• Преподавателю
  • Другое
  • ПРОГРАММА^ Духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи

ПРОГРАММА^ Духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи

Раздел Другое
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБДОУ Темниковский детский сад

«Золотой петушок» комбинированного вида





Согласовано Утверждено

Заведующая д/с Директор МДОУ ДОД ЦВР

__________________ __________________

Сотникова Е.И. Очкина Т.Н


Программа развития

«Духовно-нравственное воспитание

Дошкольников в условиях

Взаимодействия ДОУ и семьи»



Для детей 5-6 лет

Срок реализации программы 2015-2016 уч.год

Руководитель кружка: воспитатель Илюхина Н.А.


г.Темников

-2015 г.-


Пояснительная записка

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите «Добрый день»!

И следуйте хорошему примеру!

Продлите добрым словом

Жизнь людей!

Направленность:

Сегодня всех нас не может не тревожить духовное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Искаженные духовно-нравственные ценности, пропаганда насилия нелегким бременем ложится на неокрепшую душу ребенка.

Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению личности.

В настоящее время России переживает один из тяжелых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, не в изменение политической системы, а в деградации личности. Это доказывает особую значимость их актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Программа направлена на расширение представлений о духовных ценностях, о традициях русского народа, на основы нравственной культуры и истории родного края.

Новизна:

Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.

Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключается в приоритете духовных ценностей над материальными благами. Духовность - это ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, человечности, сочувствия, приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами жизни и жизни наших детей.

Отличительные особенности:

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения. Духовно-нравственно воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его социальное развитие и гармоническое формирование личности. Судьба ребенка в будущем зависит от того, что он знает, что он любит, что он может.

Нравственно и духовно совершенный человек должен различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии его творить. Духовное воспитание детей - это процесс медленный и непростой. Результатом может стать особое устройство души и совести, обретении внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни человека. Возможно, что результаты своего руда мы не увидим сразу. Но если зерна духовности сеялись с любовью, то они рано или поздно обязательно прорастут в душе ребенка. Это доказывает актуальность разработки программ по духовно-нравственному воспитанию.

Настоящая программа разработана воспитателем МБДОУ Темниковский детский сад «Золотой петушок» Илюхиной Н.А.

Срок реализации - 1 год (2015-2016гг.)

Участники программы: дети 5-6 лет, педагоги ДОУ, родители.

Цели и задачи программы:

Цели:

- сохранение духовно - нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры;

- формирование чувства патриотизма через любовь и интерес к культуре своего народа, к малой Родине;

- стремление возродить традиции семейного воспитания;

- создание единого образовательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей.

Задачи:

- воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали;

- через изучение национальных культурных традиций воспитывать любовь к Родине;

- формировать главные качества характер: волю, трудолюбие, уважение к родителям и другим людям;

- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитании детей.

Режим занятий:

Среда 15:05 - 15:30

Пятница 15:05 - 15:30

Воскресение 09:00 - 09.30 (храм)

Формы занятий:

Экскурсии в храм, беседы, наблюдения, рассматривание произведений иконописи, экскурсии в музей, Санаксарский монастырь, тематические занятия, итоговые занятия, изготовление пасхальных и рождественских поделок, музыкальные развлечения.

Ожидаемый результат:

- создание системы духовно-нравственного воспитания детей в МБДОУ, основанной на учете возможностей, потребностей, объединения усилий всех участников педагогического процесса и внедрения в практику работы детского сада новой модели духовно-нравственного воспитания детей;

- расширение представлений детей о традициях русского народа на основе православной культуры об истории родного края, формирование любви к малой Родине;

- создание единого образовательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей, служителей церкви;

- помощь семье в формировании личности ребенка на основе приобщения к традициям православной культуры;

- воспитание уважительного милосердного внимательного отношения к ближним, навыков добродетельного поведения, способности к совершенствованию;

- бережное отношение к окружающему миру.

Способы проверки:

Итоговые тематические занятия, занятия - зачеты, совместные занятия со служителями церкви.

Формы подведения итого:

Итоговое занятие в конце года в храме






Учебный план:

Месяц

1 занятие

2 занятие

3 занятие

4 занятие

Октябрь

Преподобный Сергий Радонежский.

1ч.

Покров пресвятой Богородицы.

1ч.

Внутренне устроение храма: иконостас, алтарь, светильники в храме.

1ч.

Откуда мы знаем о Боге. Библия - книга книг.

1ч.

Ноябрь

Праздник Казанской иконы Божьей Матери

(4 ноября).

2ч.

Димитровская родительская суббота - день богатырской славы.

2ч.

Священная история Ветхого Завета.

2ч.

Праздник архистратига Михаила и всех небесных сил.

2ч.

Мир видимый и невидимый. Кто такие ангелы? Ангел - хранитель.

2ч.

Человек образ и подобие Божие.

2ч.

Жизнь первых людей в раю. Божии Заповеди.

2ч.

Декабрь

Праздник введения во храм Божий Пресвятой Богородицы

(4 декабря).

1ч.

Как зло вошло в мир.

2ч.

Грехопадение и его последствия.

2ч.

Обетование Спасителя.

2ч.

История Каина и Авеля.

2ч.

Зависть.

2ч.

Святой Николай Чудотворец.

1ч.

Январь

Праздник Рождества христова.

2ч.

«Свет Рождественской Звезды».

2ч.

Ной. Ковчег.

2ч.

Потоп.

2ч.

Крещение Господне.

2ч.

Дети праведного Ноя.

2ч.

Хамство. Уважение к родителям.

2ч.

Февраль

Преподобный Серафим Саровский - скорый помощник.

2ч.

Праздник Сретения Господня.

2ч.

Детство Иисуса Христа.

2ч.

Новый Завет - жизнь Иисуса Христа.

2ч.

Масленица. Прощенное воскресенье.

2ч.

Традиции русского народа.

2ч.

Март

Начался Великий Пост.

2ч.

«Мост на семь Вёрст».

2ч.

Послушание и своеволие.

2ч.

Отец и сын.

2ч.

Имя - бесценный дар.

2ч.

Именины.

2ч.

Апрель

Пасхальные радости. Цыпленок в пасхальном яичке.

3ч.

Святая Пасха.

3ч.

Святая праведная блаженная Матрона Московская.

3ч.

Святой праведный Федор Ушаков.

3ч.

Май

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - создатели старославянской азбуки.

3ч.

Посещение Собора святого Праведного воина Феодора Ушакова.

3ч.

Тайна Святой троицы.

3ч.

Праздник Пресвятой троицы. Икона Троицы.

3ч.

Перспективный план занятий кружка по воспитанию у детей православной веры.

Дата

Тема занятия. Часы.

Формы работы с детьми.

Октябрь

1. Преподобный Сергий Радонежский. 3ч.




2. покров Пресвятой Богородицы. 2ч.





3. Внутреннее устройство храма: иконостас, 3ч.

алтарь и светильники в храме. 1ч.




4. Откуда мы знаем о Боге. Библия - Книга книг. 3ч.

- рассказ воспитателя;

- рассматривание иллюстраций к теме.

- беседа;

- рассматривание иконы;

- рассматривание иллюстраций к теме.

- рассказ воспитателя о храме;

- рассматривание иллюстраций к теме;

- слушание духовной музыки.

- рассказ воспитателя;

- беседа по иллюстрациям Библии;

- рисование полюбившихся Библейский историй;

- рассматривание иллюстраций к теме.

Ноябрь

1. Праздник Казанской иконы Божьей Матери

(4 ноября). 2ч.

Димтитровская родительская суббота - день богатырской славы. 1ч.

2. Священная история Ветхого Завета. 2ч.


3. Праздник архистратига Михаила и всех небесных сил. 3ч

Мир видимый и невидимый. 1ч.

Кто такие ангелы. Ангел Хранитель. 1ч.

4. Человек - образ и подобие Божие. 1ч.

Жизнь первых людей в раю. 1ч.

Божии заповеди. 1ч.

- беседа, знакомство с историей праздника;

- рассматривание иллюстраций к теме.

- рассказ воспитателя, беседа по иллюстрациям Библии;

- рисование полюбившихся библейских историй.

- беседа, знакомство с историей праздника;

- рассматривание иллюстраций к теме;

- рассказ воспитателя о святых ангелах.

- рассказ воспитателя о том, как Бог сотворил человек, о жизни первых людей в раю;

- чтение детской Библии.

Декабрь

1. Праздник введения во храм Пресвятой Богородицы

(4 декабря). 2ч.

2. Как зло вошло в мир. 2ч.

Грехопадение и его последствия. 1ч.

Обетование Спасителя. 2ч.

3. История Каина и Авеля. Зависть. 2ч.


4. Святой Николай Чудотворец. 3ч.

- рассказ воспитателя о событие праздника;

- рассматривание иллюстраций к теме;

- чтение детской Библии.

- рассказ воспитателя о том как зло вошло в мир;

- рассказ о грехе;

- просмотр медиафайлов.

-рассказ воспитателя о том почему нужно слушаться родителей;

- история Каина и Авеля;

- просмотр медиафайлов;

- чтение детской Библии.

- рассказ воспитателя о житие Святителя Николая, о его чудных творениях.

Январь

Праздник «Свет Рождественской звезды». 3ч.


2. Ной. Ковчег. Потом. 3ч.


3.Крещение Господне. 2ч.


4. Дети Праведного Ноя. 2ч.

Хамство. Уважение к родителям. 2ч.

- рассказ воспитателя о православном празднике рождестве христовом;

- слушание духовной музыки;

- рассматривание иллюстраций;

- репетиция ролей участников действия;

- изготовление Вифлеемской Звезды.

- рассказ воспитателя о Праведном Ное;

- чтение детской Библии;

- рассматривание иллюстраций;

- просмотр мультфильмов.

- рассказ воспитателя о празднике крещения Господня;

- чтение детской Библии;

- рассматривание иллюстраций, иконы;

Рисование «Воды Иордана».

- рассказ воспитателя о детях Праведного Ноя;

- чтение «Зёрнышки»;

- просмотр медиафайлов.

Февраль

1. Преподобный Серафим Саровский - скорый помощник. 2ч.

2. Праздник сретения Господня. 2ч.

Детство Иисуса Христа. 2ч.

3. Новый Завет - жизнь Иисуса Христа. 2ч.

4. Масленица. Прощенное воскресенье. Традиции русского народа. 2ч.


- рассказ воспитателя о житие преподобного Серафима Саровского, о его чудных творениях;

- чтение детской Библии.

- рассказ воспитателя о празднике Сретение Господне, о земной жизни Иисуса Христа;

- чтение детской Библии.

- рассматривание иллюстраций.

- рассказ воспитателя о празднике масленица, о необходимости просить прощение у своих близких и родных, и всех тех, кого он обидел;

- просмотр медиафайлов;

- просмотр репродукций картин;

- чтение отрывка И.Шмелев «Лето Господне».

Март

1. Начался Великий Пост. «Мост на семь Вёрст». 2ч.

- рассказ воспитателя о Великом посте - периодом подготовки к празднику Пасхи;

- просмотр иллюстраций к повествованию.

Апрель

1. Пасхальные радости. Цыпленок в пасхальном яичке. 3ч.


2. Святая Пасха. 3ч.


3.Святая праведная блаженная Матрона Московская. 3ч.


4.Святой праведный Федор Ушаков. 3ч.

- рассматривание нательных крестиков детей;

- иконы Воскресения Господня;

- слушание аудиозаписи песнопений;

- оформление пасхальных открыток.

- рассказ воспитателя о православном празднике «Святая Пасха»;

- слушание духовной музыки;

- рассматривание иллюстраций;

- репетиция ролей участников действия.

- рассказ воспитателя о житие Святой праведной блаженной Матроны московской;

- чтение «Детям о блаженной Матронушке».

- рассказ воспитателя о житие Святого праведного Федора Ушакова.

Май

1. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - создатели старославянской азбуки. 3ч.

2.Посещение Собора Святого Праведного Воина Федора Ушакова. 3ч.

3.Тайна Святой Троицы. 3ч.


4. Праздник пресвятой Троицы. Икона Троицы. Посещение храма, экскурсионный рассказ. 3ч.

- рассказ педагога;

- рассматривание иллюстраций;

- написание (рисование) церковнославянских букв по выбору детей.

- экскурсия;

- беседа;

- наблюдение за поведением прихожан;

- рассматривание икон и т.д.

- рассказ воспитателя;

- слушание тропаря;

- украшение комнаты

- создание экибаны.

- экскурсия;

- беседа;

- рассматривание икон.








Литература:

  1. З.И. Зинченко «Детям о православной вере» (изд-во «Знание» 2003г.);

  2. О.О.Осадчая «Духовно-нравственная культура» (изд-во «Зерна» 2005г.);

  3. «Энциклопедия маленького христианина» (под ред. В.А.Кабыша, изд-во «РООССА» 2010г.).


© 2010-2022