КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗ

КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  МАРШРУТ определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами : 1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения; 2) созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);  3) созданием специальных  условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными пот...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗКОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Колыванская средняя общеобразовательная школа»







КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗ


ЮШКОВА ВЛАДИМИРА














Составитель:

Антонова Ирина Александровна

учитель

высшей категории.














с. Колывань

2014 год




ПАСПОРТ


Наименование программы

КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗ ЮШКОВА ВЛАДИМИРА

Нормативно-правовая база разработки программы

  • Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010года;

  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа",
    в Письме Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

  • Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636

  • Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. №2106)

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образовния, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

  • Приказ Минобрнауки России об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897; от 6 октября 2009 г.; от17 мая 2012 г.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003г. №28-51-513/16 (Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования).

  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».

  • пункт 20 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

  • пункт 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

Разработчик

Педагог высшей категории Антонова Ирина Александровна МКОУ «Колыванская СОШ»

Объект

Обучающийся средней ступени образования с ОВЗ, приемные родители ребенка.

Цель программы

Обеспечение необходимых условий для успешного обучения и развития обучающегося с ОВЗ на средней ступени образования

Задачи

  • построить индивидуальную образовательную траекторию развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания в соответствии с современными требованиями;

  • создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности родителей в период обучения

Сроки реализации программы

5 ЛЕТ 2014-2019г.г.

1 этап (2014-2015 уч.год):

  • изучение пакета нормативных документов;

  • создание системы адаптированной комплексной психолого-педагогической диагностики личностных результатов учащихся на каждом возрастном этапе.

2 этап (2015-2016 уч.год):

  • апробация программы психолого-педагогического образовательного маршрута;

  • апробация программ мониторинговых исследований по формированию УД, личностных результатов;

  • апробация программы по компетенции родителей.

3 этап (2016-2017 уч.год):

  • оценка уровня сформированности учебных действий ;

  • психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в обучении и школьной адаптации;

  • психолого-педагогическое сопровождение родителей, повышение их психологической компетентности.

4 этап (2017-2018 уч.год):

  • реализация и контроль динамики результативности реализации программы;

  • коррекционная и развивающая работа с обучающимся, имеющим трудности в освоении предметных, метапредметных и учебных действий.

5 этап (2018-2019 уч. год):

  • итоговый мониторинг результатов освоения обучающимся основной образовательной программы;

  • мониторинг результатов апробации программы.

  • корректировка программы.


Ожидаемые и конечные результаты реализации программы

  • Реализация программы « КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОВЗ ЮШКОВА ВЛАДИМИРА »

с учётом профессиональных возможностей и потребностей школы;

  • улучшение качества психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагога и родителей




Пояснительная записка


Актуальность. Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций педагога образовательного учреждения. Прежде всего, это качество результатов образования учебных действий. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создание системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности педагога.

В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога .

Работа педагога работающего с детьми ОВЗ, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Школа обеспечивает надлежащую защиту сведений, содержащих персональные данные о детях с ОВЗ, внесенных в Единую базу данных, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В проекте программы рассматривается модель деятельности педагога в условиях сопровождения обучающихся среднего звена школы при реализации новых образовательных стандартов, определяются ценностные ориентиры и содержание учебных действий, предлагается примерная модель сопровождения учащегося с 5 по 9 класс.

Цели, задачи, ожидаемые результаты образования -

преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

Необходимо решить следующие задачи:

создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;

обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

построение обучения особым образом - с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.


Предполагаемый результат:


Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  • создание психологически комфортных условий для эмоционально-личностной сферы и развития познавательных процессов у обучающихся;

  • выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

  • реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;

  • получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • реализация себя в обществе;

  • повышение качества жизни;

Для семьи, воспитывающей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  • повышение психологической и педагогической компетентности родителей;

  • систематизация психолого-педагогической помощи и поддержки родителей;

  • улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.


Необходимо:

  • систематическое отслеживание статуса обучающегося и динамики его развития в процессе школьного обучения;

  • построение индивидуальной образовательной траектории развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания в соответствии с требованиями образования детей с ОВЗ.

  • создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности родителей.

Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5- 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется:

  • бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

  • стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

  • особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

  • процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

  • обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

  • сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

  • изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и законных представителей решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

Образовательный маршрут включает диагностическую, коррекционно-развивающую, просветительскую и профилактическую работу с учащимися.

КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами :

1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;

2) созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);

3) созданием специальных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).



Направления и содержание образовательного маршрута


1. Профилактика -разработка конкретных рекомендаций родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностика ( индивидуальная) - выявление наиболее важных особенностей развития, поведения и психического состояния школьника, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка.

3. Консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

4. Развивающая работа - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5. Коррекционная работа (индивидуальная) - организация работы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
6. Психологическое просвещении (детей и родителей) - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Работа с обучающимся

  • Профилактическая работа с обучающимся с целью формирования у него знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья.

  • Формирование мотивации к учебному процессу.

  • Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).

  • Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся (тренинги, деловые игры).

  • Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.

  • Работа по созданию образовательной траектории, подбору оптимальной модели инклюзии, созданию ситуации успешности.

При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена.

Работа с родителями.

  • Просвещение и обучение родителей поддержке развития УД и личностных качеств школьника.

  • Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности.

  • Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.

Цель: повышения уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка.

Приоритетные направления работы МКОУ «Колыванская СОШ»:

  • обеспечение прав ребенка на качественное, доступное образование, способствующее личностному развитию обучающихся с учетом их склонностей, особенностей, интересов;

  • развитие системы обеспечения качества образования, совершенствования содержания и технологий преподавания в образовательном процессе, позволяющей достигать оптимальных результатов образовательного процесса;

  • дальнейшее совершенствование воспитательно-образовательной среды, способствующей интеллектуальному, духовному, нравственному, физическому развитию ребенка, социализации его в обществе;

  • формирование культуры здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья;

  • обеспечение условий безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса .

Цель общеобразовательного учреждения - продолжать в лучших традициях и, опираясь на богатейший опыт педагогики, развивать систему образования и воспитания учащихся с ОВЗ в соответствии с требованиями времени; использовать инклюзивный подход - не как адаптацию учеников с ОВЗ к трудностям в обучении в школе, а направить на реформирование школы и поиск иных педагогических подходов к обучению, которые наиболее полно учитывали бы особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ.


Категория обучающегося:

Ребенок из приемной семьи с задержкой психического развития, с нарушением поведения и общения.



Критерии оценки достижения планируемых результатов:

Оценка достижения планируемых результатов осуществляется посредствам диагностического блока программы и отзывов участников образовательного процесса.





КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

учебной деятельности

Виды деятельности

Категория участников образовательного процесса

Планируемые мероприятия, формы работы

Сроки проведения

Планируемый результат

Диагностическая работа

Обучающийся

Диагностика на предмет выявления проблемных зон при обучении по стандартам.

Тестирование.

В течение года


Оценка сформированности разных видов УД; Выявление возрастных особенностей форм учебных действий;

Выделение условий и факторов развития учебных действий в образовательном процессе .

Родители

Диагностика потенциала семьи в плане помощи в усвоении УД;

Изучение образовательных потребностей.

В течение года


Умение вовремя оказать необходимую помощь в УД ребенку

Психологическое просвещение

Родители

Беседы, лектории, посвященные

особенностям развития подростков, психологической подготовке к аттестации, трудностям в обучении (изготовление памяток)

В течение года


Повышение психолого-педагогической компетенции родителей

Психологическое консультирование

Обучающиеся


Определение и корректировка индивидуальных образовательных траекторий с учетом диагностики; помощь по формированию учебных навыков

В течение года


Снижение уровня психологической тревожности

Родители

Консультирование .

По запросу

Снижение уровня тревожности











КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

воспитания и социализации

Виды деятельности

Категория участников

Планируемые мероприятия, формы работы

Сроки проведения

Планируемый результат

Диагностическая работа

Обучающиеся

Определение в группу:

  • «Группы риска»

  • Многодетных семей

  • анкетирование;

  • наблюдение за ребенком.

1раза в год

Повышение уровня воспитанности

Родители

  • Беседы с родителями;

Тестирование, собеседование

индивидуально для каждого.

По мере необходимости

Определение уровня

Психологический мониторинг

Обучающиеся

Анкетирование. Организация работы по привитию ценности ЗОЖ

ежегодно

Отслеживание динамики

Все участники

Система взаимоотношений «ученик-учитель - родитель»

ежегодно

Отслеживание динамики

Психологическое просвещение


Анкетирование, собеседование. Лектории: «Как сберечь здоровье школьника»,«Плохая память ребенка. Как ее развить?»

«Тревожность детей. К чему она может привести?» «Поведенческие реакции»; «Особенности характера»; «Мотивации учения»

В течение каждого учебного года по плану работы с родителями

Повышение уровня знаний психологических особенностей ребенка в различных возрастных отрезках.

Психологическое консультирование

Все участники

Беседа «Вопрос-ответ»,

«Особенности здоровья ребенка»;

«Увлечения, интересы»;

«Предпочтения в общении в семье»;

«Моральные ценности семьи».

По четвертям

Умение анализировать жизненные ситуации и приобретение навыков в решении психологических задач.

Коррекция и развитие

Обучающиеся


Изобразительная творческая деятельность / рисунок, лепка, работа с бумагой/. Развивающие игры, мультимедийные презентации и т.д.

Использование видеосъемки рабочих моментов и их анализа / письмо под диктовку, разучивание стихов/.

Анкетирование, собеседование

По четвертям

Снижение уровня психологической тревожности,

сотрудничество взрослого и ребенка.

Создание видеоархива.

Родители

Занятия, беседы, совместные праздники, экскурсии, изготовление подарков к праздникам.

В течение года

Сотрудничество педагога и родителей.

Социальное проектирова

ние

обучающиеся

Маршрут: «Внутренний мир ребенка». Внеурочная работа:

  1. Вовлечение в группу «Возрождение».

  2. Организация мастер - классов ребенка с ОВЗ для учащихся общеобразовательной школы.

  3. Участие в различных творческих конкурсах.

  4. Изготовление подарков для семьи, ветеранам.

  5. Вовлечение в работу по оказанию помощи ветеранам труда.

  6. Участие во внеклассной работе школы, класса. Выступления.

В течение года


  • Совместные мероприятия и праздники детей, семейные праздники.

  • Подведение итогов участия ребенка в различных конкурсах







Литература:

  1. Воронкова В.В. (ред.) Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы. М.: Владос, 2000. - 224 стр.

  2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 208 с.

  3. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с.

  4. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Данилова Е.Е., Дубровина И.В.. «Психология. 5 класс». И.: «Московский психолого-социальный институт», 2007.

  5. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной.М.: 2001.

  6. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16. // Вестник образования. - 2003. - №18. - с.53-66.

  7. Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под ред Л.М.Митиной М.2010

  8. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова. М.: «Просвещение» 2011.

  9. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - с.97-107.

  10. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008

  11. 11.Ясюкова, JI.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А. Ясюкова. СПб, 2003.

  12. deti.mail.ru/child/obustraivaem-vnutrennij-mir-rebenka/

  13. comics.ru/articles/article029.htm

  14. baby.ru/blogs/post/37662872-421276/

  15. ped-kopilka.ru/psihologija/korekciono-razvivayusche-zanjatie-s-detmi-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-zdorovja.html





Приложение 1


Опросник мотивации (для школьников 5 класса)

Цель: опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Ситуация оценивания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 - отметка, 2 - социальная мотивация одобрения - требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания), 3 - познавательная мотивация; 4 - учебная мотивация, 5 - широкие социальные мотивы; 6 - мотивация самоопределения в социальном аспекте; 7. прагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 - социальная мотивация - позиционный мотив; 9 - отрицательное отношение к школе.

Ниже приведены высказывания, соответствующие каждой из перечисленных шкал.

1. Отметка

чтобы быть отличником

чтобы хорошо закончить школу

чтобы получать хорошие отметки

2. Социальная мотивация одобрения - Требования авторитетных лиц

чтобы родители не ругали

потому что этого требуют учителя

чтобы сделать родителям приятное

3.Познавательная мотивация

потому что учиться интересно

потому что на уроках я узнаю много нового

потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы

4. Учебная мотивация

чтобы получить знания

чтобы развивать ум и способности

чтобы стать образованным человеком

5. Социально - широкие социальные мотивы

чтобы в будущем приносить людям пользу

потому что хорошо учиться - долг каждого ученика перед обществом

потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни

6.Мотивация самоопределения в социальном аспекте

чтобы продолжить образование

чтобы получить интересную профессию

чтобы в будущем найти хорошую работу

7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация

чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать

чтобы получить подарок за хорошую учебу

чтобы меня хвалили

8. Социально - позиционный мотив

чтобы одноклассники уважали

потому что у нас в школе хорошие учителя, и я хочу, чтобы меня уважали

потому что не хочу быть в классе последним

9. Негативное отношение к учению и школе

мне не хочется учиться

я не люблю учиться

мне не нравится учиться

Инструкция: «Ниже приведен ряд утверждений, высказанных твоими сверстниками о том, зачем и для чего они учатся. Прочитай их внимательно. Можешь ли ты сказать так о себе, о своем отношении к учению? С некоторыми из этих утверждений ты согласишься, с некоторыми - нет.

Пожалуйста, оцени степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 - совершенно согласен, 3 - скорее согласен, 2 - скорее не согласен, 1 - не согласен.

Я учусь, чтобы быть отличником

  1. Я учусь, чтобы родители не ругали

  2. Я учусь, потому что учиться интересно

  3. Я учусь, чтобы получить знания

  4. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу

  5. Я учусь, чтобы потом продолжить образование

  6. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать

  7. Я учусь, чтобы одноклассники уважали

  8. Я не хочу учиться

  9. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу

  10. Я учусь, потому что этого требуют учителя

  11. Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового

  12. Я учусь, чтобы развивать ум и способности

  13. Я учусь, потому что хорошо учиться - долг каждого ученика перед обществом

  14. Я учусь, чтобы получить интересную профессию

  15. Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу

  16. Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали

  17. Я не люблю учиться

  18. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки

  19. Я учусь, чтобы сделать родителям приятное

  20. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы

  21. Я учусь, чтобы стать образованным человеком

  22. Я учусь, потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни

  23. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу

  24. Я учусь, чтобы меня хвалили

  25. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним

  26. Мне не нравится учиться

Критерии оценивания:

Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой из шкал. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

Интегративные шкалы:

Учебно - познавательная - суммируются баллы по шкалам (3 познавательная +4 учебная).

Социальная - суммируются баллы по шкалам (5 широкие социальные мотивы +6 перспектива самоопределения социального и профессионального).

Внешняя мотивация - суммируются баллы по шкалам (1 отметка + 7 прагматический).

Социальная - стремление к одобрению - суммируются баллы по шкалам (2 требования авторитетных лиц +8 позиционный)

Негативное отношение к школе - 9.

Уровни: оценивается мотивационный профиль.

0 - пик на шкале «негативное отношение к школе»,

1 - пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная - одобрение)

2- нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.

3 - пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.



Приложение 2

Опросник «Учебная мотивация» (5 - 8 класс)

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, касающихся Вашего желания учиться в школе, на которые необходимо ответить: «да» если согласен, «нет» - не согласен и «не знаю» если сомневаетесь. Старайтесь отвечать на вопросы искренне, долго не задумывайтесь.Оцени, на сколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого выдели нужный балл.

  1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель ..0 1 2 3

  2. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои

знания о мире....................................................................................... 0 1 2 3

  1. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее,

чем сидеть на уроках, учиться…………………………………… …0 1 2 3

4.Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку........... 0 1 2 3

5.Все, что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция..................... .0 1 2 3

6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.…. …0 1 2 3

7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо........................... ... …0 1 2 3

8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излиш-

ней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться...............0 1 2 3

9. .Я испытываю интерес только к конкретным предметам .................0 1 2 3

10. Считаю, что успехи в учебе - немаловажная основа для уваже-

ния и признаниясреди одноклассников................................................0 1 2 3

  1. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений

и разносов со стороны родителей и учителей...................................0 1 2 3

12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема,когда сам

решу трудную задачу, хорошо выучу правило ........................……....0 1 2 3

13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, куль-

турным человеком................................................................................0 1 2 3

14. Хорошо учиться, не пропускать уроки-моя гражданская

обязанность на данном этапе моей жизни………………….................0 1 2 3

  1. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень

важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы………………………………………………….………………0 1 2 3

  1. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную ра-

боту с ребятами(в паре, брагаде, команде и т.д.)..................................0 1 2 3

17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи………………………………………………………………………..0 1 2 3

  1. Учусь хорошо, так как привык быть в числе лучших..........................0 1 2 3

  2. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту,

природе и т.д. )………………….................................................................0 1 2 3

  1. Учеба в моем возрасте - самое главное дело.........................................0 1 2 3

  2. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе..................................0 1 2 3

Ключ к опроснику "Учебная мотивация" - 5 - 8 кл.

Сложите количество баллов по следующим номерам ответов:

  1. познавательные мотивы …………………………………….2 9 15

  2. коммуникативные мотивы………………………………….3 10 16

  3. Эмоциональные мотивы……………………………………1 8 21

  4. Мотивы саморазвития……………………………………….6 13 19

  5. Позиция школьника…………………………………………..7 14 20

  6. Мотивы достижения успеха…………………………………5 12 18

  7. Мотивы одобрения (поощрения, наказания)………………..4 11 17

Перевод баллов в % осуществлять по системе:

1 балл - 11 % 3 балла - 33 % 5 баллов - 55 % 7 баллов - 77 % ,2балла - 22 % 4 балла - 44 % 6 баллов - 66 % 8 баллов - 88 % , 9 баллов - 100 %

Далее определяется уровень мотивации: высокий, средний, низкий.

  1. Приложение 3

Анкета «Мои интересы»


Цель: изучение сферы интересов учащегося, выраженности его интересов к активным видам деятельности, к общению, к развлечению, к творчеству.


Инструкция: Прочитав вид деятельности, выбери один из предложенных ответов, в зависимости от того, как часто ты интересуешься и занимаешься ей: а) очень часто; б) часто; в) иногда; г) редко; д) никогда.


Виды деятельности.

  1. Телевидение, радио.

  2. Общение в семье.

  3. Учеба.

  4. Спорт, занятия физической культурой, спорт. секция.

  5. Общение с друзьями.

  6. Домашний труд.

  7. Общение с учителем.

  8. Прослушивание музыки (любая).

  9. Учеба в музыкальной школе.

  10. Кино, видео, компьютерный салон игр.

  11. Прогулки с друзьями.

  12. Живопись, рисование, лепка, макраме и т. д.

  13. Походы.

  14. Экскурсии, краеведение.

  15. Техническое творчество.

  16. Общение с природой, животными.

  17. Дискотеки, концерты, театр.

  18. Чтение художественной литературы (вне программы), библиотека, читальный зал.

  19. Изготовление своими руками каких- либо изделий, предметов (вязание: спицы, крючок; шитье, вышивание и др).

  20. Другие виды творческой деятельности (поэзия, проза, моделирование и др.).

  21. Занятие без особой цели- ничегонеделание.


Ключ: (изучаемые стороны личности и соответствующие вопросы).

1.Широта интересов - по числу различных высокозначимых видов деятельности для учащегося (если значимость сферы равна или больше 4 баллов).

2. Интересы к трудоемким, активным видам деятельности- учитываются оценки 4 и 5 по вопросам №№ 3,4,6,9,12,13,14,15,19,20.

Качественный анализ проводится по следующим областям интересов учащегося (учитываются оценки 4 и 5):

  • общение- 2,5,7,16;

  • развлечение- 1,8,10,11,17;

  • творческая деятельность- 12,14,15,19,20;

  • организуемый взрослыми труд- 3,6.

С помощью качественного анализа определить, какие виды общения, развлечения, творчества наиболее или наименее предпочтительны для учащегося. Выделяются ведущие интересы учащегося, наличие интереса к активным видам деятельности, соотношение пассивных и активных интересов.



Приложение 4

Анкета для родителей детей с ОВЗ


Уважаемые родители!

Подошёл к концу учебный год, и мы просим Вас проанализировать работу педагога, с которым занимается Ваш ребенок. Для этого Вам необходимо ответить на несколько вопросов.

Сколько лет Вашему ребенку?_____________________

1. Сколько лет он занимается с этим учителем?_____________________

2. Вы привели своего ребенка, чтобы он: (выберите несколько вариантов ответа)

 научился вести себя в разных ситуациях (без присутствия родителей, в незнакомой обстановке);

 получил элементарные учебные навыки (научился читать, считать, различать цвет, форму, размер);

 получил навыки, необходимые для организации свободного времени (рисование, игра);

 общался с другими детьми;

 стал более уверенным в себе.

3. С каким настроением ходит Ваш ребенок на занятия?

 с радостью и интересом;

 по необходимости;

 часто не хочет идти на занятия.

другое (укажите, что) _____________________________________________________

4. Какую социальную поддержку, как родители, Вы получили в течение всего времени занятий Вашего ребенка? (выберите несколько вариантов ответа)

 преодоление проблем;

 поиск информации по важным вопросам;

 проведение досуга;

 обсуждение индивидуального опыта;

 налаживание прямых связей между родителями и школой т.п.;

 укажите, что еще______________________________________________________________

6. Проанализируйте, изменились ли Ваши отношения:

 к себе_______________________________________________________________________

 к ребенку____________________________________________________________________

 к семье______________________________________________________________________

7. Принимали ли Вы участие в праздниках, развлечениях, проводимых педагогом ? Если «да», то, что запомнилось особенно ярко? _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

8. В следующем учебном году Вы и Ваш ребёнок хотели бы посещать занятия этого учителя? __________________________________________________________________________

9. Чему бы Вы хотели научить Вашего ребёнка на занятиях в следующем учебном году?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы благодарим Вас и надеемся, что Ваши ответы

помогут нам в дальнейшей работе!







Приложение 5


Анкета для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

Начало формы

1. Ваше отношение к совместному обучению здоровых детей и детей с ОВЗ.:

Негативное

Положительное

Затрудняюсь ответить

2. Комфортно ли вашему ребёнку учиться в школе?:

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

3. Если «да», то что, на ваш взгляд, мешает совместному обучению?:

Техническая неприспособленность школ

Недостаток необходимых специалистов

Отсутствие специальных программ

Негативное отношение со стороны здоровых учеников и их родителей

Другое:

4. Какие проблемы вы видите в обучении вашего ребенка?: *

Отсутствие специальных условий обучения в массовых школах

Недостаток специальных педагогов

Проблемы общения ребёнка-инвалида со сверстниками

Проблемы адаптации

Другое:

5. Какую помощь вы хотели бы получить для решения проблем обучения в школе?: *

Регулярная психологическая помощь

Помощь в процессе адаптации ребёнка с ОВЗ в общеобразовательное учреждение

Поддержка в преодолении негативного отношения здорового окружения ребёнка с ОВЗ

Другое:













Конец формы

Приложение 6

Интеллектуальная игра для школьников. Эрудит-шоу «Это мы не проходили»

Цели и задачи:

• воспитание духовно-нравственных качеств личности, сплочение классного коллектива и развитие интеллектуально-творческих способностей школьников.

Оборудование. Любое музыкальное сопровождение - аудиозаписи различных мелодий. Набор жетонов для участников, 3 набора карточек с цифрами «1», «2», «3». Призы участникам.

Предварительная работа. В классном коллективе формируются 3 команды по желанию ребят. Подбираются члены жюри. Игроки заранее знают темы конкурсов, но не задание. Программу ведет классный руководитель, ведущий или лидер класса.

Описание эрудит-шоу

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы приглашаем вас на увлекательное эрудит-шоу. Но это не просто шоу, а интеллектуально-конкурсная программа, в ходе которой мы выявим самых эрудированных учеников нашего класса. Это соревнование на смекалку, чувство юмора, эрудицию, знание школьной программы и не только.

Придется вспомнить то, что вы изучали в школе почти девять (восемь) лет. Но будьте внимательны - возможны подвохи и ловушки.

Игра состоит из десяти конкурсов: конкурс смекалистых, музыкальный, математический, исторический, литературный, грамматический конкурсы, конкурс по искусству и естественным дисциплинам, и, по нашему мнению, самый сложный - конкурс биологический или «Осенние дары».

Там, где необходимо, команда, посоветовавшись, быстро дает свой вариант ответа. Возможно, будет необходимо просто поднять карточку с номером правильного варианта ответа.

Будьте внимательны, дружны и тактичны. За каждый правильный ответ команда получает один жетон. А жюри уже готово вас оценивать. Итак, в путь по интереснейшей стране школьных и жизненных знаний!

Кто самый смекалистый?

1. Общее между Ш. Холмсом, И. Сталиным и Р. Хасбулатовым. (Трубка)

2. Сплюснутый квадрат. (Ромб)

3. Его можно съесть или... намазать на сапог. (Крем)

4. Музыкальный жанр, особенно любимый военными. (Марш)

5. Скрипичный, водяной, замочный... (ключ)

6. Общее между деревом, книгой и венгерской музыкой. (Лист)

7. Конструктор первого летательного аппарата на планете, он же отец первого летчика. (Дедал)

8. Получеловек, полулошадь. (Кентавр)

9. Балерина и курильщик. Что общего? (Пачка)

10. Ученый, увидевший насквозь все человечество. (Рентген)

11. Постоянный обитатель крыши, швед по национальности. (Карлсон)

12. Русский государь, в чье правление у нас появились салфетки за обеденным столом. (Петр I)

13. Имя героя комедии Бомарше, ставшее синонимом расторопного слуги. (Фигаро)

14. Что иногда называют «Русской Америкой»? (Аляску)

15. Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный)

16. В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе)

17. Какая река самая «страшная»? (Река Тигр)

18. Какой месяц короче всех? (Май - три буквы)

19. Где край света? (Там, где начинается тень)

20. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить)

21. Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (В шляпку)

22. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)

23. Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух)

24. Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной - все надо положить)

25. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)

26. Что стоит между окном и дверью? (Буква «и»)

27. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)

28. Как можно поместить два литра молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку)

29. Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут)

30. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)

31. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (Якорь)

32. Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла 300 метров. Как ей это удалось? (Веревка не была ни к чему привязана)

33. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почтовая марка)

34. Можно ли зажечь спичку под водой? (Можно, если воду налить в стакан, а спичку держать ниже стакана)

35. Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться? (Нужно бросить яйцо на четыре метра, тогда первые три метра оно пролетит целым)

Ведущий: Молодцы. Жюри подсчитает, в какой команде больше правильных ответов или ответов, близких к истине, которые жюри засчитало правильным ответом. Это было только начало. Продолжаем игру.

2. Загадки математики

1. Решите задачу в стихах:

Мы только с парохода,

Недавно из похода -

Одиннадцать недель

Гостили на воде.

А сколько это дней? (77 дней)

2. Решите задачу-шутку: из города А в город Б самолет летит 80 минут, а обратно 1 час 20 минут. Почему? (80 мин = 1 час 20 мин)

3. Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько всего гусей? (Три гуся)

4. Слушайте внимательно! Я вошел в автобус и пересчитал пассажиров. Их было 17. Автобус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошли 6 человек, вышли 2. На следующей - вошли 4, никто не вышел. А потом на остановке один гражданин вошел с целой кучей обновок. Сколько было остановок? (Четыре)

3. Исторические личности

1. Кому принадлежат эти слова: «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет» (Александр Невский)

2. Какой город в Древней Руси называли матерью городов русских? (Киев)

3. Кто составил славянскую азбуку? (Братья Кирилл и Мефодий)

4. Назовите вождей народных восстаний на Руси. (К. Булавин, С. Разин, Е. Пугачев, И. Болотников)

5. По краткой характеристике узнать известного военного деятеля, писателя, деятеля искусств.

5.1. Советский военачальник, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза. В Гражданскую войну воевал на Кавказском фронте, где в 1920 г. вступил в Красную Армию. В Великую Отечественную войну - начальник штаба ряда фронтов, командующий армией, фронтом. После войны - заместитель министра обороны - начальник тыла. (И.Х. Баграмян, 1897- 1982)

5.2. Советский военачальник, Маршал Советского Союза. С марта 1918 г. командовал Восточным отрядом в борьбе с дутовщиной. Командовал рядом армейских группировок. В 1920-1922 гг. - военный министр и главнокомандующий народно-революционной армией Дальневосточной Республики. Первый кавалер ордена Красного Знамени. После Гражданской войны - на высших командных постах в армии. В 1929-1938 гг. - командующий Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армией. В 1938 г. арестован и расстрелян. (В.К. Блюхер, 1890-1938)

5.3. Советский военачальник, Маршал Советского Союза, трижды Герой Советского Союза. Р. 1919 - 1923 гг. - командующий 1-й Конной армией. Позже - на командных должностях в Красной Армии, заместитель и 1-й заместитель наркома обороны. В1941-1942 гг. командовал войсками ряда фронтов и направлений, затем - кавалерией Красной Армии. (С.М. Буденный, 1883-1973) 5.4. Советский военачальник, Маршал Советского Союза. Дважды Герой Советского Союза. С мая 1942 г. - начальник Генерального штаба и заместитель наркома обороны. В феврале 1945 г. был назначен командующим 3-м Белорусским фронтом и членом Ставки ВГК. Руководил штурмом Кенигсберга. В августе 1945 г. командовал советскими войсками при разгроме Квантунской армии в ходе Маньчжурской наступательной операции. После войны - на крупных военных постах в руководстве Вооруженными силами. (A.M. Василевский, 1895-1977)

4. Необычное краеведение

1. В Москве живут москвичи, во Владимире - владимирцы. А как зовут себя жители Курска, Архангельска? (Куряне, архангелогородцы)

2. Назовите слова, которые должны начинаться и заканчиваться буквой «К»:

- цветок (колокольчик)]

- танец (краковяк);

- незаменимый человек на корабле (кок);

- детская сказка («Колобок»);

- холодное оружие (кортик);

- гора Кавказа (Казбек);

- помещение на корабле (кубрик).

3. Назовите слова, которые должны начинаться и заканчиваться буквой «А»:

- центральное место цирка (арена)]

- старинный музыкальный инструмент (арфа)]

- большая река в Сибири (Ангара)]

- часть света (Африка, Америка)]

- центральная кровеносная артерия (аорта).

Ведущий: Мы уже провели несколько конкурсов, жюри будет сложно определить победителей.

Давайте дадим время членам жюри поработать и проведем небольшую игру со всеми присутствующими на нашем классном часе. Итак...

5. Фантастическое склонение

Ведущий: Необходимо вспомнить падежи и продемонстрировать правила склонения.

Используем слова «екалэмэнэ» и «епэрэсэтэ». Просклоняем эти слова, оставляя корень «е» неизменным, изменяя только окончание - «калэмэнэ» и «пэрэсэтэ».

Должно получиться так:

Именительный (кто? что?) екалэмэнэ, епэрэсэтэ.

Родительный (кого? чего?) екалэмэня, епэрэсэтя.

Дательный (кому? чему?) екалэмэну, епэрэсэту и т. д.

(Все присутствующие пробуют свои силы. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок просклоняет слова)

6. Обо всем понемногу

1. Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил)

2. Какие ноги у жирафа длиннее - передние или задние? (Одинаковые)

3. Где у кузнечика ухо? (На ноге)

4. Какие звери летают? (Летучие мыши)

5. Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (Зимой он спит)

6. Как называется явление природы, когда Луна между Солнцем и Землей на одной прямой линии? (Солнечное затмение)

7. Составьте как можно более длинное предложение (все слова должны начинаться на одну букву, за исключением предлогов и союзов). За каждое слово в предложении - 1 балл. Например, буква «К».

8. Чем угощала Золушка своих сестер на балу? (Апельсинами, лимонами)

9. Какой герой сказки ослеп, не потеряв зрение? (Кай из сказки «Снежная королева» Г.Х. Андерсена)

10. Героиня, которая учила бесшабашного мальчишку: «Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки». (Мальвина)

11. Назовите автора «Приключений Чипполино». (Д. Родари)

12. В каком городе родился русский писатель А.П. Чехов? (В Таганроге)

Ведущий: Мы попросим жюри объявить итоги перед последним конкурсом.

(Члены жюри объявляют предварительные итоги)

7. Дары природы разных стран

Ведущий: А сейчас мы подошли к финальному биологическому конкурсу - «Осенние дары».

Здесь мы всех попросим помолчать, лишь поднимать таблички с номером, соответствующим, по вашему мнению, правильному варианту ответа.

1. После проведения археологических раскопок мы узнали о самом первом хлебе. Его готовили из...

• древесины; орехов и желудей; дикорастущей травы. Вымоченные и высушенные желуди растирали

между камнями в муку, из которой делали первые сырые лепешки, их можно было печь на огне. Так делали хлеб, пока не стали употреблять пшеницу.

2. Есть сказка про чудо-дерево, на котором растут булки, калачи, пряники. А в какой стране на самом деле растет хлебное дерево, которое плодоносит 8 месяцев в году, а хлеба с одного 15-летнего дерева хватает семье из трех человек на целый год?

• На Ямайке; в Японии; в Китае.

3. Название этого овоща, заимствованное из немецкого языка, восходит через итальянское слово «трюфель» к латинскому «терратубер», что означает «земляная шишка». Как вы думаете, что это за «земляные шишки»?

• Редис; свекла; картофель.

4. Раньше существовало поверье: если отвезешь в лес вечером миски с этим пареным овощем - утром на этом месте найдешь слиток золота, так как это любимое лакомство гномов. Ночью гномы съедят угощенье и щедро заплатят за любимое кушанье. Доверчивые люди носили в лес миски, но золота, увы, не находили. Какой пареный овощ является любимым лакомством гномов?

• Морковь; козелец; фасоль.

5. Этот овощ у древних персов считался символом ссор, раздора и сплетен. Кто хотел насолить сопернику или недругу, тайно подбрасывал в дом ветвистое дикорастущее растение. А греки, наоборот, очень ценили этот корнеплод, даже благодарственные приношения богам делали в виде его серебряного изображения. А на Руси красавицы использовали его как румяна. Что это за овощ?

• Редис; свекла; морковь.

6. Этот овощ не только съедобен. В 1532 г. в долине реки Ориноко, оказывая сильное сопротивление испанским завоевателям, индейцы провели первую в истории... газовую атаку. Они несли жаровни и непрерывно бросали на тлеющие угли какой-то красный порошок. Из какого измельченного овоща индейцы получили удушливый газ?

• Лук; чеснок; перец.

9. Этот овощ долгое время во Франции и Италии слуг- жил только декоративным украшением беседок, в Германии - красовался в горшках среди комнатных растений, а в Англии и России его выращивали в оранжереях среди экзотических цветов. Привезен он был из Южной Америки, плоды его назывались «золотыми яблоками», хотя и считались ядовитыми. О каком овоще идет речь?

• Дыня; помидор; патиссон.

10. Родина этого овоща - Индия. Одно время считалось, что это самая изысканная пища. В Турции даже живет легенда: в далекие времена, когда этот овощ только-только появился в стране, жестокий и жадный султан Магомет II приказал однажды вспороть животы семи придворным, дабы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок овощей. В Россию он попал из Греции, а название его на греческом означает «неспелый, недозревший». Что это за овощ?

• Баклажан; огурец; капуста.

(Жюри подводит итоги. Проводится награждение победителей. Если позволяет время, можно организовать музыкально-танцевальную паузу)




© 2010-2022