• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект урока по математике на тему «Предметный смысл вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результата действия вычитания» 1 класс

Конспект урока по математике на тему «Предметный смысл вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результата действия вычитания» 1 класс

Цель:   создать дидактические условия для понимания учащимися предметного смысла вычитания, познакомить учащихся с компонентами вычитания, способствовать  развитию вычислительных навыков. Задачи урока: - познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание; - способствовать развитию мышления, памяти, внимания; - воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнен...
Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по математике на тему «Предметный смысл вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результата действия вычитания» 1 классТема урока:

«Предметный смысл вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результата действия вычитания».

Цель: создать дидактические условия для понимания учащимися предметного смысла вычитания, познакомить учащихся с компонентами вычитания, способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

- познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:

  • регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

  • познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств;

Ход урока

1. Организационный момент

-Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Будем мы считать, писать и решать задачи,

Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача

Повторим материал, закрепим умения,

Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я».

2. Актуализация опорных знаний

- Сегодня к нам на урок пришел угадайте кто?

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель ...(Ответ: Снеговик)

- Но вот беда, ребята, в классе у нас тепло и снеговик то растаял. Что же нам теперь делать, не бросать ведь приятеля в беде! Необходимо снова слепить нашего снеговика. Только лепить мы его будем не из снежных комков, а из бумажных. Если мы будем правильно справляться с заданиями, то снеговик вырастет у вас на глазах. Ну что, готовы? Задание первое - устный счёт.

а)Устный счет (используя веер цифр)

Ира кукле платье сшила

И в коробку положила.

Сколько платьишек сочти,

Если раньше было три? (4)

На кроватке у Танюшки

Лежат целых три подушки!

Положили еще пять.

Сможешь все их сосчитать? (8)

У наседки пять цыплят.

Рядом с мамой два сидят.

Сосчитай-ка остальных,

Непослушненьких таких? (3)

Табуретки мы купили.

Ножки сосчитать решили.

Насчитали ровно восемь.

Сколько табуреток, спросим? (2)

б) Каллиграфическая минутка

В кормушке сидели лишь три только птицы,

но к ним прилетели еще 2 синицы.
Так сколько же птиц здесь в кормушке у нас?

Посчитает быстро каждый из вас! (5)

Откройте тетради. Посмотрите, как правильно пишем цифру 5.

С задание справились на пять, будем далее продолжать

В математике есть помощники, без которых она не может ничего сделать. Отгадайте, о ком идёт речь.

На листочке, на страничке -
Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки

И конечно братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)

- О каких цифрах идёт речь?
(дети отгадывают загадки, с каждой отгадкой вывешиваю на доске цифры)

Лампу скорее потри, Алладин,
Джин в ней скучает, совсем он….. один

Чем украсим мы тетрадь?
Ну конечно цифрой… пять


Это знать вам нужно всем
Дней в неделе ровно… семь

Похожа цифра на гусёнка
С длинным носом и шеей тонкой (два)

Цифра эта так вкусна
Из двух бубликов она (восемь)

Знают все ребята в мире
Дважды два всегда - …. Четыре


Похожа цифра на замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек (шесть)

буква «З», дружок, смотри
Точка в точку цифра… три



Знай, шестёрка у нас акробатка
Вниз головой это будет … девятка



Задание: В тетради от цифры 5 отступите вниз 1 клетку и под предыдущей работой расположите и запишите цифры в порядке возрастания

- Как называются числа от 1 до 9?

- Почему цифры 2, 4, 6, 8 одного цвета, а 1, 3, 5, 7, 9 - другого цвета?

в) Математический диктант


  • Первое слагаемое 2, второе слагаемое 4. Запишите сумму (6)

  • Я задумала число если к нему добавить 5, то получится 6. Запишите число, которое я задумала.(1)

  • Запишите число последующее 6 (7)

  • Запишите число предыдущее 5 ( 4)

  • Первое слагаемое 3, второе слагаемое 6. Запишите сумму( 9)

- Проверим правильность ваших ответов: 6 1 7 4 9

- Итак, мы скатали первый самый большой ком. Пора бы и отдохнуть

г) ФИЗМИНУТКА

3. Сообщение темы и задач урока

А вот на доске у нас снежинки, наверное, от нашего снеговика. Сосчитайте количество снежинок. (5) Подул ветерок и несколько снежинок улетели.(2) Сколько улетело снежинок? Как нам записать это выражением? ( 5 - 2)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым математическим действием. С этим действием вы сталкиваетесь каждый день: убираете игрушки, делитель конфетами, моете посуду и т. д.

4. Изучение нового материала

- Записать это выражение можно таким образом : 5 - 2

- Что обозначает число 5? ( сколько было снежинок)

- Что обозначает число 2? ( сколько улетело)

Знак « - » называется минус. Это знак вычитания

- Что такое вычитание? ( когда предметы убирают)

- А что скажете про количество предметов ( их становится меньше).

а)Работа с учебником стр 3№ 1

Расскажите, что нарисовано на картинке слева? Что делает Маша?

Догадайтесь, что обозначают под картинкой:

1) красные круги;

2) маленькие красные круги;

3) большие красные круги.

- Почему маленькие красные круги зачеркнуты?

- Действия Маши можно записать математическим выражением: 5 - 2

Такие выражения называются разностью. Знак "-" - минус, отнять, вычесть.

Прочитаем выражение по-разному:

5 минус 2;

от 5 отнять 2;

из 5вычесть 2;

5 без 2;

разность пяти и двух

- Число, которое уменьшаем называется УМЕНЬШАЕМЫМ, а которое вычитаем - ВЫЧИТАЕМОЕ. Результат действия вычитания называется РАЗНОСТЬ

Слева - уменьшаемое,

Справа - вычитаемое,

А в ответе всем на радость

Нас встречает наша разность.

уменьшаемое вычитаемое значение разности

- Вы хорошо поработали и скатали 2 ком нашего снеговика

- Посмотрите на картинку справа. Сколько шариков у Маши? Что она делает?

Положите на парту 7 палочек, уберите 3. Как бы мы записали выражение?

Как вы думаете, можно ли вычитание чисел так же, как и сложение, показать на числовом луче? (ЧИСЛОВОЙ ЛУЧ)

- Конечно, только стрелочка будет идти влево

б)ФИЗМИНУТКА

в)Работа в тетради

-Давайте запишем равенство, которое изобразили на каждом луче

5. Первичное закрепление нового материала

а) Работа с учебником стр 5 № 2, 4, 5 (устно)

- Молодцы, ребята, вот у нас уже готова голова нашего снеговика, глаза и нос, но и это еще не все. Не можем ведь мы оставить нашего снеговика в таком виде.

б) Работа в тетради на печатной основе стр 3 № 1

- Давайте откроем тетради и выполним задание № 1.

- Надеваем ведро на нашего снеговика.

в) Самостоятельная работа ( стр 3 № 2)

- Соедините равенство с соответствующим рисунком. Скатали руки для нашего снеговика.

г) Работа в парах

6 - 5 = __ С 5 + 2 = ____ О

4 + 2 = ___ Б 10 - 5 = ___ И

4 - 2 = __П 7 - 4 = ___ А

1

2

3

1

5

6

7




6. Итог урока

- С чем познакомились на уроке? ( с действием вычитание)

- Что нового узнали?

- Чему учились на уроке?

7. Рефлексия. Самооценивание.

-Ребята, посмотрите на лицо нашего снеговика. Можем мы сказать, какое у него настроение? Почему?

-Нет, у него нет ротика.

- У меня три варианта ротика (показываю на доске). Подумайте, какой из них отражает ваше настроение на уроке? Поднимите руку, у кого такое настроение (показываю улыбающийся ротик)

Почему у вас весёлое настроение?

-У меня всё получилось на уроке.

-Я хорошо отвечал.

-Поднимите руку, у кого такое настроение?

-Почему у вас грустное настроение?

-У меня не всё получилось.

-Я не все задания смог выполнить правильно.

-Поднимите руку, у кого такое настроение?

-Не надо грустить. На следующем уроке у вас всё получится. Поскольку у большинства из вас настроение хорошее, то и снеговику мы прикрепим улыбающийся ротик. У него тоже настроение хорошее. Он доволен вашей работой на уроке и говорит вам спасибо.

(Прикрепляю ротик к снеговику)



© 2010-2022