• Преподавателю
  • Другое
  • Программа факультативного курса Основы трудоустройства для 9 класса специального образовательного учреждения 8 вида

Программа факультативного курса Основы трудоустройства для 9 класса специального образовательного учреждения 8 вида

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение Республики Хакасия

«Боградская санаторная школа-интернат»



Утверждаю

Директор___________ Сердюкова Г.В.

Приказ № _______ от ___________2013 г.







Адаптированная программа

факультативного курса для 9 класса

«Основы трудоустройства»




Составитель:

Богданович Н.Э.,

учитель СБО













Боград

Введение

Концепция модернизации российского образования определяет одну из приоритетных задач школы - обеспечение успешной социализации ребенка. Основной целью специального (коррекционного) образовательного учреждения является подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечивая тем самым условия их социализации и интеграции в общество.

«Великое благо жизни - труд» - писал Л.Н. Толстой. Мысль о том, что человек не может не трудиться не вызывает, наверное, ни у кого сомнения. Дети с ограниченными возможностями за годы обучения приобретают определенные трудовые и социальные навыки.

Но, как показывает практика, именно они, выйдя из стен школы- интерната, являются социально неподготовленными к преодолению жизненных трудностей, в т.ч. устройства на работу: поиск работы в соответствии с потенциальными возможностями, умение заполнять деловую документацию, незнание основных норм трудового законодательства и пр.

В школьной программе по русскому языку, социально-бытовой ориентировке на изучение деловых бумаг отводится крайне мало часов. За столь короткий срок невозможно выпускнику овладеть основами трудового законодательства, формированию практических навыков по заполнению необходимой при трудоустройстве документации.

С целью повышения социальной компетентности выпускников и их подготовки к будущей самостоятельной жизни разработана программа факультативного курса «Основы трудоустройства», призванная дать достаточный объем доступных для понимания знаний по трудовому законодательству, формировать элементарные навыки ведения деловой документации.

Для более успешного решения проблем определены основные направления деятельности:

1. Изучение теоретических основ трудового законодательств.

2. Осуществление социально-развивающей деятельности в нескольких направлениях:

  • профориентация.

  • практическая деятельность по составлению пакета деловых бумаг, в т.ч. резюме.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативного курса «Основы трудоустройства» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

В программе нашли отражение цели и задачи изучения данного учебного курса. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых понятий.

Основные цели курса: реализация практической подготовки выпускников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение опытом социального поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение правового, общего и речевого развития обучающихся.

Обучение решает следующие задачи:

  • развитие представлений об окружающем мире - обществе, в котором выпускнику после окончания обучения предстоит самостоятельно устраивать свою жизнь;

  • накопление знаний основ Трудового кодекса РФ;

  • накопление знаний, умений и опыта социального поведения;

  • развитие коммуникативных навыков как средства общения;

  • формирование практических навыков по ведению деловой документации и пр.

Для обеспечения целенаправленного развития обучающихся, подготовки их к самостоятельной жизни программа предполагает интегрированный подход к формированию личностных качеств, комплексную поддержку школьников с ОВЗ в период обучения в школе-интернате.

Направления:

I. Теоретическая подготовка.

II. Трудовая культура. Деловое общение.

III. Профессиональная ориентация.

IV. Коммуникативная культура.

V. Практическая подготовка.

I. Теоретическая подготовка (основы правовых и экономических знаний)

При изучении содержания этого раздела у выпускника значительно расширяются представления об окружающей жизни, формируется умение адаптироваться в ней; происходит знакомство с основами элементарных экономических и правовых знаний.

II. Трудовая культура

В этом разделе предусматривается сообщение учащимся специальных знаний по безопасности трудовой деятельности, культуре труда и быта и др. Здесь же изучаются основы делового общения.

III. Профессиональная ориентация

В социализации школьников значительное место уделяется профессиональной ориентации и профконсультации выпускников. Содержание этой работы предусматривает параллельное с курсом СБО формирование представлений и понятий о профессиях, о производстве (промышленности, сельском хозяйстве; о больших предприятиях и малых, частных и государственных и др.); продолжается обучение деловому общению.

IV. Коммуникативная культура

Социальная адаптация - это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество. Именно поэтому данному разделу придаётся большое значение. Предусматривается работа по нескольким направлениям:

- формирование коммуникативных способностей учащихся;

- организация коммуникативной деятельности;

- овладение культурой общения.

V. Практическая подготовка

В социализации выпускников огромное значение имеет уровень сформированности практических навыков в разных сферах: деловое общение (умение грамотно изложить суть), деловое письмо (умение грамотно составлять деловые бумаги - заявление, анкета и др.), трудовая деятельность.

Формы занятий:

Практикумы, тренинги, моделирование реальных ситуаций, ролевые игры, экскурсии и др.

Требования к уровню подготовки учащихся


К концу изучения курса выпускник должен овладеть следующими знаниями и умениями:

I. Теоретическая подготовка.

Знать: название основного законодательного документа - Трудового кодекса РФ; основные государственные институты - служба занятости и пр.; документы, необходимые при устройстве на работу, процедуру оформления на работу; профессии, связанные с трудоустройством; специальную терминологию; права и обязанности работника и работодателя.

Уметь: оперировать терминологией; оформлять нужную документацию.

II. Трудовая культура. Деловое общение.

Знать: правила безопасности трудовой деятельности; иметь понятия о культуре труда и быта; основы делового общения.

Уметь: соблюдать правила безопасности на производстве; создавать условия для продуктивной деятельности; дорожить своим рабочим местом; ценить свой труд; использовать в речи специальную терминологию; уметь сроить диалог.

III. Профессиональная ориентация

Знать: профессии, доступные детям с ограниченными возможностями, местонахождение ПУ, правила поступления в ПУ.

Иметь представление, где можно получить профессию (учебные заведения системы НПО).

IV. Коммуникативная культура.

Уметь: вести диалог с незнакомыми людьми при поступлении на работу, грамотно излагать свои мысли. Активно участвовать в беседах, обсуждениях.

Содержание учебного курса


1. Вводное занятие. «Великое благо жизни - труд». (Л. Толстой) 1час.

2. Профессиональная ориентация. 5 час

Человек и его дело (строитель, плотник, столяр, животновод). О трудолюбии, терпении, настойчивости. Представления о начальном профессиональном образовании (начальное профессиональное). Экскурсия в ПУ-13.

3. Основы правовых знаний. 7 час.

Трудовой кодекс. Закон РФ «О занятости населения РФ». Трудовой договор. Права и обязанности сторон. Льготы. Документы для поступления на работу (трудовая книжка, ИНН, заявление, анкета и пр.).

Практическая работа: заполнение документов для поступления на работу (заявление, составление резюме, автобиография, анкета).

4. Основы экономических знаний. 10 час.

Рынок труда. Оплата труда. Виды оплаты труда. Налоги. Виды налогов. Подоходный налог (налог с физического лица). Безработица. Служба занятости населения. Работодатель и работник.

Практическая работа: заполнение квитанции на оплату налога и др.

5. Коммуникативная культура. 5 час.

Личность и общество. О профессиональной гордости и достоинстве. Об отношениях между коллегами, взаимоотношениях руководителей и подчинённых. Культура оформления документов для поступления на работу или в учебное заведение. Умение вести диалог с коллегами, руководителем.

Практическая работа: упражнения в построении диалога, ролевые игры.

6. Повторение. 3 час

7. Резервные уроки - 3 час.



Контроль уровня обученности

Контроль знаний, умений и навыков включает систему работ: устный опрос, проверку запоминания и понимания словаря, пересказ, заучивание наизусть основных понятий, текущую проверку понимания изучаемого материала, выполнение практических заданий, текущих и контрольных проверочных тестов.

Приложение

Терминологический словарь

Безработица - отсутствие работы при наличии нужды в ней; невозможность найти себе службу, заработок. | Отсутствие спроса на рабочую силу при массовом предложении труда (экон.).

Договор - это письменное соглашение двух или нескольких организаций или людей. В договоре прописаны обязанности заключивших его сторон по отношению друг к другу. Если одна из сторон не выполняет свои обязательства, другая имеет полное право обратиться в суд.

Доход - это некая денежная сумма, постоянно или разово поступающая агентам, другими словами, экономическая выгода. Это может быть прибыль от предпринимательской деятельности, зарплата, дивиденды, проценты и т.п. Реже доход выражается в натуральной форме

Закон - это нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти. Закон регулирует наиболее важные общественные отношения.

ИНН расшифровывается как «индивидуальный номер налогоплательщика». Его обязан иметь каждый трудоспособный гражданин нашей страны. С помощью ИНН контролируются как пенсионные отчисления работающего, так и его добросовестность как налогоплательщика. ИНН обязаны иметь и предприятия.

Доходы лица подсчитываются за определенный период, обычно за год.

Налоги - обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.

Оплата труда - (заработная плата (разг. зарплата) - денежная компенсация (об ином виде компенсаций практически неизвестно), которую работник получает в обмен за свой труд.

Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Охрана труда включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия.

Работа - осуществление трудовой деятельности; совокупность задач и функций:

- которые способен выполнять один человек; или

- которые могут быть поручены одному человеку.

Работодатель - сторона трудового договора; юридическое или физическое лицо, нанявшее на работу хотя бы одного наемного работника.

Работодатель - в РФ - организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях.

Работник - тот, кто работает, трудится.

Рабочее время - это время работы, пассивного и активного труда.

«Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени» (ТК РФ)

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда - в узком смысле - место, где совершаются сделки между нанимателем и продавцом рабочей силы.

Собственность - это принадлежность объектов, средств и продуктов производства юридическим и физическим лицам. Право собственности сводится, как правило, к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом.

Социальный пакет - это набор льгот, которые предоставляются государством федеральным льготникам. Социальный пакет дает право на получение бесплатных лекарств при амбулаторном лечении, право на получение бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям, право на бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте, право на проезд в железнодорожном транспорте 1 раз в год к месту санаторно-курортного лечения и обратно.

Социальный пакет - это набор специальных льгот, которые организация предоставляет своим работникам. «Содержимое» социального пакета определяет фирма. Это может быть оплата питания, обучения, проезда, медицинских услуг, иногда проживания.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин может защищать свои права и свободы любыми, не запрещенными законом способами. Существует три формы защиты прав человека: судебная, государственная и административная.

Транспортный налог в РФ должны выплачивать все физические и юридические лица, на которых зарегистрировано транспортное средство.

Труд - это деятельность человека, имеющая цель. В процессе труда человек каким-либо образом приспосабливает окружающие явления к своим целям. В экономике труд составляет одну из основных четырех фаз производства.

Цена - это одна из основных экономических категорий. Цена означает количество денег, которые покупатель согласен заплатить продавцу за товар, и за которые продавец согласен продать. О цене можно говорить как о денежной стоимости единицы товара, так как цена определенного количества товара составляет его стоимость.

С. И. ОЖЕГОВ. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. М. 1983 г.

Литература для учителя:

1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»

(в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ)

(с изменениями на 11 июля 2011 года)

2. Трудовой кодекс РФ.

3. Бгажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. - 1994. - №1

4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. Воронковой. - М., 1994. - 416 с.

5. .Зиглар З. Умение добиваться успеха. - М., 1999.

6. Курсовая работа по дисциплине: "Трудовое право". Диргамов Р. Р.Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя: / Л. М. Митина.- М., 1998.

7. Рогов Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. Москва., Владос - пресс, 2008..

8

© 2010-2022