каминский "Сочинение"Как я помогаю маме»

1

58

09.02

Ирина Пивоварова "Сочинение" Отрывок из книги «О чем думает моя голова»

1

59

10.02

Марина Бородицкая "На контрольной...". Лев Яковлев " Для Лены", Михаил Яснов "Подходящий угол"

1

60

13.02

Надежда Тэффи "Преступник" Черты и характер героя.

1

61

16.02

Надежда Тэффи "Преступник". Контраст и смысл его использования.

1

62

17.02

Короткие истории из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти".

1

Лесной музей г. Уфы.

63

20.02

Стихи Григория Остера "Вредные советы" и рассказ Татьяны Пономарёвой "Помощь"

1

64

24.02

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило". Знакомство с рассказами В. Драгунского.

1

65

27.02

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило". Деление текста на части.

1

66

01.03

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило".

1

Национальные игры.

67

02.03

Как рождается герой. Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси- лебеди"

1

68

05.03

Борис Заходер "История гусеницы" (начало).

1

Охрана насекомых.

69

09.03

Юнна Мориц "Жора Кошкин"

1

70

12.03

Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)

1

71

15.03

Леонид Яхнин "Лесные жуки".

1

Насекомые РБ.

72

16.03

Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)

1

73

19.03

Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы" (окончание)

1

74

22.03

Михаил Яснов "Гусеница - Бабочке"

1

75

23.03

«Музейный Дом» С. Жуковский «Плотина»

1

76

05.04

Николай Гарин-Михайловский "Детство Темы".

1

Охрана животных РБ.

77

06.04

Николай Гарин-Михайловский "Детство Темы". Деление текста на смысловые части

1

78

09.04

Николай Гарин-Михайловский "Детство Темы". Черты сходства между героем сказки и героем рассказа

1

79

12.04

Николай Г арин-Михайловский "Детство Темы". Черты отличия между героем сказки и героем рассказа

1

80

13.04

Леонид Пантелеев "Честное слово".

1

Защитники Отечетва.

81

16.04

Леонид Пантелеев "Честное слово" Переживания героя литературного произведения.

1

82

19.04

Поход в «Музейный дом». Зинаида Серебрякова «За обедом». Огюст Ренуар «Девочка с лейкой».

1

83

20.04

Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова)

1

Реки и озера РБ.

84

23.04

Отрывки из поэмы Николая Некрасова.

1


85

26.04

Отрывки из поэмы Николая Некрасова. «Музейный Дом» А. Мещерский «У лесного озера»

1

86

27.04

Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины) Б.Кустодиева.

1

87

30.04

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей". Фрагменты музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова

1

88

03.05

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей".

1

Охрана птиц РБ.

89

04.05

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей". Сравнительный анализ.

1

90

07.05

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей"

1

91

10.05

Александр Пушкин "Цветок".

1

Луговые цветы.

92

11.05

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев. Телеграмма.

1

93

14.05

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Сравнительный анализ. Дорога к отцу.

1

94

17.05

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Вот и приехали...

1

95

18.05

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев в развитии. Одни в лесной сторожке.

1

96

21.05

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Видение ситуации в рассказе с точки зрения разных героев. Вот оно - счастье!

1

97

24.05

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Главные ценности в жизни людей

1

98

25.05

Поход в «Музейный дом». Константин ЮоН «Весенний солнечный день. Сергиев Посад».

1

99

28.05

Постоянство в природе и чувствах людей

1

100

31.05

Повторение по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее»

1

101

Повторение по теме: «Учимся любить»

1

102

Повторение по теме «Постигаем секреты сравнения»

1

103

Повторение по теме «Ах уж эти сказки!»

1

104

Повторение по теме «Устное народное творчество»

1

105

Повторение по теме «Почему люди фантазируют»

1


© 2010-2022