Программа кружковой работы Город мастеров

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Направленность кружка«ГородМастеров» является художественно-эстетической, по функциональному предназначению - общекультурной, по форме организации - кружковой, по времени реализации - годичной.

Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании, что наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Программа способствует:

-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;

-освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

-знакомству с различными видами материала и его свойствами.

Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время обучающихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью - это самые распространенные виды декоративно - прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений и материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно - прикладным творчеством обучающимся любого возраста.

Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному. Каждый блок программы имеет свою логическую структуру, что позволяет учитывать различную степень подготовки обучающихся, индивидуальные способности, направленность интересов.. Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества. Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей

Программа кружка «Город мастеров» рассчитана на детей 12-16 лет с нарушениями интеллекта, предназначена для 8 класса. Практические занятия составляют большую часть данной программы. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, правильно пользоваться инструментами и хранить их, поэтому особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение внеурочной деятельности выходит далеко за рамки усвоения обучающимися конкретных технологических операций. В ней все элементы учебной деятельности - целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. - предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.

Цель программы:

  • всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;

  • создание условий для самореализации ученика в творчестве;

  • формирование практических трудовых навыков;

  • развитие индивидуальных творческих способностей.

Задачи программы:

Обучающие:

  • расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;

  • обучение приемам работы с инструментами;

  • обучение умению планирования своей работы;

  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

  • обучение приемам работы с различными материалами;

  • обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

  • развитие образного мышления и воображения, глазомера;

  • развитие памяти, внимания, мышления , сенсорики ,мелкой моторики рук;

  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;

  • обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к результатам труда;

  • воспитание трудолюбия, аккуратности, бережливости, усидчивости, целеустремлённости, терпения;

  • воспитание культуры общения, доброго отношения к товарищам, умения работать в коллективе;

  • развитие активности и самостоятельности;

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

при работе в кружке «Город мастеров»

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек.

Уметь:

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения - речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания.

С помощью воспитателя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных воспитателем или возникающих в ходе работы проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.

Режим работы кружка - 1 занятие в неделю, всего 34 часа в год.

Структура программы


Программа кружка «Город мастеров» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с бытом.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.



Тематическое планирование и содержание программы

по темам и объему.


п/п

Тема

Теоретические

часы

Практические

часы

1

Вводное занятие, знакомство с планом кружковой работы

1

-

2

Сбор природного материала во время прогулки. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

2

Знакомство с природным материалом для работы

1

1

3

Поделка «Петух» из соломы

1

1

4

Поделки из круп и веток

1

1

5

Поделка «Топиарий» из природных материалов

1

1

6

Поделки из овощей «Осенние фантазии»

1

1

7

«Карета из тыквы»

1

1

8

«Птица счастья»

1

1

9

Знакомство с бросовым материалом. Инструктаж по технике безопасности.

1


10

Ваза из бросового материала

1

1

11

Ваза из бросового материала


1

12

Сова из компьютерных дисков

1

1

13

Шкатулка из пластика

1

1

14

Шкатулка из пластика


1

15

Золотая рыбка

1

1

16

Цветы из пластика

1

1

17

Цветы из пластика


1

18

Знакомство с разными видами бумажного творчества. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

19

Квиллинг

2

1

20

Квиллинг


1

21

Квиллинг


1

22

Квиллинг


1

23

Киригами

2

1

24

Киригами


1

25

Киригами


1

26

Декупаж

2

1

27

Декупаж


1

28

Декупаж


1

29

Декупаж


1

30

Бумагопластика

2

1

32

Бумагопластика


1

33

Бумагопластика


1

34

Бумагопластика


1

35

Папье-маше

2

1

36

Папье-маше


1

37

Итоговое занятие. Выставка работ

1

1


Итого

27

35

Содержание:

Вводное занятие.

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

  • Требования к поведению обучающихся во время занятия в кружке.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

Работа с природным материалом.

  • Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.

  • Поделки но замыслу детей.

Работа с бросовым материалом.

  • Изготовление из пластика.

  • Конструирование игольницы из дисков.

  • Цветы из пластика

  • Шкатулка из пластика

  • Золотая рыбка

Работа с бумагой и различными техниками.

  • Знакомство с квилингом

  • Знакомство с киригами

  • Знакомство с декупажем

  • Знакомство с бумагопластикой

  • Знакомство с папье-маше.

К концу года обучающиеся должны знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

  • правила планирования и организации труда;

  • способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

К концу года обучающиеся должны уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;

  • строго соблюдать правила безопасности труда;

  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);

  • экономно и рационально расходовать материалы;

  • контролировать правильность выполнения работы.

Ожидаемые результаты:

Высокая степень интереса обучающихся к содержанию занятий кружка. Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок в качестве декоративного оформление класса, квартиры, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение своих умений и навыков в других сферах жизни.

Список литературы.



  1. Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия - М.,1992.

  2. Ю.Б.Гомозова Калейдоскоп чудесных ремесел.М., 2005

  3. Н.С.Ворончихин "Сделай сам из бумаги"

  4. Т.М. Геронимус "Работаем с удовольствием" 1998г.

  5. Н.М.Конышева "Чудесная мастерская"

  6. Н.М.Конышева "Секреты мастеров"

  7. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

  8. Г.И. Перевертень "Самоделки из текстильных материалов" - М., 1990 г.

  9. Т.М. Геронимус "Я все умею делать сам" - М., 1998 г.

  10. Агапова И., Давыдова М. «Поделки из бумаги», Москва, Лада издательство, 2008г.

  11. В.В.Выгонов « Игрушки и поделки из бумаги» ,Москва Издательский Дом МСП 2006г.

  12. Н.Докучаева «Мастерим бумажный мир». «Строим город», Санкт - Петербург «Диамант» «Валерий СПб 1997г.

  13. Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике», Москва, 2006г.








































© 2010-2022