• Преподавателю
  • Другое
  • Мастер-класс Технология критического мышления как условие безопасной работы детей в Интернете

Мастер-класс Технология критического мышления как условие безопасной работы детей в Интернете

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс «Технология критического мышления как условие безопасной работы детей в Интернете»


Цель: Создать условия для повышения профессиональной компетентности учителя на основе изучения технологии критического мышления.

Задачи:

1 Повысить интерес к технологии критического мышления.

2 Изучить приём «шесть шляп» и «фишбоун» на основе решения проблемы «Как же научить отбирать нужную и полезную информацию и отбрасывать всё лишнее, вредное»

3 Выявить вред и пользу Интернета, наметить пути решения (составить схему «рыбий скелет»

Оборудование.

Компьютер, экран, видеоролик, шесть шляп разного цвета.

Ход мастер- класса.

Я мыслю, значит, я существую.

Рене Декарт


1 Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию замечательный ролик «Потрясающая сила океана, потрясающая красота и бесстрашие человека»

Потрясающая сила океана

И серфенгист, скользящий на волне.

Нахлынула волна и с головой накрыла.

Так Интернет ворвался в жизнь ко мне.

Почему я связала эти замечательные кадры с Интернетом?

- Да, мы смотрим на волны океана и представляем, как мы скользим по информационным волнам в интернете, с сайта на сайт, погружаемся с головой, забывая обо всём, получаем наслаждение от всего нового, интересного и неизведанного.

Только ли удовольствие дарит человеку серфинг?

-Иногда он бывает опасным.

- Может ли и Интернет представлять опасность для человека, особенно для ребёнка и почему?

- Одна из самых острых проблем 21 века:

- Как же научить отбирать нужную и полезную информацию и отбрасывать всё лишнее, вредное?

Любая проблема требует осмысления. И в этом нам поможет метод шести думающих шляп автора Эдварда де Боно,( 80-е гг. XX в. Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Мы рассмотрим вопрос со всех сторон, поочередно примеряя на себе определенную роль или шляпу.


Белая шляпа - информация.
Красная шляпа - интуиция.
Черная шляпа - пессимист.
Желтая шляпа - оптимист.
Зеленая шляпа - практик.
Синяя шляпа - организатор.
- Я надеваю синюю шляпу и задаю правила.Мастер-класс Технология критического мышления как условие безопасной работы детей в Интернете

1. Надеваем шляпу и играем роль, на которую шляпа указывает

2. Снимая шляпу, конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.

- Итак, начинаем, примеряем белую шляпу и называем только факты по данной проблеме. Что мы знаем об информационном потоке в интернете?

Быстро 1 минута на ответ.

- Повсеместное использование Интернета, рост участников социальных сетей, рост активных пользователей интернет, в каждой школе - интернет, уменьшился возраст активных пользователей. Увеличилось число сайтов, программ.

Сделаем вывод

- Хотим мы или нет, но Интернет прочно вошёл в нашу жизнь.

- Посмотрим, что он нам принес.

- Красная шляпа - интуиция. Называем эмоции, связанные с проблемой, интерес, страх, удовольствие

Интерес, страх за психологическое и физическое здоровье детей, удовольствие, удовлетворение от полученной информации, отвращение, злость, чувство бессилия от жестокости, откровенного вранья, наслаждение от сетевых путешествий, произведений искусства, удовольствие от общения, самоудовлетворение от полученных знаний, удивление.

Подытожим: наши эмоции самые разные от положительных до резко отрицательных.

- Черная шляпа- пессимист ( критик)

-Зомбирование детей, ухудшение здоровья (зрение, осанка), нарушение психики (насилие, жестокие игры), уход от действительности, одиночество (друзей заменяют виртуальные друзья), вредные сайты, нежелательная информация на домашней странице, вступление в неформальные сообщества, пропагандирующие насилие, жестокость, суицид.

- Вывод: интернет опасен

- Жёлтая шляпа - оптимист.

Развивается познавательный интерес, навыки самостоятельной работы с информацией, коммуникативные навыки общения в социальных сетях, самореализация, экономия времени на поиск информации, интеграция в мировое информационное пространство, социальное, познавательное и личностное развитие детей, формируются навыки ИКТ, формируются мировоззрение, гуманистические ценности, формирование навыков владения информацией - успех в современном информационном обществе.

Вывод сказанному: без Интернета современная жизнь немыслима.

- Что же делать, чтобы уменьшить негативное влияние Интернета, как эффективно использовать его для развития ребёнка. Нам поможет в этом зелёная шляпа - практик, способствующий креативному решению проблемы.

- Зелёная шляпа, пожалуйста.

Фильтры, программы сортировки, законы, работа с родителями ( родители должны быть в курсе всех проблем ребёнка), контроль со стороны родителей за работой в интернете, профилактическая работа в школах, развитие критического мышления на уроках и внеурочной деятельности как условие безопасной деятельности ребёнка в Интернете.

-Подведём итог всему сказанном, используя метод «фишбоун» - скелет рыбы, голова рыбы - проблема, требующая решения.

Скелет будет складываться из различных факторов - негативных и позитивных, из которых вытекает решение проблемы - хвост.

- В итоге нашего обсуждения сложилась вот такая картинка и мы получили результат решения проблемы:

- Зачтите, пожалуйста, еще раз

фильтры, программы сортировки, законы, работа с родителями ( родители должны быть в курсе всех проблем ребёнка), контроль со стороны родителей за работой в интернете, профилактическая работа в школах, развитие критического мышления на уроках и внеурочной деятельности как условие безопасной деятельности ребёнка в Интернете.

- Итак, одно из решений проблемы - использование технологии критического мышления в образовательном процессе школы и элементы, которой мы использовали сегодня.

- Давайте назовем, пожалуйста, эти элементы.

На стадии «Вызов» - проблемная ситуация.

На стадии «Осмысление» - методика шести шляп.

На стадии «Рефлексия»: методика «фишбоун»

- А закончить свое выступление хотелось бы обратившись к вам еще с одной просьбой: составьте, пожалуйста, синквейн, в котором

Первое существительное

СЕМИНАР

- Вот что у нас получилось

Семинар

Городской, познавательный.

Делимся, анализируем, повышаем.

Нет предела совершенству!

Идеи.

- Спасибо за внимание и активную работу и поддержку.


© 2010-2022